конспект внеклассного занятия Кто такие вепсы.
план-конспект занятия (3 класс) на тему
жизнь быт традиции вепсов. кто такие вепсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат №28 основного общего образования
Калининского района города Санкт-Петербурга.
Конспект внеклассного занятия
Тема: «Кто такие вепсы»
3 класс.
Автор-составитель
Кравченко Наталия Алексеевна
Воспитатель ГПД
Санкт-Петербург. 2016 год.
Цель: Освоение обучающихся ценностей народной, традиционной культуры, быта вепсского народа.
Задачи:
1.Формирование первоначальных представлений о культуре, традиции быта вепсского народа.
2.Формирование патриотических чувств:
уважение к истории жизни вепсского народа, толерантное отношение к людям другой культуры.
3.Формирование коммуникативной компетентности школьников, развитию умения вести диалог, готовность к сотрудничеству.
4.Развитие информационной культуры младших школьников, возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.
Подготовительная работа:
обсудить с детьми тему, найти нужную информацию, распределить роли, элементы народного костюма.
Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, презентация, 10медалий для аукциона, поделки из бересты, лапти, вепсская кукла, изделия гончарных мастеров.
Ход занятия:
Нам выпало счастье жить в России. Стране необъятных просторов, древней истории, богатой культуры.
К нам сегодня приехали гости. Они живут в России, рядом с нами.
Стихотворение.
Утро, пробуждается природа.
Первые рассветные лучи
На воротах древнего поселка
Отблески оставили свои.
Здесь живёт народ высокий и красивый-
Светлоокие и сильные мужи.
(входят учащиеся в народных костюмах).
-Здравствуйте, гости! Проходите.
I ученик:
Тервхен адивод!
II ученик:
-Чомад лапсед миялэ тулиба!
Как вы думаете, что они сказали? (не знаем) Какой возникает вопрос?
Кто эти ребята, если они живут в России? На каком языке они разговаривают, что это за народный костюм на них одет?
-Мы сказали: «Здравствуйте! Как хорошо, что мы к вам пришли.
Говорим мы на вепсском языке. Есть такая малая народность-вепсы. Проживаем рядом с вами в Ленинградской области. Хотели пригласить вас к нам в гости.
-На каком транспорте к вам можно добраться и где вы живёте?
-Сейчас мы вам всё расскажем.
Добраться можно на автобусе или на электричке. Маршрут мы вам оставим.
И так мы начинаем небольшую экскурсию.
I ученик:
Много лет назад на нашей земле жил народ, который назывался вепсы. Вепсы (vepsad,veps) происходят от летописной веси, одного из небольших
угро-финских племён, которое в начале нашей эры пришло в Межозёрье территорию между Онежским, Ладожским и Белым озёрами.
II ученик:
Предки вепсов, известные по летописям, как «гудв» и «весь» образовали вместе с Русью племенной союз, ставший основой русского государства. В советские годы вепсские земли были административно поделены между Вологодской и Ленинградской областями, а также Карельской АССР. В 1927 году в Карелии был образован Шелтозёрский, а в 1931 году в Ленинградской области национальные районы. Таким образом сейчас у Вепсландии по сути две столицы.
III ученик:
Одна тянутся вдоль реки. На правом берегу в центре посёлка в ряду двухэтажных домов возвышается обнесённая лесами деревянная церковь. Памятник архитектуры XIX века.
I ученик:
В Карельском селе Шелтозеро сохранилась традиционная вепсская изба. Сейчас там музей вепсского быта. Символом вепсской культуры является петух.
-Ребята, давайте поиграем.
Д/игра «Собери картинку»
(учащиеся собирают изображения старинной и современной утвари).
II ученик:
С глубокой древности вепсы в быту широко использовали бересту. Берестой устилали дно ямы для хранения рыбы, покрывали крыши домов, обтягивали треснувшие глиняные горшки. Из бересты изготовляли предметы домашнего обихода: кошельки, корзины, солонки для сыпучих продуктов. Был развит гончарный промысел.
III ученик:
В народной религии вепсов можно обнаружить следы древнего почитания животным, птицам, рыбам. Как и у других народов у них существовал культ медведя, комплекс верований был связан с поклонением щуки. Почитался лес – из ольхи изготавливались посохи для колдунов, которые использовались в дни проведения свадеб и других обрядов.
I ученик:
На столе «всему голова» был хлеб, а любимые открытые пироги назывались «эмягуз» из ржаного пресного теста с различными начинками. Эта ещё одна изюминка вепсской культуры.
II ученик:
С 1987 года стал проходить областной национальный праздник « Древо жизни».
Сюда на праздник съезжаются не только вепсы, но и карелы, ижорцы, жители окрестных районов. На празднике выступают фольклорные коллективы песни и танцы под открытым небом. Ярмарка, где можно приобрести сувениры изготовленные вручную умельцами деревень, а также угощения. Можно покататься на лодках по реке Оять, половить рыбу. Вепсы любят поиграть. Есть у них национальная игра «Тетёра шла».
-Давайте поиграем в эту игру.
