Технологии и инструменты урегулирования конфликтов между участниками образовательных отношений
статья

 Федотова Ольга Александровна

Тема «Технологии и инструменты урегулирования конфликтов между участниками образовательных отношений»

 

Таблица «Методы снятия эмоционального напряжения в конфликте»

Название метода

Содержание метода

Достоинства

Недостатки

Метод рациональной психотерапии

Человек делится своим горем с другом или даже с незнакомым человеком, в первую очередь надеется на сочувствие и на оправдание своей позиции в конфликте.

Методом рациональной психотерапии может воспользоваться только тот, у кого есть умный, добрый, знающий жизнь товарищ.

А если его нет, что тогда? Тогда нужно прибегать к другим методам психотерапии.

Метод предоставления партнёру возможности выговориться

 

 

 

Эта техника направлена на выравнивание напряжения. Напряжение может создаваться постепенно в процессе переговоров или присутствовать изначально. Для снижения напряжения у партнера по общению совсем не обязательно выполнять всё то, на чём он настаивает.

Снижение напряжения способствует уже то, что он получил возможность высказать свои взгляды без ограничений, без того, чтобы его перебивали.

Человек, которого оборвали, перебили или просто не заметили его робкого высказывания, может не сделать повторной попытки высказаться и уйти в «глухое молчание», что вряд ли может оказать положительное влияние на ход переговоров и их результативность.

Метод вербализации эмоционального состояния

Эту технику можно охарактеризовать как грамотную замену неконструктивной техники замечаний и проявлений обиды.

Прежде всего, человек не аккумулирует в себе негативные эмоции, а вербализует их.
 

 

Может восприниматься партнером как скрытое принижение его личности. Человек хочет принадлежать только к той общности, которая является значимой для него.

Метод подчёркивание общности с партнёром (сходство интересов, мнений и т.д.)

Основа это техники может трактоваться в очень широком контексте. Это может быть и общность интересов, и целей, и задач, и позиций. Подчеркивание общности – не только одно из базовых правил, это еще и самое древнее правило общения. Психология общения унаследовала его от глубинной психологии личности.

Подчеркивать общность каких-то положительных черт. Основанием подчеркивания общности могут быть также возрастной критерий или национальный признак и т.д. Эффективный вид этой техники общения – подчеркивание профессиональной общности.

Прямо противоположное поведение, неэффективное и ведущее к эмоциональному напряжению – это подчеркивание различий, когда акцент делается на несхожести.

Метод проявление интереса к проблемам партнёра

Подчеркнем здесь слово «проявление» – наш интерес к проблемам партнера должен быть явным. Например, можно быть действительно заинтересованным, но никак не проявлять свой интерес.

Под активным слушанием понимается проявлять свою заинтересованность в разговоре, доказывать, что ваши мысли не витают где-то далеко. Кроме того, функция активного слушания – еще и показать партнеру, что собеседник понимает партнера по общению и правильно интерпретирует его мысли.

Отсутствие явного интереса может навести собеседника на мысль, что его проблемы вам абсолютно чужды, вы с ним не согласны и не разделяете его взглядов на сложившуюся проблемную ситуацию, вследствие чего переговоры часто приобретают эмоционально-напряженный стиль.

Метод подчёркивание значимости партнёра, его мнения в ваших глазах

 

 

 

 

 

 

Техника общения лежит в основе одного из важнейших, фундаментальных принципов конструктивного межличностного взаимодействия. Такая позиция основана потребность в уважении, признании и принятии относится к фундаментальным, базовым потребностям личности.

На невербальном уровне подчеркивание значимости партнера и проявление уважения к нему может проявляться, например, предметной демонстрацией того, что вы ответственно отнеслись к данной встрече и готовились к ней (подготовительные рабочие записи, пометки в рабочем плане, заранее приготовленные материалы и т.п.).

За всеми действиями подобного рода должно стоять искреннее уважение к партнеру.

В противном случае люди чувствуют неискренность и неприятие собственной личности даже тогда, когда им внешне демонстрируется «подчеркивание значимости партнера, проявление уважения к нему».

 

Характеристика стратегиям поведения в конфликте с позиции их достоинств и недостатков:

 

     Сотрудничество – самая качественная с точки зрения получения результата, то есть урегулирования спорных вопросов.

