Статья на тему :"Урегулирование педагогических конфликтов."
занимательные факты
Существует проблема, связанная с культурой общения. Подавляющее число конфликтов являются следствием нетактичного поведения участников педагогического процесса. Урегулирование и решение проблем зависит от личной и профессиональной культуры каждого из них. Проблема состоит в том, что во взаимоотношениях друг с другом мы видим, прежде всего, ученика, педагога, директора и т.д. , а надо увидеть человека со всеми его проблемами и особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_konflikty.docx | 14.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урегулирование педагогических конфликтов
Педагогический процесс невозможен без различного рода конфликтов. Более того, в определенном случае конфликт является необходимым условием для решения назревших проблем.
Существует проблема, связанная с культурой общения. Подавляющее число конфликтов являются следствием нетактичного поведения участников педагогического процесса. Урегулирование и решение проблем зависит от личной и профессиональной культуры каждого из них. Проблема состоит в том, что во взаимоотношениях друг с другом мы видим, прежде всего, ученика, педагога, директора и т.д. , а надо увидеть человека со всеми его проблемами и особенностями.
В процессе урегулирования педагогического конфликта инициатива должна принадлежать педагогу, как более профессионально подготовленному. Особенно велика роль педагога в тех случаях, когда в ходе педагогического процесса образуется конфликтный треугольник «педагог – ученик – родитель». Если конфликт не удается урегулировать своевременно, то в него могут быть вовлечены новые участники, например, администрация учебного заведения, которая может занять позицию арбитра в конфликте, либо встать на защиту одной из сторон, и тогда число возможных вариантов развития конфликта значительно увеличится.
При любом варианте развития конфликта задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимоотношения, деструктивный конфликт – в конструктивный. Для этого необходимо проделать ряд последовательных операций.
1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга. Конфликтующие люди, как правило, недружелюбно настроены по отношению к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуацию. Контролируя свои эмоции, педагогу необходимо снизить эмоциональное напряжение в отношениях с учеником, родителями, коллегами.
2. Диалог можно рассматривать и как цель, и как средство. На первой стадии диалог – способ налаживания коммуникации между оппонентами. На второй – средство для обсуждения спорных вопросов и поиска приемлемых способов урегулирования конфликта.
В ходе диалога оппоненты уточняют отношения, позиции, намерения, цели друг друга. Они становятся более информированными и лучше представляют сложившуюся ситуацию. Если удалось выяснить и обозначить источники и причины спора, то можно переходить к завершающему шагу.
3. Взаимодействие включает в себя и восприятие, и диалог, и прочие виды совместной деятельности и общения. Взаимодействие – это совместная деятельность всех оппонентов, направленная на урегулирование и разрешение конфликта.
В ходе взаимодействия оппоненты уточняют круг проблем и варианты их решения; распределяют виды работ; назначают сроки их выполнения и определяют систему контроля.
Итак, адекватность восприятия конфликта, готовность к обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность по урегулированию существующих проблем способствуют превращению оппонентов в союзников и даже в друзей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс «Мир человека». 2 класс. Тема: «Урегулирование конфликтов».
Проблема разрешения конфликтов в наше непростое время является очень важной. Необходимо учить детей, как избежать конфликтных ситуаций, доброжелательному отношению друг к другу....
Статья на тему: "Психолого-педагогические условия общения учителя с младшими школьниками."
Какой стиль общения является самым оптимальным для общения учителя с младшими школьниками?...
Статья на тему: "Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС".
В статье говорится о синдроме профессионального выгорания. Даются некоторые советы по его преодалению....
Статья по теме «Игровые педагогические технологии».
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пыт...
Статья на тему: Психолого-педагогические условия для формирования универсального учебного действия моделирования.
В данной статье подробно рассматриваются психолого-педагогические условия, необходимые для формирования универсального учебного действия моделирования у младших школьников и описываются этапы работы п...
Статья на тему: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.".
Статья на тему: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ."....
Статья по теме «Игровые педагогические технологии в начальной школе».
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо...