Технологии и инструменты урегулирования конфликтов между участниками образовательных отношений
статья
Тема «Технологии и инструменты урегулирования конфликтов между участниками образовательных отношений»
Таблица «Методы снятия эмоционального напряжения в конфликте»
Название метода | Содержание метода | Достоинства | Недостатки |
Метод рациональной психотерапии | Человек делится своим горем с другом или даже с незнакомым человеком, в первую очередь надеется на сочувствие и на оправдание своей позиции в конфликте. | Методом рациональной психотерапии может воспользоваться только тот, у кого есть умный, добрый, знающий жизнь товарищ. | А если его нет, что тогда? Тогда нужно прибегать к другим методам психотерапии. |
Метод предоставления партнёру возможности выговориться
| Эта техника направлена на выравнивание напряжения. Напряжение может создаваться постепенно в процессе переговоров или присутствовать изначально. Для снижения напряжения у партнера по общению совсем не обязательно выполнять всё то, на чём он настаивает. | Снижение напряжения способствует уже то, что он получил возможность высказать свои взгляды без ограничений, без того, чтобы его перебивали. | Человек, которого оборвали, перебили или просто не заметили его робкого высказывания, может не сделать повторной попытки высказаться и уйти в «глухое молчание», что вряд ли может оказать положительное влияние на ход переговоров и их результативность. |
Метод вербализации эмоционального состояния | Эту технику можно охарактеризовать как грамотную замену неконструктивной техники замечаний и проявлений обиды. | Прежде всего, человек не аккумулирует в себе негативные эмоции, а вербализует их.
| Может восприниматься партнером как скрытое принижение его личности. Человек хочет принадлежать только к той общности, которая является значимой для него. |
Метод подчёркивание общности с партнёром (сходство интересов, мнений и т.д.) | Основа это техники может трактоваться в очень широком контексте. Это может быть и общность интересов, и целей, и задач, и позиций. Подчеркивание общности – не только одно из базовых правил, это еще и самое древнее правило общения. Психология общения унаследовала его от глубинной психологии личности. | Подчеркивать общность каких-то положительных черт. Основанием подчеркивания общности могут быть также возрастной критерий или национальный признак и т.д. Эффективный вид этой техники общения – подчеркивание профессиональной общности. | Прямо противоположное поведение, неэффективное и ведущее к эмоциональному напряжению – это подчеркивание различий, когда акцент делается на несхожести. |
Метод проявление интереса к проблемам партнёра | Подчеркнем здесь слово «проявление» – наш интерес к проблемам партнера должен быть явным. Например, можно быть действительно заинтересованным, но никак не проявлять свой интерес. | Под активным слушанием понимается проявлять свою заинтересованность в разговоре, доказывать, что ваши мысли не витают где-то далеко. Кроме того, функция активного слушания – еще и показать партнеру, что собеседник понимает партнера по общению и правильно интерпретирует его мысли. | Отсутствие явного интереса может навести собеседника на мысль, что его проблемы вам абсолютно чужды, вы с ним не согласны и не разделяете его взглядов на сложившуюся проблемную ситуацию, вследствие чего переговоры часто приобретают эмоционально-напряженный стиль. |
Метод подчёркивание значимости партнёра, его мнения в ваших глазах
| Техника общения лежит в основе одного из важнейших, фундаментальных принципов конструктивного межличностного взаимодействия. Такая позиция основана потребность в уважении, признании и принятии относится к фундаментальным, базовым потребностям личности. | На невербальном уровне подчеркивание значимости партнера и проявление уважения к нему может проявляться, например, предметной демонстрацией того, что вы ответственно отнеслись к данной встрече и готовились к ней (подготовительные рабочие записи, пометки в рабочем плане, заранее приготовленные материалы и т.п.). За всеми действиями подобного рода должно стоять искреннее уважение к партнеру. | В противном случае люди чувствуют неискренность и неприятие собственной личности даже тогда, когда им внешне демонстрируется «подчеркивание значимости партнера, проявление уважения к нему». |
Характеристика стратегиям поведения в конфликте с позиции их достоинств и недостатков:
Сотрудничество – самая качественная с точки зрения получения результата, то есть урегулирования спорных вопросов.
- преимущества в том, что при выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремиться добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.
