Методическая разработка внеклассного мероприятиям "День птиц"
методическая разработка

Учащиеся познакомятся с многообразием и жизнедеятельностью птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_den_ptits.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

общешкольного внеклассного мероприятия

«День птиц»

Цель: Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и экологической культуры учащихся.

Задачи:

- познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, закрепить знания о разновидностях птиц, среде обитания, питании, образе жизни, происхождении названий некоторых птиц, раскрыть важность заботы о птицах, уточнить и расширить представления детей о зимующих  птицах, формировать умения и навыки наблюдения за птицами, создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих птицах;

- развивать экологическую культуру и творческий потенциал учащихся, развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром, развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

- осуществлять эстетическое воспитание; повышать интерес к природе родного края; расширять кругозор учащихся, воспитывать и развивать доброжелательное отношение к птицам, сочувствовать и помогать  птицам;

Оборудование: фонограмма с голосами птиц, ноутбук, проектор, презентация «День птиц».

Оформление зала: рисунки птиц.

Форма проведения: фронтальная с  беседой и игрой

Сопутствующие методы:

 – игровой;

 – объяснительно – иллюстративный;

 – частично – поисковый;

 – практический.

Ход мероприятия

Этапы

Содержание

Примечание

Организация начала занятия

 Эмоциональный настрой. Прослушивание записи «Голоса птиц весеннего леса». Во время записи – чтение стихотворения о птиц за кулисами

Ведущий: 

За рекой луга зазеленели,

Веет легкой свежестью воды;

Веселей по рощам зазвенели

Песни птиц на разные лады.

Ветерок с полей тепло приносит,

Горький дух лозины молодой...

О, весна! Как сердце счастья просит!

Как сладка печаль моя весной!

Звучит запись «Голоса птиц весеннего леса».

Вступительная часть

Ведущий: Добрый день! Поистине добрый. На дворе хозяйничает весна. И в природе – праздник!

Ведущий: А вы знаете, что и у скворца, и у соловья, и у вороны, и у грача есть свой праздник – День птиц.

Ведущий: Международный день птиц отмечается 1 апреля. День птиц у нас отмечают с весны 1927 года. Впервые провели его в городе Москве. С тех пор этот день празднуют по всей стране!

Ведущий: Апрель - весенний месяц…Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждём наших друзей - пернатых странников. И они появятся вот - вот. Скворцы, грачи, жаворонки, ласточки, стрижи…

Ведущий: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов.

Ведущий: А сегодня мы с вами отправимся в лес понаблюдать и послушать пение птиц. 

Слайд «День птиц – 1 апреля»

Основная часть

Ведущий: Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

Ведущий: Представим, что наш зал – это лесная поляна. Уселись поудобнее, затихли, и, тогда вы услышите самый настоящий птичий концерт.

Ведущий: Каждая птичка расскажет вам о себе. Среди этих голосов можно услышать грача.

Звучит пение птицы грач

Выступает          класс

Ученик:

Близкий родственник вороны -

Черно - синее крыло,

Горожанин - любит город,

Уважает и село!

Любит вслед за тракторами

Погулять по полю он,

Пообедать червячками,

После полдничать зерном!

Ведущий: Грач — «вестник весны», эти птицы первыми прилетают к нам весной — в начале марта. Покидают наши края поздно осенью, исчезая в конце октября или начале ноября. Питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Уничтожая разнообразных вредных насекомых, приносят большую пользу. Прекрасно приручается, может имитировать человеческую речь.

Ведущий: А вот и включился в концерт скворец.

Звучит пение птицы скворец

Выступает          класс

Ученик:

Ах вы, скворушки-скворцы,

До чего ж вы молодцы!

И красивы, и пестры,

И готовы для игры.

По газону прыг да скок,

Глядь, под веткой червячок.

Съел его он на обед

И не знает дальше бед.

Пёрышки свои встряхнул,

На берёзу упорхнул.

И оттуда с высоты

Нам поёт. Внимай и ты!

Ведущий:  Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле.

Ведущий:  Удивительно поёт и ласточка.

Звучит пение птицы ласточки

Выступает          класс

Ученик:

Вихрем ласточки летают.

Что захватывает дух,

Мошек на лету хватают,

Очищают воздух.

Ведущий:  Ласточки – прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка, и береговая ласточка.

Ведущий:  А что это за странный музыкальный инструмент застучал…

Звучит пение птицы дятла

Выступает          класс

Ученик:

Дятел – лесу приятель

Как заправский лекарь

Он деревья  лечит.

Клювом по стволу стучит

Тут же хворь определит.

Если дерево больное,

То звучание глухое,

Если звонко звук стучит –

Дятел дальше полетит.

Долбит клювом дупло-дом

И птенцов выводит в нём.

Там они на жёстком дне

Сидят долго в темноте,

Выбираются на волю,

Когда вырастут мозоли.

Разлетаются потом,

Оставляя "родной дом".