- преимущества в том, что при выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремиться добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.

- недостатки в том, что самая сложная с точки зрения  ее реализации. Тут важно не только учитывать позицию другого - но и добиться того, чтобы этот другой тоже был удовлетворен.

 

      Компромисс - это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.

- преимущества в том, что при компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым

- недостатки в том, что в большинстве случаев – компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью.

     Соревнование – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремиться добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого. Человек, который следует этой стратегии, уверен, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек будет настаивать на своем во, чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимания.

- преимущества в том, что упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека может помочь человеку временно удержать вверх в конфликтной ситуации.

- недостатки в том, что к длительным отношениям  такой подход не применим. Длительные отношения могут быть устойчивыми только в том случае, если учитываются желания и интересы всех участников, а проигрыш одного человека, как правило, означает проигрыш всех.

Приспособление – это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Такую позицию могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.

- преимущества в том, что если предмет спора не так уж важен, а важнее сохранить хорошие взаимоотношения с другим человеком, то уступить, дать ему таким образом самоутвердиться может быть наиболее подходящим вариантом поведения.

- недостатки в том, что если конфликт касается важных вопросов, которые затрагивают чувства участников спора, то такую стратегию нельзя назвать продуктивной. Её результатом будет отрицательные эмоции уступившей стороны (злость, обида, разочарование и др.), а в долгосрочной перспективе потеря доверия, уважения и взаимопонимания между участниками.

Избегание – избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других.

- преимущества в том, что такая стратегия может быть полезна либо, когда предмет конфликта не очень важен, либо когда с другой стороной конфликта не обязательно поддерживать длительные отношения

- недостатки в том, что в долгосрочных отношениях важно открыто обсуждать все спорные вопросы, а избегание существующих трудностей приводит только к накоплению неудовлетворенности и напряжения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Технологии и инструменты урегулирования конфликтов между участниками образовательных отношений»

Таблица «Методы снятия эмоционального напряжения в конфликте»

Название метода

Содержание метода

Достоинства

Недостатки

Метод рациональной психотерапии

Человек делится своим горем с другом или даже с незнакомым человеком, в первую очередь надеется на сочувствие и на оправдание своей позиции в конфликте.

Методом рациональной психотерапии может воспользоваться только тот, у кого есть умный, добрый, знающий жизнь товарищ.

А если его нет, что тогда? Тогда нужно прибегать к другим методам психотерапии.

Метод предоставления партнёру возможности выговориться

Эта техника направлена на выравнивание напряжения. Напряжение может создаваться постепенно в процессе переговоров или присутствовать изначально. Для снижения напряжения у партнера по общению совсем не обязательно выполнять всё то, на чём он настаивает.

Снижение напряжения способствует уже то, что он получил возможность высказать свои взгляды без ограничений, без того, чтобы его перебивали.

Человек, которого оборвали, перебили или просто не заметили его робкого высказывания, может не сделать повторной попытки высказаться и уйти в «глухое молчание», что вряд ли может оказать положительное влияние на ход переговоров и их результативность.

Метод вербализации эмоционального состояния

Эту технику можно охарактеризовать как грамотную замену неконструктивной техники замечаний и проявлений обиды.

Прежде всего, человек не аккумулирует в себе негативные эмоции, а вербализует их.

Может восприниматься партнером как скрытое принижение его личности. Человек хочет принадлежать только к той общности, которая является значимой для него.

Метод подчёркивание общности с партнёром (сходство интересов, мнений и т.д.)

Основа это техники может трактоваться в очень широком контексте. Это может быть и общность интересов, и целей, и задач, и позиций. Подчеркивание общности – не только одно из базовых правил, это еще и самое древнее правило общения. Психология общения унаследовала его от глубинной психологии личности.

Подчеркивать общность каких-то положительных черт. Основанием подчеркивания общности могут быть также возрастной критерий или национальный признак и т.д. Эффективный вид этой техники общения – подчеркивание профессиональной общности.

Прямо противоположное поведение, неэффективное и ведущее к эмоциональному напряжению – это подчеркивание различий, когда акцент делается на несхожести.

