Статья "Учитель и воспитатель группы продленного дня: взаимодействие и сотрудничество по выполнению домашнего задания"
статья
Статья посвящена взаимодействию и сотрудничеству учителя и воспитателя по выполнению домашнего задания. Здесь рассказывается об основных аспектах совместной работы учителя и воспитателя гпд, понятии "самоподготовка", его задачах, структурных элементах и этапах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о взаимодействии учителя и воспитателя группы продленного дня | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель и воспитатель группы продленного дня: взаимодействие и сотрудничество по выполнению домашнего задания
Группа продленного дня нацелена на обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствует укреплению здоровья детей, обеспечивает хорошее физическое и нравственно-эстетическое состояние учеников.
Задача воспитателя группы продленного дня заключается в главном - в умении организовать мероприятия, которые были бы интересны и полезны младшему школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально, а также в том, чтобы занять ребенка игрой, заполнить его свободное время. При этом педагог должен учитывать интересы и склонности ребенка, индивидуальные особенности, уметь создавать ситуацию успеха при выполнении детьми различных возникающих задач (будь то задача самообслуживания в группе продленного дня, самоподготовки или игровой деятельности).
Учебно-воспитательная работа в группе продленного дня проводится в тесной взаимосвязи с учителем начальной школы.
Учитель организовывает, контролирует и направляет в основном учебную деятельность, а воспитатель занимается коллективным воспитанием, организацией досуга и выполнения домашних заданий.
Самоподготовка – организованная форма учебной деятельности в группе продленного дня для выполнения домашних заданий, где воспитатель целенаправленно формирует навык самостоятельной учебной работы.
Самоподготовка естественным образом связана с образовательными уроками, развивающими и воспитательными целями. Внешне и организационно самоподготовка бывает очень похожа на ситуацию урока.
Самоподготовка в группе продленного дня – самая основная грань проблемы сотрудничества в работе учителя и воспитателя. Вот почему так необходимо тесное взаимодействие учителя и воспитателя, в ходе которого создается единый подход к проведению самоподготовки. Учитель сосредотачивается на отборе содержания и объема тех знаний, умений и навыков, которые ученики должны получить или укрепить во время самоподготовки, а воспитатель отбирает правильные для этого формы организации познавательной деятельности (работа с книгой, творческие задания).
Главной функцией самоподготовки является функция воспитания. Именно воспитание определяет позицию педагога в этой форме работы с детьми, содержание их совместной деятельности и общения, методику педагогического воздействия. Самоподготовка несет в себе активное воспитательное начало: мотивы обучения детей, их терпение, волю, аккуратность, умение самостоятельно делать домашнее задание и контролировать себя.
Навыки самостоятельной работы дети приобретают постепенно, в процессе практики. Почти все виды самостоятельных работ должны соответствовать требованиям учебных программ и осуществляются под руководством учителя. Большую роль в выработке этих навыков играет воспитатель группы продлённого дня. Он организует выполнение домашнего задания и приучает детей к определённому порядку приготовления уроков, к рациональному использованию времени, к четкости, аккуратному выполнению работы; к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, содержать в порядке для удобного использования необходимые учебные пособия.
Воспитательные задачи самоподготовки:
1. Закрепить навыки самообразования.
2. Воспитать организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание.
3. Сформировать положительного отношения к учебе, потребности и способности вовремя и в установленный срок выполнить задания учителей.
4. Научить пользоваться справочными материалами, словарями, дополнительной литературой, работать в библиотеке.
При организации самоподготовки необходимо учитывать следующее:
уровень умений и навыков учащихся;
уровень навыков самостоятельной работы;
возрастные и индивидуальные особенности детей.
Рассматривая самоподготовку по предметам как некую форму организации учебной деятельности в условиях продленного дня, выделяют основные структурные элементы:
- организация начала самоподготовки;
- подготовка к самостоятельной работе;
- самостоятельная работа детей;
- самооценка, оценка работы;
- подведение итогов работы.
