РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Истоки» 2021-2022уч.г.
рабочая программа (3 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Истоки» 2021-2022 уч.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsiokulturnye_istoki3_klass.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Истоки»
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом ООП (название образ.учреждения)
Курс «Истоки» соответствует требованию ФГОС НОО (далее – Стандарт), который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.
Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Методологическую основу данной программы составляет социокультурный системный подход в образовании. Он позволяет:
- Развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
- Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;
- Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности. Образовательный процесс основан на системно – деятельностном подходе, что соответствует основным идеям Стандарта.
Содержательной целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
В качестве задач выдвигаются:
- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
- оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
- развитие мотивации к саморазвитию.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы.
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:
- овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
- приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие управленческих способностей;
- наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
- развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
- создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
Обобщенный результат освоения обучающимися курса «Истоки» и основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»), который представлен в Стандарте:
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Главные цели курса.
- В 3 классе являются:
- - Освоение ребенком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека.
- - Актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи.
- - Содействие развитию этнического самосознания ребенка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека.
Содержание программы.
Программа курса «Истоки » охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий.
3 класс.
В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Тематика программы в 3 классе является продолжением изученного в 1-ом и 2-ом классах. Доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии данного курса. Программа призвана подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России.
35 часов
Тема «Вера» (9 час.)
ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.
ВЕРНОСТЬ - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Что означает - жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.
Тема «Надежда» (8 час.)
НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.
СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
Тема «Любовь» (10 час.)
ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
РАСКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Раскаяние ведет к очищению. Раскаяние любви учит.
Тема «София» (8 час.)
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд.
ИСТИНА - неложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. София - Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Раскаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.
Методические и учебные пособия
- И.А. Кузьмин, Л.В. Камкин. Программа учебного курса «Истоки» (1-4 классы) (Истоковедение. Том 1. Издание 3-е. дополненное. 2010, с. 57-76; Истоковедение. Том 5. Издание 4-е. дополненное. 2009, с. 13-32).
- А.В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2010).
3. Котельннкова Н.В.. Твардовская НЮ. Истоки Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки», 2010).
Календарно-тематическое планирование3 класс. | Дата | ||||||
Тема «Вера» ( 9 часов) | по плану | факт. | |||||
1. | Вводный урок. | Четыре основные категории третьего класса : Вера, Надежда, Любовь, София. | Вера –полное признание, убеждение. Надежда- твердая уверенность. Любовь- сердечная привязанность. София- высшая мудрость. | Р.К. «Какие знания дает предмет «Истоки». | 01.09. | 01.09. | |
2. | Вера. | Вера. Доверие. Уверенность. Признание. Православная вера. Заповеди. Нравственность | Вера лежит в основе всего. Нет человека без веры. Вера Разума знаниям. Вера Сердца добрым нравам. Вера Души Богу, идеалам. Вера без дел мертва. | Работа в парах « Что соединяет вера?» | 08.09. | 08.09. | |
