Внеклассное занятие «Кто такой лидер».
классный час (3, 4 класс)

Салиндер Светлана Дмитриевна

Лидером считают человека, обладающего наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takoy_lider.docx925.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сеяхинская школа - интернат»

                                                                     Салиндер С.Д.

                                                                            Воспитатель 6 группы

с. Сеяха, 2020 г.

Внеклассное занятие «Кто такой лидер»

Цель: группообразование и сплочение класса,повышение взаимного доверия и поддержки.

Задачи:

  1. снять тактильный барьер;
  2. выявить у учащихся интеллектуальные и организаторские способности.
  3. принять групповые правила.

Ход занятия

1. Приветствие и настройка

Приветствие учителя и обсуждение настроения.

2. Введение в тему

Этап 1. Индивидуально.

Учитель: Я сейчас попрошу каждого представить себе лидера — человека, который по своим личностным качествам для вас является лидером, авторитетом во многих отношениях, того, кого можно назвать образцом лидерства. Это может быть реальный человек, герой книги или фильма.

Кто он? Какой он? Как он выглядит? Какими качествами обладает?

Почему этот человек или герой является для вас настоящим лидером, образцом лидерства, авторитетом?

Этап 2. В парах.

Учитель: Теперь я прошу вас объединиться в пару с тем человеком, с которым вы рядом сидите. Поделитесь друг с другом вашим образом лидера.

Кто он? Какой он? Как он выглядит? Какими качествами обладает?

Почему этот человек или герой является для вас настоящим лидером, образцом лидерства, авторитетом?

(По 1,5 мин. на человека.)

Этап 3. В группе.

Учитель: Какие образы вы представляли? Были ли среди них известные персонажи? Кто хочет рассказать о своем образе?

Кто он? Какой он? Как он выглядит? Какими качествами обладает?

Почему именно этот человек или герой является для вас настоящим лидером, образцом лидерства, авторитетом?

Упражнение «Антилидер»

Учитель: Теперь представьте себе образ человека, который, по-вашему мнению, совершенно не является лидером, или, иначе говоря, образ «отрицательного лидера», то есть человека, который отрицательно влияет на окружающих людей. Это может быть реальный человек, герой книги или фильма.

Кто он? Какой он? Как он выглядит? Какими качествами обладает?

Почему этот человек или герой не является для вас настоящим лидером, образцом лидерства, авторитетом?

(То же самое индивидуально, в парах и в группе.)

Упражнение «Определения лидерства»

Учитель: Давайте определим тогда, кто же такой настоящий лидер? Может быть, вам известны определения из словарей или специальной литературы.

(Учитель может выписывать основные слова на доске.Затем из всех определений выбрать наиболее простые и понятные для учащихся)

3. Работа с групповым сплочением

Игра «Паутинка» (или «Гордиев узел»)

Учитель: Ребята, сейчас вы становитесь в тесный круг и протягиваете руки к его середине. По моему хлопку вы беретесь за руки так, чтобы у каждого в левой и правой руке оказались руки других участников (но не соседей справа и слева). А потом вам нужно будет распутаться, не разнимая рук.

Игра «Перестройки»

Первое задание

Учитель: Сейчас вам необходимо построиться по размеру обуви (молча). Справа от меня ребята с самым большим размером обуви, а у крайнего слева должен быть самый маленький размер.

После выполнения этого и следующих заданий происходит проверка правильности выполнения и обсуждение:

Как вы себя ощущаете? Справились? Почему? Что помогло?

Второе задание

Учитель: А теперь постройтесь по цвету глаз (молча). Справа от меня — самые светлые, а слева — самые темные.

Третье задание

Учитель: Сейчас самое интересное. Вам необходимо построиться по росту. Справа от меня — самый высокий, а слева — самый маленький. Причем сделать это нужно молча, с закрытыми глазами.

Общий анализ после этого упражнения включает обсуждение следующих вопросов:

— Как вы себя ощущаете?

— Что вам понравилось больше всего?

— Что было труднее всего выполнить?

— С чем связаны некоторые ваши неудачи в выполнении заданий?

— Успешен ли, по-вашему, результат?

— Что бы вы изменили, если бы у вас была возможность пройти все испытания сначала?

— Произошли ли какие-то изменения в группе после прохождения всех испытаний? Если да, то что изменилось?

— Что берем с собой?

4. Завершение

Что я сейчас чувствую?

Какой опыт я приобрел после этого занятия?

Внеклассное занятие №2 «Я - лидер!»

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала учащихся, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать.
Задачи:

  1. Выявить учащихся, обладающих лидерскими и организаторскими способностями;
  2. Отработать навыки групповой деятельности, развивать и реализовать творческие способности;
  3. Психологическая разгрузка.
    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, печатный материал, «ожерелье» из ленточек.
                                       Ход занятия.
        Перед началом занятия на каждого участника одевается «ожерелье», на котором закреплены несколько цветных ленточек. После выполнения определенных заданий, каждый вешает по одной ленте на ожерелье того человека, кто, по его мнению, в данном испытании наиболее ярко проявил лидерские и организаторские качества. Причем количество лент такого, что по завершению занятия у каждого участника на ожерелье остается хотя бы одна ленточка.
    1.Организационная часть.
  1. Приветствие «Я рад с вами общаться…».

