рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Вокруг света»
календарно-тематическое планирование (2 класс)

Лариса Геннадьевна Рудская

Рабочая программа внеурочной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_kurs_vokrug_sveta.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

1.1. Нормативная база

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Вокруг света» составлена в соответствии с:

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I - IV классов),
  3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115,
  4. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»,
  5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего образования»,
  6. Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»», от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»,

   7. Уставом МБОУ СОШ №14 г.

   8. Учебным планом НОО МБОУ СОШ № 14 г. Железногорска на 2022-2023 учебный год.

   9. Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 14.

  1. Цель программы внеурочной деятельности: формирование устойчивого интереса школьников к изучению окружающего мира и других естественных наук; получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений; более глубокое изучение отдельных вопросов физической и экономической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе; ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества; знакомство с народами и странами мира; умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Задачи:

- способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;  

- побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

- обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;

- создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

1.3. Общая характеристика курса

Особенности содержания обучения.

 Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение окружающего мира  во внеурочной деятельности способствует привлечению внимания младших школьников к многообразию стран, к их истории и культурному наследию,  дает возможность им почувствовать, что окружающий мир разнообразен,  интересен и увлекателен.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Материал, используемый в программе «Вокруг света», позволит обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности.

 Изучение программы «Вокруг света» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного многообразия общества.

Основными задачами реализации содержания программы внеурочной деятельности  являются:
1) формирование уважительного отношения к истории и культуре  других стран;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Отбор содержания программы осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1)    идея многообразия мира;

2)    идея целостности мира;

3)    идея уважения к миру.

На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в программе выстраивается яркая  картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности стран и народов.

         Уважение к миру – это  формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

   В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся работают с политической и физической картами, глобусом, выполняют различные творческие задания. Проводятся учебные диалоги, ролевые игры. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся.

Принципы реализации программы: 

·          научности и посильной трудности обучения;

·          систематичности и последовательности;

·          гуманизации (уважение к личности ребёнка, создание благоприятных условий для развития способностей детей);

·         сознательности и творческой активности учащихся;

·         наглядности обучения, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода;

·          доступности;

·          прочности результатов обучения;

·         связи обучения с жизнью;

·         рационального сочетания коллективных, групповых  и индивидуальных форм и способов учебной работы и др.

Курс  максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед .

1.4.Место курса в учебном плане

1час в неделю, всего 34 часа в год.

  1.  Планируемые результаты освоения

Личностные результаты:

  1. осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  2. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  4. высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты 

Регулятивные УУД:

  1. определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  2. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  3. учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  1. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  2. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  2. слушать и понимать речь других;
  3. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

  1. Содержание программы

Тема 1. Почему волка называют санитаром леса?

Беседа об экологической проблеме. Пользу или вред приносит природе волк? Почему волка называют санитаром леса? Работа с текстом В.Зотова

«Волк», разбор фразеологизмов. Практическая работа в группах - «Раскрась».

Тема 2. Король орлов.

Знакомство с видами хищных птиц. Самая большая птица орлиного племени. Работа с текстом. Разгадывание загадок.

Тема 3. Летучие мыши.

Узнают о единственном млекопитающем на Земле. Пользу или вред приносит природе летучая мышь? Работа с текстом. Экологическая игра «А что будет если…»

Тема 4. Альбатрос.

Почему альбатрос – странствующая птица? Причины сокращения численности альбатросов. Просмотр видеоматериалов. Работа с текстом.

Тема 5. Самый большой лежебока.

Барсук. Повадки и особенности барсука. Сочинение сказки о барсуке. Работа с текстом. Разгадывание кроссвордов, загадок. Работа в группах «Собери мозаику».

Тема 6. Клёст, или северный попугайчик.

Клёст – еловик. Почему его так называют? Условия гнездования и вскармливание птенцов. Работа с текстом. Сочинение загадок.

Тема 7. Анчоусы.

Обитают ли анчоусы в нашей стране? Особенности внешнего вида анчоусов. Работа с текстом. Разгадывание ребусов, загадок.

Тема 8. Бакланы.

