Статья "Особенности типологии личности младшего школьника"
статья
В этой статье рассматривается вопрос о эффективности подачи материала с учетом типологических черт младшего школьника, авторы статьи опираются на общепризнанную точку зрения психолога Карла Густава Юнга о темпераментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astafeva_ma_kolesnichenko_vo_-_statya.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
М. А. Астафьева
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет»,
факультет начального, дошкольного и дефектологического образования,
кафедра теории и методики педагогического и дефектологического образования,
преподаватель
В. О. Колесниченко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет»,
факультет начального, дошкольного и дефектологического образования,
кафедра теории и методики педагогического и дефектологического образования,
студент 3 курса
Все больше в современном обществе говорят о личностно-ориентированном подходе в образовании, но как эффективнее преподнести материал ребенку, как помочь младшему школьнику справиться с проблемами и совладать со своим характером. В этой статье рассматривается данный вопрос с точки зрения психологии Карла Густава Юнга и ее теории о темпераментах.
Ключевые слова: младший школьник, темперамент, психология, образование.
Одна из ярких тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности. Если проецировать эту тенденцию на современную образовательную систему, то можно обратить внимание на набирающее обороты стремление к индивидуализации подходов в обучении учащихся начальных классов.
Одной из особенностей личности человека является темперамент. Именно с этой особенностью в первую очередь сталкиваются учителя начальных классов. Темперамент - это совокупность индивидуальных природных качеств человека, определяющих динамические и эмоциональные особенности его психических процессов и поведения. Заглядывая глубже в это понятие, можно заметить, что темпераментом определяется с какой скоростью думает человек, и то как быстро он может принять решение в проблемной ситуации, на сколько он подвижен, активен, как он воспринимает новую информацию [1, с. 188]. Темперамент является биологическим фундаментом личности человека, с которым он рождается и живет всю жизнь. Различия темпераментов заключаются в своеобразии проявлений, поэтому можно утверждать, что плохого темперамента нет.
Традиционно темперамент можно определить на основе следующих двух параметров:
1) Экстраверсии - интроверсии;
2) Эмоциональной устойчивости - эмоциональной неустойчивости.
Первый критерий обозначил еще Карл Густав Юнг. Его определяет направленность «во вне» и «во внутрь» [4, с. 67]. Второй критерий определяется тем, на сколько человек уравновешенный и стабильный, как быстро меняется его настроение.
Если остановиться на первом критерии, то необходимо подчеркнуть, что экстраверт является человеком, который всегда на первый план ставит изменения и обстоятельства внешнего мира при выборе стратегии своих действий. Объективное для него превыше субъективного, а коллективное нередко преобладает над индивидуальными ценностями. Интроверт, наоборот, отличаются обращённостью психики к своим внутренним процессам. Такие люди неохотно обращают внимание на внешние объекты и процессы, потому что субъективное для них превыше объективного, а внутренний мир всегда важнее и реальнее внешнего.
Интроверт - это человек, который всецело погружен в созерцание происходящего в его душе, поэтому и на все внешние события он смотрит через призму своего восприятия мира, акцентируя внимание на ценности их субъективной интерпретации [5, с. 243].
Младший школьный возраст - это наиболее важный этап для формирования личности человека. Основные достижения этого возраста обуславливает характер ведущей деятельности, что является во многом определяющим для последующих лет обучения. Если в начальной школе ребенку будет нанесена психическая травма, то последующие годы обучения, воспитания и развития младшего школьника могут быть обречены. Так как конфликты с учителями и родителями, стена непонимания среди сверстников, и плохое усвоение материала влекут за собой лишь малую часть проблем, с которыми может столкнуться ребенок.
Анализ психологических достижений ребенка младшего школьного возраста убедительно показывает зависимость его психического развития от содержания и методов обучения. Учет индивидуальных особенностей проводится с целью стимулировать развитие учащихся, ведь задача учителя не усложнять, а облегчать учебную деятельность детей. Знание природных особенностей своих учеников и умение учитывать их в педагогической деятельности и есть основа индивидуализации обучения.
Дети младшего школьного возраста отличаются повышенной восприимчивостью, впечатлительностью, хорошей обучаемостью, импульсивностью. Они склонны к послушанию, подражанию и исполнительности. Учет индивидуальных особенностей важен для достижения двух целей: повышения эффективности обучения и облегчения образовательного процесса.
Поэтому, нужно педагогу учитывать при работе с младшим школьником его психотип. Именно способность и профессиональная подкованность учителя будет способствовать дальнейшему успешному развитию ребенка, положительно влиять на мотивацию обучения, на познавательный интерес, активность и повышение обучаемости школьников.
Следует помнить, что деление людей на 4 вида темперамента очень условно [5, с. 101]. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента. Часто в темпераменте человека соединяются черты разных типов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко. Но самое главное, что при любом темпераменте при должном воспитании, в ребенке можно сформировать качества, совершенно не свойственные тому или иному темпераменту.
Задача учителя заключается не в том, чтобы пытаться изменить тип темперамента ребенка, а в том, чтобы чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и корректировать отрицательные, которые могут быть связаны с тем или иным темпераментом.
Поступление в школу - это переломный момент в жизни ребенка, так как меняется его ведущий вид деятельности [2, с. 56]. Складываются новые отношения со сверстниками и взрослыми, ребенок включается в целую систему новых отношений. В младшем школьном возрасте происходит усвоение моральных норм поведения, закладывается фундамент нравственного поведения, начинает формироваться направленность личности. Поэтому важно знать какие существуют типы личности, для более успешной адаптации младших школьников к школьной жизни, деятельности в коллективе, а так же для того, чтобы педагог мог правильно общаться и реагировать на тот или иной поступок ученика.
Игнорирование же темперамента не просто понижает успеваемость младшего школьника, но и вызывает психологический дискомфорт, а значит ухудшает физическое и психологическое здоровье учащихся.
Литература:
- Аверин, В. А. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати лет / В. А. Аверин. - М.: Генезис, 2010. - 648 с.
- Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. - М.: Юрайт, 2017. - 302 с.
- Подласый, И. П. Педагогика : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И. П.Подласый. - М.: Юрайт, 2011. - 574 с.
- Тайлер, П. Какого типа ваш ребенок? / П. Тайлер. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 429 с.
- Юнг, К. Г. Психология бессознательного / К. Г. Юнг. - М.: Канон, 2015. - 428 с.
PECULIARITIES OF THE PERSONALITY OF A YOUNGER SCHOOLBOY
M. A. Astafieva
V. O. Kolesnichenko
More and more in modern society they are talking about a personality-oriented approach in education, but how to effectively present the material to the child, how to help the younger student to cope with problems and cope with his character. This article examines this issue from the point of view of the psychology of Carl Gustav Jung and her theory of temperaments.
Key words: junior schoolchild, temperament, psychology, education.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...
Школьный коллектив и его роль в формировании личности . младшего школьника.
Понять и найти свое место в коллективе....
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы по теме «Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку»
выступление на МО...
Сообщение на ШМО учителей начальной школы лицея №11 "Физтех" : "Предпосылки и типология трудностей младших школьников при овладении навыками письма и усвоения языкового материала по русскому языку"
В разработке использованы статьи Мисаренко Г.Г....
Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку
В работе рассматриваются предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку....
Выступление на МО "Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку"
Этот доклад о проблемах неуспеваемости младших школьников и их психологических причинах....