Учащиеся вместе с учителем встают в круг, передавая из рук в руки предмет, поочередно называют свое имя и говорят фразу «Я рад с вами общаться», обращаясь при этом к рядом стоящему.

  1. Игра «Готовность к работе».

Сейчас по моей команде на счет три вы выбрасываете руки определенным способом: кулаки, ладони или скрещиваете на груди руки. Итак, спасибо, вы помогли мне узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу.
Кулаки – это высокая степень агрессии. Руки скрещенные – нежелание работать, а открытые ладони – вы готовы к работе.
2. Сообщение темы занятия, вступительное слово.

- Тема нашего сегодняшнего занятия – «Лидерство».
- Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: “Кто такой лидер, какими качествами он должен обладать?” У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера.

- Если кто-то из детей рождается лидерами, а кто-то рождается ведомым, значит ли это, что лидером нельзя стать, можно ли научиться лидерству?  (ответы детей)

- Многие люди стали в своей жизни сильными и уверенными лидерами, хотя в детстве лидерскими особенностями вовсе не отличались.

С чего же начать формирование лидерских качеств? Как показывает опыт, книги по лидерству приносят немного пользы. Будучи прочитанными, они вновь возвращаются на книжную полку, а жизнь течет своим чередом. И это неудивительно, поскольку лидерство, а тем более, формирование лидерских качеств — это практический навык, отрабатывать который качественно можно и нужно вместе с другими людьми.

- В каждой группе, когда она сформирована, появляется такой тип людей, которые могут влиять на настроение и отношения внутри группы, на психологический климат. Эти люди — лидеры. Скажите, пожалуйста, а кто такой лидер? (Ответы детей)

Лидер (от англ. ведущий, руководитель) – глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать лидер? (Ответы детей)

«ЛИДЕР»- ведущий – человек, способный вести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится «выложиться» для достижения цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружающих.

Лидер – это человек с активной жизненной позицией, а что должен уметь такой человек?

(Ответы детей)

Перед вами звезда лидера, которую нам предстоит сегодня зажечь. Напишите на лучах звезды - что на ваш взгляд должен уметь лидер. Время работы – 1 минута.

(Дети на лучах звезды пишут умения и сдают учителю)

Лидер - это человек, который многое должен уметь и знать. А какими качествами такой человек должен обладать?

1 - минута на шум, чтобы вы подумали и записали на листах, а потом озвучили качества лидера. (На доске нарисованы 3 ромашки, на лепестках которой будут записываться качества, от каждого микро-коллектива будет приглашаться ребёнок, который будет писать на доске).

В книгах А.Н. Лутошкина и Л.И. Уманского приводятся общие качества лидера (ими обладают не только лидеры, но и те, кто может стать лидером):

  • активность – умение действовать энергично, напористо.
  • инициативность – творческое проявление активности.
  • общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми.
  • сообразительность – способность доходить до сути явления, видеть их причины и следствия, определять главное.
  • настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца.
  • самообладание – способность контролировать свои чувства, своё поведение в сложных ситуациях.
  • работоспособность – выносливость, способность вести напряжённую работу.
  • наблюдательность – умение видеть, отмечать детали.
  • самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя.
  • организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

- Вот такими качествами должен обладать лидер.
3. Основная часть занятия. Игры по выявлению лидеров в группе.
Для начала давайте все встанем в круг и возьмёмся за руки и сделаем упражнение «Импульс», чтобы настроиться на групповую работу. (Все участники встают)

1. Упражнение «Импульс».

Сейчас по моей команде мы отправим импульс любви,  доброты и активность на творческую работу. Я пожимаю руку моему соседу справа, он своему соседу справа и т.д., пока этот импульс не вернется ко мне. Очень важно делать это упражнение улыбаясь, представляя, что через Вас действительно проходит импульс, делающий Вас счастливее и Вы, приумножая, посылаете его дальше.
Теперь все закрыли глаза, и мы повторим это упражнение в обратную сторону. Молодцы! А сейчас самое главное! Импульс пойдет от меня одновременно сразу в обе стороны. И на ком он сойдется – будет самым счастливым человеком, по крайней мере, на сегодняшний день.
Кто у нас сегодня самый счастливый человек? Давайте мы его «искупаем» в лучах славы (дружные аплодисменты).
Прошу всех сесть на свои места.  (Учащиеся садятся по кругу, учитель встает в центр круга).

1. Игра «Узнаем друг о друге больше»

Сейчас у нас будет возможность лучше узнать друг друга. Предлагаю поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, у кого есть сестра" и все, у кого есть сестра; должны поменяться местами

  • У кого есть брат;
  • У кого родители работают в школе;
  • Кто летом отдыхал на море;
  • У кого одинаковый знак зодиака;
  • У кого дома есть кошки;
  • Кто считает себя лидером.
    2. Следующая игра называется «Молекула».