Метод проявление интереса к проблемам партнёра

Подчеркнем здесь слово «проявление» – наш интерес к проблемам партнера должен быть явным. Например, можно быть действительно заинтересованным, но никак не проявлять свой интерес.

Под активным слушанием понимается проявлять свою заинтересованность в разговоре, доказывать, что ваши мысли не витают где-то далеко. Кроме того, функция активного слушания – еще и показать партнеру, что собеседник понимает партнера по общению и правильно интерпретирует его мысли.

Отсутствие явного интереса может навести собеседника на мысль, что его проблемы вам абсолютно чужды, вы с ним не согласны и не разделяете его взглядов на сложившуюся проблемную ситуацию, вследствие чего переговоры часто приобретают эмоционально-напряженный стиль.

Метод подчёркивание значимости партнёра, его мнения в ваших глазах

Техника общения лежит в основе одного из важнейших, фундаментальных принципов конструктивного межличностного взаимодействия. Такая позиция основана потребность в уважении, признании и принятии относится к фундаментальным, базовым потребностям личности.

На невербальном уровне подчеркивание значимости партнера и проявление уважения к нему может проявляться, например, предметной демонстрацией того, что вы ответственно отнеслись к данной встрече и готовились к ней (подготовительные рабочие записи, пометки в рабочем плане, заранее приготовленные материалы и т.п.).

За всеми действиями подобного рода должно стоять искреннее уважение к партнеру.

В противном случае люди чувствуют неискренность и неприятие собственной личности даже тогда, когда им внешне демонстрируется «подчеркивание значимости партнера, проявление уважения к нему».

Характеристика стратегиям поведения в конфликте с позиции их достоинств и недостатков:

     Сотрудничество – самая качественная с точки зрения получения результата, то есть урегулирования спорных вопросов.

- преимущества в том, что при выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремиться добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.

- недостатки в том, что самая сложная с точки зрения  ее реализации. Тут важно не только учитывать позицию другого - но и добиться того, чтобы этот другой тоже был удовлетворен.

      Компромисс - это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.

- преимущества в том, что при компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым

- недостатки в том, что в большинстве случаев – компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью.

     Соревнование – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремиться добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого. Человек, который следует этой стратегии, уверен, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек будет настаивать на своем во, чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимания.

- преимущества в том, что упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека может помочь человеку временно удержать вверх в конфликтной ситуации.

- недостатки в том, что к длительным отношениям  такой подход не применим. Длительные отношения могут быть устойчивыми только в том случае, если учитываются желания и интересы всех участников, а проигрыш одного человека, как правило, означает проигрыш всех.

Приспособление – это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Такую позицию могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.

- преимущества в том, что если предмет спора не так уж важен, а важнее сохранить хорошие взаимоотношения с другим человеком, то уступить, дать ему таким образом самоутвердиться может быть наиболее подходящим вариантом поведения.

- недостатки в том, что если конфликт касается важных вопросов, которые затрагивают чувства участников спора, то такую стратегию нельзя назвать продуктивной. Её результатом будет отрицательные эмоции уступившей стороны (злость, обида, разочарование и др.), а в долгосрочной перспективе потеря доверия, уважения и взаимопонимания между участниками.

Избегание – избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других.

- преимущества в том, что такая стратегия может быть полезна либо, когда предмет конфликта не очень важен, либо когда с другой стороной конфликта не обязательно поддерживать длительные отношения

- недостатки в том, что в долгосрочных отношениях важно открыто обсуждать все спорные вопросы, а избегание существующих трудностей приводит только к накоплению неудовлетворенности и напряжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Толерантность как главный принцип взаимоотношений между участниками образовательного процесса

Доклад и презентация на тему: "Толерантность как главный принцип взаимоотношений между участниками образовательного процесса"...

Основные характеристики ООП в условиях реализации ФГОС НОО ( части ООП формируемые участниками образовательных отношений)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ началь...

ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

    С введением ФГОС общего образования ведущей идеей системы работы педагогического коллектива школы с родителями стало установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанни...

Взаимодействие участников образовательных отношений с целью предотвращения насилия и жестокости.

Приемы эффективного взаимодействия специалистов школы с родителями с целью предотвращения жестокости....