Ведущий:  Дятел питается древесными насекомыми. Сильными ударами он разбивает кору, обнажая ходы насекомых, а липким длинным языком, который легко проникает в эти ходы, извлекает личинок и взрослых насекомых. Зимой питается семенами сосны и ели, раздалбливая их шишки в специальных местах — «кузницах» (пни или трухлявые стволы). Ударами клюва дятел раскрывает чешуйки шишки, извлекает и поедает семена.

Ведущий:  А это знакомое пение всем нам.

Звучит пение птицы воробей

Выступает          класс

Ученик:

Я – воробушек обычный,

 К русской зимушке привычный.

 Хоть свирепы холода,

 Мне метели не беда.

 Если ты кладешь в кормушку

 Хлеба вкусного краюшку.

 Птицам крошек не жалей,

Станет другом воробей.

Ведущий:  Воробей встречается везде. Питается всевозможными семенами, также ягодами и плодами, но не отказывается и от насекомых, в том числе и майских жуков.

Ведущий:  Мы можем даже изобразить воробья.

Пальчики – головка, крылышки – ладошка. Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья.

Я пройдусь по лесам -

Много птичек там.

Все порхают,

Поют,

Гнезда теплые вьют.

Ведущий:  Продолжаем знакомиться с птичками.

Ведущий:  А хозяйку этого голоса невозможно не узнать.

Звучит пение птицы кукушка

Выступает          класс

Ученик:

Я - важная птица, хотя и мала.

 На сотни вопросов ответы дала!

 Спросите меня: "Сколько жить на веку?"

 А я вам отвечу: "Ку-ку да ку-ку..."

 Порой притаюсь я средь яркой листвы,

 Да так, что меня не заметите вы.

 Лесная гадалка сидит на суку,

И слышится снова: "Ку-ку да ку-ку..."

Ведущий: Кукушки обитают в лесах, парках и садах. Уничтожает огромное количество вредных насекомых. Много поедает различных мохнатых гусениц. Кукует только самец, сидя на возвышении какой-нибудь горизонтальной ветки, или в полете. Во время пения самец опускает крылья, приподнимая и распуская хвост.

Ведущий: А этот голос может и напугать, особенно ночью

Звучит пение птицы совы

Выступает          класс

Ученик:

Ночью спят и зверь и птица,

 Только ей одной не спится,-

 Знает весь лесной народ:

 Всё у ней наоборот.

 Но сова одна лишь знает,

 Отчего и что бывает

 Даст сова такой совет,

 Что его мудрее нет.

Ведущий: Для сов мир представляется черно-белым. Глаза сов не так чувствительны к дневному свету. Пищей  сове служат мелкие грызуны, болотные и водяные птицы, насекомые и даже рыба.

Ведущий: А кто же это свистит?

Звучит пение птицы синицы

Выступает          класс

Ученик:

Желтогрудая синица

С ветки - прыг, на ветку - скок!

Кошке тоже не сидится,

Кошка точит коготок.

А синичка за окошком

Веселится от души,

Собирает хлеба крошки -

Кошка птичку не страшит

Ведущий: Синица обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком. Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек в городских парках.

Ведущий: Что – то мне не нравится это карканье

Звучит пение птицы вороны

Выступает          класс

Ученик:

- Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Это ведь ворона

Ведущий: Часто встречается рядом с жильём человека, и на свалках. Гнездится в лесах, парках. Едят насекомых, семена, падаль, ловят грызунов и других мелких животных, рыбу. Разоряя гнезда других птиц, поедают яйца и птенцов.

Ведущий: А это что за треск раздался

Звучит пение птицы сороки

Выступает          класс

Ученик:

Прилетела к нам сорока

 Белогруда, белобока,

 Потрещала, поскакала,

 Грядку рыхлую примяла,

 Клювом кое-где порыла,

 Хвостик в луже помочила,

 Потом пёрышки встряхнула,

Разбежалась и вспорхнула!

Ведущий: Сорока обитaeт в нaceлённыx пyнктax, пo бepeгaм вoдoeмoв, нa oпyшкax лecoв. Сороки всеядны. В их рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также они часто разоряют птичьи гнёзда, съедая яйца и птенцов. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу и у него.

Ведущий: Концерт птичий вы прослушали. А теперь проверим, как вы были внимательными. Предлагаю накормить птиц.

Ведущий: Нам надо 6 учеников

Ведущий: Птицы в основном ищут корм на земле. А наш корм находится в песке. Он наполнен разным кормом для птиц. Вам надо пальчиками найти корм. Затем положить на стол то, что вы достали и сказать, кто из птиц этим кормом питается.

Грач – червяки

Воробей – зерна

Кукушка – гусеница

Сова - мышка

Синица - семечки

Ведущий: Девочки нашей школы к празднику подготовили танец.

Исполняется танец под фонограмму А. Пугачевой « Расскажите, птицы»

Ведущий: Птицы радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения, Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно поэтому существует множество поверий, поговорок, сказок, песен, легенд, так или иначе, связано с пернатыми.

Ведущий: А знаете ли вы?

Ведущий: Кукушки кукуют - к тёплой погоде.

Ведущий: Воробьи купаются в песке - будет дождь.

Ведущий: Вороны садятся на верхушки деревьев - перед морозом.

