Интерактивное занятие "Мы - исследователи" Авторы: Стрелкова Ирина Юрьевна, Бартенёва Татьяна Тимофеевна
классный час (2, 3 класс)
Исследовательская работа на формирование естественно научной функциональной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attachments_tatiana.bartieniovamail.ru_2022-11-15_18-10-02.zip | 146.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное интерактивное занятие
«Мы-исследователи» для учащихся 2 – 3 классов
в рамках муниципального сетевого проекта
«Естественнонаучная грамотность: преемственность между дошкольным и начальным общим уровнями образования»
Цель: узнать о свойствах воды.
Задачи:
1. Формировать представления учащихся о применении свойств воды в жизни человека.
2. Развивать навыки практической деятельности (опыты с водой), наблюдательности, внимания, аккуратности в проведении опытов, любознательности.
3. Воспитывать бережное отношение к воде, умение работать в коллективе.
Планируемые результаты:
предметные: научиться проводить новые опыты с водой (смешивание воды с разной концентрацией растворимых в ней веществ);
личностные: развивать учебно-познавательный интерес к новым способам действия;
метапредметные:
регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; учиться работать по предложенному плану;
познавательные: выдвигать гипотезы на основе уже имеющихся знаний; делать выводы в результате совместной работы;
коммуникативные: работать в группе, уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, слушать и понимать других, уметь договариваться
и приходить к общему мнению.
Оборудование: демонстрационный стол; набор сосудов с водой, соль, сахар, мел, песок, земля, пластилин, растительное масло, жидкие красители ,шаблоны цветов из бумаги, живые цветы, карточки для выполнения заданий в группах, бейджи с распределением обязанностей в группе.
Используемые технологии:
- Технология проблемного обучения
- Технология развивающего обучения
- Игровые технологии
- Интерактивные технологии
Форма деятельности: работа в малых разновозрастных группах.
Возраст: учащиеся 2-3 классов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
-Ребята, сегодня мы пригласили вас на необычное занятие. На занятии мы откроем научную лабораторию, а вам предлагаем побыть в роли исследователей и провести опыты.
-Что же должны уметь исследователи?
(Задавать вопросы; искать ответы на эти вопросы; наблюдать, проводить опыты; проверять свои догадки; делать выводы.)
2. Определение объекта исследования:
- Давайте определим, что будет сегодня объектом нашего исследования.
- Отгадайте загадку
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли-
Жить нельзя нам без ...(воды).
3. Актуальность.
-Как вы думаете, почему объектом исследования мы выбрали воду?
( Вода- источник жизни для всего живого на Земле.)
- Кому нужна вода? (Вода нужна всем и человеку, и животным, и птицам, и рыбам, и растениям, без неё они погибнут.)
- Давайте проверим, нужна ли растениям вода?
Для опыта понадобится цветок, вода, жидкий краситель.
- Подкрасим воду разными цветами.
- Вставим цветы в стаканы и понаблюдаем, что произойдёт к концу нашего занятия
Послушайте загадки. А они о чём?
1. Мороз на воду опустился,
И мир вокруг преобразился.
Там, где раньше всё текло.
Превратилось всё в стекло. (Лёд)
2. Бел, как мел, с неба прилетел,
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
3. Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. ( Вода)
- Если мы выбрали объектом изучения воду, почему я загадываю вам загадки про снег и лёд? (Снег и лёд - это тоже вода.)
-Вода в природе бывает в каких состояниях? ( В твердом, жидком и газообразном.)
- Посмотрите на фотографии. На каких фотографиях вода находится в жидком состоянии? В твердом? В газообразном?
Предметом вашего исследования будут свойства воды.
4. Правила работы в группах.
- Вы сегодня будете работать в группах. Как в каждой научной лаборатории, у ученых есть свои обязанности, так и у вас тоже будут свои обязанности. Посмотрите на бэйджи, которые лежат у вас на столах. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Чем будет заниматься руководитель группы? (Руководитель группы зачитывает задание.) Какие обязанности будут у лаборанта? ( Лаборант выполняет опыт.)
Чем будет заниматься секретарь? (Вся группа наблюдает за опытом, секретарь записывает результаты исследования в таблицу.)
Что делает докладчик? (Докладчик громко и чётко произносит вывод исследования.)
-Распределите обязанности в группе и выберите себе бейдж.
5. Правила поведения при проведении опытов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Повторим правила поведения при работе в группе и проведении опытов.
