Тренинг по выражению эмоций
план-конспект занятия (1 класс)

Лола Альбертовна Галеева

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx73.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг рассчитан на первоклассников (6-7 лет) и их родителей и направлен на установления взаимопонимания между детьми и родителями в этот непростой период.

Тренинг для родителей:

Каждый родитель занимает то место за партами, которое занимает его ребенок в учебные дни и пишет свое имя на бейджике, который уже лежит там.

Игра на знакомство.

Каждому из участников нужно придумать какую-нибудь фразу. Которая будет описывать его суть, это может быть крылатое выражение, фраза из фильма, книги, строчка стиха или песни. Участникам дается время, а затем они по цепочке называют свое имя и фразу, которую выбрали.

Правила тренинга.

Участникам нужно принять правила, которые они будут соблюдать на тренинге, а также выбрать штраф для тех, кто эти правила нарушит. Например:

  • Все, что было сказано на тренинге, остается на тренинге.
  • Телефоны и другая техника должны быть переведены в беззвучный режим.
  • Не прерывать участника, который сейчас говорит.
  • Каждый имеет право промолчать или отказаться от участия в упражнении.
  • Нельзя оскорблять участников тренинга, переходить на личности.
  • И т.д.

Штраф: вспомнить любое правило русского языка и произнести его вслух.

Психогимнастика.

Закройте глаза. Представьте себя талантливым охотником из дикого племени с другого конца света. Всю жизнь вы провели на воле, среди свободных лесов и высоких деревьев. Внезапно Вы оказались в современном городе, вы едва ли говорите на местном языке, все вокруг требуют от вас умений, необходимых для жизни городского человека. Читать, писать, ездить на метро, переходить чрез улицу. Пространства и свободы вокруг вас стало меньше, а требований больше. Вы талантливый охотник, но в этом городе ваши таланты уже не актуальны. Что вы почувствуете? Как себя поведете? Запишите на бумажке. Кто-нибудь хочет зачитать?

Лекционная часть.

Сейчас мы все записали на бумажках свои чувства в такой непростой ситуации. Наверное, большинство из них были неприятными, и тому туземцу было бы трудно справляться. Может показаться, что ситуация неправдоподобна, но примерно такие чувства может испытывать ребенок, приходя в первый класс. Ведь совершенно внезапно на него сваливается огромная ответственность, он должен отвечать за очень многие вещи, обстановка абсолютно меняется, а свободы становится меньше. Он должен отвечать за то, чтобы в портфеле было все необходимое для занятий, не забыть сменку, сидеть за партой целый урок, стараться быть внимательным, ведь уже в следующем году он будет получать оценки за свою работу, слушать учителя, осваивать такие сложные действия как письмо, чтение и счет, соблюдать новые школьные правила, носить школьную форму, вливаться в новый коллектив, знакомиться с новыми педагогами, все вокруг говорят ему, что он должен быть более ответственным, хорошо учиться, вести себя по-взрослому, многого от него ожидают. При этом времени на игры и отдых у него остается гораздо меньше. Чем раньше, многие после школьных занятий еще ходят в кружки и секции, а в следующем году им нужно будет после всего этого  еще и домашнее задание делать… Для ребенка все это может быть очень непросто, поэтому мы сегодня с Вами поговорим о том, как помочь детям пройти через все это. Для того, чтобы помочь ребенку в это непростое время очень важно понять и признать его чувства. Порой мы отрицали чувства наших детей и расстраиваем их, даже не замечая этого. Например, ребенок говорит, что ему холодно, мы отвечаем, что ему не может быть холодно, ведь сейчас еще довольно тепло, и он одет по погоде, ребенок продолжает настаивать, а родитель начинает раздражаться.

На листочках на ваших столах вы найдете примеры других высказываний детей, которые часто ведут к автоматическому отрицанию со стороны их родителей. Пожалуйста, прочитайте каждое высказывание и кратко запишите, что, по вашему мнению, должны сказать родители, если они отрицают чувства своего ребенка.

1. Р е б е н о к. Это домашнее задание слишком сложное! Я не могу его сделать.

2. Р е б е н о к. Это был тупой день рожденья. (После того как вы из кожи вон вылезли, чтобы сделать этот день чудесным.)

3. Р е б е н о к. Я больше не буду носить пластинку. Мне больно. Мне все равно, что стоматолог говорит!

4. Р е б е н о к. Меня так взбесило! Только из-за того, что я пришел на две минуты позже на физкультуру, учитель меня не ввел в команду.

Вы поймали себя на том, что пишете:

«Нет, посмотри, это очень простое задание, ты уже такое делал. Хватит капризничать. Собирись и сделай это упражнение.».

«О чем ты говоришь? У тебя был замечательный день рожденья — мороженое, праздничный торт, воздушные шарики. Ладно, это последний праздник, который для тебя устраивали!»

" Тебе не может быть так уж больно. Ты будешь носить пластинку. Это необходимо."

"И правильно. Нечего было опаздывать."

Теперь давайте представим, что чувствует ребенок, когда слышит такое день за днем. Чтобы лучше это понять мы проведём небольшое упражнение, которое раскроет несколько стандартных реакций на чьи-то жалобы и чувства, которые мы испытываем, когда слышим такую реакцию. Представьте, что вы на работе. Начальник просит сделать дополнительную работу для него. Он хочет, чтобы она была готова к концу дня. Подразумевается, что вы должны немедленно за нее приняться, но из-за серии появившихся неотложных дел вы совершенно забыли про нее. Это такой сумасшедший день, что у вас едва найдется время пообедать.

Когда вы и некоторые сотрудники готовы уйти домой, начальник подходит к вам и просит отдать ему готовую часть работы. Вы быстро пытаетесь объяснить, как были загружены целый день. Он прерывает вас. Громким злобным голосом он орет: «Меня не интересуют ваши оправдания! За что, черт возьми, вы думаете, я плачу вам, за то, что вы целый день сидите на заднице?» Как только вы открываете рот, чтобы что-то сказать, он говорит: «Хватит». И направляется к лифту.

Сотрудники делают вид, что ничего не слышали. Вы заканчиваете собирать свои вещи и покидаете офис. По дороге домой вы встречаете друга. Вы до сих пор настолько расстроены, что начинаете рассказывать ему о случившемся.

Ваш друг пытается «помочь» вам восьмью разными способами. Читая каждый ответ, настройтесь на немедленный спонтанный отклик и запишите его. (Нет правильных или неправильных реакций. Что бы вы ни чувствовали, это нормально для вас.)

1. Отрицание чувств: «Нет никакой причины так расстраиваться. Глупо испытывать подобные чувства. Ты, наверное, просто устал и делаешь из мухи слона. Не может быть все так плохо, как ты описываешь. Давай, улыбнись… Ты такой милый, когда улыбаешься».

2. Философский ответ: «Слушай, жизнь именно такая. Не всегда все происходит так, как мы этого хотим. Тебе надо научиться относиться к таким вещам спокойно. Ничто не идеально в этом мире».

3. Совет: «Знаешь, что я думаю, тебе надо сделать? Завтра утром зайди к начальнику в кабинет и скажи: «Простите, я был не прав». Затем сядь и закончи ту часть работы, которую ты забыл сделать сегодня. Не отвлекайся на срочные дела. И если ты умный и хочешь оставить эту работу за собой, ты должен быть уверен, что ничего подобного больше не повторится».

4. Вопросы: «Какие именно срочные дела привели к тому, что ты забыл об особом требовании начальника?

«Ты разве не понимал, что он рассердится, если ты сразу же не начнешь этим заниматься?»

«Это когда-нибудь раньше случалось?»

«Почему ты не последовал за ним, когда он покинул комнату, и не попытался объяснить все еще раз?»

5. Защита другого человека: «Я понимаю реакцию твоего начальника. У него и так, наверное, жуткий цейтнот. Тебе еще повезло, что он не раздражается чаще».

6. Жалость: «Ой, бедняга. Это ужасно! Я тебе сочувствую, я сейчас просто заплачу».

7. Попытка психоанализа: «Тебе не приходило в голову, что реальная причина того, почему ты расстроен, кроется в том, что твой начальник символизирует фигуру отца в твоей жизни? Будучи ребенком, ты, возможно, боялся доставить отцу неудовольствие, и, когда твой босс отругал тебя, к тебе вернулись твои ранние страхи вызвать неприятие. Это не так?»

8. Сопереживание (попытка настроиться на чувства другого человека): «Да уж, это довольно неприятное переживание. Подвергнуться подобной резкой критике перед другими людьми, особенно после такой нагрузки, — это нелегко пережить!»

Давайте обсудим то, что вы написали. Скорее всего, ваша реакция на сопереживание была наиболее положительной, возможно, она даже помогла вам собраться и настроиться на составление плана дальнейших действий в данной ситуации. Действительно, порой нам нужно всего лишь признание наших чувств, знание, что их понимают и принимают. Сегодня мы с вами рассмотрим способы решения таких проблем, которые предлагают психологи Адель Фабер и Элейн Мазлиш. Давайте посмотрим, что мы можем сделать, чтобы показать ребенку, что мы знаем о его чувствах, и помочь ему самому с ними разобраться.

1. Выслушайте его внимательно. Это очень важно, ведь попытки достучаться до кого-то, кто только говорит, что слушает, могут привести в уныние. Вам даже необязательно что-то отвечать. Часто сочувственное молчание — это все, что нужно ребенку

2. Разделите его чувства (с помощью слов  «да…», «хм…», «понятно»). Простые слова «да», «хм…» или «понятно» очень помогают. Подобные слова вкупе с внимательным отношением — это стимул для ребенка понять свои собственные мысли и чувства и, возможно, придумать свое решение проблемы

3. Назовите его чувства. Не отрицайте их. Странно, но как бы мягко мы не убеждали ребенка прогнать плохое чувство, он только еще больше расстраивается. Родители часто боятся, что если назовут чувство, то сделают этим еще хуже. Но правда совсем в обратном. Если ребенок слышит название того, что он ощущает, он успокаивается. Кто-то признал его чувства. Не стоит напрямую спрашивать ребёнка, почему он так себя чувствует. Некоторые дети могут рассказать вам, почему они испытывают страх, злятся или чувствуют себя несчастными. Тем не менее, для многих вопрос «Почему?» только осложняет проблему. В дополнение к их первоначальной проблеме они должны теперь анализировать причину и придумывать разумное объяснение. Очень часто дети не знают, почему они чувствуют именно так. В другое время им неохота рассказывать, потому что они боятся, что в глазах взрослого их причины будут выглядеть неубедительно («Ты из-за этого плачешь?»). Гораздо полезнее ребенку услышать: «Я вижу, что ты грустишь из-за чего-то» вместо вопросов: «Что случилось?», «Почему ты так чувствуешь?» Легче разговаривать с взрослым, который понимает то, что ты чувствуешь, чем с тем, кто требует от тебя настоятельных объяснений.

4. Покажите, что вам понятны желания ребенка, подарите ему желаемое в фантазии.

Когда дети хотят что-то, чего у них нет, взрослые обычно пытаются логически объяснить, почему у них этого нет. Часто чем усерднее мы объясняем, тем сильнее они выражают несогласие. Иногда, если КТО-ТО понимает, как сильно ты желаешь чего-то, реальность гораздо легче пережить. Некоторым родителям очень понравилась идея дарить детям в виде фантазии то, что они не могли дать им в реальности. Этим родителям было гораздо легче сказать: «Ты бы хотел, чтобы у тебя было…», чем вести изнурительную борьбу, выясняя, кто прав и почему.

«Д э в и д (десять лет). Мне нужен новый телескоп.

О т е ц. Новый телескоп? Зачем? Ведь ничего не случилось с тем, который у тебя уже есть.

Д э в и д (пылко). Это детский телескоп!

О т е ц. Он полностью подходит мальчику такого возраста.

Д э в и д. Нет, не подходит. Мне нужен телескоп с мощностью 200.

О т е ц (понял, что дело идет к спору, поэтому решил попробовать изменить тактику). Так, значит, ты действительно хотел бы телескоп с мощностью 200.

Д э в и д. Да, потому что тогда я бы смог смотреть на кратеры.

О т е ц. Ты хочешь тщательно рассмотреть их.

Д э в и д. Точно.

О т е ц. Знаешь, чего бы я хотел? Я бы хотел, чтобы у меня было достаточно денег, чтобы купить тебе этот телескоп. Нет, с твоим интересом к астрономии я бы хотел, чтобы у меня было достаточно денег для покупки телескопа с мощностью 400.

Д э в и д. С мощностью 600.

Отец. 800.

Д э в и д (все с большим энтузиазмом). С мощностью 1000.

О т е ц. С… с…

Д э в и д. Я знаю… я знаю… Если бы ты мог, ты бы купил мне такой, как на Маунт-Паломар!

В момент фантазирования очень важно отпустить себя, быть во всех отношениях фантазером. Хотя Дэвид понял, что этим кончится, он, казалось, оценил то, что к его желанию отнеслись всерьез».

Теперь у вас есть четыре возможных способа оказать первую помощь ребенку, у которого проблема: слушать его с полным вниманием, признавать его чувства словами, называть его чувства, понять желания ребенка, подарив ему желаемое в виде фантазии. В следующем упражнении есть шесть фраз, которые ребенок может сказать своим родителям. Пожалуйста, прочитайте каждое высказывание и подумайте:

1) каким словом или несколькими словами вы могли бы описать то, что чувствует ребенок?

2) какой фразой вы могли бы показать, что понимаете его чувство?

1. «Я бы хотел ударить этого Майкла в нос!»

2. «Всего лишь из-за дождя учительница сказала, что мы не поедем на экскурсию. Она тупая».

3. «Мэри пригласила меня к себе на день рождения, но я не знаю…»

4. «Я не знаю, почему учителя должны нагружать нас такими большими домашними заданиями на выходные!»

5. «У нас сегодня были занятия по баскетболу, и я один раз не смог попасть мячом в корзину».

5. «Дженни уезжает, а она моя лучшая подруга».

Вы заметили, сколько мыслей и усилий вам требуется, чтобы показать ребенку, что вы понимаете его чувства? Удержитесь от того, чтобы давать советы. Это так заманчиво — попытаться моментально решить проблему ребенка:

«Мам, я устал».

«Тогда ложись и отдохни».

«Я хочу есть».

«Ну, тогда съешь что-нибудь».

«Я не хочу есть».

«Ну, значит, не ешь».

Удержитесь от соблазна мгновенно «улучшить ситуацию». Вместо того чтобы дать совет, продолжайте принимать и

отражать чувства ребенка.

Давайте рассмотрим пример, реальную историю, рассказанную одним отцом. Сын влетает в дом с фразой: «Я бы хотел ударить этого Майкла в нос!». Обычно разговор протекал бы так:

С ы н. Я бы хотел ударить этого Майкла в нос!

О т е ц. Почему? Что случилось?

С ы н. Он кинул мою тетрадь в грязь!

О т е ц. Так, ты что-нибудь ему сделал перед этим?

С ы н. Нет!

О т е ц. Ты уверен?

С ы н. Клянусь, я его вообще никогда не трогал.

О т е ц. Майкл — твой друг. Если последуешь моему совету, то забудешь обо всем этом. Ты не идеален, ты это знаешь. Иногда ты что-нибудь делаешь, а обвиняешь кого-то другого так же, как поступаешь со своим братом.

С ы н. Неправда. Он первый начал… Да что с тобой разговаривать.

Но отец решил попробовать по-другому, используя советы, о которых мы говорили:

С ы н. Я бы хотел ударить этого Майкла в нос!

О т е ц. Сынок, ты злишься!

С ы н. Я хочу набить ему его толстую морду!

О т е ц. Ты так рассержен на него!

С ы н. Знаешь, что этот хулиган сделал? На автобусной остановке он схватил мою тетрадь и бросил ее в грязь. Без всякой причины!

О т е ц. Хм!

С ы н. Уверен, он подумал, что это я разбил его тупую глиняную птицу на студии.

О т е ц. Ты так думаешь?

С ы н. Да, он все время смотрел на меня, когда плакал.

О т е ц. Да?

С ы н. Но я не разбивал ее. Не разбивал!

О т е ц. Ты знаешь, что не разбивал.

С ы н. Ну, я сделал это не нарочно! Я не мог ничего сделать, потому что эта тупая Дебби толкнула меня на стол.

О т е ц. Значит, Дебби толкнула тебя.

