«Формы и методы организации работы в группе продленного дня"
статья (1, 2, 3 класс) по теме
Стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
Группа продленного дня (далее – ГПД) является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.
Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание; сложившаяся практика финансирования ГПД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_deyatelnosti_obuchayushchihsya_v_gruppah_prodlennogo_dnya.docx | 14.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
Группа продленного дня (далее – ГПД) является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.
Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание; сложившаяся практика финансирования ГПД.
Для максимально эффективной работы ГПД необходимо четкое, продуманное планирование всех направлений ее работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения обучающихся, посещающих группы. Планирование деятельности ГПД включает разработку двух основных видов планов: календарно-тематического и ежедневного.
Календарно-тематическое планирование работы ГПД
Календарно-тематическое планирование – это своеобразная цепочка последовательных действий участников планирования с указанием возможного результата. Календарно-тематическое планирование является аналитическим инструментом, который позволяет по итогам учебного года выявить слабые и сильные стороны работы с детьми, внести коррективы в образовательный процесс.
Календарно-тематический план работы ГПД составляется на год и учебную четверть с выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с годовым планом работы школы.
Примерные разделы календарно-тематического плана работы ГПД:
анализ работы ГПД за прошедший учебный год;
цели и задачи на новый учебный год;
основные направления деятельности;
индивидуальная работа с обучающимися;
работа с родителями младших школьников;
достижения воспитанников, изучение эффективности работы ГПД.
Требования к календарно-тематическому плану работы ГПД:
соответствие основной образовательной программе начального общего образования образовательного учреждения;
соответствие концепции и программе развития школы;
проработка информационно-аналитической части плана;
системность планирования;
гибкость планирования;
целесообразность, преемственность, диагностичность, контролируемость целей и задач;
реальность (достижимость) прогнозируемых целей, задач, действий;
следование целесообразной логике действий;
учет возрастных особенностей детей;
учет индивидуальных особенностей членов педагогического коллектива.
Ежедневное планирование работы ГПД
На основе календарно-тематического планирования составляется ежедневный план работы ГПД. Как часть тематического плана, он должен быть сформирован с учетом требований санитарных и административных норм, должен перекликаться с работой учителей в текущий период и может корректироваться в зависимости от внешних факторов, например, погодных условий или количества детей в группе.
В ежедневном плане работы конкретизируются все режимные моменты с указанием цели и содержания планируемых мероприятий. В нем следует дать краткую схему проведения занятий и их содержание. Целесообразно продумать и отразить в плане формы, методы и приемы индивидуальной работы с детьми в каждый режимный момент их пребывания в группе, перечислить методические пособия, технические средства, которые будут использованы в работе с воспитанниками.
При планировании необходимо уделить особое внимание работе с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении и воспитании. Нужно определить, кому и какая помощь будет оказана во время "спортивного часа", самоподготовки и после нее, какой дополнительный материал будет предложен детям в свободное от выполнения учебных заданий время и т. п.
Важно, чтобы дни проведения физкультурно-оздоровительных занятий в ГПД не совпадали с днями проведения уроков физической культуры, занятия в творческих кружках – с днями проведения уроков труда и музыки, запланированные экскурсии – с экскурсиями с классом и т. п.
При составлении ежедневного плана работы ГПД следует учитывать возможные совпадения отдельных запланированных видов деятельности с занятиями в учебном расписании, и стараться избегать таких совпадений.
Ежедневные планы могут сопровождаться приложением сценариев мероприятий, комплексами упражнений, описаниями игр из картотеки, но не заменяться ими.
В ГПД целесообразно ежедневное проведение занятий не только в помещении образовательного учреждения, но и на открытом воздухе (экскурсии, спортивные часы, физкультурно-оздоровительные занятия, прогулки, подвижные игры).
В ежедневном плане работы ГПД необходимо предусмотреть место для оценки результатов проделанной работы, где педагог сможет описать свои педагогические наблюдения:
как дети справляются с учебными заданиями;
насколько самостоятельно, быстро и прилежно работают, понимают цель каждого задания;
как относятся друг к другу;
удалось ли обеспечить хорошую атмосферу в группе в течение дня;
насколько успешно дежурные выполняют свои обязанности и др.
Также, оценивая свою работу, воспитатель может сделать вывод об особенностях и проблемах группы, каждого ребенка в отдельности, наметить пути коррекции трудностей в обучении и воспитании.
Работа воспитателя ГПД с родителями обучающихся
Работа воспитателя ГПД с родителями обучающихся требует создания отдельного плана, в котором должны найти отражение основные направления деятельности специалиста:
анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальные беседы с родителями воспитанников;
вовлечение родителей в участие в образовательном процессе ГПД и школы в целом;
анализ промежуточных и конечных результатов совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников;
распространение опыта семейного воспитания посредством организации и проведения круглых столов, родительских конференций и т. п.
Родители обучающихся должны иметь возможность ознакомиться с планом работы ГПД. Для этого составляется недельная циклограмма расписания занятий в ГПД.
Преимущество данного вида планирования заключается в компактности представления основного содержания деятельности учащихся в ГПД. Такой вариант планирования не занимает много места, может постоянно присутствовать в информационном уголке ГПД, информация, представленная в нем, легко воспринимается педагогами и родителями обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы в группе продленного дня
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая о...
статья по теме "особенности организации работы в группе продленного дня"
Важной целью работы также является определение группы продлённого дня как структурного элемента учебно-воспитательного процесса в начальной школе.Воспитание – это целенаправленное управление про...
Статья "Особенности организации работы в группе продленного дня"
Статья "Особенности организации работы в группе продленного дня"...
Организация работы воспитателя группы продленного дня
Группа продлённого дня - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Группа продленного дня в...
Организация работы в группе продленного дня с детьми в условиях стационара.
Одним из важнейших вопросов организации продленного дня является взаимодействие между учителем и воспитателем группы продленного дня. От степени скоординированности их усилий зависит качество учебно-в...
Организация работы воспитателя группы продленного дня с родителями.
Необходимой составной частью образовательно - воспитательного процесса в группе продленного дня является установление тесной связи взрослых и детей. Для того чтобы наладить взаимодействие с семьёй, на...
Организация работы воспитателя группы продленного дня с родителями
Выбирая школу, родители нередко интересуются, есть ли в школе группа продленного дня. Это связано с тем, что занятость взрослых не позволяет забирать школьника младшего возраста сразу после уроков....