( Правила вывешиваются на доску)
1) Одна голова хорошо, а шесть - лучше!!!
2) Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
3) Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
4) Опыты проводятся поочередно каждым учеником группы.
5) Когда опыт проводит один ученик (лаборант), остальные молча наблюдают или по просьбе лаборанта помогают.
6) Обмен мнениями по результатам проведённого опыта начинается только после того, как руководитель разрешает его начать.
6) Переговариваться с друг с другом нужно тихо. Не мешая остальным.
7) После окончания работы надо вымыть руки с мылом.
6. Знакомство с лабораторным оборудованием. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Давайте познакомимся с лабораторным оборудованием.
Учитель показывает оборудование и называет его:
Лабораторный стакан, стеклянная палочка для размешивания, колба, воронка, фильтры.
7. Проведение исследований. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Первые опыты проведем вместе, а затем вы будете работать самостоятельно со своим руководителем.
1) Понюхайте воду. Имеет ли вода запах? Сделайте вывод. Зафиксируйте вывод в таблицу.
2) Попробуйте воду. Имеет ли вода вкус? Сделайте вывод. Занесите вывод в таблицу.
3) Поставьте стакан с водой на картинку. Видно ли текст? О каком свойстве это говорит? Занесите результат в таблицу.
4) Перелейте воду из одного сосуда в другой. Что заметили? Как называется это свойство воды? Занесите результаты наблюдения в таблицу.
5) Имеет ли вода форму? Запишите этот вывод в таблицу.
Давайте заслушаем докладчика 1 группы. Какие выводы сделала группа?
Вывод: Вода не имеет запаха, не имеет вкуса, прозрачна, обладает текучестью, не имеет формы.
А в других группах, какие выводы получили?
8. Физкультминутка «Напои птичку».
-Птичка захотела напиться воды из сосуда с водой. Но достать воду не может. Как её напоить? Знаете ли вы способ как напоить птичку, если она села на край сосуда и не может достать до воды? (Если бросать камушки в воду, то уровень воды в сосуде повысится.)
- Проведем соревнование. Какая команда быстрее напоит свою птицу, не разлив не капли?
8. Продолжение исследований.
Знаете ли вы ещё какие-нибудь свойства воды?
(Вода – растворитель)
-Сейчас вы будете самостоятельно со своим руководителем исследовать это свойство воды. Инструкция у вас есть на листочке. Все необходимое оборудование стоит на столе. Приступайте к выполнению опытов. Не забудьте зафиксировать результат в таблице.
После выполнения опытов к доске приглашаются докладчики всех четырёх групп и заслушиваются результаты четырёх опытов.
- Насыпали сахар в стакан с водой. Размешали палочкой. Сахар исчез, растворился.
- Насыпали соль в стакан с водой. Размешали. Соль растворилась в воде.
- Насыпали в стакан толчёный мел и размешали. Вода окрасилась в цвет мела. Частички мела не растворились.
- Насыпали в стакан песок, размешали. Песок не растворился в воде.
Сделайте вывод. Все ли вещества может растворять вода?
Вывод: вода может растворять некоторые вещества.
9. Практическое применение знаний о свойствах воды
- Представьте, что мы пошли в поход, очень хочется пить, а питьевая вода закончилась. Увидели речку, но вода в ней мутная, с землёй и песком.
-Можно ли из неё пить воду?
- Как поступить? (Попробовать очистить воду)
-Для очистки воды используют фильтры. Умеете ли вы делать простейшие фильтры?
-Проведем опыты. (1, 2 группы очищают воду, смешанную с песком, 3-4 группы, смешанную с землей).
-Удалось ли очистить воду с песком? А воду с землёй? ( Воду с песком удалось очистить с помощью фильтра. А воду с землёй до конца очистить не удалось. В воде растворились некоторые вещества, которые были в земле.)
-Очищенную от песка воду уже можно пить? Какой ещё способ обеззараживания воды от бактерий и микробов вы знаете? (Кипячение.)
Вывод: очищенную воду после кипячения можно пить.
- Ребята, как выдумаете, а любую воду можно после фильтрования использовать для питья?
- Кто виноват в загрязнении этих водоёмов?
Что мы можем сделать, чтобы сохранить водоемы чистыми?
(Ученик читает стихотворение)
Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем!
Без воды угаснет каждый!
10. Физминутка
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево, вправо)
Речка лентой впереди. (Потягивания- руки вперёд)
Сверху мостик – погляди. (Потягивания – руки вверх)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться. (Садятся)
11. Интересные опыты с водой.