С ы н. Да. Куча всего упала, но единственное,

что разбилось, — это птичка. Я не хотел разбивать ее. Его птичка была хорошей.

О т е ц. Ты действительно не хотел разбивать ее.

С ы н. Да, но он не поверил бы мне.

О т е ц. Ты не думаешь, что он поверит тебе, если ты скажешь ему правду?

С ы н. Не знаю… Я все равно собираюсь сказать ему, поверит он мне или нет. И я думаю, он должен будет извиниться за то, что бросил мою тетрадь в грязь!

Отец был изумлен. Он не задавал вопросов, и все равно ребенок рассказал ему всю историю. Он не давал советов, и тем не менее ребенок придумал свое собственное решение. Ему показалось невероятным, что он так помог сыну, просто выслушав его и признав его чувства.

Но есть некоторые нюансы, которые тоже важно учесть.

1. Дети обычно не одобряют, если кто-то повторяет их точные слова.

Пример:

Р е б е н о к. Я больше не люблю Дэвида.

Р о д и т е л ь. Ты больше не любишь Дэвида.

Р е б е н о к (с досадой). Это я только что сказал.

За таким ребенком не надо повторять, как попугай, но можно дать такой ответ:

«Что-то связанное с Дэвидом беспокоит тебя» или «Похоже, он тебе досадил чем-то».

2. Есть дети, которые предпочитают вообще не разговаривать, если они расстроены. Для них достаточно присутствия мамы или папы.

Например, одна мама вошла в гостиную и увидела, как ее десятилетняя дочь упала на диван с заплаканным лицом. Мама села рядом с ней, обняла ее и прошептала: «Что-то случилось», а затем они молча сидели в течение пяти минут. В конце концов ее дочь вздохнула и сказала: «Спасибо, мам. Мне уже лучше». Эта мама никогда не узнала, что случилось. Все, что она знала, это то, что ее комфортное присутствие помогло, так как час спустя она услышала, как ее дочь напевает в своей комнате.

3. Некоторые дети раздражаются, когда они выражают сильные эмоции, а ответ их родителей «правильный», но холодный.

К примеру, девочка-подросток как-то раз пришла домой в дикой ярости, потому что ее лучшая подруга выдала ее очень личный секрет. Она поделилась с мамой, а мама очень сухо отреагировала: «Ты злишься». Девочка сказала, что не могла не высказать саркастическое: «Да ну?!»

Позже ее спросили, что бы она хотела услышать от матери. Она немного подумала и ответила: «Дело было не в словах, а в том, как она их произнесла. Как будто она говорила о чувствах кого-то, на кого ей наплевать. Думаю, я хотела, чтобы она показала, что она со мной. Если бы она просто сказала что-нибудь вроде: «Боже, Синди, ты, наверное, в бешенстве от поступка подруги!» — я бы почувствовала, что она поняла меня».

4. Также не очень хорошо, когда родители отвечают с большей экспрессией, чем чувствует ребенок.

Пример:

П о д р о с т о к (ворча). Стив заставил меня полчаса ждать его на углу улицы, а затем выдумал какую-то историю, которая, я знаю, просто вранье.

М а т ь. Это непростительно! Как он мог так поступить по отношению к тебе? Он невнимательный к людям и безответственный тип. Ты, наверное, больше не захочешь с ним видеться.

Может быть, подростку не приходило в голову так резко реагировать на поступок своего друга или так серьезно думать над ответными действиями. Все, что он, возможно, хотел от матери, это понимающее мычание и кивок головы, которые выразили бы сочувствие его раздражению в связи с поведением друга. Ему не нужен дополнительный груз в виде ее сильных эмоций.

5. Детям не нравится, когда родители повторяют слова, которыми они сами себя называют.

Когда ребенок говорит, что он тупой, уродливый или толстый, не стоит отвечать:

«О, так, значит, ты думаешь, — ты тупой» или «Ты действительно чувствуешь себя уродливым». Не стоит идти ему навстречу, когда он сам себя обзывает. Мы можем принять его боль, не повторяя его слов.

Примеры:

Р е б е н о к. Учитель сказал, что мы должны потратить всего пятнадцать минут на домашнее задание по математике, а у меня это заняло целый час. Я тупой.

Отец. Это, наверное, отбивает всякую охоту, если работа занимает больше времени, чем ты ожидаешь.

Р е б е н о к. Я такая страшная, когда улыбаюсь. Видно только пластинку для зубов. Я уродливая.

6. Сочувствие высоко ценится, не важно, выражено оно рано или поздно. Даже, если вы по тем или иным причинам не сумели в нужный момент правильно поддержать ребенка, вы всегда можете исправить ситуацию. Каждый раз, когда отец или мать говорит себе: «Я, конечно, все испортил в этот раз. Почему я не подумал сказать…», у него автоматически появляется второй шанс. Жизнь с детьми ничем не ограничена. Всегда есть благоприятная возможность — через час, день или неделю — сказать: «Я подумал о том, что ты сказала мне, о тех детях, которые дразнят тебя на площадке. И понял, что это, наверное, сильно расстроило тебя».

Рассмотрим еще для пример рассказ одной матери:

У Хэнса был сложный период. У него была учительница, которая строго обращалась с ним и которую он не любил. Когда он больше всего был недоволен собой и больше всего падал духом (обычно, когда он срывал на нас свои школьные неудачи), он называл себя тупым, ощущал, что никто его не любит из-за этого, говорил, что он единственный дурак в классе и т. д.В один из таких вечеров мой муж сел и с большим беспокойством сказал ему вот что.

Ф р э н к (мягко). Хэнс, ты не тупой.

X э н с. Я слишком тупой. Я тупой из тупых.

Ф р э н к. Но Хэнс, ты не тупой. Ты один из самых умных восьмилетних детей, которых я знаю.

Х э н с. Нет, я тупой.

Ф р э н к (все еще мягко). Ты не тупой.

Х э н с. Я слишком тупой.

Это продолжалось снова и снова. Я не хотела вмешиваться и не могла больше это слушать, поэтому я вышла из комнаты. К его чести, Фрэнк никогда не терял самообладания, но Хэнс пошел спать, все еще повторяя, что он глупый, пребывая в плохом настроении. Я зашла к нему. Мы с ним провели ужасный день. Большую часть дня и вечер он посвятил тому, чтобы злить меня, поэтому я не думала, что способна общаться с ним дальше. Однако он лежал в кровати, жалобно повторяя, что он тупой и что все его ненавидят, тогда я решила войти к нему. Я даже не знала, что я собиралась ему сказать. Я просто села на край кровати, совершенно измученная. Потом мне в голову пришла фраза, которую мы использовали на занятиях, и я почти автоматически произнесла:

— Это очень неприятные ощущения.

Хэнс перестал говорить, что он тупой, и минуту молчал. Затем он сказал:

— Да.

Это каким-то образом придало мне энергии, чтобы продолжать. Я начала беспорядочно перечислять все хорошие и особенные вещи, которые он говорил или делал на протяжении лет. Он сначала слушал, а потом включился сам со своими собственными воспоминаниями. Он сказал:

— Помнишь, когда ты не могла найти ключи от машины и искала их по всему дому, а я сказал, что нужно заглянуть в машину, где они и оказались?

После десяти минут разговора я смогла поцеловать на ночь сына, который вновь обрел веру в себя».

Давайте попробуем разыграть по ролям небольшую сценку. Разделитесь на пары. Один из вас будет играть ребенка, а другой его родителя. Затем вам нужно будет поменяться местами.

Ситуация ребенка

1. Врач сказал, что у тебя аллергия и тебе надо делать уколы каждую неделю, чтобы ты не чихал так часто. Иногда уколы очень болезненны, а иногда ты их почти не ощущаешь. Сегодня тебе сделали очень болезненный укол. После того как ты вышел из кабинета врача, тебе захотелось рассказать об этом родителям.

Твой отец/твоя мать ответит тебе двумя разными способами. Первый раз твои чувства будут отрицаться, но все равно постарайся, чтобы отец или мать поняли тебя. Когда разговор подойдет к логическому завершению, спросите себя, какими были ваши чувства, и поделитесь своим ответом с партнером, с которым вы разыгрывали роли.

2. Ситуация та же самая, но теперь твой отец или мать ответит тебе по-другому. Опять, когда разговор подойдет к логическому завершению, спросите себя, какими были ваши чувства, и поделитесь своим ответом.

