Методическая разработка внеклассного мероприятия "Где зимуют птицы?"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Панченко Елена Георгиевна

Данная методическая разработка предназначена для проведения внекласного мероприятия по теме "Где зимуют птицы?" в группе продленного дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_vneklasnogo_meropriyatiya.docx43.28 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия

ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ?

  •         Задача: расширить и  закрепить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелетными птицами; воспитывать заботливое отношение к птицам, к своему краю; развивать наблюдательность, любознательность, интерес к предмету; умение сравнивать, наблюдать, анализировать.
  • Воспитание: наблюдательности, любви к природе, к родному краю, бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, воспитание  экологической грамотности.
  • Воспитатель: компьютер, медиа проектор, презентация (изображение птиц, зимующих в наших краях, перелётных птиц; звукозаписи «разговоров»  птиц), глобус, опорные слова плана урока, опорные слова схемы нового материала, словарные слова

  1. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что это  принесет нам всем радость общения друг с другом,  что-то новое и интересное.

В. – Сегодня на мероприятии нас ждёт.

  1.  План мероприяти:

1. Минутка календаря погоды.

2. Сообщения путешественников из жарких стран.

3. Загадки.

4. Игра.

2.1  Ребята, проведем минутку календаря погоды. Прочитайте опорные слова в таблице и дайте характеристику погодных условий сегодня.

Погода

Ясная

Облачная

Пасмурная

Морозная

Ветренная

Холодная

Тихая

Сухая

Некоторые ребята очень внимательны и наблюдательны. Молодцы! Сегодня мы тоже будем наблюдать, сравнивать, размышлять.

Мы продолжим знакомство с пернатыми друзьями, которые встречаются в природе нашего края.

        Отгадайте загадки. (После отгадки появляется изображение птиц,ы слайды с изображением птиц)

(7 слайд)

1. Черный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел) Лесной «доктор».

2. Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.   
(Ласточка)

3. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.  (синица)

4. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …
(воробей).

5.Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)

6. Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет.
      
(Скворец)

7. В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок.
      
(Жаворонок)

В. – Ребята, каких из этих птиц вы можете встретить сейчас на улице? (ответы детей)

В. – Птицы, которые не улетают от нас осенью, как мы их можем назвать? (называются зимующие)

На доске схема:

ПТИЦЫ            ЗИМУЮЩИЕ

(8 слайд)

В. – Назовите зимующих птиц? (ответы дети выбирают со слайда).

В. – Чем они питаются? (ответы детей)

В. – Зимующие птицы находят корм круглый год. Они могут питаться и семенами, и плодами, и насекомыми, держатся ближе к жилью человека.

В. – Легко ли им зимой? (ответы детей)

В. – А как мы можем им помочь? (ответы детей)

В. – А к кому прилетают в зимнюю «столовую» пернатые гости? (ответы детей)

В. – Какие птицы Вы видели в своей кормушке? (ответы детей)

В. – Зимой птице страшен не мороз, а голод. Главное, чтобы корм в кормушке был всегда, и не был засыпан снегом.

В. – А как можно назвать остальных птиц, которых Вы не назвали?

В. –Почему их нет? (улетают)

 В. – Как их можно назвать?

Почему Вы их назвали перелётными?

                               ЗИМУЮЩИЕ

ПТИЦЫ            

                            ПЕРЕЛЁТНЫЕ

В. – Объясните это слово (эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой).

Физминутка.

Каждый из нас хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать. Воспитатель предлагает детям:

Давайте мы с вами руками помашем,
и что-нибудь птичье давайте мы скажем…
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем,
что мы сидим?!
      Э. Мошковская

Дети встают, выполняют движения, что-то говорят по-птичьи.

В. – Каждая птица имеет свою особенность. (9 слайд)

 Послушайте. Кто это кричит так задорно? (Звукозапись голоса поползня)

То, лесной акробат – поползень. Прозвали его акробатом за то, что это единственная птица, которая лазает вниз головой по стволу дерева.

                                        Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
 (клик)  

В. – Каждая птица имеет свою особенность. (9 слайд)

 Послушайте. Кто это кричит так задорно? (Звукозапись голоса поползня)

То, лесной акробат – поползень. Прозвали его акробатом за то, что это единственная птица, которая лазает вниз головой по стволу дерева.

                                        Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
 (клик)

В. – Первыми в наши края прилетают грачи, скворцы, жаворонки. Появляются они в марте, когда в полях лежит снег, но уже появились первые проталинки.

1. Жаворонок.

2. Внешне жаворонки неприметны: серые с тёмные с пестриной, так как такая окраска их хорошо скрывает.

3.Жаворонки поедают насекомых – вредителей и семена сорняков.

Едят они и зёрна хлебных растений, но никогда не выклёвывают их из колосьев, а собирают с земли то, что упало.  

