Статья Особенности духовного развития младших школьников
статья
Тема о духовно – нравственном развитии и воспитании интересовали людей с давних времен. В педагогике эта тема не осталась без интереса. Духовно – нравственное воспитание и развитие детей, является ключевым вопросом в школе. А образование и воспитание являются главными чертами человека, от которого зависит не только его будущее, но и будущего всех людей. Поэтому не только в семье возникает воспитание и развитие ребенка, а также и в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности духовного развития младших школьников | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности духовного развития младших школьников
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит приобщение к нравственным нормам и правилам. У детей наблюдается расхождение между знаниями нравственных норм и реальным поведением. Так, ученик знает правила поведения, умеет верно оценить действия товарища или литературного героя, однако сам постоянно делает ошибки, не замечая и даже не задумываясь о тех правилах, которые он нарушил.
Воспитательный смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Поэтому необходимо в своей работе учителю и воспитателю группы продленного дня использовать разные методы и приёмы воспитания:
-методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
-методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
-методы стимулирования поведения и деятельности;
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации.
Для учителя и воспитателя ГПД важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов, а для этого он активно применяет различные приёмы и методы: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.
Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединённых» средств, а гармонично организованная система. Разумеется, на каком – то определённом этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает своё назначение, замедляет движение.
Ребята в этом возрасте испытывают большое доверие к учителю и воспитателю ГПД. Для них слова взрослых, их поступки, оценки имеют нравственное значение. Поэтому учитель и воспитатель ГПД не только словами, но и всем своим поведением, формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Список использованных источников
1. Бесова, М.А. Методика воспитательной работы: учебно-методические материалы / М.А. Бесова., Т.П. Чикиндина. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2012. – 108 с.
2. Гавриловец ,К.В. Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов-организаторов, классных руководителей / К.В. Гавриловец [и др.]; под общ. ред. К.В. Гавриловец. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 226 с.
3. Калинина, Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности / Л.В. Калинина // Начальная школа. – 2011. – №1. – С. 47–50.
4. Мухина, B. C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 456 с.
5. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство просвещения РФ ./ - 2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание - основа духовного развития младшего школьника
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сейчас, когда в нашей жизни встречаются жестокость и насилие, проблема нравственного ...
Духовное развитие младших школьников в современном мире
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является сегодня одним из ключевых вопросов, стоящих перед каждым родителем, школой, обществом и государством в целом. К сожалению, в современном ...
Статья: "Особенности коммуникативной культуры младших школьников"
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот ᴨериод происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с гр...
Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития)
Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определяет уровень развития познавательной деятельности....
Статья "Особенности физичечского развития младших школьников"
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у детей, которые вообще не ходили в школу, его не было у тех, для ко...
Презентация "Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития"
В данной презентации в краткой и доступной форме изложены особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития....
Статья "Особенности типологии личности младшего школьника"
В этой статье рассматривается вопрос о эффективности подачи материала с учетом типологических черт младшего школьника, авторы статьи опираются на общепризнанную точку зрения психолога Карла Густава Юн...