Ситуация родителя

1. Вам нужно каждую неделю водить ребенка на противоаллергические уколы к врачу. Хотя вы знаете, что ваш сын или ваша дочь страшно боится уколов, вы также знаете, что довольно часто во время укола бывает больно всего несколько секунд. Сегодня после посещения врача ваш ребенок горько жалуется.

Проиграйте сцену дважды. Первый раз постарайтесь остановить жалобы ребенка, отрицая его или ее чувства. Используйте следующие высказывания (если хотите, вы можете сочинить свои собственные):

«Да ладно, это не может быть так больно».

«Ты делаешь из мухи слона».

«Твой брат никогда не жалуется, когда ему делают укол».

«Ты себя ведешь как ребенок».

«Ну, тебе лучше привыкнуть к этим уколам. В конце концов, тебе их будут делать каждую неделю».

Когда разговор подойдет к логическому завершению, спросите себя, какими были ваши чувства, и поделитесь своим ответом с партнером, с которым вы разыгрывали роли.

Сцену начинает разыгрывать ребенок.

2. Та же самая сцена, только на этот раз вы будете действительно слушать. Ваши ответы покажут, что вы можете одновременно слушать и принимать любые чувства, которые выражает ваш ребенок. Например:

«Кажется, тебе действительно было больно».

«Это должно быть болезненно».

«Да уж, плохо!»

«Похоже, такую боль можно только врагу пожелать».

«Нелегко терпеть эти уколы каждую неделю. Уверен, ты будешь очень рад, когда все это закончится».

Когда разговор подойдет к логическому завершению, спросите себя, какими были ваши чувства, и поделитесь своим ответом.

Снова сцену начинает ребенок.

Давайте обсудим ваши впечатления. Кто хочет высказаться?

Можно ли еще как-то помочь ребенку, который расстроен, кроме как показать ему, что ты понимаешь его чувства? Иногда дети, когда расстроены, находятся в таком эмоциональном состоянии, он даже не слышат родителей. Физическая активность может облегчить некоторые болезненные чувства. Есть множество историй о сердитых детях, которые ощущали себя спокойнее после того, как дрались на подушках, стучали по старым коробкам из-под продуктов, катали и мяли пластилин, рычали, как львы, бросали дротики. Но одно занятие, которое приятно наблюдать родителям и доставляет наибольшее удовлетворение детям, это зарисовка чувств. Когда ребенок злится, можно попробовать дать ему листок бумаги и предложить нарисовать, как именно он злится.

Конечно, может возникнуть вопрос о вседозволенности. Если я принимаю все чувства моего ребенка, у него не появится мысль, что он может делать что угодно со мной? На самом  деле, этот подход был позволяющим только в плане того, что все чувства дозволяются. Например: «Я вижу, что тебе очень весело делать узоры на масле вилкой». Но это не означает, что вы должны разрешать ребенку вести себя недопустимым для вас образом. Отодвинув в сторону масло, вы можете сказать вашему юному художнику: «Масло не для игр. Если хочешь делать узоры, можешь использовать свой пластилин». Когда мы принимаем чувства наших детей, они легче воспринимают границы, которые мы для них устанавливаем.

До этого момента мы обращали внимание на то, как родители могут помочь детям справиться со своими негативными чувствами. Теперь мы бы хотели перевести внимание на то, как родителям справляться со своими собственными негативными чувствами. Одно из присущих родителям разочарований связано с ежедневной борьбой за приемлемое для нас и общества поведение детей. Это может быть сводящая с ума, очень тяжелая работа. Часть проблемы заключается в столкновении потребностей. Потребность взрослого — некоторое подобие чистоты, порядок, вежливость и соблюдение режима. Детям на это совершенно наплевать. Сколько из них по собственному желанию будут мыться, говорить «спасибо» и «пожалуйста» или менять свое нижнее белье? Сколько из них хотя бы наденут его по собственному желанию? Очень много родительской энергии уходит на то, чтобы помочь ребенку адаптироваться к социальным нормам. И чем усерднее мы стараемся, тем больше они сопротивляются.

Запишите на бумажках.

Каждый день я вижу, что мои дети (или ребенок) делают следующее:

Утром Днем Вечером

Я также уверен, что мои дети не делают следующего:

Утром Днем Вечером

Есть какие-нибудь решения этой проблемы? Давайте сначала посмотрим на некоторые широко используемые методы, которые взрослые применяют для взаимодействия с детьми. Когда будете слышать примеры, иллюстрирующие каждый метод, вернитесь в свое прошлое и представьте, что вы ребенок, слушающий вашего родителя. Пусть смысл этих слов дойдет до вас. Что они заставляют вас чувствовать? Когда у вас появится ответ, запишите его.

1. Осуждение и обвинение

«Опять твои грязные отпечатки рук на двери! Почему ты постоянно делаешь это?.. Что с тобой происходит? Ты когда-нибудь можешь что-нибудь делать правильно?.. Сколько раз надо повторять, чтобы ты использовал дверную ручку? Проблема в том, что ты никогда не слушаешь».

2. Ругань

«Температура ниже нуля, а ты надел легкую куртку! Каким надо быть глупым? Это действительно глупо».

«Давай я тебе починю велосипед. Ты же знаешь, как плохо ты разбираешься в технике».

«Посмотри, как ты ешь! Ты отвратителен».

«Надо быть неряхой, чтобы такую грязь в комнате развести. Ты просто как животное».

3. Угрозы

«Если ты через минуту не выплюнешь эту жвачку, я открою тебе рот и сама вытащу ее».

«Если я сосчитаю до трех и ты не оденешься, я ухожу без тебя!»

4. Приказы

«Я хочу, чтобы ты убрался в комнате прямо сейчас».

«Помоги мне дотащить пакеты. Скорее!»

«Ты все еще не вынесла мусорное ведро? Сделай это сейчас!.. Чего ты ждешь? Давай!»

5. Нотации и морализаторство

«Ты думаешь, это было хорошо — выхватить у меня книгу? Я вижу, ты не вполне понимаешь, насколько важно иметь хорошие манеры. Тебе нужно понять, что если мы хотим, чтобы люди относились к нам вежливо, тогда мы в свою очередь сами должны вежливо к ним относиться. Ты не хотел бы, чтобы кто-нибудь отнял что-то у тебя, не правда ли? Тогда ты не должен отнимать у кого-то другого. Мы поступаем с людьми так, как хотели бы, чтобы они поступали с нами».

6. Предупреждения

«Смотри, обожжешься».

«Осторожно, а то попадешь под машину!»

«Не залезай сюда! Ты хочешь упасть?»

«Надень свитер, или ты простудишься».

7. Мученические высказывания

«Вы, оба, прекратите этот визг! До чего вы меня хотите довести? Хотите, чтобы я заболела? Чтобы меня инфаркт хватил?»

«Подождите, пока у вас самих не появятся дети. Тогда вы узнаете, что такое раздражение».

«Видите эти седые волосы? Все из-за вас. Вы меня в могилу сведете».

8. Сравнения

«Почему ты не можешь быть таким, как твой брат? Он всегда делает свою работу раньше времени».

«Лиза так хорошо ведет себя за столом. Ты никогда не застанешь ее за тем, что она ест руками».

«Почему ты не одеваешься так, как Гарри? У него все время такие короткие опрятные волосы, рубашка заправлена в штаны. На него приятно смотреть».

9. Сарказм

«Ты знал, что у тебя завтра тест, и оставил книгу в школе? Умно! Блестящая идея».

«Ты решила надеть плед в горошек? Сегодня ты получишь много комплиментов».

«Это домашняя работа, которую ты завтра понесешь в школу? Ну, может, твой учитель умеет читать по-китайски, я не умею».

10. Пророчества

«Ты мне наврал о своих оценках, не так ли? Знаешь, что будет, когда ты вырастешь? Тебе никто не будет верить».

«Продолжай быть эгоистом. Увидишь, никто никогда не захочет играть с тобой. У тебя не будет друзей».

«Ты постоянно жалуешься. Ты ни разу даже не пыталась помочь себе сама. Я тебя вижу через десять лет — тебя будут мучить все те же проблемы, и ты будешь продолжать жаловаться".

Давайте обсудим.