3. | Вера. | Работа в парах «Правила нравственности». | 15.09. | 15.09. | |||
4. | Верность. | Верность. Присяга. Клятва. Чувство долга. | Верность-знак веры. Верность Отечеству, Слову, Делу. Знаки верности- присяга, клятва, выполнение обещания, долг памяти. Вера живет в верности. | Р.К. «Верность Родине». | 22.09 | 22.09 | |
5. | Верность . | Работа в парах «Что помогает нам хранить верность ?» ( оценивающий) | 29.09. | 29.09. | |||
6. | Правда. | Правда. Жить по правде. Праведный труд. Правдивое слово. Путеводный образ. Справедливость. Правосудие. | Правда в деле, образе, слове. Правда-путь веры, верный путь. Жить по Правде трудно, но к этом у всегда стремились самые достойные из наших предков. | Работа в парах «Пословицы о правде» | 06.10. | 06.10. | |
7. | Правда. | Р.К. «Какой образ является путеводным для тебя ?» | 13.10. | 13.10. | |||
8. | Честь. | Честь. Репутация. Честность. Почести. Береги честь смолоду. | Признание и благодарность людей. Честь- награда за веру и верность, следование правде. Достойные награды на земле. | Работа в парах «Честь». Р.К. «Береги честь смолоду». | 20.10. | 20.10. | |
9. | Обобщающий урок. | Вера- убеждение, полное признание. Иметь Веру- значит доверять, вполне верить, твердо веровать. Верность- знак веры. Правда-путь Веры. Честь – награда за веру. | Работа в парах «Честь по заслугам». (оценивающий.) | 27.10. | 27.10. | ||
Тема “Надежда” (8 ч) | |||||||
10 . (2ч) | Надежда | Надежда на опыт предыдущих поколений. Надежда на свои силы. | Надежда – непреклонное стремление к доброму исходу дела, которому доверяем и в которое верим. Доверие к опыту предков становилось правилом жизни. | Р.К. Как в жизни человеку помогает надежда? (развивающий) | 10.11 | 10.11 | |
11 . | Надежда | Надежда на правду. Надежда на Бога. | Надежда устремлена к доброму исходу дела. Стоящее на правде дело обязательно завершится добрыми плодами. | Работа в четверке. Что укрепляет надежду? (развивающий) | 17.11. | 17.11. | |
12. | Согласие | Согласие в слове (единомыслие) Согласие в чувствах (единодушие). Согласие в деле (внешнее согласие). | Согласие – главное условие доброй надежды. Следование добрым советам старших. | Р.К. Строительство моста (развивающий) | 24.11. | 24.11. | |
13. | Согласие | Согласие разума, воли, чувств (внутреннее согласие) | Духовная красота рождается из согласия разума, воли, чувств. Это согласие строится на вере, надежде, любви и Софии. | Работа в четверке. Согласие в деле. (развивающий) | 01.12. | 01.12. | |
14. | Терпение | Терпение. Без терпения нет умения | Терпение – умение надеяться и ждать, стойкое перенесение испытаний и трудностей. Терпение – ключ к успеху в любом деле. | Работа в четверке. В каких делах необходимо терпение. (оценивающий) | 08.12. | 08.12. | |
15. | Терпение | Терпение и надежда рядом идут. Сострадание. | Терпение – высший подвиг человека, ежедневное внутреннее движение от зла к добру, великий труд души. Терпение делает человека сильным, выносливым. | Р.К. Самый терпеливый человек (развивающий) | 15.12 | 15.12 | |
16, | Послушание | Послушание совести. Послушание людям. Родительское наставление. Послушание власти и закону. | Послушание – опора терпения и надежды, опыту предков. Послушание в качестве твердости характера, силы воли. | Работа в четверке. Послушание (развивающий) | 22.12. | 22.12. | |
17. (3чет) | Обобщающий урок | Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Законопослушание. | Общая надежда достигается при общем согласии, терпении, послушании. | Работа в четверке. Надежда – устремление к доброму исходу дела (оценивающий) | 12.01. | 12.01. | |
18. | Любовь | Любовь к ближнему. Дружба. | Любовь – доброе отношение и забота, созидательный труд души и тела. | Работа в четверке В чем проявляется любовь к ближнему? (развивающий) | 19.01. | 19.01. | |
19. | Любовь | Любовь – сердечная привязанность. Святая любовь. | Мир семейной любви. Супружеское, родительское, братское единение. Отеческая любовь Бога к человеку. | Р.К. Почему любовь – это труд души? (развивающий) | 26.01 | 26.01 | |
20. | Милосердие | Милосердие в деле. Благотворительность. Сострадательность. | Милосердие – дела любви. Милость сердца. Милость – желание добра кому-либо, щедрость | Р.К. Милосердие (развивающий) | 02.02. | 02.02. | |
