Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения
статья
Предварительный просмотр:
Статья «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
«Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.
Я слышу тебя и иду за тобой,
Я к морю спускаюсь и вижу прибой.
С тобою дорога моя далека
В любую страну и в любые века…».
Н. Найдёнова.
Ни для кого не секрет, что сегодня всё большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами только из учебника, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом виде. Как же следует относиться к этой ситуации? Что предпринимать при наличии желания её изменить? Бороться? Заставлять? Уговаривать? Опустить руки и смирить с тем, что телевизор и компьютер заменил книгу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии?
Научившись читать самостоятельно и свободно (а это происходит, как правило, к 8 годам), ребенок оказывается перед собственным выбором: читать или не читать?!
Что же предлагает ребенку сегодняшний мир и что может повлиять на его выбор?
Цели и задачи моей педагогической деятельности.
- Рассмотреть важность и необходимость чтения как процесса в условиях современного образования.
- Раскрыть понятие «Литературное чтение» и его назначение в системе процесса чтения на уроках в начальной школе.
- Определить результаты изучения предмета «Литературное чтение» в контексте ФГОС по средствам правильно организованно и четко структурируемой самостоятельной работы в начальной школе.
- Рассмотреть систему творческих заданий для самостоятельной работы на уроках чтения в начальной школе, направленную на развитие познавательной активности учеников.
Важность чтения для развития порастающего поколения отмечают не только педагоги. Забота правительства РФ о благе нации является залогом успеха в становлении и развитии гражданского общества в нашей стране.
Для детей 8-9 лет их жизненный и читательский путь едва начинается. Они еще не знают толком ни мира книг, ни собственных возможностей и потребностей. Читательские интересы младших школьников условны и, по естественным причинам, неоднократно будут претерпевать изменения. Характер и закономерности развития читательских предпочтений наряду с книгоиздателями, библиотекарями, литераторами изучают и учителя-практики, в том числе и учителя начальной школы. Поскольку именно они стоят у истоков формирования квалифицированного читателя, такого человека, который «привык обращаться за ответом на возникшие в душе вопросы», прежде всего к книгам, и такого, кто знает, к каким книгам и за каким ответом можно обратиться, кто умеет найти и освоить нужную книгу с наименьшей затратой времени и максимально высоким для себя на данный момент результатом.
«Если в начальной школе дети мало читали, у них складывается структура малодеятельного мозга» В.А. Сухомлинский. По этой причине основная ноша по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя.
Что же такое литературное чтение? Это чтение, которое вводит детей в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и, объединяя отдельные стороны читательской деятельности в единый комплекс культуры чтения, формирует у каждого ребёнка индивидуальны опыт самостоятельного чтения, параллельно с этим формируя у ребенка собственное видение мира и восприятие окружающей действительности. Литературное чтение предполагает обязательную опору на литературоведение, введение художественного произведения в литературно-исторический контекст, установление связей с жизненным опытом ребёнка, анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.
Каких результатов должен достичь ученик в своей самостоятельной читательской деятельности?
Личностными результатами являются следующие умения и навыки:
- эмоциональность;
- эмпатия;
- любовь и уважение к Отечеству;
- интерес к чтению;
- наличие собственных читательских приоритетов и уважительного отношения к предпочтениям других;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- этические чувства.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты-диалоги постоянно действующих герое, технология продуктивного чтения.
Метапредметным результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД), а именно:
- регулятивные (формулирование темы и целей урока, составление плана решения учебной задачи);
- познавательные (пользование различными видами чтения, извлечение информации в разных формах, переработка и преобразование информации, работа со словарями и справочниками, построение рассуждений);
- коммуникативные (оформление свих мыслей в устной и письменной формах, использование речевых средств для решения коммуникативных задач разного рода, высказывание и обоснование свой точки зрения, умение задавать вопросы).
Средством формирования УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания учебных успехов, а также тексты учебника и его методический аппарат.
Предметными результатами изучения курса является формирование таких умений, как:
- восприятие на слух текстов в исполнение учителя, ученика;
- осознанное, правильное и выразительное чтение вслух;
- самостоятельное прогнозирование содержания текста по заглавия, фамилии автора, иллюстрации и т.д.;
- самостоятельно чтение про себя незнакомого текста, словарная работа;
- деление текста на части, составление простого плана;
- подробный и выборочный пересказ;
- составление устного или письменного описания;
- высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному тексту;
- умение работать с изобразительно-выразительными средствами.
Рассмотрим систему творческих заданий на уроках литературного чтения.
Творческая работа – особая форма организации учебной деятельности, осуществляемым под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного рода задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств. Необходимо детей научиться учиться, то есть развивать познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе.
- Творческие задания практического действия при работе с текстом (работа с иллюстрацией к тексту, рецензирование детьми созданных рисунков, составление диафильмов по произведению, лепка и аппликация, моделирование, книжки-самоделки и др.).
- Задания творческого характера речевой деятельности (составление вопросов и тестов по тексту, творческое пересказывание, продолжение произведения, творческое сочинение, словотворчество, отзыв-рецензия, работа с читательским дневником, аннотация.
- Творческие задания игрового характера (работ с кроссвордами, викторины, драматизация, составление сказочных объявлений и телеграмм и др.).
Все приемы и задания творческого характера, о которых шла речь, помогают мне в моей практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учеников, стимулировать умение учиться.
Список литературы
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. - М.: Педагогический поиск, 1999. - 144с.
Дубравина И.В. Психология. - М.: Академия, 2003. - 464с.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 205с.
Кудина Г.Н., Новолянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла.1 класс. - М., 1994. - С.5.
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка. - М.: Академия, 2000 - 464с.
Мукина А.Н. Клубная деятельность как средство развития творческого мышления младших школьников. // Начальная школа. - М., 2008. - №5. - С.47.
Новолодская Е.Г. Валеологические спектакли. // Начальная школа. - М., 2006. - №5. - С.12.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М.: Владос, 2000. - 400с.
Синенко п.А. Театральная педагогика в школьном пространстве. // Сибирский учитель. - М., 2003. - №6. - С.30.
Чуракова Н.А. О курсе литературного чтения. // Начальная школа. - М., 2003. - №4. - С.13.
Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. - М., 1989. - 234 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной деятельности"
Доклад по литературному чтению...
"Система оценки одаренности детей в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения".
Данная статья описывает основые аспекты оценки одаренности ученика начальной школы в условиях ФГОС второго поколения....
Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...
«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»
«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...
«Самостоятельная работа учащихся на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности в условиях ФГОС второго поколения».
Все приемы и задания творческого характера, о которых идет речь, помогают на практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность уч...
Статья: "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся".
Материал полезен на уроках русского языка для развития творческой и познавательной активности учащихся....