Информационно-аналитический материал работы учителя Кирилловой Натальи Юрьевны
материал по теме

Кириллова Наталья Юрьевна

Информационно-аналитический материал учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskiy__otchet.doc549.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хронология обучающей деятельности

учителя начальных классов Кириловой Натальи Юрьевны

за период с 2006-2010 годы

Учебные года

Занимаемая должность

Классное руководство

2006-2007

Учитель  3 А класса

3 А класс

2007-2008

Учитель  4 А класса

4А класс

2008-2009

Учитель надомного обучения

-

2009-2010

Учитель 1 А класса

1А класс

2010-2011

Учитель 2А класса

2 А класс

2011-2012

Учитель 3А класса

3А класс

Аналитическая справка по успеваемости  за 4 года

В современной ситуации глобальных изменений в мире, обществе особую, глубокую озабоченность большинства людей вызывает судьба подрастающего поколения, его развития, обучения, воспитания.

Передо мной тоже встал выбор, по какой программе буду обучать своих учеников?  Изучив  и проанализировав существующие образовательные программы, я пришла к выводу, что образовательная система «Школа 2100» соответствует современным требованиям, предъявляемым сегодняшним выпускникам школ и совпадает с социальным заказом родителей.  

Цель Образовательной системы «Школы 2100» - вырастить функционально грамотную личность, способную реализовать себя в жизни, использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.          Работать по учебно-методическому комплекту «Школа 2100» мне очень нравится. В  учебниках есть и творческие задания, и дифференцированная подача материала, и интересные тексты, и игровые задания, и познавательная и развивающая информация. Базовые знания обобщаются, систематизируются и выводятся на новый уровень. Работа по данной программе заставляет и меня мыслить по-новому. Хочу обратить внимание, что по данной программе в районе я работаю одна. Это несколько не удобно, так как  нет единомышленников, с кем можно было обсудить те или иные проблемы в работе и поделится успехами. Хочется особо отметить ,   с 2011года учителя начальные классы нашей школы постепенно начиная с первого класса переходят на преподавание по развивающей системе «Школа 2100». Все свои занятия стараюсь сделать интересными, познавательными, развивающими мышление детей, их способность оценивать свое психоэмоциональное состояние. На каждом уроке я приучаю школьников к осмысленной напряженной работе на всех его этапах. Это активизирует внимание, способствует воспитанию у детей трудолюбия и бережного отношения к рабочему времени, учит ребят ценить результаты своего труда, труда своих одноклассников и взрослых. Осуществляю своевременный контроль знаний учащихся, используя разные виды контроля: контрольные работы, самостоятельные, проверочные работы, тестирование. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся, комментируются.

Таким образом, эта программа соответствует основным принципам государственной политики  в области образования, изложенным в Законе Р.Ф. «Об образовании».

       Успеваемость и качество знаний учащихся моего класса по основным предметам: русский язык, чтение, математика - имеет положительную динамику, представленную в таблицах и диаграммах.

Русский язык

2006-2007 уч.г.

 Класс

Количество учащихся

Успеваемость

Качество обучения

1 четверть

3 а

21

100%

80,9%

2 четверть

21

100%

85,7%

3 четверть

21

100%

85,7%

4 четверть

21

100%

76,2%

Годовая оценка

21

100%

80,9%

Чтение

2006-2007 уч.г.

Класс

Количество учащихся

Успеваемость

Качество обучения

1 четверть

21

100%

85,7%

2 четверть

21

100%

90,5%

3 четверть

21

100%

95.2%

4 четверть

21

100%

90,5%

Годовая отметка

21

100%

95,2%

Математика

2006-2007 уч.г.

Класс

Количество учащихся

Успеваемость

Качество обучения

1 четверть

21

100%

85,7%

2 четверть

21

100%

76,2%

3 четверть

21

100%

80,9%

4 четверть

21

100%

76,2%

Годовая отметка

21

100%

76,2%

Русский язык

Русский

2007-2008 уч.г.

 Класс

Количество учащихся

Успеваемость

Качество обучения

1 четверть

21

100%

80,9%

2 четверть

21

100%

71,4%

3 четверть

21

100%

85,7%

4 четверть

21

100%

76,2%

Годовая оценка

21

100%

80,9%

Чтение

2007-2008 уч.г.

Класс

Количество учащихся

Успеваемость

Качество обучения

1 четверть

21

100%

85,7%

2 четверть

21

100%

80.9%

3 четверть

21

100%

95.2%

4 четверть

21

100%

95,2%

Годовая отметка

21

100%

95,2%

Математика

2007-2008 уч.г.

