Методическая разработка внеклассного мероприятиям "День птиц"
методическая разработка
Учащиеся познакомятся с многообразием и жизнедеятельностью птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_den_ptits.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
общешкольного внеклассного мероприятия
«День птиц»
Цель: Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и экологической культуры учащихся.
Задачи:
- познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, закрепить знания о разновидностях птиц, среде обитания, питании, образе жизни, происхождении названий некоторых птиц, раскрыть важность заботы о птицах, уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, формировать умения и навыки наблюдения за птицами, создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих птицах;
- развивать экологическую культуру и творческий потенциал учащихся, развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром, развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
- осуществлять эстетическое воспитание; повышать интерес к природе родного края; расширять кругозор учащихся, воспитывать и развивать доброжелательное отношение к птицам, сочувствовать и помогать птицам;
Оборудование: фонограмма с голосами птиц, ноутбук, проектор, презентация «День птиц».
Оформление зала: рисунки птиц.
Форма проведения: фронтальная с беседой и игрой
Сопутствующие методы:
– игровой;
– объяснительно – иллюстративный;
– частично – поисковый;
– практический.
Ход мероприятия
Этапы | Содержание | Примечание |
Организация начала занятия | Эмоциональный настрой. Прослушивание записи «Голоса птиц весеннего леса». Во время записи – чтение стихотворения о птиц за кулисами Ведущий: За рекой луга зазеленели, Веет легкой свежестью воды; Веселей по рощам зазвенели Песни птиц на разные лады. Ветерок с полей тепло приносит, Горький дух лозины молодой... О, весна! Как сердце счастья просит! Как сладка печаль моя весной! | Звучит запись «Голоса птиц весеннего леса». |
Вступительная часть | Ведущий: Добрый день! Поистине добрый. На дворе хозяйничает весна. И в природе – праздник! Ведущий: А вы знаете, что и у скворца, и у соловья, и у вороны, и у грача есть свой праздник – День птиц. Ведущий: Международный день птиц отмечается 1 апреля. День птиц у нас отмечают с весны 1927 года. Впервые провели его в городе Москве. С тех пор этот день празднуют по всей стране! Ведущий: Апрель - весенний месяц…Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждём наших друзей - пернатых странников. И они появятся вот - вот. Скворцы, грачи, жаворонки, ласточки, стрижи… Ведущий: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов. Ведущий: А сегодня мы с вами отправимся в лес понаблюдать и послушать пение птиц. | Слайд «День птиц – 1 апреля» |
Основная часть | Ведущий: Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц. Ведущий: Представим, что наш зал – это лесная поляна. Уселись поудобнее, затихли, и, тогда вы услышите самый настоящий птичий концерт. Ведущий: Каждая птичка расскажет вам о себе. Среди этих голосов можно услышать грача. Звучит пение птицы грач Выступает класс Ученик: Близкий родственник вороны - Черно - синее крыло, Горожанин - любит город, Уважает и село! Любит вслед за тракторами Погулять по полю он, Пообедать червячками, После полдничать зерном! Ведущий: Грач — «вестник весны», эти птицы первыми прилетают к нам весной — в начале марта. Покидают наши края поздно осенью, исчезая в конце октября или начале ноября. Питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Уничтожая разнообразных вредных насекомых, приносят большую пользу. Прекрасно приручается, может имитировать человеческую речь. Ведущий: А вот и включился в концерт скворец. Звучит пение птицы скворец Выступает класс Ученик: Ах вы, скворушки-скворцы, До чего ж вы молодцы! И красивы, и пестры, И готовы для игры. По газону прыг да скок, Глядь, под веткой червячок. Съел его он на обед И не знает дальше бед. Пёрышки свои встряхнул, На берёзу упорхнул. И оттуда с высоты Нам поёт. Внимай и ты! Ведущий: Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле. Ведущий: Удивительно поёт и ласточка. Звучит пение птицы ласточки Выступает класс Ученик: Вихрем ласточки летают. Что захватывает дух, Мошек на лету хватают, Очищают воздух. Ведущий: Ласточки – прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка, и береговая ласточка. Ведущий: А что это за странный музыкальный инструмент застучал… Звучит пение птицы дятла Выступает класс Ученик: Дятел – лесу приятель Как заправский лекарь Он деревья лечит. Клювом по стволу стучит Тут же хворь определит. Если дерево больное, То звучание глухое, Если звонко звук стучит – Дятел дальше полетит. Долбит клювом дупло-дом И птенцов выводит в нём. Там они на жёстком дне Сидят долго в темноте, Выбираются на волю, Когда вырастут мозоли. Разлетаются потом, Оставляя "родной дом". Ведущий: Дятел питается древесными насекомыми. Сильными