Интеллектуальная игра "Поле чудес"
методическая разработка (3 класс)

Туркова Елена Викторовна

Игра "Поле чудес" направлена на актуализацию интеллектуальных способностей учащихся. Тематика игры - грибы. В игре три отборочных тура, три основных туров , финальный тур и супер игра. В разработке игры я использовала загадки, иллюстрационный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pole_chudes.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Игра Поле чудес

Цели и задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания детей о грибах;

- сформулировать правила сбора грибов;

- создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;

-различать части гриба;

-приводить примеры съедобных и несъедобных грибов;

-расширить знания о ядовитых грибах;

Развивающие:

-развивать логику, быстроту мышления ,наблюдательность, внимание, познавательный интерес;

-развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;

-создать условия для развития коммуникативных умений;

Воспитательные:

-воспитывать умение дружить и взаимодействовать;

-создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;

-способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в -природе и участвовать в её охране;

Планируемые результаты

- научить узнавать грибы по описанию, по картинке; отличать съедобные грибы от несъедобных грибов;

- знать отличия грибов-двойников;

- познакомить детей с неизвестными грибами, о начале и конце грибной поры;

- знать правила сбора грибов;

Личностные:

- формировать мотивацию к обучению;

- формировать умение высказывать свое мнение;

Метапредметные:

Познавательные умения:

- перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;

- формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;

- формировать умение извлекать информацию из текста, картинки;

- формировать умение ставить учебные задачи;

- формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;

- формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные умения:

- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- формировать умение работать в группе;

- формировать умение слушать и понимать других.

Предметные:

- умение характеризовать отличительные признаки грибов.

Тип учебного занятия:  игра

Организация образовательного процесса

Оборудование: доска; ноутбук учителя; указка .

Учебные пособия: сборник загадок, ;   научные статьи о грибах

Оборудование и материалы: барабан  с цифрами, с секторами «Приз», «Банкрот», «х2», «+» ; музыкальная заставка телевизионной игры Поле чудес ; видео под песню  «Рыжик» (автор текста: А. Эппель, композитор : Б. Климчук) для физминутки ; загадки о грибах; картинки с изображением грибов ; буквы ( с названием игры ПОЛЕ ЧУДЕС , буквы с названием слов которые надо отгадать: козляк, груздь, желчный, рыжик, масленок, дождевик), медали победителей-4 штуки; диплом финалиста игры Поле чудес; призы участникам игры;

 листы бумаги с алфавитом, ручки.

Ход мероприятия:

 I. Организационный момент.

-  Добрый день , ребята!

- Сегодня у нас игра Поле чудес.

II Постановка темы игры.

- Тему нашей игры вы узнаете, отгадав загадку:

Шляпка есть и есть нога,

На ноге нет сапога!

И нога, и шляпка-

Вкусный суп ребяткам!

К шляпке лист ольхи прилип.

Ну, конечно, это-  ... (Гриб)

-Как вы поняли, сегодня мы с вами поговорим о грибах. Раньше грибы считали растениями. Но сейчас учёные выделяют их в особое царство живой природы. Грибов на свете очень много. Они очень разные и каждому грибу своё время и своё место. Они бывают съедобные и несъедобные, многие грибы очень  похожи друг на друга- это грибы двойники и различить их  очень трудно.

III Постановка задачи игры.

- Какие задачи мы перед собой поставим?

- А вы знаете, когда начинается грибная пора?

- Начиная с мая и заканчивая поздней осенью. Самые первые появляются ранней весной, в конце апреля или начале мая, сморчки. Это начало грибной поры. Вслед за сморчками приходит время дождевиков. С мая начинают прорастать шампиньоны и их сезон длится до осени. Наиболее ценными считаются летние грибы. Начиная с конца июня, появляется царь всех грибов – белый гриб, подберезовик, маслята сыроежки, подосиновики, лисички, грузди и многие другие

грибы. . А закрывают этот грибной марафон представители зрелой осени – опята.

 -Сегодня мы будем учиться  узнавать грибы по описанию.

IV .                                                           Первый отборочный тур

 -Для того, чтобы начать нашу игру, нам надо выбрать тройки игроков. Для этого вам надо отгадать загадки.  Первые 3 человека , кто отгадает быстрее всех загадки,   будет играть в первой тройке игроков.

 - Слушайте внимательно загадки:

1. Мы засолим к декабрю

Их в большой кадушке.

Не кричат грибы : " Хрю-хрю,

Но они ...  (Свинушки)

2. У него везде грибницы-

На лугу, в лесу, в теплице.

