«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»
статья на тему
«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty.docx | 52.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ – 2015»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
учитель начальных классов
МОУ СОШ №5 села Журавского
Урывская Светлана Владимировна
«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
В ФГОС второго поколения четко обозначены требования к результатам обучения:
—личностные (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества)
—метапредметные (умение учиться)
— предметные умения.
Эту тему я выбрала, потому что понимаю: одно из главных требований общества к выпускникам школ – способность постоянно переучиваться, или умение учиться самостоятельно. Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться, понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования двадцать первого века.
Проблема формирования умений самостоятельной работы актуальна для всех школьных предметов. Научить учащихся учиться, самостоятельно получать и применять знания, самостоятельно трудиться – одна из главных задач. От ее решения во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса на уроке. Самостоятельная работа принадлежит к общепризнанным средствам активизации учебной деятельности школьников по овладению знаниями и умениями.
Важнейшим показателем продуктивности умения служит сформированность познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Познавательная самостоятельность характеризуется следующими признаками: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей, способностью высказать свою точку зрения, независимую от других.
Особого внимания при подготовке к уроку заслуживает вопрос о содержании, времени и форме проведения самостоятельной работы учащихся, которая является обязательным элементом каждого урока. Этот этап позволяет мне реализовать три важных направления: совершенствование компонентов учебной деятельности, возможность оказания индивидуальной помощи и создание ситуации успеха у каждого ученика. Выполняя самостоятельную работу с проверкой в классе, ученик учится оценивать свою работу, сравнивая ее с эталоном, и осознает свое продвижение вперед. Самоконтроль осуществляется тогда, когда сам ребенок может правильно ответить на вопрос о том, научился он выполнять учебное действие или нет.
Усиление активной умственной деятельности учащихся в процессе их самостоятельной работы достигается при условии планомерно организованной работы и умелом руководстве. Для этого необходимо провести всестороннюю подготовку самостоятельной работы учащихся. На этом этапе руководствуюсь следующими дидактическими требованиями.
Самостоятельную работу учащихся нужно организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала. Необходимо обеспечивать накопление учащимися не только знаний, но и своего рода фонда общих приемов, умений, способов умственного труда, посредством которых усваиваются знания.
Учащихся нужно ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания. Задания самостоятельной работы направлены не столько на усвоение отдельных фактов, сколько на решение различных проблем.
Для активизации умственной деятельности учащихся я предлагаю им работу, требующую посильного умственного напряжения.
Самостоятельную работу стараюсь организовать так, чтобы каждый учащийся постоянно преодолевал посильные трудности, но чтобы уровень требований, предъявляемых ученику, не был ниже уровня его умственных способностей. Узловым вопросом в подготовительной работе к очередным урокам является отбор целесообразных заданий для самостоятельной работы. При выборе заданий учитываю, прежде всего, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. У учащихся младшего школьного возраста еще слабо развиты волевые психические процессы. Их внимание еще неустойчиво. Каждый новый, даже слабый раздражитель, может их отвлечь. Ребята не могут длительное время сосредотачивать свое внимание на одном и том же действии или предмете. Их нервная система еще слаба, центры коры головного мозга быстро утомляются и не выдерживают длительного напряжения. Нельзя требовать от школьников длительного выполнения однообразной работы. При организации самостоятельной работы особенно ценны такие задания, которые имеют проблемный характер, требуют открытий, исканий. Постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям:
- путем увеличения объема заданий и длительности;
- путем усложнения содержания задания, а вместе с этим мыслительных операций и приемов работы, которые необходимы для его решения;
- путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя.
Организовывая самостоятельную работу, стараюсь учитывать особенности темперамента и конкретные затруднения отдельных учащихся в ходе ее выполнения, планирую ход умственных операций, проявляя индивидуально - дифференцированный подход к учащимся, способствую накоплению определенного запаса знаний и формированию у ребят необходимых приемов усвоения знаний, приемов правильного анализирования, синтезирования и сопоставления, приемов полноценных обобщений и аналогий.
Современные учебники дают достаточно возможностей для самостоятельной работы учащихся в классе. Однако успех практического выполнения школьниками заданий зависит от умственного развития детей, от их предшествующей подготовки.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Одним из таких видов СОТ является проектная деятельность обучающихся.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую. Он всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений, науки. Результаты этой работы должны быть «осязаемыми» - заканчиваться конкретным результатом. Элементы этого метода используются многими педагогами. Выпуск стенгазет, бюллетеней, подготовка сообщений, рефератов и т.д.
Смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть в себе человека способного, компетентного. Этот метод является элементом самостоятельной работы учеников.
Применительно к уроку, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Подготовка к серьезной проектной деятельности начинается уже в начальных классах.
В своей работе я часто использую работу над мини-проектом: написание сочинений, сказок, составление ребусов, кроссвордов, поиск различных способов решения задачи и т.д.
Таким образом, проектная деятельность позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению, формирует социальный опыт в труде, в общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, дает возможность раскрыть свой потенциал.
Большую помощь в организации самостоятельной работы на уроках оказывают информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, обучение становится интересным.
При организации самостоятельной работы мультимедийные технологии позволяют мне:
- регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
- повышать познавательную активность обучающихся
- проводить контроль знаний с помощью компьютерных тестов и специальных программ
- осуществить дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем готовности к обучению;
- развивать наглядно-образное мышление;
- повысить мотивацию к учению;
- проводить мониторинг достижений обучающихся;
- изготавливать печатную продукцию: карточки, тренажёры, тесты;
- проводить физминутки.
Мультимедийные технологии позволяют ученику:
- наглядно представить учебный материал;
- отрабатывать учебные навыки с помощью тренажёров и специальных программ;
- развивать навыки самообразования и самоконтроля;
- повышать уровень комфортности обучения;
- самостоятельно контролировать свои знания;
- использовать материалы сети Интернет разнообразные по содержанию и форме: видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.
В заключении хочу сказать, что самостоятельная работа учащихся входит органичной частью во все звенья процесса обучения. Значение самостоятельной работы в учебном процессе трудно переоценить. Она способствует:
- формированию самостоятельности как качества личности;
- реализации принципа индивидуального подхода;
- позволяет дифференцировать учебные задания;
-содействует достижению сознательного и прочного овладения знаниями.
Показателями качественного усвоения изучаемого материала в моем классе является:
- активная работа всех учеников класса;
-умение каждого учащегося выполнить задание под руководством учителя и обосновать свои действия;
- самостоятельно выполнить аналогичные задания;
-качественная успеваемость в классе 60% - 65% при 100% обученности.
Таким образом, можно сделать вывод, что только в ходе самостоятельной работы учащиеся развивают те познавательные способности, приобретают и совершенствуют те умения и навыки, без которых невозможно овладение знаниями, как в школе, так и в жизни вообще.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система оценки одаренности детей в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения".
Данная статья описывает основые аспекты оценки одаренности ученика начальной школы в условиях ФГОС второго поколения....
Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...
Статья "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения".
Статья раскрывает сущность и способы формирования УУД в начальной школе....
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...
Статья Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы
Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы...