рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Вокруг света»
календарно-тематическое планирование (2 класс)
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
1.1. Нормативная база
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Вокруг света» составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I - IV классов),
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115,
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»,
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего образования»,
- Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»», от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»,
7. Уставом МБОУ СОШ №14 г.
8. Учебным планом НОО МБОУ СОШ № 14 г. Железногорска на 2022-2023 учебный год.
9. Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 14.
- Цель программы внеурочной деятельности: формирование устойчивого интереса школьников к изучению окружающего мира и других естественных наук; получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений; более глубокое изучение отдельных вопросов физической и экономической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе; ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества; знакомство с народами и странами мира; умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Задачи:
- способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;
- побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;
- обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;
- создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.
1.3. Общая характеристика курса
Особенности содержания обучения.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение окружающего мира во внеурочной деятельности способствует привлечению внимания младших школьников к многообразию стран, к их истории и культурному наследию, дает возможность им почувствовать, что окружающий мир разнообразен, интересен и увлекателен.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Материал, используемый в программе «Вокруг света», позволит обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности.
Изучение программы «Вокруг света» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного многообразия общества.
Основными задачами реализации содержания программы внеурочной деятельности являются:
1) формирование уважительного отношения к истории и культуре других стран;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания программы осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в программе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности стран и народов.
Уважение к миру – это формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся работают с политической и физической картами, глобусом, выполняют различные творческие задания. Проводятся учебные диалоги, ролевые игры. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся.
Принципы реализации программы:
· научности и посильной трудности обучения;
· систематичности и последовательности;
· гуманизации (уважение к личности ребёнка, создание благоприятных условий для развития способностей детей);
· сознательности и творческой активности учащихся;
· наглядности обучения, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода;
· доступности;
· прочности результатов обучения;
· связи обучения с жизнью;
· рационального сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм и способов учебной работы и др.
Курс максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед .
1.4.Место курса в учебном плане
1час в неделю, всего 34 часа в год.
- Планируемые результаты освоения
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание программы
Тема 1. Почему волка называют санитаром леса?
Беседа об экологической проблеме. Пользу или вред приносит природе волк? Почему волка называют санитаром леса? Работа с текстом В.Зотова
«Волк», разбор фразеологизмов. Практическая работа в группах - «Раскрась».
Тема 2. Король орлов.
Знакомство с видами хищных птиц. Самая большая птица орлиного племени. Работа с текстом. Разгадывание загадок.
Тема 3. Летучие мыши.
Узнают о единственном млекопитающем на Земле. Пользу или вред приносит природе летучая мышь? Работа с текстом. Экологическая игра «А что будет если…»
Тема 4. Альбатрос.
Почему альбатрос – странствующая птица? Причины сокращения численности альбатросов. Просмотр видеоматериалов. Работа с текстом.
Тема 5. Самый большой лежебока.
Барсук. Повадки и особенности барсука. Сочинение сказки о барсуке. Работа с текстом. Разгадывание кроссвордов, загадок. Работа в группах «Собери мозаику».
Тема 6. Клёст, или северный попугайчик.
Клёст – еловик. Почему его так называют? Условия гнездования и вскармливание птенцов. Работа с текстом. Сочинение загадок.
Тема 7. Анчоусы.
Обитают ли анчоусы в нашей стране? Особенности внешнего вида анчоусов. Работа с текстом. Разгадывание ребусов, загадок.
Тема 8. Бакланы.
Морская прожорливая птица. Среда обитания. Особенности рыбного промысла в Японии и Китае. Работа с текстом. Оригами.
Тема 9. Непоседливый зверёк.
Белка в природе и в домашних условиях. Особенности зимовки. Работа с текстом. Игра «Белочка-прыгунья».
Тема 10. Самый высокий зверь.
Как жираф приспособился жить в самых засушливых районах. Как спит жираф? Человек – враг жирафа. Работа с текстом. Коллективное панно «Жираф»
Тема 11. Самая большая змея.
Человек - единственный враг анаконды. Работа с текстом. Отгадывание загадок на тему «Змеи».
Тема 12. Опасные малютки.
Пираньи. Просмотр видеофильма «Хищные рыбы». Игра с мячом «Хищная рыба, не хищная рыба»
Тема 13. Кто плавает на боку?
Чем же уникальна камбала? Работа с текстом. Викторина на тему
«Рыбы».
Тема 14. Быстрая как стрела.
Щука – самый страшный хищник. Легенды об этой удивительной рыбе. Работа с текстом.
Тема 15. Красногрудые красавцы.
Украшение зимней природы – снегирь. Как снегирь сажает рябину? Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 16. Как лягушки квакают?
Лягушка. Виды лягушек. Работа с текстом. Просмотр мультфильма «Лягушка – путешественница».
Тема 17. Мохнатые тяжеловесы.
Белый полярный медведь, самый крупный из современных хищников. Белые медведи внесены в Международную Красную книгу. Кто виноват? Лепка. Работа с текстом. Разгадывание загадок, знакомство с народными приметами и пословицами.
Тема 18. Жемчужина сибирской тайги.