Розоват со всех сторон

Гриб полезный ... ( Шампиньон)

3.На поляне лесной,

   Под могучей сосной

  Старый старичок,

  На нём бурый колпачок,

  Кто в лесу бывает-

  Тот его и знает. ( Боровик)

( После отгадывания загадок показать грибы соответствующие названиям.)

V .                                             Первый тур.

 - Итак, 3 участника игры « Поле чудес», посвящённой грибам выбраны. И я представляю первую тройку игроков.( Представление участников первого тура.)                                    

-Слушайте внимательно задание первого тура!

Задание :

Съедобный гриб. Примечателен тем, что  шляпка его снизу имеет крупные ячейки, и напоминают решётку. У мокрого гриба  шляпка слизистая. Этот гриб вы обязательно найдёте в сырых сосновых лесах и на болотах, в конце лета и осенью.

У грибников они не очень популярны. Встречаются поодиночке или маленькими группами.

- Вращайте барабан!

К

О

З

Л

Я

К

После того, как слово названо, на доске открывается картинка с изображением этого гриба.

-Победителем первой тройки игроков стал….

(Участникам первого тура вручают подарки и медаль Победителя.)

VI.                             Второй отборочный тур

- Выбираем участников второй тройки игроков.

- Слушаем внимательно загадки:

1.Много белых ножек

В шляпках разноцветных.

Издали приметных,

Собирай, не мешкай!  (Сыроежки)

2. Скромный, тоненький и бледный.

    Этот гриб, представьте, вредный.

    Попадет грибочек в суп-

    Вас в больницу увезут.

Потому что ядовитый и на всех всегда сердитый...  ( Бледная поганка)

3. Рыжие ушки с лисьей макушки

    В травке лежат -

    Для малых ежат...    (Лисички)  

( После отгадывания загадок показать грибы соответствующие названиям.)                                   

 VII.                                                     Второй тур.

 -Приглашаем вторую тройку игроков. ( Представление участников второго тура.)

 - А теперь внимание, задание второго тура:

Задание:

Этот гриб встречается в разных лесах, особенно в берёзовых и  сосново-берёзовых. Искать его нужно очень внимательно, так как он прячется под слоем прошлогодних листьев. Этот гриб с давних пор очень ценится на Руси. Он бывает черный и белый. В свежем виде его не используют из- за едкого млечного сока. Солёные грибы считаются деликатесом, фирменным блюдом русской кухни, но перед солением их вымачивают.

- Крутите барабан!

Г

Р

У

З

Д

Ь

(После того как названо слово, на доске открывается картинка с изображением этого гриба.)

-Победителем второй тройки игроков стал….

(Участникам второго тура вручают подарки и медаль Победителя.)

VIII.                                               Третий отборочный тур

- Слушаем внимательно загадки:

1.Кто повыше, кто пониже-

   На пеньке народец рыжий.

   Тридцать три веселых брата.

   Как же их зовут, ребята ? ( Опята)

2 .В шляпе розовой, мохнатой,

    Но не выглядит растяпой.

    Будто плюшевое ушко,

    Для соления...  ( Волнушка)

3. Вырос на опушке,

    Шапка на макушке.

    Дунул ветер, и грибок повалился на бочок,

    Весь в морщинах старичок ... (Сморчок)

( После отгадывания загадок показать грибы соответствующие названиям.)

  9.                                                                Третий тур.

- Итак, 3 участника третьего тура игры « Поле чудес», посвящённой грибам выбраны.

- И я представляю третью тройку игроков...( Представление участников третьего тура.)                                    

 -Итак, задание третьей тройке игроков:

Задание:

Этот гриб распространён повсеместно. Встречается преимущественно в сыроватых хвойных лесах, около гнилых пней. Он несъедобен, но и не ядовит. Он очень похож на белый гриб, только очень горький. Отличается он от белого по таким  признакам: шляпка снизу розовая, мякоть на разрезе розовеет, на ножке рисунок в виде тёмной сеточки . У белого гриба сеточка на ножке и мякоть белая. Его иногда называют горчак или  ложный белый гриб. Что это за гриб?

-Крутите барабан!

Ж

Е

Л

Ч

Н

Ы

Й

(После того, как слово названо, на доске открывается картинка с изображением этого гриба.)

-Победителем третьей тройки игроков стал….

(Участникам третьего тура вручают подарки и медаль Победителя.)

10.  Игра со зрителями.

( Зрители подходят к барабану)

-  Слушайте внимательно  задание:

Задание:

 Эти грибы растут на лужайках семьями. Старые чуть не с блюдечко, шляпки продырявленные червями. Лучше всего собирать средние, крепенькие грибки, шляпка у них посредине вогнута, а по краям - подвёрнута. Мякоть шляпки оранжевая или красноватая. Своё название они получили за цвет. Их можно солить, мариновать. Особенно они вкусны, жаренные в сметане.

