Программа по внеурочной деятельности для начальных классов "В мире театра"
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_v_mire_teatra.docx | 37.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.
Николай Васильевич Гоголь.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа кружка рассчитана на детей 6,5-10 лет в объеме на 4 года 135 часов:
1 класс - 33 ч (1 занятие в неделю)
2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
Продолжительность занятия – 30-40 минут.
Количество учащихся в группе – 8-15 человек.
Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Цель программы
- воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
- помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении с людьми.
-эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
- раскрытие и развитие потенциальных способностей детей.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- мастерская
- инсценирование
- посещение спектакля
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
- экскурсия
Отличительными особенностями и новизной программы являются:
- принцип деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературного чтения, музыки, изобразительное искусство, технология, русский язык);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.
Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом.
Основные задачи работы с детьми
- Активизировать ассоциативное и образное мышление.
- Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
- Воспитывать зрительскую культуру.
- Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.
- Поддерживать стремление детей к самостоятельности.
- Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
- Развивать и совершенствовать творческие способности детей.
- Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы.
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.
- Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.
- Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).
- Расширять представления детей об окружающей действительности.
- Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку.
- Учить действовать на сценической площадке естественно.
- Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
- Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые.
Ожидаемый результат
Предполагаемые умения и навыки детей:
- Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
- Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
- Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
- Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
- Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
- Умеют составлять диалог между сказочными героями.
- Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Содержание программы (1-4 класс, 135 часа)
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
· осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся научатся:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
· сочинять этюды по сказкам;
· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества
Тематическое планирование программы
№ | Тема занятия | Кол-во час | Деятельность на уроке |
1 класс, 33 часа | |||
Театральные подмостки. | |||
1 | Вводное занятие. Виды театра. | 1 | Знакомство детей с историей театра. |
2-3 | Театр снаружи и внутри. | 2 | Знакомство с понятиями « балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», «партер»… |
4 | Художественная мастерская | 1 | Изображение здания театра. |
5-6 | Зритель в театре. | 2 | Знакомство с правилами поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат». |
7-8 | Театральные профессии | 2 | Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель…) |
9-13 | Виды театральных кукол и способы управления ими. | 5 | Беседа о разновидностях кукол и способах управлениями ими. |
14 | Художественная мастерская театра. | 1 | Изображение понравившейся театральной куклы. |
15-16 | Понятие «кукловод». | 2 | Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы. |
17-18 | История одной куклы. | 2 | Просмотр фильма про Буратино |
19-20 | Художественная мастерская Папы Карло | 2 | Изображение героев сказки «Буратино». (Буратино, Мальвина, черепаха Тортилла , Карабас-Барабас) |
21-22 | Творческая мастерская. | 2 | Изготовление простых кукол-перчатки. |
23 | Просмотр видеофильма кукольного театра. | 1 | Посещение или просмотр театральной постановки. |
24-25 | Театры разных стран. | 2 | Презентация о театрах. Видеоролики. |
26-27 | Театры города Тамбова. | 1 | Знакомство с театрами своего города. Просмотр видео о театрах. Презентация. |
28 | Художественная мастерская | 1 | Изображение фантастического театра кукол. |
29 | Театральная игра «Приходи сказка» | 1 | Викторина по сказкам. |
30-31 | Литературный час « Сказка приходит ночью» | 2 | Составление сказки, которая приснилась ночью. Оформление альбома с помощью рисунков. |
32-33 | Скороговорка. Конкурс чтецов. | 2 | Культура и техника речи. |
2 класс, 34 часа | |||
Сцена и актёры. | |||
1 | Вводный урок. | 1 | Знакомство детей со сценой театра. |
2 | Сказитель Оле Лукойе | 1 | Знакомство с существом, которое показывает детям сны. |
3-6 | Сцена и её виды. | 4 | Знакомство с разновидностями сцен. |
7 | Конкурс чтецов. | 1 | Декламировать скороговорки на публику. |
8-10 | Виды театральных постановок | 3 | Знакомство с театральными постановками |
11-12 | Знакомство с понятием «ширма». | 2 | Знакомство с понятием «ширма». Обучение работе над ширмой. |
13-16 | Знакомство с понятием «декорация». | 4 | Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления спектакля театра. |
17 | Первичные навыки работы с ширмой. | 2 | Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. |
18-21 | Мастерская декорации | 4 | Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.) |
22-25 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 4 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