Класс

Количество учащихся

Успеваемость

Качество обучения

1 четверть

21

100%

85,7%

2 четверть

21

100%

80,9%

3 четверть

21

100%

80,9%

4 четверть

21

100%

85,7%

Годовая отметка

21

100%

80,9%

Качество знаний 2 а класса (результаты года)

             На первой ступени обучения особенно важно выявить способности учащихся, определить их творческие возможности и склонность к изучению определенных предметов, поддержать их интерес к изучаемым дисциплинам. За годы своей педагогической деятельности с 2006 по 2011года  в моих классах не было ни одного ребенка оставленного на второй год - все дети переходят в среднее звено школы. ( Приложение 1)

Большое внимание в своей работе я уделяю рефлексивной деятельности школьников: учу размышлять, заниматься самонаблюдением, давать оценку собственной деятельности. Использование технологии формирования действий самоконтроля и самооценки у учащихся даёт возможность научить ребят учиться, сформировать у учащихся диагностико-коррекционный способ работы.

Что на уроке для меня очень важно:

-включить обучающихся в предметно-практическую деятельность с целью самостоятельной постановки детьми учебной задачи

-побудить к принятию наиболее рационального способа действий

-организовать самостоятельную деятельность

-организовать общение друг с другом с целью обмена учебной информацией

-побудить к выявлению, поиску и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин

-побудить к доброжелательной и вместе с тем принципиальной оценке деятельности друг друга

-помочь осуществить самостоятельную деятельность по закреплению знаний, самоконтролю, выявлению и исправлению ошибок, отработке знаний.

Вызвать интерес к знаниям, содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и вне урока, мне помогают использование последних достижений передовой педагогической практики, установление межпредметных связей, связь с жизнью, личным опытом учащихся, тщательная диагностика, прогнозирование, планирование каждого урока, творческий подход к формированию структуры урока и обеспечение обратной связи, действенного контроля. Эффективно  выполнять данные требования к современному уроку мне помогает и проведение наиболее распространенных нестандартных уроков: урок-«погружение», уроки типа КВН, компьютерные уроки, уроки творческие отчеты, проектные уроки, уроки-фантазии.

С целью выявления и поддержки одаренных детей в нашей школе традиционно проводятся предметные олимпиады среди учащихся. Для детей из начального звена проводится олимпиада, которая включает в себя задания по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру. Итоги подводят среди 1-2 классов и 3-4 классов. Отрадно заметить, что   воспитанники моего класса в 2007-2008 учебном году и в 2009-2010 учебном году заняли 1 место в школьных олимпиадах в начальном звене. Дважды ребята принимали участие в региональном конкурсе «Золотое перо» и становились призерами. 

(Приложение 2)

 Участие  в муниципальных, региональных и всероссийских олимпиадах

Учебный год

Название

Предмет

Количество участников из моего класса

Результат

2007-2008

Школьная олимпиада 1-4 классы

  « Самый умный»

Русский язык, математика, окружающий мир.

4 человека

Победитель Юмаев Денис

2006-2007

Региональное каллиграфическое соревнование «Золотое перо»

Русский язык

6 человек

Призер соревнований – Пластинина Юлия

2009-2010

Региональное каллиграфическое соревнование «Золотое перо»

Русский язык

6 человек

Призеры соревнований - Ершова Виктория, Коженкова Яна

2009-2010

Школьная олимпиада

1-4классы

Математика

3 человека

1 место- Пузанов Иван

  Задания в предметных олимпиадах подбираются с учетом возрастных особенностей ребенка.   Они дают возможность получить максимально полное представление о знаниях учащихся.    Олимпиады в начальной школе – одна из  важных форм предметной  подготовки учащихся, развития у них интереса к изучаемым предметам и творческой активности. Именно в начальный период обучения происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие, но в них – ростки будущего интереса к науке.  Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих.

По отзывам учителей - предметников и классных руководителей моих выпускников, все дети обладают высокими коммуникативными навыками, способны к самооценке и взаимооценке, умеют определять цель работы, планировать свои действия, анализировать, обобщать, работать самостоятельно, в парах, группах. В нашей школе  в конце  учебного года проводится совещание при директоре по итогам классно-обобщающего контроля в 5-х классах, где подводятся итоги успеваемости учащихся, результаты преемственности - подтверждаются или нет годовые отметки за курс начальной школы. Даются контрольные срезы по русскому языку, математике, проверяется техника чтения. Ребята моего класса подтвердили свои годовые отметки, что очень порадовало меня как бывшего их учителя, вселило в меня уверенность продолжать обучать по программе «Школа 2100». ( Приложение3 )

С наработанным мною опытом я охотно делюсь с коллегами, с педагогами вне школы, с  2010 года я возглавляю районное методическое объединение учителей начальных классов. РМО начальных классов по итогам работы за 2010-2011 уч. год заняло 3 место в конкурсе «Лучшее методическое объединение» и награждено грамотой начальника управления образования.