-Вращайте барабан!  ( Дети по очереди крутят барабан и называют букву. )

Р

Ы

Ж

И

К

(После того, как слово названо, на доске открывается картинка с изображением этого гриба.)

 Угадавшему зрителю слово вручается приз и медаль Победителя.

11. Физминутка.

 (Под песню " Рыжик" дети выполняют танцевальные движения)

12.                                                                        Финал.

 -Мы приближаемся к финалу нашей игры. И пусть удача улыбнётся вам!

- В финале сегодня играют…..

 - Слушайте внимательно вопрос финала!

Задание:

 По лесным дорогам, в молодых сосновых, а также смешанных лесах, среди низенькой травки, чаще группами, растут эти грибы. Они хороши, пока совсем ещё маленькие, похожи на клубочек. И всегда к ним что-нибудь прилипнет: то лист сухой, то травинка.  Этот съедобный  гриб и получил своё название из-за слизистой клейкой шапки. Его можно употреблять в варёном и жареном виде, для маринования и сушки.

М

А

С

Л

Ё

Н

О

К

(После того, как слово названо, на доске открывается картинка с изображением этого гриба.)

 -Сегодня победителем нашей  игры стал (а)..... !    

-Прошу вынести подарки победителю! ( Победителю вручаются подарки и Диплом победителя игры Поле чудес.)

13.                                                                    Супер-игра.

 -А я предлагаю нашему победителю сыграть в супер - игру!

- Внимание! Задание на супер – игру.

Задание:

 Этот гриб не имеет ни шляпок, ни ножек. Созревая, эти грибы превращаются в мешочки с великим множеством мельчайших, как пыль, спор. Одно из его названий – порховка.  Наступишь на гриб, и он словно взрывается – споры вылетают тёмным облачком. Встречаются они в лесах и на лугах. В молодом возрасте эти грибы, когда мякоть белая и споры ещё не начали созревать, съедобны.

- Я предлагаю назвать 8 букв. ( Буквы открываются, если они есть в слове)

Д

О

Ж

Д

Е

В

И

К

- Вот и закончилась наша игра Поле чудес.

-Мы с вами сегодня познакомились с некоторыми грибами, учились узнавать грибы, говорили о съедобных и несъедобных грибах. Очень важно научиться их различать, чтобы не отравиться и не умереть.

- Покажите несъедобные грибы.

-Какие правила мы должны помнить при сборе грибов?

-Но самый простой способ избежать беды – собирать грибы нужно только со взрослыми. Основное правило, которое должен усвоить каждый, кто впервые встаёт на грибную тропу, такое: не бери гриб, которого не знаешь. Поэтому вы можете собирать  только те грибы, которые вам хорошо известны.

14. Итог игры.  Оценка игры.

-Ребята, что вы сегодня узнали нового о грибах?

- Что вам больше всего запомнилось?

-Возьмите розовую звездочку ,если вам понравилась игра, а ,если не понравилась-желтую . Поместите их на доску.

-Вы все сегодня были молодцы!

-Наша игра окончена. До новых встреч!

Цели:
- развивать сообразительность, логику, быстроту мышления;
- развивать познавательную и творческую активности детей и подростков, их наблюдательность, интерес к изучению природы;
- применять знания, полученные на уроках природоведения;
- расширять экологический кругозор детей;
- воспитывать навыки сотрудничества, способствовать развитию коммуникативных качеств.

 

             

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Поле чудес" по сказкам А.С.Пушкина

Ресурс содержит вопросы для отбора игроков и презентацию для самой игры....

Интеллектуально-развлекательная игра "Поле чудес" по теме "Транспорт"

Интеллектуально-развлекательная игра "Поле чудес" по теме "Транспорт" для учащихся начальной школы....

Сценарий интеллектуальной игры "Поле чудес" для учащихся 1-2 классов. Тема "Весна в природе"

Сценарий  может быть использован на уроках окружающего мира или во внеурочной деятельности....

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА "ПОЛЕ ЧУДЕС". ПОСВЯЩЕННАЯ Конституции РФ

Данная игра способствует ознакомлению учащихся с  основными государственными символами России, развитию интереса к истории России...

Интеллектуально-познавательная игра капитал-шоу «Поле чудес»

Для учащихся 1 – 3 классовЦели и задачи: - сплотить коллектив учащихся и родителей;- воспитывать чувство прекрасного;- расширять кругозор учащихся;- развивать память, мышление, сообразительность, вним...

Опушка Чудес. Интеллектуальная игра.

Данная игра составлена по аналогии с телевизионной игрой "Поле Чудес". "Главными" героями этой игры становятся представители класса грибов. В ходе подготовки и игры дети узнают много нового о грибах...