Дело № 2. Ведите себя безопасно!
методическая разработка (3, 4 класс)

Домашенко Юрий Валерьевич

В рамках внеурочной деятельности (кружка) для начальных классов "Химия вокруг нас" были разработаны и апробированы "детективные" занятия. Данный  подход позволяет повысить интерес учащихся к изучению и работе с незнакомым материалом. Занятия проводятся в игровой форме с выполнением самостоятельных и групповых практических заданий. Предлагаю материалы для второго занятия "Ведите себя безопасно" (конспект занятия + страницы рабочей тетради + карточки с заданиями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_plan_2_zanyatiya.docx29.29 КБ
PDF icon 2_glava_posobiya.pdf754.46 КБ
PDF icon kartochki_no_2.pdf428.36 КБ

Предварительный просмотр:

  • Дата проведения занятия: 08.03.2019
  • Тема занятия: Ведите себя безопасно!
  • Цели занятия

1. Предметная: сформировать у учащихся представления о правилах ТБ при работе в кабинете химии и оказании первой помощи

2. Деятельностная: формировать у учащихся основы совместной (групповой) деятельности

  • Форма занятия: социодрама
  • Планируемые результаты обучения (ПРО)

1. Предметные: Химическая лаборатория. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи.

2. Метапредметные:

а) познавательные:

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели в схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Смысловое чтение.

б) регулятивные:

  • Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

в) коммуникативные:

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью.
  • Химический эксперимент: ПР №1. Правила ТБ при работе в кабинете химии. ПР №2. Правила оказания первой доврачебной помощи
  • Наглядность: рабочие тетради курса «Следствие ведут химики»; раздаточный материал «Виды и способы наложения повязок».

Этап занятия, время (мин.)

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

осуществляемые действия

формируемые способы

познавательной деятельности

регулятивной деятельности

коммуникативной деятельности

Этап игровой деятельности (сплочения коллектива).

Ребята, перед тем, как мы начнем наше сегодняшнее занятие, представим следующую ситуацию – сначала Вам необходимо всем подразделением приехать в наш штаб. А дорога ведь не близкая и поворотов не мало.

 

Подразделения образуют круги на значительном расстоянии друг от друга, чтобы не мешать.

Прием «Ревущий мотор»

Инструкция: Итак, едем в главное управление! Представьте себе рев вашего служебного автомобиля — "Рррмм". Один из вас начинает, произнося "Рррмм" и быстро поворачивая голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же "продолжает движение" и быстро произносит свое "Рррмм", повернувшись к следующему соседу. Таким образом, "рев мотора" быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. После этого считается, что Вы доехали до штаба. Кто хотел бы начать?

Когда "рев мотора" пройдет полный круг, остановите действие и продолжите объяснение игры дальше:

Конечно же, у вашего автомобиля есть и тормоза. А бывают ситуации, когда просто необходимо затормозить (светофор или же решили помочь бабушке снять котенка с дерева)! Когда на них нажимают, раздается другой звук — "Иииик". Когда кто-нибудь во время "движения автомобиля" вдруг произносит "Иииик", он тем самым останавливает нашу машину и разворачивает ее в противоположную сторону. Любой из вас может внезапно "остановить автомобиль и заставить его двигаться в противоположную сторону". Но у каждого есть право только дважды сделать это, чтобы и остальные смогли поучаствовать в игре.

Игра продолжается до тех пор, пока учитель не подаст сигнал "Иииик" – момент, когда все подразделения доехали до главного управления.

После этого ученики рассаживаются сформированными группами, предъявляя удостоверения.

Реализует приёмы сплочения коллектива.

Принимают участие в игре.

– Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности

– Играть определенную роль в совместной деятельности.

– Организовывать взаимодействие в группе.

Этап проверки домашнего задания (актуализации знаний).

Итак, здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы с лейтенантом и сержантом очень рады Вас видеть!

Нам с химиками-сыщиками очень хочется почитать рассказы Ваших групп. А может подразделения сами желают нас познакомить с ними? Давайте посмотрим.

Довольны ли Вы своей работой? Всё ли у Вас получилось? Кто за что отвечал? Хорошо ли он справился со своей задачей?

А теперь давайте вспомним, что же Вы узнали на прошлых занятиях: как называется наука, которая изучает вещества, их свойства и превращения? Предметы, окружающие нас с Вами называются …? Почему Вы так решили? Все физические тела, в свою очередь, состоят из …? Они ведь тоже не простые, верно? Вещества состоят из …, которые состоят из …. Браво, коллеги! Вы – большие молодцы!

