Формы и методы организации работы в ГПД
статья
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего
образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации
внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
Группа продленного дня (далее – ГПД) является моделью организации внеурочной
деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности
выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.
Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание
комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня,
включая питание; сложившаяся практика финансирования ГПД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_statya.docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формы и методы организации работы в ГПД»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего
образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации
внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
Группа продленного дня (далее – ГПД) является моделью организации внеурочной
деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности
выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.
Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание
комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня,
включая питание; сложившаяся практика финансирования ГПД.
Для максимально эффективной работы ГПД необходимо четкое, продуманное планирование
всех направлений ее работы, а также комплексный, системный подход к организации
обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения обучающихся, посещающих группы.
Планирование деятельности ГПД включает разработку двух основных видов планов:
календарно-тематического и ежедневного.
Календарно-тематическое планирование работы ГПД
Календарно-тематическое планирование – это своеобразная цепочка последовательных
действий участников планирования с указанием возможного результата. Календарно-
тематическое планирование является аналитическим инструментом, который позволяет по
итогам учебного года выявить слабые и сильные стороны работы с детьми, внести
коррективы в образовательный процесс.
Календарно-тематический план работы ГПД составляется на год и учебную четверть с
выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с годовым планом работы
школы.
Примерные разделы календарно-тематического плана работы ГПД:
1.
анализ работы ГПД за прошедший учебный год;
2.
цели и задачи на новый учебный год;
3.
основные направления деятельности;
4.
индивидуальная работа с обучающимися;
5.
работа с родителями младших школьников;
6.
достижения воспитанников, изучение эффективности работы ГПД.
Требования к календарно-тематическому плану работы ГПД:
1.
соответствие основной образовательной программе начального общего образования
образовательного учреждения;
2.
соответствие концепции и программе развития школы;
3.
проработка информационно-аналитической части плана;
4.
системность планирования;
5.
гибкость планирования;
6.
целесообразность, преемственность, диагностичность, контролируемость целей и
задач;
7.
реальность (достижимость) прогнозируемых целей, задач, действий;
8.
следование целесообразной логике действий;
9.
учет возрастных особенностей детей;
10.учет индивидуальных особенностей членов педагогического коллектива.
Ежедневное планирование работы ГПД
На основе календарно-тематического планирования составляется ежедневный план работы
ГПД. Как часть тематического плана, он должен быть сформирован с учетом требований
санитарных и административных норм, должен перекликаться с работой учителей в текущий
период и может корректироваться в зависимости от внешних факторов, например, погодных
условий или количества детей в группе.
В ежедневном плане работы конкретизируются все режимные моменты с указанием цели и
содержания планируемых мероприятий. В нем следует дать краткую схему проведения
занятий и их содержание. Целесообразно продумать и отразить в плане формы, методы и
приемы индивидуальной работы с детьми в каждый режимный момент их пребывания в
группе, перечислить методические пособия, технические средства, которые будут
использованы в работе с воспитанниками.
При планировании необходимо уделить особое внимание работе с воспитанниками,
имеющими проблемы в обучении и воспитании. Нужно определить, кому и какая помощь
будет оказана во время "спортивного часа", самоподготовки и после нее, какой
дополнительный материал будет предложен детям в свободное от выполнения учебных
заданий время и т. п.
Важно, чтобы дни проведения физкультурно-оздоровительных занятий в ГПД не совпадали с
днями проведения уроков физической культуры, занятия в творческих кружках – с днями
проведения уроков труда и музыки, запланированные экскурсии – с экскурсиями с классом и
т. п.
При составлении ежедневного плана работы ГПД следует учитывать возможные совпадения
отдельных запланированных видов деятельности с занятиями в учебном расписании, и
стараться избегать таких совпадений.
Ежедневные планы могут сопровождаться приложением сценариев мероприятий,
комплексами упражнений, описаниями игр из картотеки, но не заменяться ими.
В ГПД целесообразно ежедневное проведение занятий не только в помещении
образовательного учреждения, но и на открытом воздухе (экскурсии, спортивные часы,
физкультурно-оздоровительные занятия, прогулки, подвижные игры).
В ежедневном плане работы ГПД необходимо предусмотреть место для оценки результатов
проделанной работы, где педагог сможет описать свои педагогические наблюдения:
1.
как дети справляются с учебными заданиями;
2.
насколько самостоятельно, быстро и прилежно работают, понимают цель каждого
задания;
3.
как относятся друг к другу;
4.
удалось ли обеспечить хорошую атмосферу в группе в течение дня;
5.
насколько успешно дежурные выполняют свои обязанности и др.
Также, оценивая свою работу, воспитатель может сделать вывод об особенностях и
проблемах группы, каждого ребенка в отдельности, наметить пути коррекции трудностей в
обучении и воспитании.
Работа воспитателя ГПД с родителями обучающихся
Работа воспитателя ГПД с родителями обучающихся требует создания отдельного плана, в
котором должны найти отражение основные направления деятельности специалиста:
1.
анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальные беседы с родителями
воспитанников;
2.
вовлечение родителей в участие в образовательном процессе ГПД и школы в целом;
3.
анализ промежуточных и конечных результатов совместной деятельности педагогов и
родителей воспитанников;
4.
распространение опыта семейного воспитания посредством организации и проведения
круглых столов, родительских конференций и т. п.
Родители обучающихся должны иметь возможность ознакомиться с планом работы ГПД. Для
этого составляется недельная циклограмма расписания занятий в ГПД.
Преимущество данного вида планирования заключается в компактности представления
основного содержания деятельности учащихся в ГПД. Такой вариант планирования не
занимает много места, может постоянно присутствовать в информационном уголке ГПД,
информация, представленная в нем, легко воспринимается педагогами и родителями
обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы и методы организации работы в ГПД»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и вне...
Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий в 1 классе и используемые формы и методы организации учебной работы учащихся
Планируемые результаты на конец 1 классаТиповые задачи формирования УДД, методы и формы организации учебной работы учащихся, ситуациями и процедурами взаимодействияЛичностные универсальные учебные дей...
«Формы и методы организации работы в группе продленного дня"
Стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации...
Формы и методы организации работы в ГПД
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияпредусматривает реализацию основной образовательной программы начального общегообразования через урочную и внеурочную ...
Формы и методы организации работы в ГПД
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияпредусматривает реализацию основной образовательной программы начального общегообразования через урочную и внеурочную ...
Формы и методы организации работы в ГПД
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияпредусматривает реализацию основной образовательной программы начального общегообразования через урочную и внеурочную ...
Формы и методы организации работы в ГПД
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияпредусматривает реализацию основной образовательной программы начального общегообразования через урочную и внеурочную ...