Чтобы в таких ситуациях добиться взаимодействия, попробуйте:

1. Описывайте, что вы видите, или описывайте проблему. Описательный язык хорош тем, что он отменяет поиск виноватых и обвинение и всем помогает сосредоточиться на том, что нужно сделать.

«Молоко разлилось. Нужна губка».

«Банка разбилась. Нужен веник».

«Пижама порвалась. Нужна нитка с иголкой».

Вы можете попробовать каждое из высказываний на себе, только на этот раз начинайте каждое упражнение с «ты». Например: «Ты разлил молоко… Ты разбил банку… Ты порвал свою пижаму…» Чувствуете разницу? Многие люди утверждают, что «ты» заставляет их чувствовать себя виноватыми и защищаться. Когда мы описываем событие (вместо того чтобы говорить, что «ты сделал»), мы предоставляем детям возможность легче воспринять проблему и справиться с ней.

2. Предоставляйте информацию. Например, в такую погоду в кроссовках твои ноги намокнут.

3. Скажите одним словом. Такой навык экономит время, дыхание и избавляет их от занудных объяснений. Подростки, родители которых применяют такой метод, говорили, что они тоже предпочитают одно слово «Дверь», «Собака» или «Посуда» и считают это приятным освобождением от обычного поучения. Как мы видим, ценность такого высказывания заключается в том факте, что вместо деспотического приказа мы даем ребенку возможность проявить свою собственную инициативу и понятливость. Когда он слышит, что вы говорите «Собака», он должен подумать «Что собака? А, точно, я еще не гулял с ней этим утром… Наверное, лучше сейчас ее вывести». Предупреждение. Не используйте имя вашего ребенка в качестве фразы из одного слова. Когда ребенок много раз за день слышит неодобрительное «Сюзи», он начинает ассоциировать свое имя с недовольством.

4. Говорите о своих чувствах. Большинство родителей с облегчением узнали о том, что полезно делиться своими истинными чувствами с детьми и что не всегда нужно быть бесконечно терпеливыми. Дети не такие уж и хрупкие. Они прекрасно способны справляться с такими высказываниями, как:

«Это не самое лучшее время для меня читать твое сочинение. Я напряжена и расстроена. После ужина я смогу уделить ему должное внимание».

«Желательно держаться от меня подальше какое-то время. Я чувствую раздражение, и это не имеет к тебе никакого отношения».

5. Пишите записки. Большинство детей любит получать записки — и те, кто умеет читать, и те, кто не умеет. Малыши очень рады получать печатные послания от родителей. Это побуждает их писать или рисовать записки в ответ. Старшим детям тоже нравится получать записки. Это как будто вы получаете письмо от друга. Детей трогает то, что их родители так беспокоились о них, что даже нашли время написать им. Это быстрый легкий способ «достучаться» до ребенка, после которого остается приятное послевкусие.

Давайте выполним небольшое упражнение.

Вы заходите в спальню и видите, что ваш только что искупавшийся ребенок бросил мокрое полотенце вам на кровать.

А. Напишите обычную фразу, которую вы могли бы сказать ребенку и которая не помогла бы в этой ситуации.

Б. В той же ситуации покажите, как можно использовать перечисленные ниже навыки, чтобы добиться взаимодействия с ребенком.

1. Опишите, что вы видите, или опишите проблему:

2. Предоставляйте информацию:

3. Скажите одним словом:

4. Говорите о своих чувствах:

5. Пишите записки:

Вы только что применили пять разных навыков к одной ситуации. В следующих ситуациях выберете один навык, который, как вам кажется, будет наиболее эффективен по отношению к вашему собственному ребенку.

Важно!

То, что я не могу чего-то достичь в первое время, не означает, что надо возвращаться к старым способам воспитания. В моем распоряжении больше одного навыка. Я могу использовать их в сочетании и, если это необходимо, с увеличенной интенсивностью.

Например, в случае с мокрым полотенцем я могу начать с того, что спокойно напомню своей дочери: «Из-за полотенца намокает одеяло». Я могу сочетать это с: «Влажные полотенца должны висеть в ванной». Если она замечталась и не слышит меня, а я действительно хочу вторгнуться в ее мысли, я могу увеличить громкость: «Джил, полотенце!» Допустим, она не сдвинется с места, и я начинаю чувствовать раздражение. Я могу сказать еще громче: «Джил, я не хочу спать всю ночь в холодной влажной постели!» Если я не хочу напрягать голос, я, возможно, положу ей записку в книгу: «Влажные полотенца на моей кровати приводят меня в бешенство!» Я даже могу представить, что настолько разозлюсь на нее, что скажу ей: «Я не люблю, когда меня игнорируют. Я убираю твое влажное полотенце, и теперь у тебя обиженная мать!»

Нужно быть осторожнее со словом "пожалуйста". Конечно, если вы просите о маленьких одолжениях типа «пожалуйста, передай соль» или «пожалуйста, подержи дверь», то слово «пожалуйста» здесь — это проявление обычной вежливости. Вы смягчаете грубые приказы: «передай соль» и «подержи дверь». Мы говорим детям «пожалуйста», чтобы создать в них социально приемлемую привычку просить о маленьких вещах. Однако «пожалуйста» больше подходит в расслабленные моменты. Когда вы действительно расстроены, мягкое «пожалуйста» может причинить неприятности. Обдумайте следующий диалог:

М а т ь (стараясь быть хорошей). Пожалуйста, не прыгай по дивану.

Ребенок продолжает прыгать.

М а т ь (громче). Пожалуйста, не делай этого!

Ребенок все еще прыгает.

М а т ь (внезапно сильно ударяет ребенка). Я сказала «пожалуйста», разве нет?

Что произошло? Почему вдруг мать от вежливости за несколько минут перешла к насилию? На самом деле, когда вы преодолеваете себя, а вас игнорируют, за этим без промедления следует вспышка гнева. Вы думаете: «Как смеет ребенок игнорировать меня после того, как я была так вежлива? Я покажу ему!» Вам!

Когда вы хотите, чтобы что-то было выполнено немедленно, гораздо лучше говорить с нажимом, чем умолять. Громкая твердая фраза: «Диван нужен не для того, чтобы на нем прыгали!», возможно, остановит действия ребенка быстрее.

Иногда дети просто не откликаются на просьбы взрослых. Вот, что они нам говорят сами дети, если спросить их, почему они так поступают:

«Когда я прихожу из школы, я устаю и, если мама что-то просит сделать, я делаю вид, что не слышу».

«Иногда я так занят игрой или просмотром телевизора, что действительно не слышу ее».

«Иногда я так расстроен тем, что произошло в школе, что мне неохота делать то, что она просит».

В дополнение к мыслям детей вот несколько вопросов, которые вы, может быть, захотите задать себе, когда чувствуете, что не можете «достучаться»:

Имеет ли смысл моя просьба, если учесть возраст и способности ребенка? (Могу ли я ожидать от восьмилетнего ребенка идеального поведения за столом?)

Считает ли он мою просьбу необоснованной? («Почему моя мама пристает ко мне, чтобы я мыл за ушами? Туда никто не смотрит».)

Могу ли я давать ей совет, когда надо что-то делать, а не настаивать на «прямо сейчас»? («Ты хочешь пойти в ванную перед своей телепередачей или сразу после?»)

Могу я предложить, как что-то сделать? («Ты хочешь купаться в ванной с куклой или лодкой?»)

Можно ли что-то изменить в обстановке дома, чтобы добиться взаимодействия с ребенком? (Может быть, перевесить ниже некоторые крючки в шкафу, чтобы избежать борьбы из-за вешалок? Может, дополнительные полки в комнате ребенка облегчили бы уборку?)

Наконец, прошу ли я его что-то делать большую часть времени, которое мы проводим вместе? Или я уделяю некоторое время тому, чтобы просто побыть вместе?

Часто нас заставляет повторять одно и то же ребенок, который ведет себя так, как будто он нас не слышал. Когда почувствуете соблазн повторить ребенку что-то во второй или третий раз, остановитесь. Вместо этого узнайте у него, слышал ли он вас. Например:

М а т ь. Билли, мы уходим через пять минут.

Билли не отвечает и продолжает читать комиксы.

М а т ь. Повтори, что я сейчас тебе сказала?

Б и л л и. Ты сказала, что мы уходим через пять минут.

М а т ь. Хорошо, теперь, когда я знаю, что ты знаешь, я не буду снова повторять это.