Концепция воспитательной системы класса

 

Если вы хотите быть любимым учителем, заботьтесь о том, чтобы питомцу вашему было что в вас открывать. Если же вы несколько лет один и тот же, если ушедший день ничего не прибавил к вашему богатству, вы можете стать постылым и даже ненавистным».

                             В.А. Сухомлинский

В условиях перехода России к правовому государству, к демократическому обществу, к рыночной экономике, специфические проблемы вызваны не только экономическими и политическими трудностями, а  прежде всего сменой системы ценностей и социальных приоритетов.

Но сказанная фраза великого педагога Я. Каменского «Школа – мастерская человечности» актуальной остается в любые времена и перемены.  Безусловно, семья играет главенствующую роль в процессе воспитания, социализации и самосознания ребенка.

А моя основная задача как классного руководителя - создать условия для саморазвития здоровой, нравственной, творческой личности ребенка,   достойного гражданина своей Родины.

           Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания, привить навыки здорового образа жизни - вот основные задачи, которые я ставлю перед собой на четыре года, набирая первый класс.

Я уверена, что система воспитательной работы в классе должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование толерантной, сопереживающей, личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, мобильность, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.

Но самое главное условие любой педагогической концепции - это: безусловная любовь к детям - принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети!  Путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия.

Без сомнений нет ребенка, которого нельзя не обучить. Для меня существует одно простое правило: « С каждого ребенка требовать согласно его способностям!».

От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Как бы ни были громки эти слова, но этот реальная действительность.  Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия.

К сожалению, в  обыденной жизни здоровый образ  находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Опыт моей работы со школьниками показал, что у детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии “взрослой жизни”. А ведь новое тысячелетие заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.

         Таким образом, учитель должен быть руководителем творческой лаборатории по разработке и апробированию таких форм и методов воспитательной деятельности учащихся, которые направлены на  гуманизацию учебно-воспитательного процесса,   в центре  которого сам ребенок, его психическое, физическое состояние и социальное благополучие.

 За годы деятельности классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.

Анализ воспитательной работе за последние 3 года.

За период своей  педагогической деятельности, я абсолютно убедилась, что для ребенка самое главное в школе  –     самочувствие. Главная ценность и основной объект заботы для педагога   – личность ученика.  Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других. Школа – это место, где ребенка больше всего воспитывают. Но, ребенок не  все время находится под воздействием школы. Именно поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающимся, воспитывающим. По моему мнению, главным «инструментом»    воспитания является коллектив школы в сотрудничестве с родителями, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью. Основным смыслом моих поисков было создание в классе условий для гармоничного и полноценного развития личности ученика в соответствии с целью воспитательной работы школы: воспитание достойного гражданина, уважительно относящегося к истории своего Отечества, стремящегося к физическому, духовному, умственному самосовершенствованию и ставящим перед собой цель стать успешным и принести пользу своему государству.

   Отсюда в планировании воспитательной работы я стараюсь вывести воспитательный процесс за рамки классных часов и  специально подготовленных мероприятий. Таким образом, я отвожу особую роль ценностно-ориентированной деятельности. Каждый учащийся должен научиться самостоятельно  делать выбор между добром и злом, правдой и ложью. Стремиться к здоровому образу  жизни,  с удовольствием получать и использовать свои знания, умения и навыки.

   Основной целью работы в  2007 – 2011 учебных годах  было воспитание  и развитие творческой личности ребенка. Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:

  1. «Здоровье» - помочь ребенку познать свой организм и научить поддерживать его в здоровом состоянии;
  2. «Учение» - формировать познавательные интересы младших школьников, расширять его кругозор во внеурочное время;
  3. «Общение» - помочь детям в обретении культуры общения; культуры поведения в общественных местах, учить детей быть этичными по отношению к другим, взрослым;
  4. «Досуг» - создать условия для творческой самореализации в организации спортивной, художественной, технической личности.
  5. « Интеллект»- определить "зоны ближайшего развития"    

                        обучающихся, создание условий для развития их

                        интеллектуально-творческого потенциала, обучение детей

                        способам работы с информационными     ресурсами.

           Исходя из особенностей воспитательной работы, предусматривающей через ученическое самоуправление научиться быть лидером, видеть перспективу своего собственного дела, уметь отвечать за свои поступки, оставаясь при этом нравственным человеком. Выбор и работа актива класса, работа по сплочению коллектива, которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного коллектива.