Ведущий: Днём сова кричит - к дождю.

Ведущий: А теперь, ребята, нужна ваша помощь. Художник рисовал клювы, а сам забыл, к какой птице принадлежат клювы. Поможем ему. Внимание на доску.

Ведущий: А на наш праздник прилетели две птицы: ворона и синица. Давайте вместе послушаем их разговор. Подумайте, о чем они говорили.

Сценка: «На лесной поляне»

Ворона: Карр-карр, Хулиганы! Ох, и тяжко нам воронам живётся, всех опасаться приходиться, особенно ребятишек, Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди «искалечат»

Синица: Брр, Как в лесу прекрасно, солнечно, тепло! Здравствуйте, тётушка ворона. А я слышу, кто-то разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. А с кем это вы разговариваете?

В: Карр. Еле ноги унесла сейчас. Всё ещё отдышаться не могу. Хулиганы! Сидела на заборе, думала, чем бы поживиться, а ребята снежками в меня, снежками.

С: (вздыхает) Да и нам синицам не легче живётся. Всё летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз так ничего и не найдёшь, голодной заснешь. А вы знаете, тётушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживает только девять. Бедные мои синички!

 В: Что тут говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался. Говорил, что не знает, как пережить зиму.

 С: А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что птицам легче стало. Говорит, есть школьники, которые по всему городу кормушки развесили. А в них разный корм семечки, хлебные крошки, сало…

В: Что это ещё за кормушки?

 С: Да вот видишь. Вокруг школы скворечники да кормушки висят.

В: Кар-кар, и в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по городу. Три дня нечего не ела. Села на ветку, сил нет. Ну, думаю, конец мне пришел. Глядь, а на дереве висит такая же кормушка. Заглянула в неё, а там семечки, Так и выжила в ту зиму.

С: И мне той зимой плохо бывало. Тетушка ворона, а давай попросим ребят, чтобы они не забывали кормушки развешивать, да корм туда насыпать.

Синица: Птиц ребята не надо ловить,

Ворона:

Надо птиц всегда любить,

Птичьих гнёзд не разорять,

Зимою птицам помогать.

Их жалеть, обогревать.

Запомнили?

Ведущий: О чем беседовали птицы?

Ведущий: Не следует тревожить птенцов в гнёздах, брать яйца. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите прежнюю маскировку гнезда, чтобы птичка не бросила своё гнездо, а выводила птенцов.

Ведущий:

"Ты гнезда разорять не смей.
Не трогай птичьих гнезд!
Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек теплых не бери –
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат".

Слайд грач

Слайд скворец

Слайд ласточка

Слайд ласточка

Пальчиковая игра, слайд

Слайд кукушка

Слайд сова

Слайд синица

Слайд ворона

Слайд сорока

Игра «Корм». Слайд.

Музыка.

Танец

Слайд

Слайд

клювы

Сценка

Заключительная часть

Ведущий: Мы с вами сегодня многое узнали о птицах.

О каких птицах шла речь? Назовите.

В лесу ночном кукует птица,

Она назвать себя боится…

-Ку-ку, ку-ку! – не спит опушка,

А птицу эту звать… (Кукушка)

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно – бронзовый… (Скворец)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей

Взад вперед по пашне вскачь,

А зовется птица … (Грач)

В лесу под щебет, звон и птиц

Стучит лесной телеграфист:

“Здорово дрозд! приятель

И ставит подпись…(Дятел)

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет станет жутко

Вздрогнет сонная трава.
Это ухает ... (
Сова).

Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра!
А что пора ?
Такая всем морока,
Когда трещит ...
(Сорока).

Угадайте, что за птичка —

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ласточка)

Серый маленький комочек

Чик-чирик! - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждет тебя наш ... (воробей)

С желтой грудкой у окошка

 Собирает шустро крошки

 Отгадайте что за птица?

 Называется (Синица).

На березу села стая,

Не свистит, не напевает, -

Это знает млад и стар,

Не поётся слово «Кар»!

Ведущий: А сейчас представьте, что находимся в лесу. Насладимся пением птиц.

Ведущий: Вот и подошел наш праздник к концу. Спасибо за внимание.

Слайд с загадками

Просмотр мультфильма

Музыка

Видео


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "7 страниц про зверей и птиц"

Использовалась в рамках проведения предметной недели...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Птицы нашего края"

Прогулка – наблюдение по теме “Птицы нашего края” имеет большое образовательное и воспитательное значение.Общение с природой вызывает интерес учащихся к ее познанию, раскрывает природные богатства и к...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Птицы нашего края"

Прогулка – наблюдение по теме “Птицы нашего края” имеет большое образовательное и воспитательное значение.Общение с природой вызывает интерес учащихся к ее познанию, раскрывает природные богатства и к...

Методическая разработка внеклассного мероприятия позновательно - игровая программа "Покормите птиц зимой"

Целью внеклассного мероприятия является  привлечение подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц, создание для птиц кормушек....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Где зимуют птицы?"

Данная методическая разработка предназначена для проведения внекласного мероприятия по теме "Где зимуют птицы?" в группе продленного дня....