Экология. Сохраним нашу планету
методическая разработка (2 класс)
«Сохранить природу – сохранить жизнь».
Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения. Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином. Многие действия людей наносят большой ущерб природе, и природа подаёт сигнал о спасении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsova_nv_2_a_zanyatiya.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Экология. Сохраним нашу планету"(2 класс)
Составитель: Кузнецова Наталья Викторовна
воспитатель группы продлённого дня
Цели и задачи:
- Расширять знания учащихся об экологическом кризисе, дать представление о природном равновесии и роли человека в сохранении этого равновесия;
- Развивать у детей наблюдательность, обучать правильному поведению в природе, выявлять случаи негативного отношения человека к природе, расширять знания учащихся об экологических проблемах, познавательную активность, логическое мышление.
- Продолжить воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающему миру, формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.
- Развивать у детей навыки по поиску самостоятельного решения проблемы, развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы, воспитывать экологическую культуру, активность, самостоятельность.
Ход занятия:
I. Организационный момент
(Звучит музыка, слышны голоса птиц, журчание воды.)
Воспитатель:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло- голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг - … (Природа)
II. Актуализация знаний
- А теперь я вам предлагаю сделать «разминку», чтобы нам было легко прийти к новым открытиям.
Куда приведёт нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать
1.Отражение звуков от предметов. (Эхо)
2.Нос долог, голос тонок,
Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)
3.Раскудрявые овечки,
Ходят в летний день,
Над речкой. (Облака)
4.Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)
5. Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Я — … (Осень)
6. На нём уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И северный полюс там тоже найдёшь,
А если захочешь — в руках унесёшь. (Глобус)
7. Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
8. Чем больше из неё берёшь,
Тем больше она становится (Яма)
- Какое слово получилось по вертикали? (ЭКОЛОГИЯ)
III. Создание проблемной ситуации
- А вам знакомо слово экология?
- Что оно обозначает?
- Чему посвящено наше сегодняшнее занятие?
IV. Работа по теме занятия
1.Побуждающий диалог от проблемной ситуации.
- Кто же знает, что такое экология?
Экология в переводе с греческого языка означает наука о доме, то есть наука о природном доме. Экология - сложная наука, которая использует знания из многих других наук: географии, биологии, климатологии. Экология – это наука о том, как сохранить нашу планету.
Эпиграфом сегодняшнего занятия я предлагаю строчку из стихотворения Роберта Рождественского: «Сохранить природу – сохранить жизнь».
Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения. Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином. Многие действия людей наносят большой ущерб природе, и природа подаёт сигнал о спасении.
- Нужна ли вообще эта наука? Давайте вместе попробуем с вами ответить на этот вопрос.
2. Работа в группах
Вы, ребята, сели по группам, я надеюсь, что вы дружно, слаженно, помогая друг другу, сообща, умея слушать и слышать, выполните все задания и приобретёте много нового для себя.
У вас на столе в конвертах лежат картинки и карточки красного и зелёного цвета.
Задание: распределите картинки в две группы: на зелёную карточку-те изображения, на которых, по вашему мнению, изображено хорошее для природы, на красную – плохое, чем мы наносим ущерб. Постарайтесь свой ответ аргументировать.
3. Проверка.
Физкультминутка (под музыку)
V. Совместное открытие новых знаний.
- Ребята, посмотрите, сколько мы делаем положительного, а сколько отрицательного для природы. Вы удивились?
- Действительно, человек своей деятельностью наносит непоправимый вред природе. Этот вред можно сравнить с ранами, которые получает сам человек.
-Вспомните, были ли у вас случаи, когда вы порезали палец, ударились? Что вы испытывали при этом?
- Как долго заживали ваши раны?
-Есть ли среди вас дети, которые ломали руку или ногу?
- Как долго заживала эта рана?
Вот и в природе так же. Человек может нанести ей малые раны, которые достаточно быстро заживут. А могут быть и большие раны, на восстановление, которых уйдут годы. Бывают такие раны, которые не лечатся вообще.
- Кто наносит природе именно такие раны?
Да, к сожалению, чаще всего эти раны наносят дети. Они рвут цветы, ловят бабочек, пугают птиц на гнёздах, ломают ветви деревьев. Уходя из леса, эти «гости природы» оставляют там мусор, не затушенные костры. Если рядом не оказалось взрослых, объяснивших вред такого поведения, то эти дети вырастают и становятся теми самыми взрослыми, которые наносят природе большие раны.
- Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная со студёной водой.
Бежит она, струится,
Сверкает и журчит…
Зарю встречают птицы,
Кружатся у ракит.
Щебечут над волною.
Ой, небо голубое!
Ой, реченька – река!
- А вам, ребята, хотелось бы напиться студёной водицы из этой речки?
К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки -наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что она стала разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…
Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой-тонкой,
Обмелела на глазах.
1.Сценка
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. (Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтом цветной рыбки).
Жёлтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка:На берегу нашей речки построили завод и провели к воде 2 трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему жёлтая, как лимон?
Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс с берега мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка, почему такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, брёвна, даже колёса. Он такой натуги я и краснела, и зеленела. И синела… Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.
Красная рыбка: Ой, смотрите-ка, кто это?
Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких не видела.
Чёрная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Чёрная плёнка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.
Красная рыбка: Что же нам делать, как дальше жить?
Чёрная рыбка: А может, ребята помогут? Как очистить реку?
- Ребята, вы внимательно послушали рыбок. Вспомните от чего река стала цветной?
Источники загрязнения воды:
Сточные воды заводов.
Разлив нефти.
Мусор с кораблей.
- Как можно очистить реку?
- Как сохранить чистой воду в реке?
- А что делать с заводами, ведь без них не могут прожить люди? Не могут жить люди не пользуясь бумагой, мебелью и другими предметами, которые изготавливают из древесины. Как же быть?
Текут ручьи, звенят их голоса.
Я слышу леса гул и птичье пенье.
Земля нам дарит щедро чудеса
И ждёт взамен труда и удивленья.
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
- Чтобы спасти одно дерево, нужно сдать 60 кг макулатуры. Наш класс собрал 600 кг макулатуры. Мы с вами спасли 10 деревьев. А вся наша школа – 300! Это целый сад!
А сейчас закройте глаза и представьте, каким будет наш школьный сад через 5 лет.
Физкультминутка для глаз.
2.Экологический рассказ «Воскресенье в лесу»
- Я прочитаю вам рассказ, а вы найдите ошибки, допущенные школьниками.
«За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая через лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петрик и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж». «Все равно – гадина!» - ответил Петрик.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!»
3. Работа в группах.
- Совместно группой обсудите ошибки, которые сделали школьники.
4. Отчёт групп.
Ошибки:
- В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.
- Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т. к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.
- Для костра собирается сушняк, а не ломать ветки.
- Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу. Надо забрать домой и выбросить в мусорный бак.
- Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.
- Брать птиц не следует – в неволе они погибнут.
- Луговые и лесные цветы брать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна.
VI. Итог.
Ребята, кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не причинит вред животному.
Любите и берегите Землю, на которой вы живёте. И она вернёт вам заботу о себе хорошим здоровьем, щедрым урожаем, весёлым пением птиц.
- А какие вы сделали для себя выводы?
- На какой вопрос мы хотели ответить в начале занятия?
- А как бы вы ответили:
- Что же такое экология?
- Какие цвета преобладают в природе?
- Что это вам напоминает? (радугу)
VII. Рисование радуги.
VIII. Выставка рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Сохраним нашу планету цветущей" 1 класс
Экологический проект "Сохраним нашу планету цветущей" 1 класс...
Открытое мероприятие "Сохраним нашу планету"
Как сохранить нашу Планету, землю....
Классный час «Сохраним нашу Планету!»
Классный час «Сохраним нашу Планету!»Цель: привлечь внимание учащихся к бережному и правильному отношению к родной природе.Задачи: учить оценивать свои поступки и поступки окружа...
Сохраним нашу планету.
Материал для классного часа. Можно использовать также во внеурочной деятельности и на уроках окружающего мира. Экологические проблемы нас преследуют постоянно, поэтому необходимо чаще с детьми обсужда...
Сохраним нашу планету вместе!
Воспитание у детей к бережному отношению к природе и зверям....
Внеклассное мероприятие "Как сохранить нашу планету"
Внеклассное мероприятие "Как сохранить нашу планету" для учеников начальной школы....
Проект «Сохраним нашу планету»
Проект направлен на экологическое воспитание....