В качестве формы планирования воспитательной работы я выбрала план-сетку по месяцам по основным направлениям воспитательной работы, что позволяет своевременно корректировать проводимую работу, вписывать возникающие в течение года дела, индивидуальную работу, посещение уроков, беседы с родителями.(Приложение 4)

 Индивидуальную работу я провожу не только по запланированной схеме, но по мере возникающей необходимости индивидуальной работы с учащимися, с родителями. Я постоянно веду диагностическую работу с семьями учащихся (изучаю состав семьи, материально-бытовые условия, воспитательные возможности, психологический климат). Мои уроки и внеклассные мероприятия всегда открыты для родителей. Это помогает им увидеть результаты своего домашнего воспитания, выяснить причины успехов и неудач в учебном труде своих детей.

Встречи на дому, в школе, приглашения на классные и общешкольные родительские собрания, беседы и индивидуальные консультации, совместная подготовка праздников помогают мне создать единую систему педагогического воздействия на каждого ребенка класса и добиться положительных результатов в воспитании и обучении младших школьников. В ходе работы с родителями мною регулярно проводятся анкетирования. Так,  анализ анкет показал, что большинство родителей видят проблему социальной и психологической защиты детей как комплексную проблему – социальная защита ребенка государством, хорошие культурно-бытовые условия в семье, благоприятный психологический климат взаимодействия родителей и школы, и многое другое. Для решения того или иного вопроса школьной жизни своего ребенка считают целесообразным обратиться к классному руководителю – 97% родителей, к администрации школы – 15%. Такая разница в процентном соотношении говорит о том, что классный руководитель ближе к ученику, лучше знает особенности и интересы ребят. Если у ребенка возникают проблемы в школе, дома, с другими детьми и т.д., 94% родителей    предпочитают обратиться  к классному руководителю, к администрации школы – 11%, к специалистам психологам – 12%.  Хотя  на начало учебного года входное анкетирование показало, что  за решением той или иной проблемы 67% родителей         пойдут к классному руководителю,   к администрации – 34%, к психологу – 2%.  

Дети же ответили на вопрос: «К кому вы обратитесь в первую очередь, если  у вас  возникнут трудности дома, в школе, в классе, на улице, с друзьями и т.д.?».  На начальном опросе дети показали следующий результат:  к маме придут – 43% детей, к папе – 2%, к «друзьям» - старшеклассникам – 32%, к классному руководителю – 15%, не знают к кому обратиться - 8% детей.  Благодаря совместной работе с родителями, психологом, социальным педагогом в конце учебного года  результат был следующий:  к маме обратятся – 56% детей,  к папе - 17 %, к учителю – 84% воспитанников. Таким образом, анализ опроса родителей и учеников  позволяет мне  наиболее точно скорректировать учебно-воспитательную работу в классе. А это значит, что каждый ребенок будет охвачен самым дорогим – любовью, вниманием и заинтересованностью родителей в успехах своего чада. Благодаря моей полноценной и плодотворной  работе с родителями и родительским комитетом - ни одна семья, ни один ребенок не состоит на учете в городском отделе милиции. ( Приложение5).

Мои воспитанники  активно участвуют в различных мероприятиях, проводимых в школе, городе, районе, неоднократно занимали призовые места. ( Приложение 6)

Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя - организатора конкретных  направлений воспитательной работы образовательного учреждения.

Мероприятия

Участники

Результаты

Воспитательные мероприятия художественно-эстетической направленности

 Школьный  песенный конкурс «Светлана»

Грибанова Алина и Марков Дмитрий;

Группа учащихся 4класса

1 место- грамота

1 место- грамота

Городской конкурс эстрадной песни

Тимербаев Алексей

3 место- грамота

Городской фестиваль детского творчества, посвященного неделе музыки,  конкурс поделок

Козлова Марина

1 место- грамота

Школьный конкурс рисунков на асфальте «Мир моего детства»

Субанова Анна

1 место- грамота

Городской конкурс чтецов, посвященный 61 годовщине Победы ВОВ.

Грибанова Алина

3 место- грамота

Городской конкурс « Я рисую День Победы»

Грибанова Алина

Субанова Анна

Участие -грамоты

Городской конкурс художественного чтения, посвященный празднованию Дня Победы

Грибанова Алина

Участие- грамота

Городской конкурс «Принцесса Байкала»

Ершова Виктория

Участие- грамота

IV международный конкурс детского международного конкурса «Славное море»

Субанова Анна

Участие- грамота

Воспитательные мероприятия патриотической экологической  направленности

Городской митинг « День юного героя- антифашиста»

Пузанов А., Козлова М., Грибанова А., Белова Ю., Кондратенко В.,

Участие- грамоты

Районный экологический фестиваль «Сибирячок»

Марков Д, Кондратенко В, Юмаев Д.