Наказывать или не наказывать?

Это очень важный и часто встречающийся вопрос. Давайте для начала попробуем ответить на вопрос, почему мы наказываем. Скорее всего, ответы будут примерно такими:

«Если их не наказывать, им все сойдет с рук».

«Иногда я так расстроена, что не знаю, как еще поступить».

«Как мой ребенок поймет, что он поступил неправильно и что не надо так делать в следующий раз, если я не накажу его?»

«Я наказываю своего сына, потому что это единственное, что он понимает».

А теперь давайте вспомним, что мы сами чувствовали в детстве, когда нас наказывали. Будут примерно следующие ответы:

«Я часто ненавидела свою мать. Я думала: «Она такая сволочь». А потом я чувствовала себя виноватой».

«Я обычно думал, что мой отец прав и я заслуживаю наказания».

«Я обычно представлял себе, что серьезно заболею и они раскаются, что так поступили со мной».

«Я помню, что думала: «Они такие подлые. Я им устрою. Я опять это сделаю, только в следующий раз меня не застанут».

Наказание приводит к таким чувствам, как ненависть, месть, пренебрежение, комплекс вины, непригодность и жалость к самому себе. Тем не менее, родителей все ещё беспокоят такие вопросы, как:

«Если я перестану наказывать, не сделаю ли я детей хозяевами положения?»

«Я боюсь, что потеряю свой последний метод воспитания и стану беспомощным».

Психологи говорят, что ребенок должен ощутить последствия своего плохого поведения, но не в виде наказания. Наказание не работает, оно только отвлекает. Ребенок, вместо того чтобы жалеть о совершенном поступке и думать, как загладить вину, фантазирует себе картины мести. Другими словами, наказывая ребенка, мы на самом деле лишаем его очень важного внутреннего процесса, мы лишаем его возможности осознать свое плохое поведение.

Вместо наказания можно:

1. Резко выразите свои чувства без нападок на характер.

«Я в ярости от того, что мою новую пилу оставили на улице ржаветь под дождем!»

2. Сформулируйте свои ожидания.

«Я рассчитываю на то, что после того, как у меня возьмут инструменты, мне их вернут».

3. Покажите ребенку, как загладить вину.

«Теперь пиле нужны маленькая стальная мочалка и тяжелая физическая работа».

4. Предоставьте ребенку выбор.

«Ты можешь брать мои инструменты и возвращать их. Ты можешь перестать использовать их. Тебе решать».

5. Предпримите действия.

Р е б е н о к. Почему ящик с инструментами заперт?

О т е ц. Ты мне ответь — почему.

6. Решение проблемы.

«Что мы можем придумать, чтобы ты пользовался моими инструментами, если они тебе нужны, и чтобы я был уверен, что найду их на месте, когда они мне понадобятся?»

Игра Польза от ошибок.

  Участникам нужно вспомнить ошибки, которые они допускали с детьми в последнее время и представить, как бы они поступили, если бы у них появилась возможность вернуться назад во времени. Затем участники объединяются в группы по 3-5 человек, в которых каждый сможет поделиться своим опытом и обсудить с остальными его. Затем каждая группа должна выбрать наиболее эмоциональную или распространённую историю и всей группой подготовить небольшую сценку из двух эпизодов: неудачное поведение и исправленная версия. На подготовку дается 20 минут. Затем все группы показывают свои сценки и обсуждают их.

Идеал.

Каждому участнику предлагается нарисовать портрет своих отношений с ребенком в любой манере (символической, карикатурной и т.д.). Качество рисунка не важно, главное, чтобы участник мог объяснить, что там нарисовано. Кроме самого себя и ребенка нужно изобразить все, что их окружает (другие члены семьи, животные, увлечения, книги, природа и т.д.). С другой стороны листа нужно изобразить идеал, то есть такие отношения, которые родитель хотел бы видеть, в окружении того, что он хотел бы видеть рядом с ними. Дальше участники обмениваются рисунками со своим соседом по парте. Каждый внимательно рассматривает рисунок своего соседа, а дальше от первого лица рассказывает, что, по его мнению, изображено на рисунке, что чувствует человек в таком положении. Затем сам автор рисунков рассказывает, что он вкладывал в них. Обсуждается, что нового о себе и своих чувствах поняли участники.

Тренинг для детей

Заранее с детьми проводится беседа на тему эмоций, на которой дети знакомятся с разными чувствами, а учитель выясняет, что ребята чувствуют сейчас. Наиболее часто встречающиеся эмоции ложатся в основу тренинга, ниже приведены примеры таких занятий с такими эмоциями, как: радость, грусть, злость, страх, интерес.

Все тренинги проводятся в удобном положении, можно раздвинуть парты и предложить детям сесть на пол или даже лечь.

Радость

Детям рассказывается предыстория о сказочной стране, стране их воображения, где каждый из них является Принцом или Принцесссой, у которых есть придворные – эмоции.

Выполняется ритуал входа в Сказочную страну. Это может быть небольшой танец, песенка или стихотворение.

Детям предлагается создать свой свод законов Сказочной страны (правил тренинга), придумать, какую ответственность понесет тот, кто их нарушит.  

Детям предлагается выбрать из фигурок (это могут быть игрушки или различные герои, вырезанные из бумаги) ту, которая олицетворяет для них радость. Когда каждый выберет свою фигурку, важно обратить внимание детей на то, как по-разному разные люди видят одну и ту же эмоцию, у каждого радость своя.

Игра знакомство с разными Радостями

Ведущий просит ребят рассказать о своей фигурке: что любит есть,

во что одевается, чем любит заниматься, какие любит песни, игры

и танцы, включает ритмичную музыку и просит ребенка показать,

как танцует его персонаж; участники группы становятся в круг

и повторяют его движения.

Игра Дом для Радости

 

Детям предлагается построить дом для их придворных Радостей. Для строительства коллективных домов можно каждому ребенку выдать конверт с вырезанными частями дома (варианты крыши, стен, фундамента, окон. дверей и пр.) и картонную карточку (6х6 см), на которой ребята, совещаясь, создают дом. Затем детям нужно разместить дом на карте Сказочной страны, заранее нарисованной на ватмане.

Игра К нам приходит Радость

Ребятам предлагается подумать, что делают Принцы и Принцессы, когда к ним приходит радость. Важно, чтобы дети перечислили как можно больше признаков вербального, невербального, поведенческого проявления радости. Здесь можно предложить ребятам начать психодинамические игры:

  • танцевать:

  • петь;

  • подойти к зеркалу и разглядывать свою мимику.

Детям задаются вопросы:

  • Ребята, а какие звуки приносит с собой Радость?

  • Какие запахи приносите собой слуга по имени Радость?

  • Что подают к столу, когда в гостях Радость?

  • А через какое прикосновение можно подарить Радость близкому

человеку?

  • Часто ли слуга по имени Радость приходит к вам в гости? Когда и

как это происходит?

Далее детей спрашивают, что будет, если слуга Радость задержится слишком надолго. Дети отвечают, что Принцы и Принцессы устанут, а дела в королевстве разладятся.

Детей знакомят с Мерой, той, которая всегда напоминает придворным, что им пора уходить, показывают фигурку Меры. Ребят спрашивают, когда знание Меры пригождается нам в жизни, бывало ли, что они забывали Меру.

Подводятся итоги занятия.

Грусть.

Выполняется ритуал входа в Сказочную страну. Достается ватман с картой Сказочной страны. Детям сообщается, что сегодня они познакомятся с придворным по имени Грусть. Предлагается выбрать мелодию, под которую Грусть могла бы заходить в тронный зал Принцев и Принцесс из заранее подготовленной фонотеки.

Игра Как приходит Грусть

Включается выбранная мелодия. Детям предлагают принять удобное положение закрыть глаза и представить, как приходит к Принцам и Принцессам слуга по имени Грусть. (Врывается в широко распахнутые двери или тихонько проскальзывает в щелочку, влетает в распахнувшееся окно или выползает из угла) В образе какого животного или явления природы является Грусть. Как она движется? (Легко, крылато, невесомо или тяжело ступая по паркетному полу?) Какие звуки произносит слуга по имени Грусть? (Охает, ахает, стонет, плачет, смеется, кричит и ругается, вообще молчит и лишь шмыгает носом...) Что говорит? Какие запахи приносит с собой? (Запахи нагретого солнцем пляжа или болотной воды и холодного осеннего дождя ?) Затем дети открывают глаза и делятся тем, что представили. Важно обратить внимание детей, что и грусть они представляют по-разному, ведь мы все разные люди, каждый Принц и каждая Принцесса уникальны.

