«ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
статья
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий:
- изменения сроков сдачи,
-формы выполнения задания, его организации,
-способов представления результатов.
Необходимые изменения способов подачи информации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenivanie_detey_s_ovz.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Звениговская средняя общеобразовательная школа № 1»
«ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Подготовила учитель начальных классов
Царегородцева Татьяна Викторовна
Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение (инклюзия)- сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию. Вплотную приблизиться к решению этой проблемы удалось в начале XXI в. олигофренопедагогам.
В каждом классе есть дети с различными заболеваниями и отклонениями. Но родители об этом не сообщают и на МПК не соглашаются. Нам надо быть более внимательными.
По нашей школе 2% (9 учеников из 419)детей, в начальном звене 1,5 % (3 ученика из 221) в среднем звене 3% (6 учеников из 198)детей, имеющих заключение МПК.
Каждому учителю надо обратить внимание на недостатки в развитии детей, имеющих нарушения, на максимально раннем этапе (подготовишки, начало 1 класса), преемственность детсада и начальной школы.
Каждый педагог, работающий с такими детьми должен пройти курсы (72 часа).
Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе интегрированного обучения. Ниже приведена таблица структуры урока при внутренней дифференциации, которая поможет педагогу в составлении поурочных планов и уточнении целей обучения каждой группы детей.
Структура урока при внутренней дифференциации
Этапы урока | Методы и приемы | Организация работы по общеобразовательной программе | Организация работы по программе для С(К)ОУ VII вида |
Орг. момент | Словесный (слово учителя) | Общий для всех детей класса | |
Проверка домашнего задания | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) | Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка | Индивидуальная проверка |
Повторение изученного материала | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) | Беседа, письменное и устное выполнение упражнений | Работа по карточкам |
Подготовка к восприятию нового материала | Словесный (беседа) | Беседа | Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе |
Изучение нового материала | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) | Объяснение нового материала | Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания) |
Закрепление изученного | Словесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам) | Выполнение упражнений. Проверка | Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам |
Итог урока | Словесный (беседа) | Общий для всех детей класса | |
Инструктаж по выполнению домашнего задания | Словесный (слово учителя) | Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием | Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии |
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).
Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с психофизическими нарушениями в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии (проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал). Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока. При необходимости он может использовать для объяснения непонятных или трудноусваиваемых моментов содержания программного материала инструкционные карточки, в которых изложен алгоритм действий школьника, различные задания и упражнения. Такой прием обучения применяется в том случае, когда учитель не может уделять много времени учащимся с умственной недостаточностью и вынужден весь урок контролировать остальной класс из-за сложности темы по типовой общеобразовательной программе для детей с нормальным психофизическим и интеллектуальным развитием.
Особое оценивание:
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий:
- изменения сроков сдачи,
-формы выполнения задания, его организации,
-способов представления результатов.
Необходимые изменения способов подачи информации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
В процессе обучения учителю следует:
∙ использовать четкие указания;
∙ поэтапно разъяснять задания;
∙ учить последовательно выполнять задания;
∙ повторять инструкции к выполнению задания;
∙ демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача).
В учебном процессе использовать различные виды деятельности:
∙ чередовать занятия и физкультурные паузы;
∙ предоставлять дополнительное время для завершения задания;
∙ предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;
∙ использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального
заполнения;
∙ использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями;
∙ обеспечивать школьника копией конспекта.
Способы оценки достижений и знаний учащихся:
∙ использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и
затраченными усилиями;
∙ ежедневно оценивать с целью выведения четвертной отметки;
∙ акцентировать внимание на хороших оценках;
∙ разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
∙ проводить оценку переделанных работ;
∙ использовать систему оценок достижений учащихся.
В организации учебного процесса необходимо:
∙ использовать вербальные поощрения;
∙ свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться
более на позитивное, чем негативное;
∙ предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться,
когда этого требуют обстоятельства (резервный класс или комната)
∙ разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
∙ игнорировать незначительные поведенческие нарушения;
∙ разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения,
которое является непреднамеренным;
∙ осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о
необходимости применения медикаментозных средств или указывают на
переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
Стараться в оценке деятельности ученика не употреблять выражений «Нет!», «Неправильно!», «Ты не справился!», чтобы не подавлять самостоятельность мышления, не убить желание учиться, думать, рассуждать, принимать решение.
Пусть ученик мыслит самостоятельно, совершает свои маленькие открытия. Дети обладают своими и только своими им свойственными качествами и уровнем развития. Поэтому следует предлагать им задания дифференцированного характера с учётом индивидуальных особенностей детей, создавая ситуацию успеха для каждого, т. к. каждый из них должен
продвигаться вперёд со своим темпом и непременно с успехом.
Технологически деятельность учителя по созданию ситуации успеха его учеников обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными и невербальными средствами:
•подбадривающие слова и мягкие интонации,
•мелодичность речи,
•корректность обращений,
•открытая поза и доброжелательная мимика.
Предлагая ребёнку выполнить какое-либо задание, вначале следует: «снять страх» — помочь ученику преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь оценки окружающих.
Используются следующие фразы: «Мы все пробуем и ищем. Только так может что-то получиться…», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, поэтому…», «В контрольной работе нет таких заданий, с которыми вы бы не справились…», «Этот материал мы с вами полностью изучили…», «Подобные задания мы выполняли не один раз…».
В целях усиления педагогического воздействия операция «снятие страха» дополняется операцией «авансирование» — фиксация на достоинствах ученика — память, внимание, быстрота реакции, рассудительность и т. п. Учителю необходимо выразить свою твёрдую убеждённость в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей, преодолеет трудности, с которыми он столкнётся на пути продвижения к цели.
Возможны фразы: «При твоих способностях…», «Ты наверняка справишься, потому что…», «У вас обязательно получится…». «Нам это так нужно…», «От тебя зависит успех всей нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу никогда не справиться…» «Только ты и мог бы…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с такой просьбой…», «Вы у меня молодцы, я на вас надеюсь!».
Заключительная оценка также имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха. Содержательно она должна относиться не к результату в целом (хотя такая оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата, своим эмоциональным переживанием в связи с увиденным: «Больше всего в твоей работе мне понравилось…», «Особенно тебе удалось…».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
− при оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.
- «выполняет действие самостоятельно»,
- «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
- «выполняет действие по образцу»,
- «выполняет действие с частичной физической помощью»,
- «выполняет действие со значительной физической помощью»,
- «действие не выполняет»;
- «узнает объект»,
- «не всегда узнает объект»,
- «не узнает объект»;
Личностные достижения фиксируются в виде баллов:
0 б – нет фиксированной динамики
2 б – выполняет совместно с педагогом
3 б – может выполнять задания с контролем и с помощью
4 б – выполняет самостоятельно
Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу:
Оценка «удовлетворительно» - выполнено от 30 % до 50 % заданий.
Оценка «хорошо» - выполнено от 51 % до 65 % заданий.
Оценка «отлично» - выполнено свыше 65 % заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.»
Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесс...
«Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»
Первый год обучения ребенка в школе - это очень сложный период в жизни маленького школьника. Особенно остро стоит проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создать ус...
статья а тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
Статья на тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"...
Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
С каждым годом в обычную общеобразовательную школу приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дис...
Статья на тему: «Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы или как помочь ребенку на практике»
Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанност...
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ПМПК.
Выстроить систему обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ непросто. Такие дети нуждаются в особых условиях обучения, социально - психологического сопровождения, воспитания...