III ученик:
Есть ещё у нас свой природный парк «Вепсский лес» -он раскинулся от Тихвина до Лодейного поля. Своеобразный музей под открытым небом. Особо охраняемая природная территория регионального значения площадью 190 тысяч га, образованный в 1999 году Правительством Ленинградской области. Вепсский лес -это загадочный край вепсов со своей историей и культурой. До сих пор основную часть этой территории занимает тайга. Только здесь можно найти редкую ягоду княжелику на вид похожую, на малину или ежевику, на вкус очень сладкую, а по запаху напоминающую ананас.
I ученик:
Вот и подошла к концу наша небольшая экскурсия. На память мы хотим вам подарить Вепсскую куклу. Это одна из самых древних обереговых кукол. Вепсская куколка -символ благополучия и достатка, а большая грудь -символ сытого, здорового ребёнка.
А сейчас небольшой аукцион для внимательных и любознательных. Разыгрывается 5 медалей.
«Самый любознательный». Их получат те, кто задаст вопрос нашим гостям. (Дети задают вопросы, гости отвечают).
1.Какие ещё были традиционные занятия? (традиционным занятиям мужчин была рыбалка и охота они заготавливали меха, ягоды, рыбу. Содержали лошадей и овец.)
2. Как выглядели вепсы? (древние арабские историки писали об этих людях: «Они с голубыми глазами и волосами, как лён»)
3. На вас надеты костюмы, расскажите о них. (у мужчин были рубахи с вышивкой по вороту, а штаны шили с узким шагом. В гардеробе у женщин было два наряда: сарафанный и юбочный.)
4. Какие животные есть в Вепсском лесу? (глухари, тетерева, медведи, лоси, кабаны, волки много птиц на реках и озёрах рыба.)
А теперь разыгрывается 5 медалей «Внимательный и наблюдательный». Их получат, те кто внимательно слушал гостей и ответят на вопросы.
1. К какой языковой группе относится вепсский язык?
1) к финно-угорской, 3) к балто-славянской,
2) к индоевропейской, 4) к уральской.
2. С 18 века вепсская территория оказалась разделённой между тремя губерниями. Найдите названия этих губерний.
Олонецкая, Новгородская, Ленинградская, Тихвинская, Московская, Ладожская, Киевская, Онежская, Лодейнопольская, Алеховщинская, Тверская.
3. Религия вепсов-это?
1) православное христианство, 3) к балто-славянской,
2) католическое христианство, 4) буддизм.
4. Основа жизнеобеспечения вепсов, их главное занятие -это?
1) земледелие, 3) рыболовство,
2) лапти, 4) кузнечное дело.
5. Символом вепсской культуры является?
1) петух, 3) медведь,
2) кошка, 4) волк.
6. Как называется областной национальный праздник? (древо жизни).
Мы рады, что в вашем классе, так много внимательных и любознательных. Мы с вами прощаемся и надеемся, что мы с вами не потеряем связь и будем обмениваться информацией. Мы говорим вам на вепсском языке до свидания.
-НЯГЕМОЙ!
Мы сказали до свидания
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины,
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
Ребята! К нам в класс снова заглянуло солнышко. Оно хочет знать, как вы чувствовали себя на занятии? Если вам понравилось занятие, и вы хотите узнать ещё больше о наших гостях прикрепите на солнышко весёлый смайлик, а если грустно и неинтересно, то прикрепите грустный смайлик. Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Список литературы.
1. Малиновская. З.П. Из материалов по этнографии вепсов.
2. Патрушев.В.С. Финно-угры России. Йошкар-Ола, 1992 г.
3. Пименов. В.В. Вепсы (статья из справочника).
4. Пименов. В.В. М.-Л., 1965 г.
5.Рябини. Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. 1997 г.
6. Строгальщикова. З. И. «Проблемы истории и культуры вепсской
народности», Петрозаводск, 1989 г.
7. ru.wikipedia.org| wiki Угр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие "Что такое экология"
Цель: дать понятие об экологии, как науке о связях живой и неживой природы.Задачи: привлечь внимание учащихся к проблемам экологии, показать, что и они могут кое-что сделать для улучшения среды ...
Конспект внеклассного занятия на тему: "Есть такая профессия – Родину защищать"
Конспект занятия по ознакомлению с военными профессиями на тему «Есть такая профессия – Родину защищать» Цель: расширять знания детей о Российской А...
Методическая разработка: конспект внеклассного занятия в 3 классе для слабослышащих учащихся с нарушением интеллекта (вариант 2.3), 3 класс. Тема: "Что такое дружба".
Конспект для проведения занятия для детей, обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ по АООП (вариант 2.3 для слабослышащих и позднооглохших с лёгкими нарушеними интеллекта). Материалы таккже могут использоваться д...
Конспект внеклассного занятия (классного часа) на тему: «Что такое дружба?»,
Конспект внеклассного занятия (классного часа)на тему: «Что такое дружба?»,...
Конспект внеклассного мероприятия "Что такое хорошо? Что такое плохо?"
Цели:- Разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки,закрепить знания о своих, чужих вещах.- Разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие&r...
Конспект внеклассного мероприятия "Что такое хорошо? Что такое плохо?"
Цели:- Разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки,закрепить знания о своих, чужих вещах.- Разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» ...
Конспект внеклассного занятия "Мы такие разные, но всё-таки мы вместе" для 3 класса (по программе "Паруса Поволжья")
ЦЦели:- познакомить учащихся с понятием «толерантность»,- показать детям значимость отношений между людьми.- воспитывать в детях уважение, внимательность по отношению к окружающим людям....