Игра Дом для Грусти

 

Детям предлагается построить дом для их придворных Грустей. Для строительства коллективных домов можно каждому ребенку выдать конверт с вырезанными частями дома (варианты крыши,стен, фундамента, окон. дверей и пр.) и картонную карточку (6х6 см), на которой ребята, совещаясь, создают дом. Затем детям нужно разместить дом на карте Сказочной страны, заранее нарисованной на ватмане.

Игра Рецепт от Грусти

Детям предлагается придумать, какое блюдо приготовила бы Грусть, придя в гости к Принцам и Принцессам, и записать рецепт на листочке. Затем ребятам нужно представить, о чем бы Грусть говорила за едой, и что ей отвечали бы Принцы и Принцессы.

Игра Грустный вернисаж

Детям предлагается вместе со слугой по имени Грусть сделать грустные коллажи для грустного вернисажа.  Дети берут стопку журналов (они приготовлены ведущим игры заранее), вооружаются ножницами и вырезают из журналов те картинки, которые кажутся им очень грустными. Дети объясняют, почему они выбрали именно эти картинки. Наклеивают их на альбомный лист. Подписывают их названия, если умеют писать. Из коллажей создается выставка в классе.

Подводятся итоги. Чем же Грусть бывает полезна, а когда и в чем может навредить? Зачем слуге по имени Грусть обладать таким качеством, как Мера? А к вам часто приходит этот слуга? Что вы чувствуете в это время? А к вашим близким часто приходит слуга по имени Грусть? Что можно сделать, если слуга Грусть забыл о Мере?

Интерес

Выполняется ритуал входа в Сказочную страну.

Игра Дом для Интереса

 

Детям предлагается построить дом для их придворных Интересов. Для строительства коллективных домов можно каждому ребенку выдать конверт с вырезанными частями дома (варианты крыши,

стен, фундамента, окон. дверей и пр.) и картонную карточку (6х6 см).

на которой ребята, совещаясь, создают дом. Затем детям нужно разместить дом на карте Сказочной страны, заранее нарисованной на ватмане.

Игра К нам приходит Интерес

Ребятам предлагается представить, как Интерес приходит к Принцам и Принцессам. Какая музыка звучит при его появлении? А какие запахи приносит во дворец слуга по имени Интерес? Какие блюда принесет Интерес в подарок Принцам и Принцессам? Затем они делятся своими придумками.

Игра Интерес к себе

Детям говорится, что у придворного Интереса есть свой секрет, который помогает ему так интересно жить и так красочно и ярко рассказывать о своих впечатлениях. Прежде всего, надо научиться с Интересом относиться к самому себе, научиться слушать себя, верить себе, доверять себе, слушаться себя. Детям предлагают принять удобное положение, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и медленный выдох и прислушаться к себе. Слушать биение своего сердца. Затем послушать, как движется шум на улице или в комнате, и постараться снова начать слушать себя. После упражнения дети рассказывают, что же они услышали. Для чего пригодятся вам в жизни знания и умения слушать и слышать себя? Как вы думаете?

Игра Удивительные узоры

Детям говорят, что Интерес знает, что нас повсюду окружают удивительные узоры, которые видны лишь заинтересованному человеку. Ребятам предлагается лечь на спину и присмотреться к потолку, увидит трещинки и неровности на нем, рассказать, на что они похожи.

Детям предлагается подумать, за что можно быть благодарным Интересу и почему он должен знать Меру.

Злость

Выполняется ритуал входа в Сказочную страну.

Игра Дом для Злости

 

Детям предлагается построить дом для их придворных Злостей. Для строительства коллективных домов можно каждому ребенку выдать конверт с вырезанными частями дома (варианты крыши,

стен, фундамента, окон. дверей и пр.) и картонную карточку (6х6 см).

на которой ребята, совещаясь, создают дом. Затем детям нужно разместить дом на карте Сказочной страны, заранее нарисованной на ватмане.

 Игра Как выглядит Злость

Детям предлагается нарисовать придворного по имени Злость.

Задаются вопросы:

  • Что происходит с Принцами и Принцессами, когда к ним приходит слуга по имени Злость?
  • Скажите, приятно ли подданным находиться с ними в то время, когда у него гостит Злость?
  • Зачем же она нужна?
  • А если Злость пришла надолго, забыла о Мере, что происходит с таким человеком?

Игра Танцы Злости

Детям предлагается подобрать музыку из заранее подготовленной фонотеки и станцевать танец Злости (топать ногами, грозить кулаками,

говорить на выдохе Ух-ух)

Детям задаются вопросы:

  • А часто ли к вам приходит слуга по имени Злость?
  • Он приходит по зову Принцев и Принцесс или сам - когда захочет?
  • А часто ли слуга по имени Злость вспоминает про Меру?
  • Что мы можем сделать для того, чтобы наш слуга по имени Злость знал Меру?
  • Что вы чувствуете, когда к вашему близкому человеку приходит слуга по имени Злость?
  • Всегда ли это происходит по зову Короля?
  • Всегда ли Злость помнит о Мере?
  • Что мы будем делать, если Злость нашего друга или близкого человека забудет о Мере?

Страх

Выполняется ритуал входа в Сказочную страну.

Игра Дом для Страха

 

Детям предлагается построить дом для их придворных Страхов. Для строительства коллективных домов можно каждому ребенку выдать конверт с вырезанными частями дома (варианты крыши, стен, фундамента, окон. дверей и пр.) и картонную карточку (6х6 см), на которой ребята, совещаясь, создают дом. Затем детям нужно разместить дом на карте Сказочной страны, заранее нарисованной на ватмане.

Игра Образ Страха

Детям предлагается принять удобное положение и представить:

  • Как и в образе кого появляется Страх?
  • Какая музыка звучит при его появлении?
  • А если бы Принцы и Принцессы осмелились поздороваться со слугой по имени Страх за руку или обнять его, то каким бы оказался Страх на ощупь?
  • Какие запахи заполняют дворец при появлении Страха?
  • А какие звуки приносит с собой слуга по имени Страх?
  • Какие слова произносит?
  • Можете ли вы предположить, какое блюдо приготовил слуга по имени Страх?
  • Как движется слуга по имени Страх?

Ребятам нужно это показать. Важно, чтобы каждый отыграл свое виденье слуги по имени Страх.

Затем детям предлагается представить, о чем Принцы и Принцессы говорят со Страхом за трапезой. Детей спрашивают, было ли им страшно, и что могло бы им помочь в этом случае.  Комментарии и дополнения. Очень важно обсудить с ребятами то, что их тревожит. Если это необходимо, разыграть сцену беседы Короля и слуги по имени Страх так, как это видел ребенок. Важно, чтобы сам ребенок был режиссером этой сцены, затем посмотрел на

все происходящее со стороны вместе со зрителями и смог внести какие-то коррективы в этот миниспектакль самостоятельно или с помощью друзей.

Игра Игры Страха

Детям предлагается подумать, в какие игры мог бы играть Страх.

Дети играют в выбранные игры. Например, догонялки.

Выбирается тот, кто будет исполнять роль слуги по имени Страх. Он же и будет водящим в предложенной игре. Его задача - догнать Принца и Принцессу (двух игроков) и загнать их в Темницу - определенное место, очерченное заранее. Остальные участники игры – придворные Принца и Принцессы. Их задача – защищать их, не дать слуге по

имени Страх загнать в Темницу. Если слуга по имени Страх запятнает кого-нибудь из придворных, то этот человек замирает на месте и разводит в стороны руки. И говорит: «Чай-чай, выручай!».  Выручить своих слуг могут только Принц и Принцесса, находящиеся на свободе. Когда  Принц и Принцесса загнаны в Темницу, игра закончена. Выбираются новый Король и новый слуга по имени Страх. Игра обсуждается. Что чувствовали Принц и Принцесса, когда выручали своих слуг, когда слуги защищали их от Страха, когда попали в Темницу? Что чувствовал Страх, когда ему не удавалось догнать Принца и Принцессу, потому что мешали другие королевские слуги? И какие чувства испытал он, когда все же засадил их в Темницу? Еще можно порассуждать с ребятами о том, как часто мы попадаем в Темницу Страха, можно ли оттуда выбраться самостоятельно.

