Интеллектуальная игра "Поле чудес"
методическая разработка (3 класс)
Игра "Поле чудес" направлена на актуализацию интеллектуальных способностей учащихся. Тематика игры - грибы. В игре три отборочных тура, три основных туров , финальный тур и супер игра. В разработке игры я использовала загадки, иллюстрационный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pole_chudes.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра Поле чудес
Цели и задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания детей о грибах;
- сформулировать правила сбора грибов;
- создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;
-различать части гриба;
-приводить примеры съедобных и несъедобных грибов;
-расширить знания о ядовитых грибах;
Развивающие:
-развивать логику, быстроту мышления ,наблюдательность, внимание, познавательный интерес;
-развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;
-создать условия для развития коммуникативных умений;
Воспитательные:
-воспитывать умение дружить и взаимодействовать;
-создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
-способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в -природе и участвовать в её охране;
Планируемые результаты
- научить узнавать грибы по описанию, по картинке; отличать съедобные грибы от несъедобных грибов;
- знать отличия грибов-двойников;
- познакомить детей с неизвестными грибами, о начале и конце грибной поры;
- знать правила сбора грибов;
Личностные:
- формировать мотивацию к обучению;
- формировать умение высказывать свое мнение;
Метапредметные:
Познавательные умения:
- перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;
- формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;
- формировать умение извлекать информацию из текста, картинки;
- формировать умение ставить учебные задачи;
- формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;
- формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Коммуникативные умения:
- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формировать умение работать в группе;
- формировать умение слушать и понимать других.
Предметные:
- умение характеризовать отличительные признаки грибов.
Тип учебного занятия: игра
Организация образовательного процесса
Оборудование: доска; ноутбук учителя; указка .
Учебные пособия: сборник загадок, ; научные статьи о грибах
Оборудование и материалы: барабан с цифрами, с секторами «Приз», «Банкрот», «х2», «+» ; музыкальная заставка телевизионной игры Поле чудес ; видео под песню «Рыжик» (автор текста: А. Эппель, композитор : Б. Климчук) для физминутки ; загадки о грибах; картинки с изображением грибов ; буквы ( с названием игры ПОЛЕ ЧУДЕС , буквы с названием слов которые надо отгадать: козляк, груздь, желчный, рыжик, масленок, дождевик), медали победителей-4 штуки; диплом финалиста игры Поле чудес; призы участникам игры;
листы бумаги с алфавитом, ручки.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент.
- Добрый день , ребята!
- Сегодня у нас игра Поле чудес.
II Постановка темы игры.
- Тему нашей игры вы узнаете, отгадав загадку:
Шляпка есть и есть нога,
На ноге нет сапога!
И нога, и шляпка-
Вкусный суп ребяткам!
К шляпке лист ольхи прилип.
Ну, конечно, это- ... (Гриб)
-Как вы поняли, сегодня мы с вами поговорим о грибах. Раньше грибы считали растениями. Но сейчас учёные выделяют их в особое царство живой природы. Грибов на свете очень много. Они очень разные и каждому грибу своё время и своё место. Они бывают съедобные и несъедобные, многие грибы очень похожи друг на друга- это грибы двойники и различить их очень трудно.
III Постановка задачи игры.
- Какие задачи мы перед собой поставим?
- А вы знаете, когда начинается грибная пора?
- Начиная с мая и заканчивая поздней осенью. Самые первые появляются ранней весной, в конце апреля или начале мая, сморчки. Это начало грибной поры. Вслед за сморчками приходит время дождевиков. С мая начинают прорастать шампиньоны и их сезон длится до осени. Наиболее ценными считаются летние грибы. Начиная с конца июня, появляется царь всех грибов – белый гриб, подберезовик, маслята сыроежки, подосиновики, лисички, грузди и многие другие
грибы. . А закрывают этот грибной марафон представители зрелой осени – опята.
-Сегодня мы будем учиться узнавать грибы по описанию.
IV . Первый отборочный тур
-Для того, чтобы начать нашу игру, нам надо выбрать тройки игроков. Для этого вам надо отгадать загадки. Первые 3 человека , кто отгадает быстрее всех загадки, будет играть в первой тройке игроков.
- Слушайте внимательно загадки:
1. Мы засолим к декабрю
Их в большой кадушке.
Не кричат грибы : " Хрю-хрю,
Но они ... (Свинушки)
2. У него везде грибницы-
На лугу, в лесу, в теплице.
