Статья" Коррекция нежелательного поведения у детей".
статья
Коррекция нежелательного поведения у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья коррекция нежелательного поведения у детей | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция нежелательного поведения у детей
Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно влияет на образ жизни современных детей. Это приводит и к нарушению эмоциональных отношений с окружающим миром, нарушению поведения детей. Выделяют различные виды нарушения поведения. Среди них – агрессивное поведение.
Повышенная детская агрессивность в настоящее время является одной из наиболее острых проблем врачей, педагогов, психологов, общества в целом. Актуальность данной темы несомненна, поскольку число детей с агрессивным поведением неуклонно растёт. Этому способствуют многие факторы, среди которых ухудшение социальных условий жизни детей, увеличение количества патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждения головного мозга ребёнка, невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей, пропаганда культа насилия средствами массовой информации.
Агрессивное поведение обычно понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие правила и нормы сосуществования, наносящие вред, причиняющие страдания и боль людям. Но при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и об эмоциональном компоненте агрессивного состояния. Это чувства, и прежде всего гнев. Но агрессия не всегда сопровождается гневом, к агрессии приводит не всякий гнев. Волевой компонент так же не менее важен при работе с агрессией.
Детей необходимо учить умению преодолевать импульсивность, владеть навыками саморегуляции.
Но важно помнить и о том, что в определённых пределах агрессия необходима человеку. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, добиваться успеха, т.к. агрессивность часто служит способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели.
Работа по коррекции детской агрессивности
1. Диагностика детской агрессивности
Любая деятельность психолога по коррекции начинается с запроса о возникших трудностях в поведении ребёнка. Запрос может поступить от родителей ребёнка, педагога. Любой запрос необходимо уточнить. Привлекая для обсуждения всех участников происходящих событий. После получения первичной информации проводится диагностика. Она может проводится с педагогами, родителями, ребёнком, целым классом. При исследовании агрессивного поведения чаще всего применяют метод наблюдения, опрос и анкетирование.
Все взрослые (администрация, педагоги, родители) могут ответить на вопросы опросника Гребенкина Е. В. «Исследование уровня насилия в школе».
Педагогам так же предлагается заполнить «Карту наблюдений» Д. Стотта, анкету «Критерии агрессивности ребёнка» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М., «Карту наблюдений за поведением ребёнка в школе».
Родителям можно предложить анкеты с вопросами о поведении ребёнка, чертах его характера, стиле общения с ним, тест «Агрессивен ли ваш ребёнок», опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллера Э. Г., Юстицкис В. В., «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) Варга А. Я., Стлина В. В.
Детям про диагностике агрессивности предлагают методика «Как ты поступишь» (на основе метода «Незаконченных предложений»), опросник А. Басса и А. Дарки, методику изучения самооценки Т. Дембо, С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, фрустрационный тест С. Розенцвейга (детский вариант), проективные методики «Кактус», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи», «Дом – дерево – человек».
После проведения диагностики переходят к коррекционной работе.
2. Совместная терапия ребёнка и родителей
Многочисленные исследования показали, что агрессивные дети выходят из семей, внутри которых наблюдаются агрессивные взаимоотношения. Поэтому очень важна роль семейной терапии – метода восстановления функционального единства семьи путём нормализации отношений и психического здоровья её членов.
Психолог, ребёнок и родители составляют малую группу, с которой проводятся сеансы терапии. Специалисту необходимо соблюдать нейтралитет, который должен быть не сдержанным и эмоционально холодным, а тёплым, эмпатическим.
Занятия с маленькими детьми (3 – 10 лет) чаще поводятся в форме игротерапии. Родители и психолог являются партнёрами ребёнка по игре, то есть участвуют в игре «на равных» с ребёнком.
Для более старших детей (7 – 10 лет) чаще используется психодрама. Сначала разыгрываются сюжеты, предложенные ребёнком ( что-либо из прочитанного или виденного по телевизору или в кино). Затем – сцены из реальной жизни семьи, которые предлагают родители или психолог.
Успех семейной терапии достигается благодаря:
- осознанию родителями причин агрессивного поведения ребёнка,
- паритетному участию всех членов семьи в психокоррекции,
- выполнению рекомендаций психолога,
- соблюдению мира в семье в период проведения коррекционных мероприятий,
- сочетанию семейной терапии с индивидуальной и групповой формами помощи.
3. Индивидуальная работа с агрессивными детьми
При коррекции агрессивных форм поведения используются различные методы по следующим направлениям:
- игра (очень часто используется в работе с младшими детьми),
- изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (при установлении связи между агрессивным поведением ребёнка и его ближайшим окружением),
- творческое самовыражение (занятия различными видами творческой деятельности),
- сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа),
- сублимирование агрессии в спорт,
- участие в тренинговой группе.