26-28 | Театральная игра | 3 | Репетиция и инсценирование басни Крылова «Ворона и лисица» на сцене. |
29-31 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 3 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
32-34 | Театральная игра. Подведение итогов. | 3 | Репетиция и инсценирование сказки «Золотая рыбка» за ширмой. |
3 класс, 34 часа | |||
Театр начинается с вешалки. | |||
1 | Вводный урок. Мир театра с наружи. | 1 | Знакомство с театральными буднями, реквизитами. |
2-4 | Касса и билеты. | 3 | Знакомство с профессией «билетер», «кассир». Изготовление и распространение билетов на спектакль. |
5-8 | Афиша. | 4 | Знакомство, планирование и изготовление афиши. |
9 | Посещение театра кукол. | 1 | Посещение театральных постановок в городе. |
10-12 | Мастерская кукол. Бумажная сказка. | 3 | Изготовление простейших плоских кукол, для игры за ширмой |
13-15 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 3 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
16-18 | Мастерская декораций. | 3 | Оформление спектакля: изготовление аксессуаров оформления. Объёмные декорации. |
19-20 | Театральная игра | 2 | Репетиция и инсценирование сказки «Колобок» за ширмой. |
21-22 | Театральный видеосалон . | 2 | Просмотр сказки-спектакля «Новогодние приключения Маши и Вити». Анализ произведения. |
23 | Встреча с актёрами театра кукол. | 1 | Беседа с актёром о работе в театре. |
24-25 | Интонация | 2 | Знакомство и умение использования интонации при передачи текста. |
26 | Театральный видеосалон | 1 | Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и семеро козлят». Анализ произведения. |
27-29 | Мастерская кукол. Пластилиновый мир. | 4 | Создание основ и заготовок для кукол. |
30-34 | Мастерская кукол. Папье-маше. | 4 | Изготовление простейших объёмных кукол, для игры за ширмой |
4 класс, 34 часа | |||
Весь мир — театр, а люди в нём актеры. | |||
1 | Кому - таланты, кому - поклонники. | 1 | Вводный урок. Знакомство с творческой труппой. |
2-3 | Театр теней. | 2 | Пальчиковые игры. Световое решение. |
4-5 | Музыка и театр. | 2 | Знакомство с театральными композиторами и музыкой к постановкам.. |
6-7 | Звуки и шумы. | 2 | Знакомство с применением дополнительных средств для озвучивания спектакля. |
8-9 | Театральный видеосалон . | 2 | Просмотр сказки-спектакля «Красная шапочка». Анализ произведения. |
10-11 | Мастерская кукол. Лоскуток к лоскутку. | 2 | Изготовление простейших одежд для объёмных кукол. |
12-14 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 3 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
15-16 | Театральная игра. | 2 | Репетиция и инсценирование сказки «Репка» |
17-18 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 3 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
19-20 | Театральная игра. | 2 | Репетиция и инсценирование сказки «Маша и медведь» |
21-23 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 3 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
24-25 | Театральная игра. | 2 | Репетиция и инсценирование сказки С.Я.Маршак «Дом, который построил Джек» |
26-28 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 3 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
29-30 | Театральная игра. | 1 | Репетиция и инсценирование сказки «Три поросёнка» |
31-33 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 3 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
34 | Творческий отчет. «Алло! Это театр?» | 1 | Репетиция и инсценирование сказки «В мире сказок» |
Итого | 135час |
Оборудование (ТСО) для проведения занятий:
- Интерактивная доска
- Компьютер
- Магнитофон
- Презентации
- Рисунки и картины по сказкам
Оборудование:
- Костюмы
- Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок
- Краски - акварельные, гуашь
- Куклы - персонажи
- Маски
- Набор для творчества
- Сценарии
- Книги со сказками.
- Ширма.
Литература
- Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М. : АРКТИ, 1998.
- Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1998.
- Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
- Интернет источник
- Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб, 1997.
- Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград : Издательство «Учитель», 2008.
- Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок / О.В. Парулина. – Смоленск, 2000.
- Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр : программа «Театр – творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2002.
- Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М. : Фолио, 2000.
- Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазоренко. – М. : АРКТИ, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс
Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс предназначена для учителей, педагогов дополнительного образования, занимающихся худо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире книг»
Пояснительная записка.Данная рабочая программа общекультурного направления «В мире книг» 1- 3 класс (2 часа в неделю, на период II полугодия 2013/14 учебного года, срок реализа...
Авторская программа внеурочной деятельности. Театральный кружок "В мире театра"
Данная программа помогает создать эмоциональную среду, увлекающую детей, настраивающую их на романтический лад, ориентирующую на успех, так как все дети любят играть в куклы, читать сказки, смотреть ф...
Рабочая программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ «МИР ТЕАТРА»
Рабочая программа кружка « Мир театра» в 4 классе составлена на основе нормативно-правовых документов: · Закона Российской федерации «...
В мире науки и фантастики. Рабочая программа для внеурочной деятельности в начальной школе
Данная программа занятий относится к общеинтеллектуальному направлению.В наше время, когда дети часто слышат о необходимости прагматичного отношения к жизни, стало не модным знакомить их с профессиями...