Беседует с учащимися, организует проверку домашнего задания.

Беседуют с учителем, отвечают на вопросы, демонстрируют выполненные задания.

– Подбирать слова, соподчиненные ключевому слов, определяющие его признаки и свойства.

– Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

– Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая связь между ними.

– Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

– Принимать позицию собеседника, понимаю позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

– Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.

– Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, перефразировать свою мысль.

– Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми.

Этап определения темы и цели занятия.

Представляете, сегодня в нашем отделении произошло неслыханное дело! Один сотрудник проводил химическую экспертизу и нагревал пробирку. Внезапно ему захотелось перекусить, и он сделал себе бутерброд. После этого он продолжил нагревать пробирку, пережевывая бутерброд. Он оказался таким вкусным, что сотрудник не заметил, как пробирка вдруг лопнула, все содержимое разлилось! Не волнуйтесь, с ним все в порядке. Он отделался легким порезом. Но давайте подумаем об этом. Как Вы думаете, почему это произошло?

Совершенно верно, уважаемые коллеги. В нашем отделении хранятся не всегда безопасные вещества, да и химическая посуда может представлять опасность. Для того чтобы успешно раскрывать необычные дела, необходимо вести себя осторожно и аккуратно, не спешить и не совершать лишних движений. Как Вы думаете, как это можно назвать?

Верно. Иными словами, соблюдать технику безопасности. Об этом мы сегодня с Вами и поговорим, уважаемые коллеги. А вот, если поточнее, как Вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке? Как Вы думаете, какие могут быть правила техники безопасности при работе в химической лаборатории? Как нужно себя вести в кабинете химии? Что можно делать? А что нельзя?

Беседует с учащимися, подводит их к самостоятельному определению темы и цели занятия.

Беседуют с учителем, отвечают на вопросы, самостоятельно определяют тему и цель занятия, строят предположения.

– Объяснять явления, связи и явления, выявляемые в ходе познавательной деятельности.

– Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.

– Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

– Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

– Выделять общую точку зрения в дискуссии.

– Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства.

Этап усвоения нового материала (работы с журналами).

Сержант и лейтенант очень ответственно и творчески подошли к сегодняшнему занятию. Ведь это очень важная тема, согласны?

Сейчас каждая из групп выберет одно из заданий в Ваших рабочих тетрадях и выполнит его. Итак, давайте проверим, что же у Вас получилось (ознакомление с правилами ТБ при работе в кабинете химии).

Отлично! Химики-сыщики рады, что у Вас всё получилось!

А сейчас Вам предстоит выполнить следующую работу: нужно рассказать другим подразделениям о том, что Вы сейчас узнали. Для этого Вам нужно ещё раз ознакомиться с материалом, который у Вас получился, затем самостоятельно поделить его в группе и выступить перед другими группами.

Браво, коллеги. Вы большие молодцы! Химики-сыщики заслушались! Но кое-какое задание мы для Вас успели придумать!

Организует групповую работу учащихся при выполнении заданий в рабочих тетрадях.

Коллективно выполняют предлагаемые задания.

– Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

– Преобразовывать модели с целью выявления общих закономерностей, определяющих данную область.

– Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.

– Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.

– Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей.

– Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

– Определять возможные роли в совместной деятельности.

– Принимать позицию собеседник, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты.

–Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

– Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей.

– Организовывать учебное взаимодействие в группе.

– Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.

Этап закрепления полученных знаний

С материалом Вы ознакомились, теперь же мы предлагаем Вам применить полученные знания на практике.

Сейчас каждая группа получит конверт.

Пожалуйста, ознакомьтесь. Видите? В них различные ситуации. Это своего рода правилонарушения. Сейчас Вы должны эти ситуации ещё раз просмотреть, и самостоятельно поделить их в группе между собой. Чтобы каждому из подразделения досталось по одной ситуации. Затем Вы должны помочь друг другу ее показать, дать совет. Это нужно сделать так, чтобы другое подразделение смогло понять, то Вы хотите показать, назвать нарушение и сказать, как нужно поступать правильно.

Игра: Мимы.

Примеры:

1. Начинает проводить работу, не надев халат.

2. Нюхает реактив, облизывается и пробует его на вкус.

3. Перед началом работы, собрал(а) волосы в пучок (убрала).

4. поворачиваясь, обнаружил, что вещество просыпал на стол, рукой протирает поверхность стола, ставит пробирку в штатив.

5. Поднимает спиртовку над собой, встряхивает, поправляет фитиль, имитирует зажигание от другой спиртовки, оставляет её гореть.

6. Аккуратно складывает посуду, убирает рабочее место.