Важным этапом работы по коррекции агрессивного поведения является проведение индивидуальной работы. При проведении данной формы работы у психолога есть возможность более тщательно изучить причины возникновения агрессивных особенностей ребёнка, оказать ему помощь в коррекции индивидуальных проблем в эмоционально-волевой и личностной сферах, сориентироваться в том, какие роли может выполнять ребёнок в группе. У ребёнка, в свою очередь, в данном случае появляется возможность ознакомиться с правилами и нормами коррекционной работы, получить мотивацию к внутренним изменениям, отреагировать агрессивные проявления в комфортных условиях.
4. Коррекция агрессивного поведения в группе
После проведения семейной и индивидуальной терапии переходят к групповой терапии агрессивного поведения детей. Необходимыми условиями этого перехода являются улучшение семейных отношений со стороны родителей, доступное возрасту осознание неконструктивности своего поведения и снижение агрессивности ребёнка, а так же заинтересованность всех сторон в дальнейшем результате.
Групповая форма работы имеет множество преимуществ, среди которых:
- группа отображает общество в миниатюре;
- групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем;
- группа даёт возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами;
- в группе человек может приобрести новые навыки, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнёров;
- в группе участники могут идентифицировать себя с другими;
- групповая форма работы имеет и экономические преимущества.
Целью групповой терапии является восстановление психического единства личности посредством нормализации её отношений. Основная терапевтическая задача состоит в эмоциональном отреагировании конфликтных ситуаций в группе и дезактуализации угрожающих образов в сознании посредством их условного изображения в игре, упражнении, проигрывании ситуаций.
При групповой коррекции агрессивного поведения детей используются различные формы работы:
- беседа,
- ролевое проигрывание ситуаций,
- упражнения на самопознание и самовоспитание,
- этюды, пантомима,
- изобразительная деятельность,
- физические упражнения, подвижные игры,
- психогимнастика, ауторелаксация.
Но для проведения групповой терапии агрессивного поведения имеются и противопоказания:
- отрицательное отношение ребёнка или его родителей к этой форме работы,
- отсутствие успеха предварительной индивидуальной работы или медикаментозной терапии,
- сочетание агрессивности с двигательной расторможенностью, т.к. в данном случае поведение становится трудно контролируемым,
- наличие острой психотической симптоматики,
- снижение интеллекта до степени умеренной дебильности.
Таким образом, проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в настоящее время. Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.
Агрессивность в определённых пределах необходима любому человеку, т.к. она может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. В то же время агрессивность в форме ненависти и враждебности способна нанести вред, сформировать отрицательные черты характера – либо хулигана, задиры, либо труса, неспособного постоять за себя. В крайних случаях и то, и другое может привести к деструктивному поведению в отношении людей.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. От некоторых соматических заболеваний или заболеваний головного мозга до особенностей среды, окружающей ребёнка с первых дней жизни, включая отношения внутри семьи.
Существует множество классификаций агрессии, но обычно человек проявляет сразу несколько видов агрессии, они постоянно меняются, переходя друг в друга. Агрессивное поведение детей на разных возрастных этапах отличается своими видами и формами. Так же есть различия и в агрессивном поведении мальчиков и девочек.
После поступления запроса к психологу об агрессивном поведении ребёнка проводится первичная диагностика. Для получения необходимой информации используют различные методы: метод наблюдения, метод экспертных оценок, метод анкетирования, проективные методики.
Работу по коррекции агрессивного поведения детей рекомендуется начинать с совместной терапии ребёнка и родителей. Следующий этап коррекции агрессивности – индивидуальная работа психолога с ребёнком. Если количество детей, имеющих агрессивные проявления и трудности в поведении, достигает 6 – 12 человек, имеет смысл говорить о создании коррекционной группы.
Работа по коррекции агрессивного поведения детей будет наиболее эффективна при соблюдении взрослыми следующих правил:
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребёнка. Наказывать за конкретные поступки.
- Наказание не должно унижать ребёнка.
- Обучать приемлемым способам выражения гнева.
- Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
- Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
- Развивать способность к эмпатии.
- Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
- Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
- Учить брать ответственность на себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эмпатийного поведения у детей младшего школьного возраста
Особенно важное значение в ряду социальных эмоций имеет роль эмпатии как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные о...
профилактика нежелательного поведения
сенсорная интеграция, как профилактика нежелательного поведения...
Использование социальных историй в коррекции и предупреждении нежелательного поведения у детей с особенностями в развитии.
Использование на прктике при работе с особыми детьми социальных историй. Правильность их подачи. Какие бывают....
Анна Корниенко Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка
Анна КорниенкоДетская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка...
Материалы для родителей по профилактике нежелательного поведения
Материалы для родителей по профилактике нежелательного поведения несовершеннолетних...
«Современные методы коррекции нежелательного поведения детей с РАС»
Аутизм — это нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Аут...
Поведенческий план коррекции нежелательного поведения (9.2)
Нежелательное поведение у обучающегося с РАС может сильно ограничивать его жизнедеятельность и жизнедеятельность его семьи. Снижает возможность стать более самостоятельным, препятствует его активному ...