- недостатки в том, что самая сложная с точки зрения ее реализации. Тут важно не только учитывать позицию другого - но и добиться того, чтобы этот другой тоже был удовлетворен.
Компромисс - это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.
- преимущества в том, что при компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым
- недостатки в том, что в большинстве случаев – компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью.
Соревнование – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремиться добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого. Человек, который следует этой стратегии, уверен, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек будет настаивать на своем во, чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимания.
- преимущества в том, что упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека может помочь человеку временно удержать вверх в конфликтной ситуации.
- недостатки в том, что к длительным отношениям такой подход не применим. Длительные отношения могут быть устойчивыми только в том случае, если учитываются желания и интересы всех участников, а проигрыш одного человека, как правило, означает проигрыш всех.
Приспособление – это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Такую позицию могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.
- преимущества в том, что если предмет спора не так уж важен, а важнее сохранить хорошие взаимоотношения с другим человеком, то уступить, дать ему таким образом самоутвердиться может быть наиболее подходящим вариантом поведения.
- недостатки в том, что если конфликт касается важных вопросов, которые затрагивают чувства участников спора, то такую стратегию нельзя назвать продуктивной. Её результатом будет отрицательные эмоции уступившей стороны (злость, обида, разочарование и др.), а в долгосрочной перспективе потеря доверия, уважения и взаимопонимания между участниками.
Избегание – избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других.
- преимущества в том, что такая стратегия может быть полезна либо, когда предмет конфликта не очень важен, либо когда с другой стороной конфликта не обязательно поддерживать длительные отношения
- недостатки в том, что в долгосрочных отношениях важно открыто обсуждать все спорные вопросы, а избегание существующих трудностей приводит только к накоплению неудовлетворенности и напряжения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема «Технологии и инструменты урегулирования конфликтов между участниками образовательных отношений»
Таблица «Методы снятия эмоционального напряжения в конфликте»
Название метода | Содержание метода | Достоинства | Недостатки |
Метод рациональной психотерапии | Человек делится своим горем с другом или даже с незнакомым человеком, в первую очередь надеется на сочувствие и на оправдание своей позиции в конфликте. | Методом рациональной психотерапии может воспользоваться только тот, у кого есть умный, добрый, знающий жизнь товарищ. | А если его нет, что тогда? Тогда нужно прибегать к другим методам психотерапии. |
Метод предоставления партнёру возможности выговориться | Эта техника направлена на выравнивание напряжения. Напряжение может создаваться постепенно в процессе переговоров или присутствовать изначально. Для снижения напряжения у партнера по общению совсем не обязательно выполнять всё то, на чём он настаивает. | Снижение напряжения способствует уже то, что он получил возможность высказать свои взгляды без ограничений, без того, чтобы его перебивали. | Человек, которого оборвали, перебили или просто не заметили его робкого высказывания, может не сделать повторной попытки высказаться и уйти в «глухое молчание», что вряд ли может оказать положительное влияние на ход переговоров и их результативность. |
Метод вербализации эмоционального состояния | Эту технику можно охарактеризовать как грамотную замену неконструктивной техники замечаний и проявлений обиды. | Прежде всего, человек не аккумулирует в себе негативные эмоции, а вербализует их. | Может восприниматься партнером как скрытое принижение его личности. Человек хочет принадлежать только к той общности, которая является значимой для него. |
Метод подчёркивание общности с партнёром (сходство интересов, мнений и т.д.) | Основа это техники может трактоваться в очень широком контексте. Это может быть и общность интересов, и целей, и задач, и позиций. Подчеркивание общности – не только одно из базовых правил, это еще и самое древнее правило общения. Психология общения унаследовала его от глубинной психологии личности. | Подчеркивать общность каких-то положительных черт. Основанием подчеркивания общности могут быть также возрастной критерий или национальный признак и т.д. Эффективный вид этой техники общения – подчеркивание профессиональной общности. | Прямо противоположное поведение, неэффективное и ведущее к эмоциональному напряжению – это подчеркивание различий, когда акцент делается на несхожести. |
Метод проявление интереса к проблемам партнёра | Подчеркнем здесь слово «проявление» – наш интерес к проблемам партнера должен быть явным. Например, можно быть действительно заинтересованным, но никак не проявлять свой интерес. | Под активным слушанием понимается проявлять свою заинтересованность в разговоре, доказывать, что ваши мысли не витают где-то далеко. Кроме того, функция активного слушания – еще и показать партнеру, что собеседник понимает партнера по общению и правильно интерпретирует его мысли. | Отсутствие явного интереса может навести собеседника на мысль, что его проблемы вам абсолютно чужды, вы с ним не согласны и не разделяете его взглядов на сложившуюся проблемную ситуацию, вследствие чего переговоры часто приобретают эмоционально-напряженный стиль. |