Прошу всех встать так, чтобы вам было удобно. После того как я скажу фразу: «Молекулы - хаос» вы начинаете двигаться в произвольном направлении, перемешиваясь. Когда скажу: «Молекулы-четыре» вы должны быстро объединиться в группы по четыре.
3, 5, 7, 10.

3. Игра «Дрозд».

Молодцы, а теперь  встаньте в два круга - внешний и внутренний, лицом к друг другу. Сейчас мы будем произносить следующие слова с соответствующими движениями: «Я – дрозд, ты – дрозд, (показывает на себя, потом на партнера) У меня нос, у тебя нос, (дотронуться до своего носа, потом до носа партнера) У меня щечки алые, у тебя щечки алые, (дотронуться до своих щек, потом до щек партнера) Мы с тобой два друга, любим мы друг друга!» (обнимаются) Затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг.
 -  А теперь, ребята, я вас попрошу, чтобы вы повесили по одной ленте на ожерелье того человека, кто по вашему мнению в данном испытании наиболее ярко проявил лидерские и организаторские качества.
Игры на выявления лидера

  1. Игра «Карабас».
    Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится учитель, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово «КАРАБАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев».
    Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.
  1. Игра «Сделай шаг вперед».

Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1.
(Лидеры – организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.)

  1. Игра «Командная».

Ребята разделитесь на две равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название.
Сейчас вы будете выполнять задания после того, как я скомандую: «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание. 
Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. Вам на это 20 секунд. Начали!

( Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться.Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.)
Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали полкоманды. Начали!

( Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.)
Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и заяц. Итак, кто быстрее?! Начали! 

(Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль зайца.Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.)
Задание четвертое. Ребята представьте, что все вы – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать фотографа. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается дедушка, он тоже может участвовать в расстановки членов семьи. Вы сами должны решить, кому кем быть и где стоятьПосле распределения ролей и расстановки членов семьи фотограф считает до трех. На счет три! все дружно и очень громко кричат сыр и делают одновременный хлопок в ладоши.
(Роль фотографа и дедушек обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других членов семьи. Эта игра может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах).
-  А теперь, ребята, я вас попрошу, чтобы вы повесили по одной ленте на ожерелье того человека, кто по вашему мнению  в данном испытании наиболее ярко проявил лидерские и организаторские качества.

Развитие лидерских качеств – это сложный и долгий процесс, над которым стоит очень хорошо потрудиться. Да, бывают люди, которым это дано от рождения, будем считать, что им крупно повезло. Если вы не лидер от природы – не отчаивайтесь, это всегда можно исправить, главное упорно следовать правилам.
Итоги занятия. Рефлексия.

А сейчас давайте встанем в круг и передавая медвежонка, ответим на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти игры?”.
По количеству ленточек на «ожерелье» определяются те ребята, которые наиболее ярко смогли продемонстрировать свои лидерские и организаторские качества в работе с группой.
Итог. Лидерами не рождаются, ими становятся. Лидер демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния в решении какой-либо задачи, владеющий организаторскими способностями, умение организовать людей, убедить их на выполнение общего дела, берущий ответственность за себя и других.

Приложение. Фото

Фото                                                                                                                 ПриложениеC:\Users\admin\Desktop\Кто такой лидер\20210307_110137.jpgC:\Users\admin\Desktop\Кто такой лидер\20210307_110544.jpgC:\Users\admin\Desktop\Кто такой лидер\20210307_110555.jpgC:\Users\admin\Desktop\Кто такой лидер\20210307_110610.jpgC:\Users\admin\Desktop\Кто такой лидер\20210307_110616.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Что такое экология"

Цель: дать понятие об экологии, как науке о связях живой и неживой природы.Задачи:  привлечь внимание учащихся к проблемам экологии, показать, что и они могут кое-что сделать для улучшения среды ...

конспект внеклассного занятия Кто такие вепсы.

жизнь быт традиции вепсов. кто такие вепсы....

Внеклассное занятие:"Что такое Родина"

Это внеклассное занятие на тему: "Что такое Родина" может быть использовано в группе продленного дня для детей 8-10 лет....

Описание проекта "Кто такой лидер?"

Проект "Кто такой лидер?" был разработан в рамках районного конкурса "Классный, самый классный"....

Внеклассное занятие "Что такое космос"

Представлен конспект занятия по теме "Что такое космос "...

Внеклассное занятие " Что такое счастье" 2020г.

Занятие для учащихся 1-4 классов. Включены игры, тренинги ,мультфильм" как ослик искал счастье"....

Конспект внеклассного занятия "Мы такие разные, но всё-таки мы вместе" для 3 класса (по программе "Паруса Поволжья")

ЦЦели:- познакомить учащихся с понятием «толерантность»,- показать детям значимость отношений между людьми.- воспитывать в детях уважение, внимательность по отношению к окружающим людям....