Морская прожорливая птица. Среда обитания. Особенности рыбного промысла в Японии и Китае. Работа с текстом. Оригами.

Тема 9. Непоседливый зверёк.

Белка в природе и в домашних условиях. Особенности зимовки. Работа с текстом. Игра «Белочка-прыгунья».

Тема 10. Самый высокий зверь.

Как жираф приспособился жить в самых засушливых районах. Как спит жираф? Человек – враг жирафа. Работа с текстом. Коллективное панно «Жираф»

Тема 11. Самая большая змея.

Человек - единственный враг анаконды. Работа с текстом. Отгадывание загадок на тему «Змеи».

Тема 12. Опасные малютки.

Пираньи. Просмотр видеофильма «Хищные рыбы». Игра с мячом «Хищная рыба, не хищная рыба»

Тема 13. Кто плавает на боку?

Чем же уникальна камбала? Работа с текстом. Викторина на тему

«Рыбы».

Тема 14. Быстрая как стрела.

Щука – самый страшный хищник. Легенды об этой удивительной рыбе. Работа с текстом.

Тема 15. Красногрудые красавцы.

Украшение зимней природы – снегирь. Как снегирь сажает рябину? Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Тема 16. Как лягушки квакают?

Лягушка. Виды лягушек. Работа с текстом. Просмотр мультфильма «Лягушка – путешественница».

Тема 17. Мохнатые тяжеловесы.

Белый полярный медведь, самый крупный из современных хищников. Белые медведи внесены в Международную Красную книгу. Кто виноват? Лепка. Работа с текстом. Разгадывание загадок, знакомство с народными приметами и пословицами.

Тема 18. Жемчужина сибирской тайги.

Соболь – уникальная жемчужина тайги. Человек, остановись!!! Игра «Зоопутаница». Работа с текстом.

Тема 19. У кого мешок под клювом?

Пеликаны. Виды пеликанов. Решение головоломок. Игра « Перенеси лягушек в клюве».

Тема 20 . Глухарь.

Благородная птица семейства тетеревиных. Пение и танцы глухарей. Причины исчезновения глухарей. Просмотр видеоматериалов. Работа с текстом.

Тема 21. Гигантские рептилии.

Крокодилы – древние жители нашей планеты. Крокодиловые фермы. Кто опасен больше: крокодил для человека или человек для крокодила. Игра « Крокодил».

Тема 22. Загадочные панды.

Бамбуковый медведь. Особенности питания панды. Панда внесена в Международную Красную книгу. Кто виноват? Можно ли содержать панду в зоопарке? Конкурс рисунков на тему «Бамбуковый медведь».

Тема 23. Самое большое животное.

Кит – рыба или животное? Виды китов. Подготовка сообщений о китах. Чтение стихотворения Б. Заходера «Кит и кот».

Тема 24. Птица, которая не боится мороза.

Пингвин. Почему эта птица не боится мороза? Ясли для пингвинов. Чтение рассказа Г.Снегирева «Пингвиний пляж». Игра с мячом « Я пингвин - несу яйцо».

Тема 25. Розовая птица.

Фламинго – сказочная птица. Просмотр видеофильма. Работа с текстом. Решение задач на логическое мышление.

Тема 26. Почему льва называют царём зверей?

Лев – ласковая кошка или царь зверей? Образ жизни хищного млекопитающего семейства кошачьих. Просмотр видеофильма. Лепка из пластилина.

Тема 27. Самый лучший прыгун.

Кенгуру – это своеобразное животное семейства сумчатых. История названия этого животного. Как кенгуру борется с собаками. Работа с текстом. Игра «Кто выше прыгнет».

Тема 28. Ласточки.

Весёлые быстрокрылые птицы семейства воробьиных. Где ласточки пьют воду? Как в народе называют ласточек? Народные приметы. Работа с текстом. Решение математических задач.

Тема 29. Павлин.

Павлин – курица или нет? Почему изображение павлина украшает индийский национальный герб. Работа с текстом. Изготовление панно «Павлин».

Тема 30. Самый быстрый зверь.

