Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Мир вокруг нас"
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
№п/п | Элементы и разделы Рабочей программы |
1 | Пояснительная записка |
2 | Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» |
3 | Содержание курса внеурочной деятельности с указанием тем и количества часов. |
4 | Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. |
5 | Приложение к программе (календарно-тематическое планирование) |
6 | Материально-техническое обеспечение программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» |
7 | Список литературы |
Оглавление
- Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная идея первого класса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром; второй класс посвящён знакомству с нашим большим домом – планетой Земля; третий класс показывает роль жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете; четвёртый класс посвящён человеку и его месту на Земле. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир и человек» разработан с экологических позиций.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при выращивании различных растений дома, при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 1 час, во 2 классе 34 часа
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»
Особенностями реализации программы являются:
Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение игр,
анкетирование
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
различать объекты живой и неживой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
сравнивать объекты природы и делить их на группы;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты природы и рукотворного мира.
Планируемые результаты
развитие познавательных способностей и логического мышления детей;
повышение интереса к окружающему миру.
участие в различных конкурсах разного уровня
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
тестирования,
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием тем и количества часов.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер. Делает акцент не только на приобретение необходимых знаний, умений и навыков по декоративно-прикладному искусству, но и на развитие личности, творческой сущности ребенка.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и представляет им возможность и работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в интересный и увлекательный мир, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – окружающий мир.
В программе делается акцент на формах и способах работы с различным материалом (бумагой, тканью, природным материалом органического и неорганического происхождения), а также последовательности изготовления изделий. Чередование одного вида деятельности другим дает возможность развивать у ребенка мелкую моторику рук. Через игру, слушание сказок, любование красотой и природой у детей наблюдается рост активности в творчестве, умение фантазировать, создавать интересные образы и воплощать их в реальном изделии и композиции. Все это способствует развитию образного творческого мышления.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Человек - часть природы (4 часов)
Что такое природа? Живая и неживая природа. 1 час.
Правила сбора растений. Знакомство с правилами засушивания растений под прессом и в пучках. 1 час.
Круговорот воды в природе. 1 час.
Радуга. Воздух-невидимка. Солнце. 1 час.
Цветочный ковер. 1 час
Значение растений в жизни человека (8 часов)
Деревья хвойные и лиственные.1 час.
Осенний лес. Дерево осенью. 1 час.
Дерево зимой. Кустарники. 1 час
Растения леса. Растения луга. 1 час.
Грибы. 1 час.
Растения огорода. 1 час.
Розы и астры. Ваза с цветами на столе. 1 час.
Братья наши меньшие (6 часов)
Хомяки. Особенности их содержания. 1 час.
Еж в живом уголке. 1 час.
Дикие животные. 1 час.
Домашние животные. 1 час.
Животные тундры и тайги. Редкие и исчезающие. 1 час.
Животные пустыни и степи. 1 час.
Пернатые друзья (3 часа)
Кто такие птицы? 1 час.
Комнатные птицы. 1 час.
Забота человека о птицах. 1 час.
Водное царство (6 часов)
Жители болота. 1 час.
Киты. Дельфины. Акулы. Рассказ о китах, акулах и дельфинах. 2 часа.
Экзотические виды рыб. 1 час.
Кораблик. 1час.
Морское дно. 1 час.
Чудо на подоконнике (3 часа)
Комнатные растения. Растения пустыни в квартире. 1 час.
Субтропики на подоконнике. 1 час.
Тропические растения в нашем доме. Бегония. 1 час.
Интерьерный дизайн (4 часа)
Комнатные горшочки. 1 час.
Цветы. Вазы. 1 час.
Пасхальные фантазии. 1 час.
Итоговое занятие. 1 час.
4. Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Основные виды деятельности учащихся:
- экскурсии;
- оформление газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с окружающим миром;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Формы и методы занятий ориентированы на индивидуальные и возрастные особенности учащихся: игра, проектная деятельность, творческие работы, конкурсы, различные задания поискового характера.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Человек - часть природы | 4 ч |
2 | Значение растений в жизни | 8 ч |
3 | Братья наши меньшие | 6 ч |
4 | Пернатые друзья | 3 ч |
5 | Водное царство | 6 ч |
6 | Чудо на подоконнике | 3 ч |
7 | Интерьерный дизайн | 3 ч |
Итоговый урок | 1 ч | |
Итого | 34 ч |
5. Календарно-тематический план
|
| Дата проведения | ||
По плану | По факту | |||
Человек - часть природы – 4 ч | ||||
| Что такое природа? Живая и неживая природа. Беседа. Рассказ о природе живой и неживой. Восприятие рассказа учителя. Формирование представления о живой и неживой природе. | |||
2. | Правила сбора растений. Беседа, практическое занятие. Экскурсия по сбору растений. Правила засушивания растений. Засушивание растений под прессом и в пучках. Знакомство с правилами засушивания растений под прессом и в пучках. Формирование знаний о правилах засушивания | |||
3. | Круговорот воды в природе. Беседа, практическое занятие. «Волшебница вода» Аппликация из бумаги. Выполнение аппликации из бумаги. Формирование умения выполнения аппликаций из бумаги. | |||
4. | Радуга. Воздух-невидимка. Солнце. Беседа, практическое занятие. Аппликация из бумаги. «Бабочка». Монотипия. Выполнение аппликации из бумаги. Формирование умения выполнения аппликаций из бумаги. | |||
Значение растений в жизни- 8 ч | ||||
5. | Цветочный ковер. Беседа, практическое занятие. Аппликация из бумаги. «Ромашки», «Земляника» Выполнение аппликации из бумаги. Формирование умения выполнения аппликаций из бумаги. | |||
6. | Деревья хвойные и лиственные. Экскурсия. Рассказ о хвойных и лиственных деревьях. Восприятие информации получаемой от учителя. Формирование знаний о хвойных и лиственных деревьях. | |||
7. | Осенний лес. Дерево осенью. Беседа, практическое занятие. Рассказ об осеннем лесу. Аппликация из бумаги. Коллективная работа. Формирование умения работать в коллективе при создании аппликаций. | |||
8. | Дерево зимой. Кустарники. Беседа, практическое занятие. Техника рваной бумаги. Обучение техники рваной бумаги. Формирование навыка использования техники рваной бумаги. | |||
9. | Растения леса. Растения луга. Беседа. Флористика. Лесные травы. Луговые цветы. | |||
10. | Грибы. Практическое занятие. Помощь при составлении аппликации. Аппликация из пластилина. | |||
11. | Растения огорода. Практическое занятие. Помощь при составлении аппликации. Аппликация из бумаги. Садим и солим. | |||
12. | Розы и астры. Ваза с цветами на столе. Практическое занятие. Помощь при изготовлении объемной поделки. Объемная бумагопластика. | |||
Братья наши меньшие -6 ч | ||||
13. | Хомяки. Особенности их содержания. Беседа, практическое занятие. Рассказ о хомяках, условиях их содержания. Объемная бумагопластика. «Мышь» | |||
14. | Еж в живом уголке. Практическое занятие. Помощь в создании поделки из пластилина и шишек. Создание поделки из пластилина и шишек. | |||
15. | Дикие животные. Практическое занятие. Помощь в создании масок. Маски. Волк, заяц, медведь. Объемная бумагопластика. Маски. | |||
16. | Домашние животные. Практическое занятие. Помощь в создании аппликации. Аппликация из пуха и перьев. | |||
17. | Животные тундры и тайги. Редкие и исчезающие. Практическое занятие. Помощь в создании аппликации. Аппликация (Манка + гуашь). Леопард, тигр. | |||
18. | Животные пустыни и степи. Практическое занятие. Объяснение приемов использования техники жатой бумаги. Помощь при создании поделки. Поделка. Техника жатой бумаги. Черепаха. | |||
Пернатые друзья- 3 ч | ||||
