Статья: "Особенности коммуникативной культуры младших школьников"
статья по теме
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот ᴨериод происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этаᴨе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2_osobennosti_kommunikativnoy_kultury_mladshih_shkolnikov.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности коммуникативной культуры младших школьников
А.А. Золотникова
Такие психологи, как А.А. Леонтьев, М.В. Матюхина и другие, рассматривали особенности развития коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни каждoго ребенка – поступлением в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа изменилась и многие дети становятся учениками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 10-11 лет. Поступление в школу, по мнению Л. В. Черемошкиной, вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье.
С ᴨервых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста эта взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития. В ᴨериод адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у ᴨервоклассников на второй план ᴨеред обилием новых школьных вᴨечатлений. Контакт между собой школьники осуществляют посредством ᴨедагога. Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот ᴨериод происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этаᴨе.
По мнению А.А. Леонтьева, культура общения младших школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, которые отличаются от общения со взрослыми: наиболее важная отличительная черта состоит в разнообразии коммуникативных действий и широком их диапазоне. В общении младшего школьника со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Школьник спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование. Еще одна черта общения младших школьников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов младших школьников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой адекватной направленностью. В общении со сверстниками у младшего школьника наблюдается в 9 – 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В младшем возрасте школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом преобладают следующие умения: действенные; риторические; вести диалог; слышать и слушать и вести спор; вставать на точку зрения другого; работать сообща для достижения общей цели.
Эмоциональная насыщенность контактов младших школьников связана с тем, что сверстники становится более предпочитаемыми и привлекательными партнерами по общению и значимости общения, которая выражает степень напряженности в общении и меру устремленности к партнеру, что значительно выше в сфере взаимодействия со сверстниками, чем со взрослыми.
Специфической особенностью контактов младших школьников является их нестандартность и не регламентированность. Если в общении со взрослыми даже самые несмелые школьники придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником младший школьник использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: младшие школьники прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Однако не регламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой общения детей младшего школьного возраста.
Преобладание инициативных действий над ответным действием также является особенностью общения младших школьников. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для младшего школьника наиболее важно его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого ребенок в младшем школьном возрасте принимает и поддерживает примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди младших школьников.
Перечисленные особенности отражают специфику конфликтов среди учащихся младшего школьного возраста. Но содержание общения существенно изменяется от десяти лет к пятнадцати годам. На протяжении младшего школьного возраста культура общения сверстников друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги или переломы. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других младших школьников в жизни младшего школьника. Если к моменту своего возникновения и в течении от одного – двух месяцев его пребывания в школе, его потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место, то у более старших младших школьников эта потребность выдвигается на первое место, теперь они начинают явно предпочитать общество других младших школьников, взрослому или одиночной игре. Второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен. Это перелом связан с проявлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
Культура общения младших школьников формируется по разным направлениям: количественное накопление (увеличивается словарный запас школьника, объем его суждений), качественные изменения (речь становится более связной, меняется произношение, речь ребенка можно уже понимать без особых проблем). Достижению устойчивых положительных результатов способствует введение специально подобранных упражнений и ситуаций на уроках литературного чтения, которые должны быть направлены на то, чтобы ребенок пропустил все поступки, совершенные литературным героем, через себя, таким образом, он учится любить, дружить, верить и анализировать различные ситуации, возникающие в жизни.
Таким образом, при воспитании коммуникативной культуры младших школьников необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников. Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. В процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка.
Список использованной литературы
1. Леонтьев, А.А.Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2014. – 263 с.
2. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина. – М.: Просвещение, 2012. – 340с.
3. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников / И.М. Михайлова. – М.: Псков, 2012. – 186 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной культуры младших школьников в образовательном процессе начальной школы.
Формирование коммуникативной культуры...
Формирование коммуникативной культуры младших школьников в рамках проектной деятельности
Описание опыта работы по формированию коммуникативной культуры в рамках курса"Учусь создавать проект"...
Педагогический проект "Формирование коммуникативной культуры младших школьников в рамках проектной деятельности"
Педагогический проект...
Развитие умений диалогового общения, как части коммуникативной культуры младших школьников
Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание....
Мастер - класс "Формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка"
Мастер-класс подготовила и провела учитель начальных классов 1 квалификационной категории Баумгертнер Е.М.Место работы: МБОУ «Табатская СОШ» Бейского района республики ХакасияЦель мастер-класса: позна...
Курсовая работа на тему: "Школьная газета, как средство формирования коммуникативной культуры младшего школьника"
Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1» Поярков Данила Александрович ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАК СРЕДСТВО ...
Формирование и развитие коммуникативной культуры младших школьников на логопедических занятиях
Младший школьных возраст является важным этапом социализации и развитии коммуникативных умений. Главными принципами, необходимыми для успешной деятельности и благополучия будущей жизни ребенка, являют...