21. | Милосердие | Милосердие в слове. Сердечное утешение. | Искреннее и доброе слово утешения. Сестры милосердия. | Работа в четверке. Слово о милосердном человеке (развивающий) Р.К. В чем проявляется твое милосердие? Р.К. | 09.02. | 09.02. | |
22. | Доброта | Доброта истинная. Добрые слова. | Доброта – образ любви, Природная склонность человека к добру и благу, добросердечию. | Работа в четверке. Доброта истинная и ложная (развивающий) | 16.02. | 16.02. | |
23. | Доброта | Доброжелательность и добрые дела | Добрый человек в добре проживает век. Жизнь дана на добрые дела. | Работа в четверке. Добрые дела (оценивающий) | 02.03. | 02.03. | |
24. | Покаяние | Покаяние. Чувство вины. Стыд. Раскаяние. | Покаяние – вершина любви, подвиг очищения и отречения от зла. | Работа в четверке. Покаяние (развивающий) | 09.03. | 09.03. | |
25. | Покаяние | Покаяние и любовь. Притча (рассказ со скрытым смыслом) | Путь Покаяния .Ступени Покаяния. Прощеное воскресение. | Работа в четверке. На пути покаяния (развивающий) | 16.03. | 16.03. | |
26. | Обобщающий урок по теме | Вера. Надежда. Любовь. | Взращивание сада добродетелей в душе человека – нелегкий, но благородный труд и подвиг. | Работа в четверке. Сад добродетелей. (оценивающий) | 23.03. | 23.03. | |
27. 4четв. | Ум да разум | Ум. Разум. | Ум хранит, наблюдает, постигает. Разум смысл постигает. Ум без разума беда. | Работа в четверке. Ум да разум (развивающий) | 06.04 | 06.04 | |
Тема “София” (7ч) | |||||||
28. | Ум да разум | Ум да разум. Святые Кирилл и Мефодий. | Ум в ладу с сердцем – большая радость. Ум сердечный слышит голос совести. | Р.К. Святые Кирилл и Мефодий. (развивающий) | 13.04. | 13.04. | |
29. | Истина | Истина. Истина в слове. | Истина – подлинное, неложное знание. Истина живет в мудром ученом, священном слове. | Работа в четверке. Истина в деле (развивающий) | 20.04 | 20.04 | |
30. | Истина | Истина. Истина в образе. Истина в деле. | Истина в художественном образе, символе, условном рисунке, цвете, жесте, святом образе. Истовое дело. | Работа в четверке. Истина в слове (развивающий) | 27.04. | 27.04. | |
31. | Знание и мудрость | Знания. Верные знания. Мудрость, знание в слове. | Знание – плод учения. Грамотность – второе рождение человека. Мудрость – плод любви и сердца | Р.К. Как предмет “Истоки” помогает постигать истину (развивающий) | 04.05. | 04.05. | |
32. | Знание и мудрость | Знание в образе, символе. Знание в деле. Мудрость. | Отрасли в науке. Предназначение их в общем деле обустройства земли и человеческом сообществе. София – высшая мудрость. | Работа в четверке. Мудрые советы Владимира Мономаха (оценивающий) | 11.05 | 11.05 | |
33 | Почему Вера, надежда и любовь – родные сестры | Истоки веры, надежды, любви. | Вечное устремление человека к доброму исходу своих дел. Доверие к опыту предыдущих поколений. | Работа в четверке. Истоки победителя (развивающий) Работа в четверке. Что помогает идти тебе по дороге веры, надежды, любви? (оценивающий) | 18.05. | 18.05. | |
34. | Обобщающий урок за год | Вера, Надежда, Любовь – истоки Мудрости. | Никакие соблазны не в силах сокрушить Веру. Никакие угрозы не устрашают Надежду. Все испытания преодолеет любовь. Их никогда не оставит сердце. Премудрость Божия. | Р.К. Чему ты научился на уроках по предмету Истоки? (Итоговый ) | 25.05 | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы РМО начальных классов Усть – Абаканского района на 2021-2022уч.г.
quot;Нельзя кого -либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека" (К.Роджерс) Тема работы районного методического объединения...
Литературное чтение 3-А класс 2021-2022уч год
Литературное чтение 3-А класс 2021-2022 уч год...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир книг" 3 класс 2021-2022уч.г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир книг" 3 класс 2021-2022уч.г....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 3 класс 2021-2022уч.г
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 3 класс 2021-2022уч.г...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс 2021-2022уч.г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс 2021-2022уч.г....
План-сетка воспитательной работы 3а класс 2021-2022уч.г.
План-сетка воспитательной работы 3а класс 2021-2022уч.г....
Родительское собрание 3 класс 2021-2022уч.г.
Родительское собрание 3 класс 2021-2022уч.г....