А сейчас мы проведем интересные опыты с водой.
1) Волшебные цветы.
Для опыта необходимо:
- вырезать из бумаги цветы и загнуть лепестки внутрь.
- положите в тарелку с водой.
- Что происходит с цветами?
Объяснение:вода поднимается вверх, проникает в маленькие пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает. Сгибы в бумаге распрямляются и цветок «распускается»
2) Волшебная лампа.
- наливаем в пластиковую бутылку воду примерно 1/3;
- подкрашиваем её;
- сверху добавляем подсолнечное масло (плотность масла меньше, поэтому смешиваться не будет);
- добавляем несколько шипучих таблеток
- наблюдаем за химической реакцией
(Цветная подкрашенная вода поднимается, и не смешиваясь с маслом, вновь опускается.
Вывод: вода и масло никогда не смешиваются.
3) Плавучесть тела.
-Что такое плавучесть? (Это свойство предметов удерживаться на поверхности воды.)
Этот эксперимент поможет нам выяснить, от чего именно она зависит. Если от тяжести, то почему тогда корабли не тонут? Может дело в другом? Это мы и выясним.
Для опыта нам понадобиться пластилин и ёмкость с водой.
- Сначала скатаем из пластилина шарик и опустим в воду.
-Что произошло? (Шарик утонул)
- Достанем шарик из воды, разомнём его и сделаем лепёшку, слегка приподняв края. Опустим его в воду.
- Утонул ли пластилин?
Вывод: один и тот же кусок пластилина может, и тонуть, и плавать. Его плавучесть зависит не от веса, а от формы.
4) Опыт с окрашиванием цветов.
- Давайте вернёмся к первому опыту с цветами. Что вы заметили?
Вывод: вода проникает в растения и постепенно полностью заполняет все их капилляры)
12. Интерактивная игра-викторина
А сейчас небольшая викторина. Вопросы этой викторины связаны с водой.
( Ребята по очереди из каждой группы выбирают задание и отвечают на вопросы)
В каком состоянии вода хранится в природе дольше всего? ( В твердом)
В какой день во всем мире отмечают Всемирный День Воды?(22 марта)
Где на Земле находятся самые большие запасы пресной воды?(В Антарктиде)
Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд)
Сколько времени человек может прожить без воды? (Не более 7 суток)
Сколько процентов воды содержится в организме человека? (от 55 до 80%)
Как называется процесс очистки воды? (Фильтрование)
Назовите самый простой способ обеззараживания воды? (Кипячение)
- На этом наша лаборатория заканчивает свою работу.
13. Итог занятия.
- Что нового узнали?
- Что было интересно?
- О чём после каникул расскажите одноклассникам?
14. Рефлексия. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
-Ребята, у вас на столах кораблики. Давайте отправим их в плавание по воде. Кому было сегодня всё понятно, интересно, возьмите зелёный кораблик. Кто не всё понял, затруднялся – жёлтый. Кому было очень трудно, кто ничего не понял – красный. ( Учащиеся выбирают кораблик и прикрепляют его магнитом к доске)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспозиция боевой славы 3-ей Гвардейской ордена Суворова Волновахской стрелковой дивизии, которая открыта в нашей начальной школе № 8 города Волхова Ленинградской области
В нашей « Восьмушке» на протяжении нескольких лет проводится огромная работа по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В связи с этим на базе начальной школы соз...
Информационно-аналитический материал работы учителя Кирилловой Натальи Юрьевны
Информационно-аналитический материал учителя начальных классов...
Никитина Светлана Юрьевна.Конспект урока русского языка "Спасательная экспедиция на остров Безударных гласных"
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" - увлекательное путешествие на остров Безударных гласных. Урок построен с применением ...
Презентация по литературному чтению "Ирина Токмакова" 2 класс для интерактивной доски Мимио
Презентация по литературному чтению "Ирина Токмакова" 2 класс для интерактивной доски Мимио...
презентация "Отечественное стрелковое оружие. Автомат Калашникова"
в презентации рассказывается об истории создания оружия...
Открытый урок по Окружающему миру «Школа России» А.А.Плешаков 4 «А» класс учитель Клишкова Ирина Юрьевна
4 «А» класс учитель Клишкова Ирина Юрьевна2014/2015 уч. год Блок:...
Внеклассное мероприятие на тему: 121-я стрелковая дивизия
создание условий для формирования нравственных ценностей ( любви к Родине, своему народу, участникам ВОВ, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции обучающихся...