Участие благодарность

Городской конкурс « Я рисую День Победы»

Грибанова Алина

Субанова Анна

Участие- грамота

Спортивные мероприятия

Всесоюзная акция «Лыжня зовет»

Разборов А., Белова Ю., Тимербаев А., Грибанова А., Юмаев Д., Кондратенко В.

Участие- сертификаты

Детский региональный турнир «Сибирячок». Гонки на ледянках.

Юмаев Д.

3 место- грамота

Новогодний городской турнир по пауэрлифтингу

Тимербаев А.

3 место- грамота

Городские соревнования по пауэрлифтингу

Тимербаев А.

2 место грамота

Школьные соревнования по ОФП

Белова Ю.,

1 место- грамота

Школьные соревнования по ОФП

Кондратенко В.

1 место- грамота

Школьные соревнования по ОФП

Чванина Анна

1 место- грамота

Школьные соревнования по метанию теннисного мяча

Чванина Анна

1 место- грамота

Концерт в доме престарелых

Группа учащихся

Участие- благодарность

Шефская помощь в детском саду (праздники, спортивные мероприятия, концерты)

Весь класс

Участие- благодарность

Дни здоровья

Весь класс

Участие благодарность 

Туристический слет  «Новые Робинзоны»

Весь класс

Участие- грамота 

Общешкольная спортивная игра «Зарница»

Весь класс

2 место - грамота

Районный конкурс « Безопасное колесо»

Команда 3 человек

Чванина Анна

Участие- грамота

3 место в личном первенстве - грамота

Ребята активно участвует во всех проводимых акциях: «Береги Байкал» - убираем берег Байкала, «Покормите птиц зимой!» - изготавливаем кормушки, выпускаем листовки, в проекте «Тропинкою добра» - показывали представления в детском саду, доме престарелых, изготавливали сувениры к праздникам. (Приложение 7)   

  По итогам школьного конкурса «Самый лучший класс года» в 2006-2007 уч.г. мои ребята заняли 1 место в начальном звене, и были награждены  бесплатной  поездкой на турбазу « Теплые озера». (Приложение 8). С большим удовольствием ребята участвуют в Днях Здоровья, военно-спортивной игре «Зарница, которую организовывают папы, общешкольных туристических слетах, несколько человек приняли участие во Всероссийской акции «Лыжня зовет». Очень интересно прошел праздник «Мистер Мускул», где состязались папы вместе со своими сыновьями.  

При большой занятости в учебное время ребята с большим удовольствием  посещают кружки и секции в Детском Доме Творчества, занимаются с преподавателями Детской Школы Искусств, ходят в спортивную секцию по плаванию при Спортивном Комплексе «Байкал».    ( Приложение 9)

Учебный год

Количество учащихся в классе

Количество посещающих ДДТ

Количество посещающих  ДШИ

Количество посещающих секцию плавания СК «Байкал»

% охвата дополнительным образованием учащихся класса

2006-2008

3-4 класс  21

13

5

85,7%

2009-2010

1 класс    25

18

3

84%

2010-2011

2 класс          25

13

7

3

92%

Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагога, учащихся, родителей. Благодаря нам,  была достигнута педагогически целесообразная согласованность целей, задач, стимулов, средств воздействия на учащихся и методов организации деятельности школьников. Творческие поиски, изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили мне создать воспитательную систему класса.

Организация работы по адаптации обучающихся к школе.

            На протяжении всего первого класса мною и психологом школы проводится  большая работа  по адаптации первоклассников. Ведь поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках,  даже могут вести себя развязно с учителем: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями. Данные заболевания вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптации к школе протекает с подобными  отклонениями.

Но есть первоклассники, у которых этот процесс затягивается. У некоторых полноценной адаптации  к школе на 1 году обучения так и не проходят (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. К 6 - 7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большое, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. На процессы возбуждения все еще превалируют процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младшие школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в 6-7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности, носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительным, не свойственным  для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении).   Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока, и может резко снизится на 2-м уроке. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей. Работа  по данному направлению спланирована на весь учебный год.

Диагностический минимум для первого класса.

Вид диагностики

Цель

Методика

Автор

Время проведения

Социометричес-кое изучение класса (Приложение10)

Выявить уровень удовлетворенности

Социометрия

Дж. Морено

1 неделя октября,          1 неделя мая

Изучение уровня воспитанности

Определить степень сформированности основных показателей воспитанности ребенка

Карта профиль воспитанности школьника

2 неделя октября,

2 неделя мая

Определение социально- психологической адаптации ребенка к школе

Выявить детей  с признаками дезадаптации для определения форм психологического сопровождения

Исследование СПА ребенка  к школе

Лусканова

2 неделя ноября

Изучение  социально-психологической атмосферы в классе

Изучить активность классного коллектива по шкалам: направление деятельности, организованность, психологическое единство, психологический климат в классе.