7. Не вымыл руки после завершения работы.

8. Пытается самостоятельно починить прибор, не говоря ничего учителю.

9. Спросил разрешение у преподавателя, и только потом приступил к работе.

Вы ещё и великолепные актёры! Настоящие химики-сыщики хороши во всём! Замечательно! Здорово!

Организует деятельность учащихся по закреплению знаний в игровой форме, организует и координирует ход беседы (обсуждений).

Выполняют задание, строят предположения, делают соответствующие выводы.

– Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

– Создавать абстрактный или реальный образ предмета или явления.

– Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат.

– Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

– Играть определенную роль в совместной деятельности.

– Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

– Организовывать учебное взаимодействие в группе.

– Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства.

Этап игровой деятельности (сплочения коллектива).

А теперь я предлагаю Вам немного размяться, при этом не забывая о технике безопасности.

Фопель К. - Путь доверия (переделанная версия)

Цели: Это классическая игра для всех возрастных групп. Она укрепляет доверие внутри группы, а также развивает любознательность и тактильное восприятие. Ребенок — "поводырь" может экспериментировать со своей ролью, при которой он частично берет ответственность на себя, а частично — отдает своему партнеру. Между двумя детьми, играющими в паре, могут измениться прежние впечатления друг от друга и улучшиться отношения. В помещении должно быть достаточно места и множество интересных объектов, чтобы их можно было потрогать, чтобы они при этом пахли или издавали звуки. Очень хорошо проводить эту игру в теплое время года на улице.

Материалы: Маленький колокольчик и для каждого второго ребенка — повязки для глаз.

Инструкция: Уважаемые коллеги. Сейчас из каждого подразделения мне нужно по два человека. Остальные также будут принимать участие. Но немного другое. Я хочу вам предложить игру, которая называется "Путь доверия". Заключается она в следующем: один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Представим, что Вы несете пробирку, из которой выделяется много беспросветного дыма. Второй же Ваш товарищ будет ведущим и подсказывать Вам, куда идти. Когда ты ведущий — ты должен провести "слепого" коллегу по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Время от времени делай паузу, чтобы твой товарищ смог потрогать различные вещи: большие и маленькие, гладкие и шероховатые. Мимо будут проходить другие коллеги. Они будут заниматься своими делами. Твоя задача – вовремя останавливать товарища, чтобы он ни с кем не столкнулся. Ты можешь провести его к месту, где предмет издает звук или запах. Только ничего не говори при этом. Через пять минут я позвоню колокольчиком — тогда вы поменяетесь ролями. А еще через пять минут я позвоню еще раз — и тогда вы возвращаетесь обратно в круг, и мы поговорим о том, что вы пережили во время прогулки. Перед началом договоритесь с партнером, как он вас будет вести: за руку или как-то по-другому.

Реализует приёмы сплочения коллектива.

Принимают участие в игре.

– Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности

– Играть определенную роль в совместной деятельности.

– Организовывать взаимодействие в группе.

Этап формирования практических ЗУНов.

Отлично, коллеги. Вы большие молодцы! Однако следует признать, что несчастные случаи иногда всё-таки случаются. И важно уметь оказать себе, а также ближнему своему первую доврачебную помощь.

Одним из самых опасных явлений в химической лаборатории является химический ожог. С веществами в лаборатории  необходимо работать всегда очень аккуратно!

В случае получения химического ожога необходимо сразу сообщать о случившимся учителю!

Также при получении травм или ожогов необходимо уметь накладывать повязки. Чему сейчас мы с Вами и поучимся!

Повязки служат для предохранения от попадания раневой инфекции в рану, остановки кровотечения, очищения раны от гноя, удержания в ней лекарственных веществ и для иммобилизации (обездвиживания) пораженной области. Повязки предохраняют также от попадания радиоактивных и отравляющих веществ в рану.

Давайте сейчас разобьемся на пары и научимся правильно накладывать повязки.

Если для наложения повязки понадобится раздеть пострадавшего, одежду необходимо снимать сначала со здоровой конечности. Одевать – в обратном порядке.

Повязка состоит из двух частей: стерильной салфетки или ватно-марлевой подушечки, которыми непосредственно закрывают рану, и материала, как правило, бинта, которым их закрепляют. В качестве подручных средств используют различные ткани, лучше хлопчатобумажные или льняные.

