Презентация "Духовно-нравственное воспитание в школе в свете реализации ФГОС НОО,ОВЗ
презентация к уроку
В презентации представлены формы работы по духовно-нравственному,гражданскому воспитанию обучающихся с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_v_shkole_v_svete_realizatsii_fgos_nooovz.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе в свете реализации ФГОС НОО, ОВЗ
В настоящее время вопрос духовно-нравственного и гражданского воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина.
Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?».
К сожалению, массово тиражируется современная литература, телевидение с его ток шоу и другими развлекательным программам мало уделяют внимание духовно-нравственным и гражданским устоям человека. Особенно ощутимый вред они наносят ,конечно, детям и подросткам, которые видя на экранах телевизоров бесконечные сцены насилия, жестокости, убийства, начинают это воспринимать не как явление ,которых не должно быть в жизни, а как нечто естественное и обыденное. Задача учителя сложная: он должен раскрыть внутренний мир каждого школьника и заложить основы нравственных отношений. Дети ,прежде всего должны усвоить понятия о доброте,доброжелательности,отзывчивости,справедливости,научиться их различать.
Школа – это место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное и гражданское формирование ребёнка. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
Младший школьный возраст мы знаем характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего. Именно в младшем школьном возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Урочная деятельность
Духовно-нравственное и гражданское воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости , огорчения от неудач, ошибок.
Воспитательные цели могут быть реализованы на материале любого учебного предмета. В ходе уроков можно использовать такие формы работы:
- изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;
- ознакомление с героическими историческими событиями своего государства;
- просмотр и последующее обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов;
- проведение сюжетно-ролевых или деловых игр;
- организация дискуссионной формы общения;
- создание проблемных ситуаций;
- решение практических задач.
Каждый предмет имеет свои способы и особенности реализации воспитательного аспекта.
Литературное чтение – один из важнейших предметов в системе образования.
На уроках по этому предмету формируются навыки чтения, читательской грамотности, происходит освоение учениками нравственных и эстетических ценностей, формирование духовного мира младшего школьника. Уроки литературного чтения помогают школьникам сориентироваться в современном мире, учат отличать добро от зла, будят лучшие качества личности: милосердие, сострадание, стремление к добру. Работа с художественными произведениями воспитывает такие стороны нравственности, как сохранение личного достоинства, чести, долга, совести. Приобщая школьников к духовным поискам человека в произведениях русских писателей, мы воспитываем людей, способных сопереживать, сострадать, прощать чужие ошибки, любить и верить.
Уроки православия также способствуют духовно -нравственному и гражданскому развитию подрастающего поколения. Задачей курса является формирование у учащихся рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни и в соответствии с этим к жизни других людей.
Духовно – нравственное начало, которое получают учащиеся на уроках, имеет продолжение и воплощение во внеурочной деятельности.
Внеурочной деятельность.
Планирование формирования основных культурных ценностей должно включать проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:
- общешкольные или семейные праздники;
- коллективные творческие дела;
- интерактивные квесты;
- интеллектуальные викторины;
- конкурсы;
- диспуты;
- ток-шоу.
- кружков;
- секций.
Внешкольная деятельность
В раздел воспитательного плана, касающегося внешкольной деятельности, можно включить следующие мероприятия:
- трудовые и экологические десанты;
- экскурсии;
- благотворительные или гражданские акции;
- военно-патриотические мероприятия.
- Информационный час
- Состязания
Семейное воспитание
Духовно-нравственное и гражданское воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Именно в семье складываются представления о добре и зле, честности и справедливости, ответственности и порядочности, дружбе и долге, духовных ценностях и нравственных поступках.
Без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. Родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение
Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого рекомендуется:
- проводить семейные праздники;
- использовать систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;
- приобщать родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях;
- включать родителей в органы управления образовательным заведением.
Также следует уделять внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей школьников и содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого можно организовывать тематические лекции, диспуты и семинары для родителей, использовать нестандартные формы проведения родительских собраний
Экскурсии
Воспитательное значение экскурсий:
-формирование интереса к родному краю;
-воспитание коллективизма, ребята становятся ближе друг другу,
-познавательная активность- умственное, трудовое, эстетическое воспитание;
Использование проектной деятельности
Метод проектов- это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Метод проектирования можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности учащегося, как средство развития задач в работе с каждым ребенком.
