Статья "ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ"
статья (2, 3, 4 класс)

Миташева Анастасия Сергеевна

В статье рассматривается практический аспект проблемы формирования творческой активности младших школьников. В контексте рассматриваемого вопроса представлены результаты анкетирования учителей начальной школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Общественное внимание к проблеме формирования творческой личности растет с каждым годом. Современность требует воспитания активной, самостоятельной, креативной личности, энтузиаста. Поэтому результатом воспитания, самовоспитания, обучения должна стать творческая активность обучающихся. Проблемами творческой активности и ее развития занимались Д. Б. Богоявленская, Л. П. Гримак, Р. Милгрем, Е. Гонг и др. Указанные авторы достаточно единодушны в определении понятия и рассматривают творческую активность как стремление, меру усилий человека, которые направлены на создание объективно или субъективно нового.  ФГОС НОО подтверждает необходимость развития творческого начала младших школьников, отмечая важность «разнообразия организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности» [3].  Лев Семенович Выготский в работе «Воображение и творчество в детском возрасте» рассматривает психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. О необходимости и принципиальной важности творческого подхода к обучению ребенка самим учителем рассуждают Кан- Калик В. А. и Никандров Н. Д. в книге для учителей «Педагогическое творчество». Авторы подчеркивают, что в арсенале педагога достаточно средств для реализации данного подхода в практике школы. развитие преобразующих способностей младших школьников должны рассматриваться как одни из важных задач начальной школы. Особые коррективы в решение этой задачи внесла пандемия и связанные с ней ограничения, которые, в первую очередь, коснулись непосредственного взаимодействия педагога и учащихся. Однако новый формат обучения для начальной школы не отменяет задач формирования творческого развития младших школьников. Очевидно, что в сложившейся ситуации важно установить отношение учителей начальных классов к проблеме развития творчества у учащихся начальной школы в условиях смешанного обучения, а также выяснить, какой опыт они успели приобрести в решении данной проблемы. В проведенном анкетировании приняло участие 37 респондентов, которым предлагалось ответить на ряд вопросов. Анализ ответов учителей позволил сделать вывод, что наиболее перспективным направлением деятельности по формированию творческой активности младших школьников, по мнению опрошенных, является знакомство с приемами творческой деятельности в процессе обучения и воспитания (59,5%). При этом подавляющее большинство (36 учителей) считают, что они практически реализуют или способны реализовать эту идею на своих уроках. В качестве опорной точки в организации подобной работы 67,6% отмечают ресурсы предметного содержания, а для 8,1% это индивидуальные особенности младших школьников. Для 26 опрошенных очевидно, что осознанного стремления к творческой активности, «мотивационной напряженности» (Я.А. Пономарев),

Формирование наилучшие условия для развития творческой активности предоставляет предметная область «Искусство». Значительная часть респондентов (19 человек) полагает, что не стоит недооценивать творческий ресурс уроков литературного чтения. Около 2/3 опрошенных (21 педагог) считают, что труднее всего развивать творческую активность учащихся на уроках математики.  Высокую оценку своим умениям формулировать и подбирать проблемные задания, задачи и вопросы и таким образом стимулировать творческую активность – дали лишь 40,5%. Причем только 29,7% учителей отметили, что одинаково легко могут делать это вне зависимости от формата обучения. Анализ показал, что уверенность учителей в собственных методических способностях, их высокая оценка никак не соотносится с продолжительностью педагогической деятельности и возрастом. Однако наблюдается связь между уровнем владения техникой и возможностями, которые она предоставляет.  При этом большинство опрошенных связывают частоту использования творческих заданий на уроках и формат обучения. Чаще учителя предлагают подобные задания ученикам при непосредственном личном взаимодействии (64,9%). Только 22,9% учителей готовы оставить творческие задания в технологической карте дистанционного урока. Объясняя свою позицию, педагоги подчеркивают, что для формирования творческой активности учащихся очное обучение предоставляет больше возможностей. В первую очередь, это касается потенциала, которым обладает коллективная деятельность во всех ее проявлениях.  Результаты анкетирования позволили сделать вывод о том, что проблема формирования творческой активности младших школьников интересна и актуальна для учителей начальных классов. Педагогами накоплен опыт организации творческой деятельности, причем как в условиях очного взаимодействия, так и дистанционного. Однако в нем не усматриваются признаки целенаправленно организуемого процесса по формированию творческой активности.

Необходимо также отметить, что учителя начальной школы рассматривают процесс формирования творческой активности младших школьников достаточно традиционно и весьма ограниченно, связывая его успешность с предметным содержанием и возможностями коллективной деятельности.

Список литературы
1. Выготский, Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронный ресурс]. URL: http://pe dlib.ru/Books/7/0060/7_0060-1.shtml (дата обращения: 10.09. 2022).
2. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество [Электронный ресурс]. URL: https://sheba.spb.ru/shkola/ped-kankalik-1990.htm (дата обращения: 10.09. 2022).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N3286 ―Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования‖, пункт 7. [Электронный ресурс URL: https://classinform.ru/fgos/1.2-nachalnoe-obshchee-obrazovanie-1-4-class.html (дата обращения: 10.09. 2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...

Культурно-образовательная среда как условие развития толерантного сознания учащихся начальной школы

    В период повсеместной компьютеризации нашего общества общение человека с человеком уходит на второй план, и учить ребенка  находить общий язык   со сверстниками и...

Возможности развития личностного потенциала учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.Следует отметить, что во время обуче...

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...