Подготовка к самостоятельной работе не занимает много времени. Воспитатель имеет возможность привлечь для самоподготовки материал урока. Дети с наводящими вопросами вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе, тем самым, проявляя связь урока и самоподготовки.
Четко проговорив содержание задания, нужно объяснить более рациональную последовательность его выполнения, комментируя содержание памятки, или обращая внимание на текст памяток («Как выполнять домашнее задание по русскому языку», «Как решать задачу», «Как готовить пересказ» и др.), которые являются ориентиром в самостоятельной работе. Подготовка к самостоятельной работе проводится частями. Подробный инструктаж необходим, когда дети приучаются работать самостоятельно, либо в начале изучения новой темы.
Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам, и в то же время учащиеся могут обратиться к воспитателю в случае необходимости для оказания помощи. Индивидуальная работа с учащимися носит иногда эпизодический характер, иногда проводится в системе в течение длительного времени.
В группе, как правило, имеются дети, не умеющие самостоятельно работать, а также с пробелами в знаниях. Поэтому задача в работе с такими учащимися заключается в выявлении и ликвидации пробелов в знаниях, к привитию им навыка работы в системе. Такая работа ведется индивидуально. В индивидуальной работе учитываются особенности коррекционной работы с отдельно взятым ребенком.
Следующий этап самоподготовки – самооценка и взаимопроверка. Прежде, чем проверить работы учащихся, нужно организовать самопроверку, она приучает ребенка контролировать свои действия. Есть разные способы самопроверки.
Заключительным этапом самоподготовки является подведение итогов работы, где отмечаются те, кто работал самостоятельно, и подбадриваются неуверенные в себе ребята.
На каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем он осуществляет единые требования к устной и письменной речи детей.
Результативность самостоятельной учебной работы школьников во время самоподготовки прямо зависит от содержания, объема задания, данного учителем, и от методики подачи его на уроке. Поэтому сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя — одно из важнейших условий успешной организации самоподготовки.
Таким образом, выполнение домашнего задания является продолжением учебного процесса, осуществляемого учителем на уроке. Поэтому за самоподготовку в равной степени несут ответственность как воспитатель, так и учитель.
Список литературы:
М.М. Анцибор, Н.Ф. Голованова. Особенности Организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём, Москва, Просвещение", 1990 г.
З.Ф. Садовничая. Содержание, организация и методика работы в группе продлённого дня. Москва,"Просвещение",1998 г.
Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. Мастерская учителя. Группа продлённого дня. Москва, "Вако", 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Как младшим школьникам правильно выполнять домашнее задание". Автор - воспитатель группы продленного дня Титова Е.В.
Как преодолеть негативные эмоции при подготовке домашних заданий. Статья адресована родителям, воспитателям групп продленного дня, учителям начальных классов....
Поддержка и сопровождение детей при выполнении домашних заданий в группе продленного дня
Статья для воспитателей ГПД...
Конспект речевого досуга «По дороге к сказке» (взаимодействие логопеда и воспитателя группы продленного дня)
Цель: содействие стремлению детей к преодолению нарушений в речи, развивать интерес к сказке.Коррекционные задачи: - расширять и активизировать словарный запас по теме «Сказочные герои...
Особенности взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, педагогом-психологом, воспитателем группы продленного дня.
Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством ...
Статья на тему: Выполнение домашнего задания в условиях группы продленного дня.
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка. Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе про...
Статья "Взаимодействие учителя и воспитателя группы продленного дня по выполнению домашнего задания очень важно в наше время."
Взаимодействие учителя и воспитателя группы продленного дня по выполнению домашнего задания очень важно в наше время.Самоподготовка в ГПД – грань взаимодействия в работе учителя и воспитателя...
Выполнение домашнего задания в условиях группы продленного дня
Рекомендации по организации выполнения домашнего задания во время группы продленного дня...