Игра В паутине Страха

Расположитесь удобно (лучше лежа) на ковре. Закройте глаза. Глубоко вдохните и медленно выдохните. Представьте себе, что вы - муха. Муха, опутанная паутиной. Этой паутиной вас опутал гигантский паук, так он приготовил себе ужин. Паук отлучился ненадолго, но скоро он вернется очень голодным и примется за еду. У вас есть всего лишь несколько минут. Что вы будете делать? Рассмотрите, пожалуйста, поподробнее свои действия. Глубоко вздохните, медленно выдохните, откройте глаза. Дети обсуждают представленное. Можно предложить им отыграть несколько историй.

Вопросы для обсуждения:

  • Какая польза от такого слуги, как Страх?
  • А какой он может нанести вред?
  • Для чего слуге по имени Страх необходима Мера?
  • Когда и куда исчезает слуга по имени Страх?

Заговор

 

Выполняется ритуал входа в Сказочную страну.

Детям рассказывается предыстория.

«Конечно, приятнее видеть слуг по имени Радость, Удовольствие, Интерес, а Злость, Обиду, Страх встречать пореже. Но ведь мы с вами знаем, что они тоже верные слуги Короля. Однако не все подданные так считали. Некоторые стали говорить: «Зачем нам эти противные Злость, Страх, Обида? Когда они приходят, мы ссоримся, деремся, нам очень неприятно. Давайте подговорим Принцев и Принцесс, чтобы они выгнал этих слуг из страны!»

Но Принцы и Принцессы  мудры и останавливали своих подданных. Если о вас за глаза говорят плохо, перешептываются и перемигиваются за вашей спиной, вы это почувствуете? Конечно! Вам будет приятно или неприятно? Конечно, неприятно! А когда вам неприятно, вы какие дела будете делать: хорошие и плохие? Многие люди, когда о них плохо говорят, обижаются и совершают не очень хорошие поступки. Так случилось и в нашей Сказочной стране... Так вот, темной ночью на краю леса собрались слуги по имени Обида, Злость и Страх. Обида, обиженно поджав губы, рассказывала о том, что их хотят выгнать из страны. «Им, видите ли, без нас лучше живется! Мы

им, видите ли, совсем не нужны!» - фыркала Обида, а слуга по имени Злость сжимал кулаки: «Мы им покажем, что мы можем! Вот посадим Принцев и Принцесс в Темницу да будем править страной, вот они у нас по-

пляшут!» И вот заговорщики пробрались во дворец, схватили спящих Принцев и Принцесс и бросили в Темницу.

Задаются вопросы:

  • Как вы думаете, каков был первый указ новых правителей?
  • Представляете, какая жизнь настала в стране, тем более что слуги по имени Радость, Удовольствие и Интерес были из нее изгнаны?

Детям предлагается разобрать все домики в Сказочной стране.

Задаются вопросы:

  • Давайте попробуем честно ответить себе на вопрос: бывает ли в нашей жизни так, что власть во внутреннем королевстве захватывает слуга по имени Обида, или Злость, или Страх?
  • Что вы чувствуете и что, как вы думаете, чувствуют окружающие вас люди?
  • В каких ситуациях это происходит?

После обсуждения можно предложить ребятам восстановить Сказочную страну и спросить, какая страна нравиться им больше, разрушенная или восстановленная, цветущая.

Снова рассказывается история:

«Итак, слуги по имени Радость, Удовольствие и Интерес добрались

до Темницы и освободили Принцев и Принцесс. Едва слуги по имени Обида, Злость и Страх увидели их, они

затрепетали и бросились на колени. А придворные зашипели: «Вот, Ваши Высочества, мы же говорили вам, надо было избавиться от этих

слуг, и ничего бы не было!» Но Принцы и Принцессы остановили их: «Дело не в наших слугах, дело в дурных мыслях и разговорах! Я даю им три дня сроку, пусть они сами решат: покинут ли они нашу страну или найдут в ней себе достойное применение».

Через три дня слуги по имени Злость, Обида и Страх пришли во дворец

и сказали: «Ваши Высочества! Простите нас и Вы, и вы, жители королевства! Мы вспомнили о своем качестве Меры и поняли свое назначение в стране. Позвольте нам построить свои дома НА ГРАНИЦЕ государства. Слуга по имени Страх - самый чуткий, самый осторожный, он хорошо чувствует опасность и сможет во время предупредить Ваши Высочества. Вы будете иметь время на то, чтобы достойно встретить опасность или предотвратить ее. Слуга по имени Злость придаст Вам силы для борьбы с врагом, поможет быстро наказать обидчика. Но не «переусердствовать», ибо он помнит о Мере. Слуга по имени Обида очень чуток к дурным мыслям и разговорам, он будет охранять Ваше достоинство и предотвращать недостойные разговоры и действия».

Дети ставят домики слуг на границе Сказочной страны.

Подводятся итоги.

Тренинг для детей и родителей.

Игра на знакомство

Дети и взрослые сидят за партами. Каждый говорит какой-нибудь факт о себе, например, «я очень люблю собак», все, кто может сказать и о себе такое встают. Эта игра поможет показать, что у детей и родителей есть общие черты и интересы.

В начале тренинга соотносятся правила тренингов для родителей и тренингов для детей. Составляется общий свод правил.

Игра Если бы я был тобой

Родитель и ребенок садятся друг напротив друга. Родитель принимает позу ребенка и пытается на пару минут почувствовать себя «в его шкуре», представить, о чем он думает, что чувствует. Затем он рассказывает об этом ребенку, ребенок выслушивает, а потом говорит, что было верно, а в чем взрослый ошибся. Потом родитель и ребенок меняются местами.

Игра Слепец и поводырь

Порой очень сложно начать доверять своему ребенку, понять, что он тоже на многое способен, со многим может справиться сам, он не беспомощен. Возможно, это игра поможет. Родитель закрывает глаза, а ребенок ведет его по классу, следит, чтобы он ни во что не врезался, подводит к разным предметам и дает их потрогать. Затем все вместе обсуждают чувства участников в этой игре.

Игра Третейский суд

Пары (родитель и ребенок) объединяются в четверки. Одна пара вспоминает какой-нибудь недавний конфликт и каждый рассказывает о нем сосвоей точки зрения. Вторая пара, которая исполняет роль арбитров, внимательно слушает обе стороны. Ребенок и родитель, исполняющие роль арбитров, предлагают свои варианты решения данного конфликта. Затем пары меняются местами.

Игра Кирпич

Все участники садятся за парты. Каждому нужно представить перед собой обычный кирпич, затем все по очереди называют способы его применения.

Игра Не глядя

Иногда спросить у человека что-то в лицо бывает трудно, а вот не глядя ему в глаза сделать это проще. Родитель и ребенок содятся спинами друг к другу. Сначала родитель задает вопросы, на которые можно ответить да, нет, не имеет значения. Затем ребенок задает вопросы родителю. Начать можно с простых вопросов, ответы на которые очевидны, а затем перейти уже к более личными и важным.

Мастер класс по лепке для детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг "В мире эмоций"

Психологический тренинг...

Программа психологического тренинга для учащихся 1-4 классов «Мир эмоций»

Психологический тренинг «Мир эмоций» представляет собой организованною практическую работу с учащимися 1-4 классов в смешанных группах, направленную на отработку навыков понимания своего и...

Детская непосредственность в выражении эмоций.

Детская непосредственность в выражении эмоций....

Тренинг "Радуга эмоций"

Данный треннг предназначен для обучающихся 1-2 классов. В ходе занятия дети знакомятся с базовыми эмоциями, учаться распознавать и выражать их адекватным способом. Этот матерал будет полезен как педаг...

Методическая разработка тема "Эмоции и чувства - ключ к пониманию себя". Социально - психологический тренинг с младшими подростками.

Технический прогресс движется стремительно, качество живого общения значительно    изменилось   в   жизни    человека,   а   особе...

Тренинг-программа "Мир эмоций"

Тренинг-программа на тему «Эмоции и толерантность» разработан специально для учеников 3-х классов. Так как маленькие дети, в силу своего возраста, находятся в «плену эмоций», н...