Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса"В мире книг"
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа курса «В мире книг» разработана в соответствии с: Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования « (с изменениями и дополнениями);
основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Шумячская СШ им. Алешина»
Рабочая программа курса «В мире книг» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire.docx | 43.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласована Утверждена
Зам. директора по ВР Директор школы
-------------Л.Л. Шорохова ------------------И.Н.Кухаренкова
27 августа 2018г. 28 августа 2018 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
курса «В мире книг »
для 3 класса
Рабочую программу составила
Мартынова О.В.
учитель начальных классов
Шумячи
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «В мире книг» разработана в соответствии с: Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования « (с изменениями и дополнениями);
основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Шумячская СШ им. Алешина»
Рабочая программа курса «В мире книг» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Цель: создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
Задачи:
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.
Формы работы:
- литературные игры;
- конкурсы-кроссворды;
- библиотечные уроки,
- путешествия по страницам книг;
- проекты;
- уроки-спектакли.
На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг: детскими периодическими и электронными изданиями.
На изучение курса «В мире книг» в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 ч за учебный год.
- Планируемые результаты
Личностные
- осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование потребности в систематическом чтении.
Предметные
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнениеи аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формироватьсвою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке.
- Содержание программы
История книги. Библиотеки
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания). Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников». Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление). Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных». Художники-оформители книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.). Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?». По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей. Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Аннотация. Каталожная карточка. Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном». Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…»
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература. Энциклопедии для детей. Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники. Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Планируемые результаты освоения курса 3 класса
- Ученик получит возможность научиться:
- работать с книгой-сборником басен;
- сравнивать басни по структуре и сюжету;
- выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
- собирать информацию для библиографической справки об авторе;
- составлять таблицу жанров произведений писателя;
- выполнять поисковую работу по проекту;
- презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
- готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
- находить по каталогу нужную книгу;
- заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
- писать отзыв о книге или героях книги;
- пользоваться библиографическим справочником;
- рассматривать и читать детские газеты и журналы;
- находить нужную информацию в газетах и журналах;
- собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
- готовить материал для классной и школьной газеты;
- пользоваться электронными газетами и журналами.
4.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Примечание |
I | История книги. Библиотеки | 4 | |
1.1 | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | 1 | |
1.2 | Первые книги. Библия. Детская библия. | 1 | |
1.3 | Летописи. Рукописные книги. | 1 | |
1.4 | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | |
II | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 3 | |
2.1 | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». | 1 | |
2.2 | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | 1 | |
2.3 | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | 1 | |
III | Книги-сборники. Басни и баснописцы
| 3 | |
3.1 | История басни. Аппарат книги-сборника. | 1 | |
3.2 | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. Герои басен. | 1 | |
3.3 | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. Инсценирование басен. | 1 | |
IV | Книги о родной природе | 3 | |
4.1 | Родные поэты. | 1 | |
4.2 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова,А. Фета, Н.Некрасова. | 1 | |
4.3 | Проект «Краски и звуки поэтического слова». | 1 | |
V | Книги Л.Н. Толстого для детей | 3 | |
5.1 | Книги Л.Н. Толстого для детей. | 1 | |
5.2 | Книги Л.Н. Толстого для детей. | 1 | |
5.3 | Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок. | 1 | |
VI | Животные — герои детской литературы | 4 | |
6.1 | Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. | 1 | |
6.2 | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». | 1 | |
6.3 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв. | 1 | |
6.4 | Художники-иллюстраторы книг о животных. | 1 | |
VII | Дети — герои книг | 3 | |
7.1 | Дети — герои книг. Типы книг. | 1 | |
7.2 | Книги-сборники произведений о детях. | 1 | |
7.3 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках». | 1 | |
VIII | Книги зарубежных писателей | 2 | |
8.1 | Книги зарубежных писателей. | 1 | |
8.2 | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. | 1 | |
IX | Книги о детях войны | 3 | |
9.1 | Книги о детях войны. Л.Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | 1 | |
9.2 | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». | 1 | |
9.3 | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» | 1 | |
X | Газеты и журналы для детей | 3 | |
10.1 | Библиотечный урок: детская периодика. | 1 | |
10.2 | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» | 1 | |
10.3 | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | 1 | |
XI | «Книги, книги, книги…» | 2+1 | |
11.1 | Создание классной газеты «Книгочей». | 1 | |
11.2 | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея. | 1 | |
11.3 | Итоговое занятие. | 1 | |
Итого: | 34 часа |
5.Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.
- Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1999
- Пособие «Учусь быть читателем» /М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина, А. И. Самедова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011
Дата внесения изменений | Характеристика изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись лица внесшего запись |
| |||
6. Лист внесения изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире книг»
Пояснительная записка.Данная рабочая программа общекультурного направления «В мире книг» 1- 3 класс (2 часа в неделю, на период II полугодия 2013/14 учебного года, срок реализа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"...
Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класса "В мире книг"
Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг» для учащихся 3-х классов рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.Рабо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по чтению «В мире книг».
Рабочая программа по внеурочной деятельности по чтению «В мире книг»....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "В мире математики"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "В мире математики"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс «В мире книг»
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире книг"...