ударами он разбивает кору, обнажая ходы насекомых, а липким длинным языком, который легко проникает в эти ходы, извлекает личинок и взрослых насекомых. Зимой питается семенами сосны и ели, раздалбливая их шишки в специальных местах — «кузницах» (пни или трухлявые стволы). Ударами клюва дятел раскрывает чешуйки шишки, извлекает и поедает семена. Ведущий: А это знакомое пение всем нам. Звучит пение птицы воробей Выступает класс Ученик: Я – воробушек обычный, К русской зимушке привычный. Хоть свирепы холода, Мне метели не беда. Если ты кладешь в кормушку Хлеба вкусного краюшку. Птицам крошек не жалей, Станет другом воробей. Ведущий: Воробей встречается везде. Питается всевозможными семенами, также ягодами и плодами, но не отказывается и от насекомых, в том числе и майских жуков. Ведущий: Мы можем даже изобразить воробья. Пальчики – головка, крылышки – ладошка. Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Я пройдусь по лесам - Много птичек там. Все порхают, Поют, Гнезда теплые вьют. Ведущий: Продолжаем знакомиться с птичками. Ведущий: А хозяйку этого голоса невозможно не узнать. Звучит пение птицы кукушка Выступает класс Ученик: Я - важная птица, хотя и мала. На сотни вопросов ответы дала! Спросите меня: "Сколько жить на веку?" А я вам отвечу: "Ку-ку да ку-ку..." Порой притаюсь я средь яркой листвы, Да так, что меня не заметите вы. Лесная гадалка сидит на суку, И слышится снова: "Ку-ку да ку-ку..." Ведущий: Кукушки обитают в лесах, парках и садах. Уничтожает огромное количество вредных насекомых. Много поедает различных мохнатых гусениц. Кукует только самец, сидя на возвышении какой-нибудь горизонтальной ветки, или в полете. Во время пения самец опускает крылья, приподнимая и распуская хвост. Ведущий: А этот голос может и напугать, особенно ночью Звучит пение птицы совы Выступает класс Ученик: Ночью спят и зверь и птица, Только ей одной не спится,- Знает весь лесной народ: Всё у ней наоборот. Но сова одна лишь знает, Отчего и что бывает Даст сова такой совет, Что его мудрее нет. Ведущий: Для сов мир представляется черно-белым. Глаза сов не так чувствительны к дневному свету. Пищей сове служат мелкие грызуны, болотные и водяные птицы, насекомые и даже рыба. Ведущий: А кто же это свистит? Звучит пение птицы синицы Выступает класс Ученик: Желтогрудая синица С ветки - прыг, на ветку - скок! Кошке тоже не сидится, Кошка точит коготок. А синичка за окошком Веселится от души, Собирает хлеба крошки - Кошка птичку не страшит Ведущий: Синица обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком. Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек в городских парках. Ведущий: Что – то мне не нравится это карканье Звучит пение птицы вороны Выступает класс Ученик: - Кар-кар-кар! - кричит плутовка. Ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы Очень любит эта птица! И она вам всем знакома, Это ведь ворона Ведущий: Часто встречается рядом с жильём человека, и на свалках. Гнездится в лесах, парках. Едят насекомых, семена, падаль, ловят грызунов и других мелких животных, рыбу. Разоряя гнезда других птиц, поедают яйца и птенцов. Ведущий: А это что за треск раздался Звучит пение птицы сороки Выступает класс Ученик: Прилетела к нам сорока Белогруда, белобока, Потрещала, поскакала, Грядку рыхлую примяла, Клювом кое-где порыла, Хвостик в луже помочила, Потом пёрышки встряхнула, Разбежалась и вспорхнула! Ведущий: Сорока обитaeт в нaceлённыx пyнктax, пo бepeгaм вoдoeмoв, нa oпyшкax лecoв. Сороки всеядны. В их рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также они часто разоряют птичьи гнёзда, съедая яйца и птенцов. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу и у него. Ведущий: Концерт птичий вы прослушали. А теперь проверим, как вы были внимательными. Предлагаю накормить птиц. Ведущий: Нам надо 6 учеников Ведущий: Птицы в основном ищут корм на земле. А наш корм находится в песке. Он наполнен разным кормом для птиц. Вам надо пальчиками найти корм. Затем положить на стол то, что вы достали и сказать, кто из птиц этим кормом питается. Грач – червяки Воробей – зерна Кукушка – гусеница Сова - мышка Синица - семечки Ведущий: Девочки нашей школы к празднику подготовили танец. Исполняется танец под фонограмму А. Пугачевой « Расскажите, птицы» Ведущий: Птицы радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения, Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно поэтому существует множество поверий, поговорок, сказок, песен, легенд, так или иначе, связано с пернатыми. Ведущий: А знаете ли вы? Ведущий: Кукушки кукуют - к тёплой погоде. Ведущий: Воробьи купаются в песке - будет дождь. Ведущий: Вороны садятся на верхушки деревьев - перед морозом. Ведущий: Днём сова кричит - к дождю. Ведущий: А теперь, ребята, нужна ваша помощь. Художник рисовал клювы, а сам забыл, к какой птице принадлежат клювы. Поможем ему. Внимание на доску. Ведущий: А на наш праздник прилетели две птицы: ворона и