Розоват со всех сторон
Гриб полезный ... ( Шампиньон)
3.На поляне лесной,
Под могучей сосной
Старый старичок,
На нём бурый колпачок,
Кто в лесу бывает-
Тот его и знает. ( Боровик)
( После отгадывания загадок показать грибы соответствующие названиям.)
V . Первый тур.
- Итак, 3 участника игры « Поле чудес», посвящённой грибам выбраны. И я представляю первую тройку игроков.( Представление участников первого тура.)
-Слушайте внимательно задание первого тура!
Задание :
Съедобный гриб. Примечателен тем, что шляпка его снизу имеет крупные ячейки, и напоминают решётку. У мокрого гриба шляпка слизистая. Этот гриб вы обязательно найдёте в сырых сосновых лесах и на болотах, в конце лета и осенью.
У грибников они не очень популярны. Встречаются поодиночке или маленькими группами.
- Вращайте барабан!
К | О | З | Л | Я | К |
После того, как слово названо, на доске открывается картинка с изображением этого гриба.
-Победителем первой тройки игроков стал….
(Участникам первого тура вручают подарки и медаль Победителя.)
VI. Второй отборочный тур
- Выбираем участников второй тройки игроков.
- Слушаем внимательно загадки:
1.Много белых ножек
В шляпках разноцветных.
Издали приметных,
Собирай, не мешкай! (Сыроежки)
2. Скромный, тоненький и бледный.
Этот гриб, представьте, вредный.
Попадет грибочек в суп-
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый и на всех всегда сердитый... ( Бледная поганка)
3. Рыжие ушки с лисьей макушки
В травке лежат -
Для малых ежат... (Лисички)
( После отгадывания загадок показать грибы соответствующие названиям.)
VII. Второй тур.
-Приглашаем вторую тройку игроков. ( Представление участников второго тура.)
- А теперь внимание, задание второго тура:
Задание:
Этот гриб встречается в разных лесах, особенно в берёзовых и сосново-берёзовых. Искать его нужно очень внимательно, так как он прячется под слоем прошлогодних листьев. Этот гриб с давних пор очень ценится на Руси. Он бывает черный и белый. В свежем виде его не используют из- за едкого млечного сока. Солёные грибы считаются деликатесом, фирменным блюдом русской кухни, но перед солением их вымачивают.
- Крутите барабан!
Г | Р | У | З | Д | Ь |
(После того как названо слово, на доске открывается картинка с изображением этого гриба.)
-Победителем второй тройки игроков стал….
(Участникам второго тура вручают подарки и медаль Победителя.)
VIII. Третий отборочный тур
- Слушаем внимательно загадки:
1.Кто повыше, кто пониже-
На пеньке народец рыжий.
Тридцать три веселых брата.
Как же их зовут, ребята ? ( Опята)
2 .В шляпе розовой, мохнатой,
Но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко,
Для соления... ( Волнушка)
3. Вырос на опушке,
Шапка на макушке.
Дунул ветер, и грибок повалился на бочок,
Весь в морщинах старичок ... (Сморчок)
( После отгадывания загадок показать грибы соответствующие названиям.)
9. Третий тур.
- Итак, 3 участника третьего тура игры « Поле чудес», посвящённой грибам выбраны.
- И я представляю третью тройку игроков...( Представление участников третьего тура.)
-Итак, задание третьей тройке игроков:
Задание:
Этот гриб распространён повсеместно. Встречается преимущественно в сыроватых хвойных лесах, около гнилых пней. Он несъедобен, но и не ядовит. Он очень похож на белый гриб, только очень горький. Отличается он от белого по таким признакам: шляпка снизу розовая, мякоть на разрезе розовеет, на ножке рисунок в виде тёмной сеточки . У белого гриба сеточка на ножке и мякоть белая. Его иногда называют горчак или ложный белый гриб. Что это за гриб?
-Крутите барабан!
Ж | Е | Л | Ч | Н | Ы | Й |
(После того, как слово названо, на доске открывается картинка с изображением этого гриба.)
-Победителем третьей тройки игроков стал….
(Участникам третьего тура вручают подарки и медаль Победителя.)
10. Игра со зрителями.
( Зрители подходят к барабану)
- Слушайте внимательно задание:
Задание:
Эти грибы растут на лужайках семьями. Старые чуть не с блюдечко, шляпки продырявленные червями. Лучше всего собирать средние, крепенькие грибки, шляпка у них посредине вогнута, а по краям - подвёрнута. Мякоть шляпки оранжевая или красноватая. Своё название они получили за цвет. Их можно солить, мариновать. Особенно они вкусны, жаренные в сметане.