Карта-схема психолого-педагогического изучения классного коллектива

« Пакет психодиагностических методик»       / под редакцией В.Г.Асеева

3 неделя января

Проведение родительского собрания «Ваш ребенок- первоклассник»; индивидуальные собеседования.

Познакомить родителей с особенностями адаптационного периода первоклассника: с результатами диагностики.

ноябрь

Игра « Я первоклассник»

Устранение признаков дезадаптации

ноябрь

Коррекционно-развивающие занятия

Устранение признаков дезадаптации. Развитие познавательных процессов.

Январь, февраль, март.

Социальный тренинг для младших школьников

Сотрудничество детей в группе, что предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.

А. Ивашова

февраль

Использование электронных форм контроля на уроках

                 В  учебно-методический комплект «Школа 2100», обеспечивающий методическую, дидактическую и информационную поддержку, входит электронное приложение. Данный программный продукт предназначен для хранения, обработки и анализа результатов выполнения учащимися класса контрольных работ.

Основная задача электронного приложения к учебникам – это информационная поддержка учебного процесса. Электронное приложение помогает отследить характер изменений в уровне подготовки каждого ученика. Современные методики измерения уровня подготовки учащихся ориентированные на использование компьютерных технологий, в полной мере отвечающие  реалиям современности, предоставляют учителю принципиально новые  возможности, повышают эффективность его деятельности.  

Кроме того, электронное приложения дают возможность каждому учителю, любому учащемуся и его родителям получать принципиально новую и чрезвычайно важную  для себя информацию о его месте в соответствующей возрастной группе с точки зрения уровня его подготовки по данной дисциплине. Последнее обеспечивается тем, что электронные приложения содержат данные о возрастных нормах по каждой контрольной работе, включенной в данное пособие. Объединение измерительных средств с учебным пособием- принципиально новый для педагогической практики подход.

 

Участие в дистанционных олимпиадах

             С 2007 года ученики моего класса стараются активно участвовать в дистанционных мероприятиях - это Международный математический конкурс – игра «Кенгуру»; олимпиада «Русский медвежонок» по русскому языку; дистанционный экономический турнир «Точный расчет»; дистанционная экологическая олимпиада «Нерпенок»; дистанционная олимпиада по чтению «Сибирячок». ( см. приложение 11)

 Участие в дистанционных мероприятиях с 2006- по 2009 учебные года.

Учебный год

Название

Предмет

Количество участников

Результат

2006-2007

«Кенгуру»- международный математический конкурс-игра

Математика

10 учеников- 3 класс

1место - Юмаев Денис (район)                         2 место- Грибанова Алина

3 место- Тимербаев Алексей

2007-2008

Олимпиада «Русский медвежонок – языкознание для всех»

Русский язык

5 учеников-  4 класс

1 место- Белова Юлия,

2 место - Грибанова Алина,

3 место - Субанова Анна

2007-2008

Дистанционный экономический турнир «Точный расчет»

Математика

6 учеников- 4 класс

1 место

- Юмаев Денис (район)

2 место-Грибанова Алина,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

2007-2008

«Кенгуру»- международный математический конкурс-игра

Математика

5 учеников-  4 класс

1 место  - Юмаев Денис (район)

2007-2008

Дистанционная олимпиада по чтению «Сибирячок»

Чтение

6 человек-    4 класс

1 место - Юмаев Денис (район)

2 место- Белова Юлия

2007-2008

Дистанционная  экологическая олимпиада «Нерпенок»

Окружающий мир

8 учеников- 4 класс

1-2 места- Белова Юлия, Юмаев Денис

      

   Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий

            Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество.  

              Необходимо, чтобы знакомство с возможностями компьютера происходило под непосредственным руководством взрослых (родителей или учителя). Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдается в последние годы значительное ухудшение здоровья, особенно у детей, что становится общегосударственной проблемой.

             Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека  в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в начальном звене средней общеобразовательной школы, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи- сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни

           Седьмой год я работаю по программе развивающего обучения УМК «Школа 2100»  Учебно-методический комплект помогает мне осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.  Я стараюсь помочь каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Ведь когда ученик здоров, он с удовольствием включается во все виды деятельности, жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогом. . Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

            К числу здоровьесберегающих технологий я отношу и “технологию раскрепощённого развития детей”. Отличительные особенности этой технологии я также применяю в педпрактике. Основное внимание, которого состоят в следующем:

           1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке и стенах. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).  

             2) важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого я использую подвижные карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные  сигнальные карточки, «Семафорики», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

            3) в процессе овладения детьми письмом применяю специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему “глаз – рука”.