Метод подчёркивание значимости партнёра, его мнения в ваших глазах | Техника общения лежит в основе одного из важнейших, фундаментальных принципов конструктивного межличностного взаимодействия. Такая позиция основана потребность в уважении, признании и принятии относится к фундаментальным, базовым потребностям личности. | На невербальном уровне подчеркивание значимости партнера и проявление уважения к нему может проявляться, например, предметной демонстрацией того, что вы ответственно отнеслись к данной встрече и готовились к ней (подготовительные рабочие записи, пометки в рабочем плане, заранее приготовленные материалы и т.п.). За всеми действиями подобного рода должно стоять искреннее уважение к партнеру. | В противном случае люди чувствуют неискренность и неприятие собственной личности даже тогда, когда им внешне демонстрируется «подчеркивание значимости партнера, проявление уважения к нему». |
Характеристика стратегиям поведения в конфликте с позиции их достоинств и недостатков:
Сотрудничество – самая качественная с точки зрения получения результата, то есть урегулирования спорных вопросов.
- преимущества в том, что при выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремиться добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.
- недостатки в том, что самая сложная с точки зрения ее реализации. Тут важно не только учитывать позицию другого - но и добиться того, чтобы этот другой тоже был удовлетворен.
Компромисс - это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.
- преимущества в том, что при компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым
- недостатки в том, что в большинстве случаев – компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью.
Соревнование – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремиться добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого. Человек, который следует этой стратегии, уверен, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек будет настаивать на своем во, чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимания.
- преимущества в том, что упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека может помочь человеку временно удержать вверх в конфликтной ситуации.
- недостатки в том, что к длительным отношениям такой подход не применим. Длительные отношения могут быть устойчивыми только в том случае, если учитываются желания и интересы всех участников, а проигрыш одного человека, как правило, означает проигрыш всех.
Приспособление – это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Такую позицию могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.
- преимущества в том, что если предмет спора не так уж важен, а важнее сохранить хорошие взаимоотношения с другим человеком, то уступить, дать ему таким образом самоутвердиться может быть наиболее подходящим вариантом поведения.
- недостатки в том, что если конфликт касается важных вопросов, которые затрагивают чувства участников спора, то такую стратегию нельзя назвать продуктивной. Её результатом будет отрицательные эмоции уступившей стороны (злость, обида, разочарование и др.), а в долгосрочной перспективе потеря доверия, уважения и взаимопонимания между участниками.
Избегание – избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других.
- преимущества в том, что такая стратегия может быть полезна либо, когда предмет конфликта не очень важен, либо когда с другой стороной конфликта не обязательно поддерживать длительные отношения
- недостатки в том, что в долгосрочных отношениях важно открыто обсуждать все спорные вопросы, а избегание существующих трудностей приводит только к накоплению неудовлетворенности и напряжения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Толерантность как главный принцип взаимоотношений между участниками образовательного процесса
Доклад и презентация на тему: "Толерантность как главный принцип взаимоотношений между участниками образовательного процесса"...
Основные характеристики ООП в условиях реализации ФГОС НОО ( части ООП формируемые участниками образовательных отношений)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ началь...
ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
С введением ФГОС общего образования ведущей идеей системы работы педагогического коллектива школы с родителями стало установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанни...
Доклад «Реализация ФГОС начального общего образования: обеспечение единства образовательного пространства и свободы выбора участников образовательных отношений»
доклад к проведению МО...
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками
МОУ-ООШ с. Георгиевка...
Доклад "Причины возникновения конфликтов среди участников образовательного процесса и способы их решения"
Из личного опыта....
Взаимодействие участников образовательных отношений с целью предотвращения насилия и жестокости.
Приемы эффективного взаимодействия специалистов школы с родителями с целью предотвращения жестокости....