Основные правила при наложении повязок следующие:

- оказывающий помощь должен находиться лицом к пострадавшему, чтобы ориентироваться, не причиняя перевязкой дополнительной боли;

- для предупреждения боли поддерживать поврежденную часть тела в том положении, в котором она будет находиться после перевязки;

- бинтовать начинать лучше снизу вверх, разматывая бинт правой рукой, а левой придерживая повязку и расправляя ходы бинта: бинт раскатывать, не отрывая от тела, по ходу часовой стрелки, перекрывая каждый предыдущий ход наполовину;

- конечности бинтовать с периферии, оставляя свободными кончики неповрежденных пальцев;

- при закреплении конца повязки узлом он должен находиться на здоровой части, чтобы не беспокоить пострадавшего.

При оказании первой помощи при ранении нельзя:

- промывать рану под водой или даже каким-либо лекарственным веществом, засыпать порошком и смазывать мазями, так как это препятствует ее заживлению, способствует занесению в нее грязи с поверхности кожи и вызывает нагноение;

- убирать из раны песок, землю, камешки и т.п., так как удалить таким образом все, что загрязняет рану, невозможно. Нужно осторожно снять грязь вокруг раны, очищая кожу от ее краев наружу, чтобы не загрязнять рану; очищенный участок вокруг раны нужно смазать настойкой йода перед наложением повязки;

- удалять из раны сгустки крови, инородные тела, так как это может вызвать сильное кровотечение.

При оказании доврачебной помощи используют различные виды повязок с учетом места ранения.

А теперь давайте разобьемся на пары (в одной паре люди из разных подразделений) и потренируемся накладывать различные виды повязок.

Беседует с учащимися, организует парную работу.

Выполняют задания.

– Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.

– Определять совместно с учителем и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей деятельности.

– Сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.

 

– Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали и препятствовали продуктивной коммуникации.

– Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

– Организовывать учебное взаимодействие в группе (паре).

– Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.

Этап рефлексии

Итак, коллеги. Теперь я предлагаю нам вместе сесть в один большой дружный круг и немного пообщаться, поделиться своими впечатлениями. Каждый может говорить всё, что он хочет сказать, по очереди. Какое у Вас настроение? Понравилось ли Вам наше занятие? Что Вы сегодня узнали? Что попробовали впервые? Что в нём было особенного? Как Вы думаете, что же у нас будет происходить дальше? Какие есть предположения?

Беседует с учащимися.

Беседуют с учителем, обмениваются мнения, подводят итоги.

– Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

– Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником (занятием).

– Оценивать свою деятельность.

– Соотносить реальные и планируемые результаты деятельности и делать выводы.

– Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.

– Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

– Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми.

Этап подачи домашнего задания

Коллеги, на дом мы с химиками-сыщиками хотели бы дать Вам задание: сегодня каждое из подразделений работало со своим материалом по правилам техники безопасности. Вам нужно группой на основании своего материала оформить плакат. Затем, на следующем занятии мы разместим их, и каждый сотрудник будет знать, как нужно правильно себя вести! Ведь каждый химик-сыщик знаете: опыты – опытами, тайны – тайнами, а безопасность прежде всего! И Вы теперь знаете и, надеюсь, будете следовать этому правилу.

Большое спасибо за работу, уважаемые коллеги! Мы с сержантом и лейтенантом прощаемся с Вами. И помните, ни одна тайна от нас не убежит! До новых встреч!

Озвучивает домашнее задание, прощается с учащимися.

Фиксируют домашнее задание, уточняют, в случае необходимости, основные моменты, прощаются с учителем.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Найди себе дело по душе»

«Найди себе дело по душе»...

"Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно." Родит.собрание

                             Парта- это не кровать, и...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ВЕДЬ ЗДЕСЬ НАМ ЖИТЬ, ДЕЛА ВЕРШИТЬ»

АннотацияСовсем недавно мы очень редко слышали такие термины, как экологическая обстановка, экологическая катастрофа, сейчас мы являемся свидетелями экологических катастроф, часто ведущих к гибели люд...

Игры - это отличный способ отвлечься, настроиться на новый лад или просто поднять себе настроение. Ведь, как известно, с хорошим настроением всегда легко учиться.

Игры - это отличный способ отвлечься, настроиться на новый лад или просто поднять себе настроение. Ведь, как известно, с хорошим настроением всегда легко учиться....

Технологическая карта классного часа "Добро, которые ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе"

Внеурочная деятельность по программе "Путешествие в страну "Мудрость" с использованием технологии саморазвивающего обучения"....

Конспект классного часа "Как себя вести. Как я себя веду" (2 класс)

Цель деятельности учителя: Формирование у учащихся общечеловеческих принципов правил поведения;Формирование нравственных качеств учащихся: доброжелательность, умение слушать и уважать мнение одно...