            4) обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. С этой целью дети посещают хоровой кружок при школе.

            5)одной из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии, - регулярное проведение экспресс диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.

            Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

            В своем классе на перемене я организовываю игры, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения с мячами, танцевальные и ритмические упражнения под музыку. Ребятам это очень нравится. Такие перемены  дают возможность « выпустить пар», разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми силами взяться за трудное дело учения.

            Воспитание внимательного и бережного отношения к своему здоровью я уделяю время не только в учебное время, но и  в воспитательных мероприятиях. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках. Встречи с медсестрой школы, ежегодные медицинские осмотры специалистами из городской больницы, анкетирование среди родителей, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия, походы, прогулки в лес - все это направленно на формирование, сохранение и укрепление здоровья. Популярными стали мероприятия: «Мама, папа, я – спортивная семья», Дни здоровья, школьные соревнования по ОФП (общая физическая подготовка), лыжные прогулки, посещение бассейна.

            Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, Ответственность за то, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, принимаем на  себя мы, педагоги. Я думаю, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

            Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому учителя активно используют компьютерные технологии. Мною были разработаны проекты « Моя семья», «Тропинкою добра». Формы подачи материала и оценивания знаний  с помощью компьютера разнообразны: презентация- защита проектов,  тестирование.

Краткая характеристика

 разработанных мною социально-ориентированных проектов.

Проект «Тропинкою добра» в рамках общешкольного проекта «Дорогою добра».

Учебный год – 2009-2010

Цель проекта:     

  1. формирование нравственных   ценностей;
  2. социализация личности.

Задачи проекта:    

  1. научить сопереживанию, создать условия для совершения добрых поступков;
  2. научить работать в группе, самостоятельности в принятии решения и в то же время толерантности, умение прислушиваться к мнению других и принимать мнение других;
  3. создать условия для раскрытия творческих возможностей и самореализации;

             знакомить с реалиями многообразного окружающего мира.

Этапы проекта:

  1. Исходный этап – разработка проектного задания.

Сбор класса.  Рассказ учителя о социуме: о Доме престарелых, Детском реабилитационном центре, детских садах, о школе №12; о сущности и предназначении названных объектов, их достижениях.

Определение проблемы: затруднения, которые испытывают учреждения.

Постановка задачи: чем мы могли бы помочь? Обсуждение путей решения. Создание банка предложений.  Формулировка гипотезы: что должно стать результатом нашей работы и как мы добьемся этого?

  1. Этап разработки плана работы. Определение содержания проекта.
  1. Детский сад №9 «Светлячок».
  2. Можно подготовить концерт.
  3. Организовать праздники.
  4. Организовать игры на  воздухе.
  5. Дом престарелых.
  6. Организовать концерт ко Дню пожилого человека.
  7. Можно подарить интересные книги.
  8. можно изготовить сувениры  к праздникам.
  9. Социально-реабилитационный центр для детей
  10. Можно  собрать игрушки, школьные принадлежности, одежду и обувь для детей сирот.
  11. Определение форм работы, способов оформления работы.
  1. Реализация проекта.

            Сбор и анализ информации о нуждах выбранных объектов через экскурсии мини делегаций, беседу с руководителями, беседу с родителями класса, обсуждение в классе. Деление на микрогруппы в соответствии с желаниями, возможностями и способностями. Работа в локальных группах.

  1. Подготовка художественных номеров.
  2. Изготовление сувениров.
  3. Оформление наглядно - графического материала.
  4. Сбор книг. Ремонт книг.
  5. Сбор школьных принадлежностей.
  6. Сбор одежды и обуви. Ремонт при необходимости. Привлечение родителей к проектной деятельности.
  7. Подборка игр для детсада.

Коллективная работа. Разработка праздника для детсада. Репетиции концерта, игр на свежем воздухе,  праздников.

  1. Завершение проекта. Публичные презентации.

В детском саду:

  1. Праздник «Сказки Пушкина».
  2. Турслет для маленьких.
  3. Спортивная игра «Веселая чехарда».

 В детском реабилитационном центре:

  1. благотворительная акция «Твори добро».

 В Доме для престарелых:

  1. Концерт ко Дню престарелых.
  2. Библиотечка  на добрую память.
  3. Сувениры к Новому году.
  1. Рефлексия.

 Обсуждение процесса работы и ее итогов в классе. Групповые и личностные достижения.

               Роль учащихся: постановка и обсуждение проблемы, определение путей решения, составление содержания работы, сбор материалов о социуме, работа в локальных группах, организация благотворительной акции, подготовка художественных номеров для праздников, помощь в составлении сценария праздника, проведение праздника (ведущие, артисты, участники конкурсов), обсуждение результатов труда, определение позитивных и негативных моментов.