Продолжение духовно-нравственного воспитания младших школьников воспитывается через праздники .
Традиционными стали праздники: Ярмарка, Масленица, Новый год. Готовясь и участвуя в них, ребята осознают свою причастность к жизни школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа. Во время подготовки этих коллективных творческих дел происходит единение детей, учителей, родителей.
Патриотическое воспитание является частью духовного – нравственного воспитания. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Патриотическое воспитание обучающихся в школе осуществляется через проведение мероприятий.
Это военно-спортивная игра «Зарница»,
Проходят конкурсы и выставки поделок ,
регулярно проводятся классные часы под девизом.Встречи с ветеранами войны и и тыла, акция « Бессмертный полк»
Именно на таких занятиях дети младшего школьного возраста с наибольшей силой осознают жестокость тех далеких страшных лет и преклоняются перед людьми, которые дали возможность родиться в мирной и свободной страны.
И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
Проблема формирования и развития жизненных компетенций особенно актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ведь именно эти дети испытывают наибольшие трудности в социализации и развитии. При этом неизбежно встают вопросы, как развить познавательный интерес у ребенка с ОВЗ при достаточно ограниченном круге социального общения, как снять тревожность, конфликтность, напряженность и научить преодолевать трудности. Одним из такой компетентности является нравственность, которую нужно воспитывать «чем раньше, тем лучше».
Воспитание «необычных» детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога.
Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:
1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);
2) дети, обучающиеся в С(К)ОУ, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, словесно-логического мышления.
3) семьи детей с ОВЗ зачастую относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению . отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей
4) стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.
Поэтому необходимо организовать поведение детей. Правильно сочетая посильные требования к поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и оценкой неправильных, можно в достаточной мере упорядочить их поведение и постепенно формировать у них привычку организованного, правильного поведения.
Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок.
Для того чтобы у детей появились эти черты личности, с ними нужно проводить ежедневную работу. Если ребенок отталкивает другого ребенка, его поступок не должен пройти не замеченным. Если же один ребенок помог снять пальто с крючка другому ребенку, то его поступок должен быть одобрен. Взаимопомощь детей надо постоянно организовывать и поощрять. Представление о взаимопомощи и отзывчивости необходимо обогащать и расширять с помощью литературных примеров – сказок, рассказов.
При таком подходе у детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу, желание быть полезным друг другу.
Важно строить воспитательный процесс в классе с детьми ОВз на основе таких принципах как:
• принцип деятельностного и творческого подхода;
• принцип сотрудничества;
• принцип открытости;
• принцип системности;
• принцип взаимоуважения;
• принцип учета возрастных особенностей;
• принцип ориентации на «зону успеха» каждого ученика.
Дети проживают в школе большую часть своей жизни. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Можно проводить в классе массу самых разнообразных мероприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы общения основаны на подчинении и приказе, традиции становятся безнравственными и вредными.
Безусловно, школа должна принять и принимает на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, несомненно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок начальной школы в свете реализации ФГОС НОО
Материал к педагогическому совету. Представлены отрывки вилео-фрагментов с уроков по ФГОС...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС. (во внеурочной деятельности)
Тезисы по обощению опыта работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности...
Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках русского языка.
В современной начальной школе сегодня ребенка уже недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо ...
Презентация на тему: "Использование игрового обучения на уроках в начальной школе в свете реализации ФГОС НОО"
Использование игрового обучения на уроках в начальной школе в свете реализации ФГОС НОО....
"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в школе в свете реализации ФГОС"
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой и семьёй ФГОС ставят задачу воспитания отв...
Выступление на педсовете. Тема: "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в школе в свете реализации ФГОС"
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой и семьёй ФГОС ставят задачу воспитания отв...
Особенности конструирования урока физической культуры в начальной школе в свете реализации ФГОС
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — одна из главных целей развития отечественной системы школьного образования....