19. | Кто такие птицы? Перелетные птицы. Зимующие птицы. Беседа, практическое занятие. Рассказ о перелетных и зимующих птицах. Создание коллажа. Синица. Дятел. Голубь. | |||
20. | Комнатные птицы. Беседа, практическое занятие. Рассказ о комнатных птицах. Поделка. Техника жатой бумаги. Попугай. | |||
21. | Забота человека о птицах. Беседа, практическое занятие. Рассказ о том, как люди заботятся о птицах. Изготовление кормушки для птиц. | |||
Водное царство – 6 ч | ||||
22. | Жители болота. Беседа, практическое занятие. Рассказ о лягушках. Лягушка. Аппликация из семян. | |||
23. | Киты. Дельфины. Акулы. Беседа, практическое занятие. Аппликация из бумаги. | |||
24. | Рассказ о китах, акулах и дельфинах. Аппликация из пластилина. | |||
25. | Экзотические виды рыб. Беседа, практическое занятие. Рассказ об экзотических видах рыб. Вуалехвост (золотая рыбка). Бумагопластика. | |||
26. | Кораблик. Практическое занятие. Помощь в конструировании из бумаги. Аппликация. Конструирование из бумаги. | |||
27. | Морское дно. Практическое занятие. Помощь в конструировании. Аппликационная флористика. Рыбка из целых форм листа. | |||
Чудо на подоконнике- 3 ч | ||||
28. | Комнатные растения. Растения пустыни в квартире. Беседа, практическое занятие. Рассказ о комнатных растениях, помощь в создании аппликаций. Аппликация из пластилина. Аппликация из бумаги. Колючая семейка. | |||
29. | Субтропики на подоконнике. Беседа, практическое занятие. Рассказ о комнатных растениях, помощь в создании аппликаций. Аппликация из бумаги. | |||
30. | Тропические растения в нашем доме. Бегония. Беседа, практическое занятие. Рассказ о комнатных растениях, помощь в создании аппликаций. Бумагопластика. Бальзамин. Аппликация + пластилин. | |||
Интерьерный дизайн – 3 ч | ||||
31. | Комнатные горшочки. Практическое занятие. Помощь при декорировании цветочных горшков. Декорирование цветочных горшков. Пластилин + семена и косточки. | |||
32. | Цветы. Вазы. Практическое занятие. Помощь при изготовлении поделки. Бумагопластика + полиэтилен. Пластиковые бутылки. | |||
33. | Пасхальные фантазии. Практическое занятие. Помощь при изготовлении поделки. Игрушки из яичной скорлупы. | |||
34. | Итоговое занятие. |
6. Материально-техническое обеспечение программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»
Мультимедийные презентации занятий.
Материально-техническое оснащение занятий:
Столы – 5 штук.
Стулья – 10 штук.
Мультимедийное оборудование.
Компьютер.
Для реализации программы необходима материально-техническая база в виде материалов и оборудования:
- Иголки, булавы, нитки, ножницы, шаблоны по темам.
- Клей: ПВА, канцелярский.
- Картон, бумага.
- Природный материал органического и неорганического происхождения.
Наглядно-иллюстративный материал: плакаты, таблицы, книги и др. наглядные пособия.
7. Список литературы
- Ветлугина В.А. Самостоятельная деятельность дошкольников. - М.:Педагогика,2011.
- Моложавенко В.С. Тайна красоты. - М:ПЕДАГОГИКА-Пресс,2012.
- Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение,2011.
- Букет зимы суровой. Альбом. - М.:2013.
- Е.В.Устинова. Породы кошек. - М.:Благовест-ТОО.,2012.
- М.И.Нагибина. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль. Академия развития.2011.
- Игорь Черныш. Поделки из природного материала. - М.:Аст-Пресс,2013.
- Э.К. Гульянц, И.Я. Базин. Что можно сделать из природного материала. - М.: Просвещение,2011.
- В.С.Горичева. Куклы. - Ярославль. Академия развития. 2011.
- Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Просвещение,2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.
Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас", 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир геометрии", 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» (2 класс)
Настоящая программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Вол...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» социокультурного направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» социокультурного направления ориентирована на учащихся 4 класса и р...