синица. Давайте вместе послушаем их разговор. Подумайте, о чем они говорили. Сценка: «На лесной поляне» Ворона: Карр-карр, Хулиганы! Ох, и тяжко нам воронам живётся, всех опасаться приходиться, особенно ребятишек, Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди «искалечат» Синица: Брр, Как в лесу прекрасно, солнечно, тепло! Здравствуйте, тётушка ворона. А я слышу, кто-то разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. А с кем это вы разговариваете? В: Карр. Еле ноги унесла сейчас. Всё ещё отдышаться не могу. Хулиганы! Сидела на заборе, думала, чем бы поживиться, а ребята снежками в меня, снежками. С: (вздыхает) Да и нам синицам не легче живётся. Всё летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз так ничего и не найдёшь, голодной заснешь. А вы знаете, тётушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживает только девять. Бедные мои синички! В: Что тут говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался. Говорил, что не знает, как пережить зиму. С: А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что птицам легче стало. Говорит, есть школьники, которые по всему городу кормушки развесили. А в них разный корм семечки, хлебные крошки, сало… В: Что это ещё за кормушки? С: Да вот видишь. Вокруг школы скворечники да кормушки висят. В: Кар-кар, и в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по городу. Три дня нечего не ела. Села на ветку, сил нет. Ну, думаю, конец мне пришел. Глядь, а на дереве висит такая же кормушка. Заглянула в неё, а там семечки, Так и выжила в ту зиму. С: И мне той зимой плохо бывало. Тетушка ворона, а давай попросим ребят, чтобы они не забывали кормушки развешивать, да корм туда насыпать. Синица: Птиц ребята не надо ловить, Ворона: Надо птиц всегда любить, Птичьих гнёзд не разорять, Зимою птицам помогать. Их жалеть, обогревать. Запомнили? Ведущий: О чем беседовали птицы? Ведущий: Не следует тревожить птенцов в гнёздах, брать яйца. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите прежнюю маскировку гнезда, чтобы птичка не бросила своё гнездо, а выводила птенцов. Ведущий: "Ты гнезда разорять не смей. | Слайд грач Слайд скворец Слайд ласточка Слайд ласточка Пальчиковая игра, слайд Слайд кукушка Слайд сова Слайд синица Слайд ворона Слайд сорока Игра «Корм». Слайд. Музыка. Танец Слайд Слайд клювы Сценка |
Заключительная часть | Ведущий: Мы с вами сегодня многое узнали о птицах. О каких птицах шла речь? Назовите. В лесу ночном кукует птица, Она назвать себя боится… -Ку-ку, ку-ку! – не спит опушка, А птицу эту звать… (Кукушка) Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно – бронзовый… (Скворец) Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей Взад вперед по пашне вскачь, А зовется птица … (Грач) В лесу под щебет, звон и птиц Стучит лесной телеграфист: “Здорово дрозд! приятель И ставит подпись…(Дятел) Ловит каждый шорох чутко, А как крикнет станет жутко Вздрогнет сонная трава. Трещала с самого утра: Угадайте, что за птичка — Тёмненькая невеличка? Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) Серый маленький комочек Чик-чирик! - замерз он очень! Солнце, выгляни скорей, Ждет тебя наш ... (воробей) С желтой грудкой у окошка Собирает шустро крошки Отгадайте что за птица? Называется (Синица). На березу села стая, Не свистит, не напевает, - Это знает млад и стар, Не поётся слово «Кар»! Ведущий: А сейчас представьте, что находимся в лесу. Насладимся пением птиц. Ведущий: Вот и подошел наш праздник к концу. Спасибо за внимание. | Слайд с загадками Просмотр мультфильма Музыка Видео |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "7 страниц про зверей и птиц"
Использовалась в рамках проведения предметной недели...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Как помочь птицам зимой"
Почему надо помогать птицам зимой?...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Птицы нашего края"
Прогулка – наблюдение по теме “Птицы нашего края” имеет большое образовательное и воспитательное значение.Общение с природой вызывает интерес учащихся к ее познанию, раскрывает природные богатства и к...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Птицы нашего края"
Прогулка – наблюдение по теме “Птицы нашего края” имеет большое образовательное и воспитательное значение.Общение с природой вызывает интерес учащихся к ее познанию, раскрывает природные богатства и к...
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённая Дню птиц.
Узнай больше о птицах!...
Методическая разработка внеклассного мероприятия позновательно - игровая программа "Покормите птиц зимой"
Целью внеклассного мероприятия является привлечение подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц, создание для птиц кормушек....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Где зимуют птицы?"
Данная методическая разработка предназначена для проведения внекласного мероприятия по теме "Где зимуют птицы?" в группе продленного дня....