Соболь – уникальная жемчужина тайги. Человек, остановись!!! Игра «Зоопутаница». Работа с текстом.
Тема 19. У кого мешок под клювом?
Пеликаны. Виды пеликанов. Решение головоломок. Игра « Перенеси лягушек в клюве».
Тема 20 . Глухарь.
Благородная птица семейства тетеревиных. Пение и танцы глухарей. Причины исчезновения глухарей. Просмотр видеоматериалов. Работа с текстом.
Тема 21. Гигантские рептилии.
Крокодилы – древние жители нашей планеты. Крокодиловые фермы. Кто опасен больше: крокодил для человека или человек для крокодила. Игра « Крокодил».
Тема 22. Загадочные панды.
Бамбуковый медведь. Особенности питания панды. Панда внесена в Международную Красную книгу. Кто виноват? Можно ли содержать панду в зоопарке? Конкурс рисунков на тему «Бамбуковый медведь».
Тема 23. Самое большое животное.
Кит – рыба или животное? Виды китов. Подготовка сообщений о китах. Чтение стихотворения Б. Заходера «Кит и кот».
Тема 24. Птица, которая не боится мороза.
Пингвин. Почему эта птица не боится мороза? Ясли для пингвинов. Чтение рассказа Г.Снегирева «Пингвиний пляж». Игра с мячом « Я пингвин - несу яйцо».
Тема 25. Розовая птица.
Фламинго – сказочная птица. Просмотр видеофильма. Работа с текстом. Решение задач на логическое мышление.
Тема 26. Почему льва называют царём зверей?
Лев – ласковая кошка или царь зверей? Образ жизни хищного млекопитающего семейства кошачьих. Просмотр видеофильма. Лепка из пластилина.
Тема 27. Самый лучший прыгун.
Кенгуру – это своеобразное животное семейства сумчатых. История названия этого животного. Как кенгуру борется с собаками. Работа с текстом. Игра «Кто выше прыгнет».
Тема 28. Ласточки.
Весёлые быстрокрылые птицы семейства воробьиных. Где ласточки пьют воду? Как в народе называют ласточек? Народные приметы. Работа с текстом. Решение математических задач.
Тема 29. Павлин.
Павлин – курица или нет? Почему изображение павлина украшает индийский национальный герб. Работа с текстом. Изготовление панно «Павлин».
Тема 30. Самый быстрый зверь.
Гепард. Что означает в переводе слово «гепард». Гепард – это кошка или собака? Игра «Доскажи словечко». Разгадывание загадок на тему «Кошки».
Тема 31. Скат.
Скаты – «морские орлы» или «морские ястребы», ближайшие родственники акул. Как скаты разочаровывают рыболовов? Сувениры из скатов. Работа с текстом.
Тема 32. Первый вестник весны.
Скворцы. Пользу или вред приносит скворец природе? Звукоподражание. Экологическая сказка «Как скворец себе дом выбирал». Работа с текстом. Практическая работа с родителями: изготовление скворечников.
Тема 33. Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные».
1.Оформить выставку книг «Прочитать, увидеть и.... удивиться».
2.Провести обзор книг «Этот чудесный мир-природы».
3.Оформить плакат «Знаете ли вы?...»
Планируемые результаты изучения курса
При изучении программы «Вокруг света» достигаются следующие предметные результаты:
1. Обучающиеся познакомятся и расширят знания о странах, которые граничат с Россией, а также со странами Европы: название, расположение на карте, столица, флаг, глава государства, язык, главные достопримечательности;
2. обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
3. приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
4. получат возможность осознать своё место в мире;
5. получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом пространстве Интернета, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Обучающиеся по окончанию курса получит возможность научиться:
1. Узнавать государственную символику изучаемых стран, находить на карте, описывать достопримечательности.
2. Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о странах с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Освоение курса вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
3. формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
4. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
1. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
2. выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
3. устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
4. адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности.
Изучение курса играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств её осуществления;
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
6. использование различных способов поиска необходимой информации в справочных источниках и в открытом информационном пространстве сети Интернет, сбора, обработки, анализа, передачи информациив соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей;
8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность научиться:
1. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
2. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
3. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
4. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
5. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
6. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
7. осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
8. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
9. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
10. аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
11. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Для оценки достижений учащихся может использоваться метод тестирования , интеллектуальные конкурсы , презентация проектных работ обучающихся , а также участие обучающихся в проектно-исследовательских конференциях.
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Вокруг света» (2 класс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование "Вокруг света", пояснительная записка к предмету по внеурочной деятельности "Вокруг света"
Пояснительная записка и Календарно-тематическое планирование "Вокруг света" (внеурочная деятельность)...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» социокультурного направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» социокультурного направления ориентирована на учащихся 4 класса и р...
Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Наблюдение как способ выявления проблем". Рабочий лист 1,2. 2 класс.
Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Наблюдение как способ выявления проблем". Рабочий лист 1,2. 2 класс....
Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Коллекционирование". Рабочий лист 1. 2 класс.
Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Коллекционирование". Рабочий лист 1. 2 класс....
Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»", Сообщение о своих коллекциях. Рабочие листы. 2 класс.
Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»", Сообщение о своих колле...