Сообщение «Медиация как высокоэффективный инструмент урегулирования школьных конфликтов»
статья (4 класс)

Татьяна Валентиновна Каюшкина

Конфликт- наиболее острый процесс разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, обычно сопровождающийся негативными эмоциями и выходящий за рамки правил и норм поведения в социуме.

Медиация- это переговоры двух конфликтующих сторон с участием третьего лица (медиатора)- нейтрального и беспристрастного, для урегулирования конфликта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mediatsiya.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Медиация как высокоэффективный инструмент урегулирования школьных конфликтов»

Конфликт- наиболее острый процесс разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, обычно сопровождающийся негативными эмоциями и выходящий за рамки правил и норм поведения в социуме.

Конфликты в школе, как и в обществе в целом, есть и будут. В школе чаще встречаются конфликты 2 типов: учитель-ученик и ученик-ученик. Чаще всего конфликты первого типа случаются из-за успеваемости, дисциплины и внешнего вида учащихся, а конфликты второго типа достаточно часто из-за девушки (юношей) или из-за «конфликта полов». Конфликты первого типа решить проще, ведь как минимум одна сторона конфликта является «стороной мудрой». Конфликты второго типа сложнее. Эти конфликты можно решить с помощью медиации, т.е. переговоров с участием третьей нейтральной стороны – медиатора.

Медиация- это переговоры двух конфликтующих сторон с участием третьего лица (медиатора)- нейтрального и беспристрастного, для урегулирования конфликта.

Международная и федеральная нормативно-правовая база

- Конвенция о правах ребенка

 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. N 273

Статья 12 - право свободно выражать собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка.

Статья 13 - Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. N 273

Статья 28 - право ребенка на образование… школьная дисциплина поддерживается с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Статья 29 - образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме, воспитание уважения к правам человека и основным свободам

- ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) от 27 июля 2010г. N 193

- Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

Медиатор предлагает участникам конфликта сесть за «стол переговоров», услышать и понять друг друга, а затем самостоятельно договориться о взаимоприемлемом способе выхода из конфликта. Встреча проводится только при добровольном согласии участников.

Порядок работы медиатора.

- Подготовительный: получение информации о случае, определить подходит ли он по критериям для работы медиатора (стороны конфликта известны; есть обидчик и пострадавший; случай передан в КДН и ЗП).

- Индивидуальные встречи со сторонами.

- Встреча сторон.

Правила встречи.

  1. Слушать другого и не перебивать его, даже если с ним не согласен, чтобы у каждого была возможность высказаться и быть услышанным.
  2. Не оскорблять друг друга.
  3. Соблюдать конфиденциальность, то есть не рассказывать, что происходило при встрече.
  4. Каждый участник может предложить сделать перерыв.
  5. Медиатор может поговорить с кем-то наедине, а также участник с медиатором.

Аналитическая беседа (проводится через 2-3 недели после медиации).

Основная часть.

Встреча сторон (примирительная встреча)

- создать условия для диалога (заранее подготовить место для встречи; поприветствовать участников, поблагодарить, что пришли; объяснить цели встречи, огласить правила, напомнить позицию медиатора)

Сначала высказывается жертва.

- организовать взаимопонимание в процессе диалога (предложить сторонам поочередно рассказать свою версию случившегося и обсудить последствия; предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному; поддержать диалог между сторонами);

- поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решения сторон (поддержать принесение извинений и прощение; инициировать поиск вариантов решений; обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуаций; обсудить и принять механизм реализации (кто, что, где, когда будет делать; обсудить, кто будет контролировать выполнение соглашения и кто сообщит об этом медиатору)

- обсуждение будущего (что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию; что нужно делать, чтобы подобного не повторилось);

- заключение соглашения (фиксировать решения и четкий план их реализации; обсудить, что делать, если план не будет выполнен; зафиксировать устное соглашение или письменный договор);

Рефлексия встречи.

Обсудить, удовлетворены ли участники встречей?

Спросить, что для себя важного узнали для себя в результате встречи.

4.Аналитическая встреча.

- как развиваются ваши отношения и как выполняется договор;

- что важного для себя вы поняли в результате медиации?

- используете ли вы в своей жизни из того, что узнали из медиации?

Основные этапы (ключевые мероприятия) организации служб школьной медиации в ОУ

Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам СШМ

1.1. Организация ознакомительного семинара по ШМ для руководителей, психолога, социального педагога и 3-4 преподавателей ОУ

1.2. Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников ОУ

1.3. Организация информационного просветительского мероприятия по ШМ для родителей и обучающихся

Итог: создание инициативной группы из числа всех участников образовательного процесса

2. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам СШМ

2.1. Обучение руководителя СШМ и школьных медиаторов по программе «Школьная медиация»

1.2. Проведение цикла семинаров-тренингов для родителей, проявивших интерес к СШМ

3. Разработка согласований по формированию СШМ

3.1. Рассмотрение вопроса о создании СШМ органами общественного управления ОУ

3.2. Утверждение положения о СШМ, одобренного органом общественного управления

1.3. Решение общих организационных вопросов

4. Организация взаимодействия СШМ с КДН, органами и организациями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования

5. Апробация практической работы СШМ и первичная оценка деятельности службы

6. Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных»

6.1. Формирование «групп равных» из обучающихся 5-8 и 9-11 классов (2 возрастные группы)

6.2. Реализация программ обучения «групп равных»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как избежать школьных конфликтов

Статья представляет описание опыта работы классного руководителя по профилактике (предупреждению) школьных конфликтов в начальных классах....

«Формула решения школьных конфликтов»

Возможно ли, работая с учащимися, избегать конфликтных ситуаций? Нет! Конфликтные ситуации имманентно присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся, учителя и родителей. В то же время к...

Как избежать школьных конфликтов

Как избежать школьных конфликтов       Тема школьного конфликта возникает буквально с первых дней поступления ребёнка в школу. Новый коллектив, разные характеры, не...

Формула решений школьных конфликтов

Рассматриваются конфликты между учителем и учеником, учителем и родителями, учителем и администрацией школы и т.д. Пути их разрешения....

Статья на тему :"Урегулирование педагогических конфликтов."

Существует проблема, связанная с культурой общения. Подавляющее число конфликтов являются следствием нетактичного поведения участников педагогического процесса. Урегулирование и решение проблем зависи...

Медиация "Формула решения школьного конфликта"

школьные споры. Как правильно их разрешить....

Технологии и инструменты урегулирования конфликтов между участниками образовательных отношений

Тема «Технологии и инструменты урегулирования конфликтов между участниками образовательных отношений»  Таблица «Методы снятия эмоционального напряжения в конфликте»Названи...