Гепард. Что означает в переводе слово «гепард». Гепард – это кошка или собака? Игра «Доскажи словечко». Разгадывание загадок на тему «Кошки».

Тема 31. Скат.

Скаты – «морские орлы» или «морские ястребы», ближайшие родственники акул. Как скаты разочаровывают рыболовов? Сувениры из скатов. Работа с текстом.

Тема 32. Первый вестник весны.

Скворцы. Пользу или вред приносит скворец природе? Звукоподражание. Экологическая сказка «Как скворец себе дом выбирал». Работа с текстом. Практическая работа с родителями: изготовление скворечников.

Тема 33. Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные».

1.Оформить выставку книг «Прочитать, увидеть и.... удивиться».

2.Провести обзор книг «Этот чудесный мир-природы».

3.Оформить плакат «Знаете ли вы?...»

Планируемые   результаты изучения курса

При изучении программы «Вокруг света» достигаются следующие предметные результаты:

1.     Обучающиеся познакомятся и расширят знания о  странах, которые граничат с Россией, а также со странами Европы: название, расположение на карте, столица, флаг, глава государства,  язык, главные достопримечательности;

2.     обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

3.     приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

4.     получат возможность осознать своё место в мире;  

5.     получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом пространстве Интернета, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Обучающиеся по окончанию курса  получит возможность научиться:

1.     Узнавать государственную символику изучаемых стран,  находить на карте,  описывать  достопримечательности.

2.     Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о странах с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Освоение курса вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:

1.     Формирование основ гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

2.     формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

3.     формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

4.     принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5.     развитие самостоятельности и личной  ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

6.     развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных  ситуаций.

 Обучающиеся получат возможность для формирования:

1.     внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

2.     выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

3.     устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

4.     адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности.

Изучение курса играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1.     Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи  деятельности, поиска средств её осуществления;

2.     Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3.     формирование умения планировать, контролировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4.     освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5.     активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

6.     использование различных способов поиска  необходимой информации в справочных источниках  и в открытом информационном пространстве сети Интернет, сбора, обработки, анализа, передачи информациив соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

7.     овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей;

8.     готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9.     определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 Обучающийся  получит возможность научиться:

1.     в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

2.     проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

3.     самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

4.     осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

5.      осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

6.     осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

7.     осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

8.     строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

9.     учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

10.                 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

11.                осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Для оценки достижений учащихся может использоваться метод тестирования , интеллектуальные конкурсы , презентация проектных работ обучающихся ,  а  также участие обучающихся в проектно-исследовательских конференциях.

Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной деятельности  «Вокруг света» (2 класс)

Тема занятия

Количество часов

Дата

1-2

Почему волка называют санитаром леса?

2

3-4

Король орлов.

2

5-6

Летучие мыши.

2

7-8

Альбатрос.

2

9-10

Самый большой лежебока.

2

11-12

Клёст, или северный попугайчик.

2

13-14

Анчоусы.

2

15-16

Бакланы.

2

17-18

Непоседливый зверёк.

2

19-20

Самый высокий зверь.

2

21-22

Самая большая змея.

2

23-24

Опасные малютки.

2

25-26

Кто плавает на боку?

2

27-28

Быстрая как стрела.

2

29-30

Красногрудые красавцы.

2

31-32

Как лягушки квакают?

2

33-34

Мохнатые тяжеловесы.

2

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Вокруг света", пояснительная записка к предмету по внеурочной деятельности "Вокруг света"

Пояснительная записка и Календарно-тематическое планирование "Вокруг света" (внеурочная деятельность)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» социокультурного направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» социокультурного направления ­­­­­­­­­­­ ориентирована на учащихся 4 класса и р...

Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Наблюдение как способ выявления проблем". Рабочий лист 1,2. 2 класс.

Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Наблюдение как способ выявления проблем". Рабочий лист 1,2. 2 класс....

Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Коллекционирование". Рабочий лист 1. 2 класс.

Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Коллекционирование". Рабочий лист 1. 2 класс....

Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»", Сообщение о своих коллекциях. Рабочие листы. 2 класс.

Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»", Сообщение о своих колле...