Проект «Моя семья»

 в рамках общешкольной воспитательной      программы «Спектр».

Учебный год: 2009-2010

Цель:

  1. формирование и развитие нравственных ценностей;
  2. социализация личности.

Задачи проекта:

  1. привлечь родителей к детским заботам и делам;
  2. способствовать сплочению семьи;
  3. научить детей проявлять внимание и заботу о родителях; сопереживать и радоваться успеху друг друга;
  4. создать условия для проявления способностей и таланта у воспитанников и  родителей;
  5. научить детей работе в группах и коллективе.

Реализация проекта.

Подготовительный этап.

  1. Классный час. «Я и моя семья».
  2. Беседы о семье и ее ценностях.
  3. Определение  проблемы: родителя нечасто бывают с детьми, не всегда мы проявляем внимание и заботу друг о друге в динамичном современном мире.
  4. Формулировка темы проекта: Что нам нужно сделать, чтобы преодолеть эти затруднения?
  5. Обсуждение предложений. Создание банка предложений.
  6. Формулировка гипотезы: что станет итогам нашей деятельности и как этого добиться?

Этап разработки плана.

  1. Определение содержания проекта, определение форм работы, способа оформления конечного продукта, распределение обязанностей.

Этап реализации проекта. 

  1. Работа в локальных группах.
  2. Сбор информации по проблеме.
  3.  Систематизация материалов для реализации проекта.

Содержание проекта.

  1. Составление генеалогического древа «Моя родословная»;
  2.  Семейная газета  « Моя мамочка» ко Дню матери»;
  3. Спортивный праздник «Мама, папа, я- спортивная семья»;
  4. КВН   «Матери и дочки» между мамами и дочерьми.
  5. Шоу «Мистер Мускул» между сыновьями и папами.
  6. Общешкольный праздник  «Мой дом – моя крепость».

            Роль учащихся: постановка и обсуждение проблемы, определение путей решения, составление содержания работы, сбор материалов об истории  своей семьи, мамы, папы, выполнение живописных портретов родителей, составление конкурсов для родителей, подготовка художественных номеров для праздников, помощь в составлении сценария праздника, проведение праздника (ведущие, артисты, участники конкурсов), обсуждение результатов труда, определение позитивных и негативных моментов.

            С презентациями данных проектов я выступила на заседании МО начальных классов и МО классных руководителей,   получила поддержку и одобрение своих коллег. Пожелание – не останавливаться на достигнутых результатах, продолжать в том же духе.

          В 2009 году моя первоклассница вступила в школьное ученическое научно-исследовательское  общество «Альфа» и на протяжении всего учебного года под моим руководством работала  над проектом. Я и Кириллова Александра работали над проектом «Пельмень - тестяное ухо». Целью которого являлось – узнать историю возникновения пельменей, для этого нашли и изучили информацию в энциклопедиях и в Интернете о происхождении слова «пельмень», посетили цех по производству пельменей  в городе, попробовали различные способы приготовления пельменей  в домашних условиях, полученный материал оформили в виде презентации. С данным проектом Александра выступила на отчетном заседании УНИО (ученическое научно-исследовательское общество) в конце  учебного года, где была награждена грамотой за участие.                        ( Приложение 12)  Работа получилась настолько интересной, что другие ученики моего класса пожелали вступить в научно-исследовательское общество «Альфа» и  заниматься исследовательской работой, так Пузанов Иван заинтересовался природном явлением – радугой, Самохвалова Надежда будет узнавать историю возникновения микрорайона «Гагарина» в городе Байкальске. С ними мы наметили цели и задачи, основной «труд» находится в стадии разработки, ведь работа над данными проектами   началась. Но, как гласит мудрая китайская пословица, дорога  в тысячу  ли начинается с первого шага.

Копия верна  

Директор  муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12»  ___________/И.Г.Андриянова/  

М. П.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно – аналитический материал об учителе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6088643","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 160px; height: 200px; float: left;","width":"383"}}]]Информацион...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА "СВЯТЫЕ ВОИНЫ" (Соседка Наталья Юрьевна)

Урок знакомства учащихся начальной школы с воинской доблестью, служением Отечеству и Святыми воинами...

Обобщение опыта работы Арифовой Натальи Юрьевны

Обобщение опыта работы  Арифовой Натальи Юрьевны   по теме: « Дидактическая игра на уроках математики как средство развития творческих способностей младших школьников» ...

Информационно- аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности учителя начальных классов Шороховой Оксаны Михайловны

Данный отчёт содержит общие сведения о деятельности учителя, его достижениях и результатах...