4.Зимуют жаворонки в Африке.

Чем эта птица особенна? (поёт на лету). Спасибо.

В. –  Составим цепь питания жаворонка. (11 слайд) (клик)

В. –  Перед нами глобус – модель Земли, уменьшенная во много раз.

Перелётные птицы улетают в тёплые страны на очень далёкое расстояние:

жаворонки – в Африку,

грачи– во Францию,

некоторые утки – в Северную Америку,

скворцы – в Италию,

а, некоторые птицы добираются даже до Австралии и Южной Америки.

В пути много бед ждёт перелётных птиц. Не все птицы долетают до тёплых стран. Почему перелётным птицам приходиться преодолевать далёкое расстояние. Не лучше ль им остаться и перезимовать здесь?

 В. –  Почему перелётным птицам приходится преодолевать тяжёлые и длительные перелёты в тёплые края? (Отсутствие корма). 

В. –  Как люди узнали, что птицы улетают в тёплые края?

В. –  Сейчас мы знаем, что птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что птицы осенью куда-то исчезают, потом опять появляются, но весной.

В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в 18 веке люди утверждали, что птицы улетают на ..Луну. Добираются туда будто 60 дней и погружаются в спячку. Ласточки вообще никуда не улетают – зимуют под водой, зарывшись в ил.

Ученые орнитологи (изучающие жизнь птиц) точно определили, где именно зимуют разные птицы.

В. –  А как они это сделали? Подумайте.

Для этого они надевали птицам на лапки маленькие кольца. На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда ученые орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Так узнают о миграции (передвижении) птиц. Сейчас ученые используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы.

В. –  Какие группы птиц  мы узнали на уроке?

В. –  Почему их называем зимующими?

В. –  Почему их называем перелётными?

В. –  Почему они улетают от нас в тёплые края?

Задание: Определите названия птиц (на интерактивной доске слайд с пронумерованными птицами) , запишите на листике номера  перелётных птиц на лапку которой вы ы поставили метку (зяблик, скворец, ласточка).

Все птицы приносят человеку большую пользу. Одни - вредных насекомых уничтожают, другие – семена сорняков поедают. Да и какой же это лес, если там не поют птицы? Птиц надо беречь, охранять,  не беспокоить, а зимой, в трудное голодное время – подкармливать.

В. –  Каких  птиц Вы окольцевали? К какой группе птиц они относятся? (Перелётных)

В. –   Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В теплые края)

В. –   Когда они к нам вернуться? (Весной)

В. –  Как называют таких птиц? (Перелетные)

У. –   Почему их так называют? (Совершают перелеты из одного района Земли в другой)

В. –   По какой причине они улетают? (Нет корма) 

В. –    Как вы думаете, что помогает птицам определить, что пора улетать и возвращаться? (становится холодно)

      

6. Обобщение и систематизация знаний.  (1 минута)

В. –   Какие группы птиц запомнили?

Игра «Кто лишний?» (на слух)

Воробей, синица, скворец, ворона  -  Какая группа птиц?

Ласточка, сорока, зяблик, соловей -  Какая группа птиц?  

Каждый из вас может подвести итог своей работы на уроке. (12 слайд)

                                                                Увы, я сегодня не очень

                                                                        хорошо работал и                    У меня всё было хорошо, многое

Ура! Здорово!                                                       не понял урок.                     получалось, но мне придётся дома                                Я научился группировать                                                                                     повторить материал.

птиц на зимующих и перелётных.                                                    .        

У меня всё сегодня получалось.

В. –Наведём порядок в памяти. (Загибаем пальчики)

В. –На какие группы делятся птицы?

 (13 слайд)

В. –Где зимуют птицы?

Какими Вы были сегодня?

Внимательными, любознательными, наблюдательными, отзывчивыми, самостоятельными, трудолюбивыми.

В. – Рассказать родителям, что узнали нового о птицах.

(14 слайд)

Не забудьте покормить птиц. 

(16 слайд)

Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методической разработке: "Покормите птиц зимой"

В презентации представлен материал о зимующих птицах Алтайского края, о их кормовой базе....

Методическая разработка внеклассного мероприятия позновательно - игровая программа "Покормите птиц зимой"

Целью внеклассного мероприятия является  привлечение подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц, создание для птиц кормушек....

Методическая разработка занятия: "Деревья зимой"

Методическая разработка занятия в ГПД на  тему: "Деревья зимой"...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку «Здравствуй! Зимушка зима!» для учащихся 1х классов.

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку «Внеклассное мероприятие по физической культуре. Сценарий, презентация спортивного костюмированного соревнования «Здравствуй! Зимушка ­ зима!» для учащихся 1­...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...

Методическая разработка на тему "Зима и музыка"

Цель: Дать понятие выразительности и изобразительности в разных видах искусства....