-Вращайте барабан! ( Дети по очереди крутят барабан и называют букву. )
Р | Ы | Ж | И | К |
(После того, как слово названо, на доске открывается картинка с изображением этого гриба.)
Угадавшему зрителю слово вручается приз и медаль Победителя.
11. Физминутка.
(Под песню " Рыжик" дети выполняют танцевальные движения)
12. Финал.
-Мы приближаемся к финалу нашей игры. И пусть удача улыбнётся вам!
- В финале сегодня играют…..
- Слушайте внимательно вопрос финала!
Задание:
По лесным дорогам, в молодых сосновых, а также смешанных лесах, среди низенькой травки, чаще группами, растут эти грибы. Они хороши, пока совсем ещё маленькие, похожи на клубочек. И всегда к ним что-нибудь прилипнет: то лист сухой, то травинка. Этот съедобный гриб и получил своё название из-за слизистой клейкой шапки. Его можно употреблять в варёном и жареном виде, для маринования и сушки.
М | А | С | Л | Ё | Н | О | К |
(После того, как слово названо, на доске открывается картинка с изображением этого гриба.)
-Сегодня победителем нашей игры стал (а)..... !
-Прошу вынести подарки победителю! ( Победителю вручаются подарки и Диплом победителя игры Поле чудес.)
13. Супер-игра.
-А я предлагаю нашему победителю сыграть в супер - игру!
- Внимание! Задание на супер – игру.
Задание:
Этот гриб не имеет ни шляпок, ни ножек. Созревая, эти грибы превращаются в мешочки с великим множеством мельчайших, как пыль, спор. Одно из его названий – порховка. Наступишь на гриб, и он словно взрывается – споры вылетают тёмным облачком. Встречаются они в лесах и на лугах. В молодом возрасте эти грибы, когда мякоть белая и споры ещё не начали созревать, съедобны.
- Я предлагаю назвать 8 букв. ( Буквы открываются, если они есть в слове)
Д | О | Ж | Д | Е | В | И | К |
- Вот и закончилась наша игра Поле чудес.
-Мы с вами сегодня познакомились с некоторыми грибами, учились узнавать грибы, говорили о съедобных и несъедобных грибах. Очень важно научиться их различать, чтобы не отравиться и не умереть.
- Покажите несъедобные грибы.
-Какие правила мы должны помнить при сборе грибов?
-Но самый простой способ избежать беды – собирать грибы нужно только со взрослыми. Основное правило, которое должен усвоить каждый, кто впервые встаёт на грибную тропу, такое: не бери гриб, которого не знаешь. Поэтому вы можете собирать только те грибы, которые вам хорошо известны.
14. Итог игры. Оценка игры.
-Ребята, что вы сегодня узнали нового о грибах?
- Что вам больше всего запомнилось?
-Возьмите розовую звездочку ,если вам понравилась игра, а ,если не понравилась-желтую . Поместите их на доску.
-Вы все сегодня были молодцы!
-Наша игра окончена. До новых встреч!
Цели:
- развивать сообразительность, логику, быстроту мышления;
- развивать познавательную и творческую активности детей и подростков, их наблюдательность, интерес к изучению природы;
- применять знания, полученные на уроках природоведения;
- расширять экологический кругозор детей;
- воспитывать навыки сотрудничества, способствовать развитию коммуникативных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "Поле чудес" по сказкам А.С.Пушкина
Ресурс содержит вопросы для отбора игроков и презентацию для самой игры....
Интеллектуально-развлекательная игра "Поле чудес" по теме "Транспорт"
Интеллектуально-развлекательная игра "Поле чудес" по теме "Транспорт" для учащихся начальной школы....
Сценарий интеллектуальной игры "Поле чудес" для учащихся 1-2 классов. Тема "Весна в природе"
Сценарий может быть использован на уроках окружающего мира или во внеурочной деятельности....
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА "ПОЛЕ ЧУДЕС". ПОСВЯЩЕННАЯ Конституции РФ
Данная игра способствует ознакомлению учащихся с основными государственными символами России, развитию интереса к истории России...
Интеллектуально-познавательная игра капитал-шоу «Поле чудес»
Для учащихся 1 – 3 классовЦели и задачи: - сплотить коллектив учащихся и родителей;- воспитывать чувство прекрасного;- расширять кругозор учащихся;- развивать память, мышление, сообразительность, вним...
Опушка Чудес. Интеллектуальная игра.
Данная игра составлена по аналогии с телевизионной игрой "Поле Чудес". "Главными" героями этой игры становятся представители класса грибов. В ходе подготовки и игры дети узнают много нового о грибах...