Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс 2021-2022уч.г.
рабочая программа (3 класс)

Бондаренко Виктория Васильевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс 2021-2022уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_3_klass.docx162.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   

Согласовано                                                                                                     зам. директора по ВР                                                                                                   _____/С.Г. Насирова/

Рассмотрено на                                                                                                 методическом совете  школы  

Председатель

_____/ С.С. Кондрахина/                                                                                                Протокол № 5

от «21» мая 2021г.                                                                                                

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «СШ №5»

_____/Н.Н. Флерко/

Приказ № 505/1

от  «01» сентября 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

3 класс

Учитель:

Бондаренко В.В.

Нижневартовск

2021                                                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «ШАХМАТЫ»

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

3. Содержание курса внеурочной деятельности

4. Тематическое планирование

5. Календарно -тематическое планирование по курсу «Шахматы».

Уровень общего образования, класс: начальное общее: 3«А» класс

Количество часов в неделю: 1 час.

Количество часов в год: 34 час

      I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования на основе   программы внеурочной деятельности «Шахматы» (начальное образование), Автор: Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др./под ред. Горского Д.В.; Москва, «Просвещение», 2018 год.

Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности ( начальное образование) Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др./Под ред. Горского Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (ФГОС) М.: Просвещение, 2018. АКТУАЛЬНОСТЬ: Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.  

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

 Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Цель программы.

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

Обучающие:

- формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;

- формирование критического мышления;

- формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;

- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;

- овладение навыками игры в шахматы.

Развивающие:

- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;

- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)

Воспитательные:

- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:

 О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

 Шахматы это не только игра, доставляющая ученикам много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

 Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ученик, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному  

 раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизовать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

ВИД ПРОГРАММЫ – модифицированная.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ПРОГРАММЫ: 

Программа рассчитана на  год  обучения из расчета 1 часа в неделю. Всего: 34 часов в год.  

ПРОГРАММА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕЗАНЯТИЯ:

  1. теоретические (знакомство с шахматами, изучение каждой фигуры, ее роль, функции);
  2. практические (непосредственно шахматная игра, соревнования в группе).

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ:

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 1-4 классов. ОСОБЕННОСТ НАБОРА ДЕТЕЙ – свободный.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ:

  • групповая работа;
  • работа в парах;
  • индивидуальная работа;
  • практическая игра;
  • решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  • дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  • участие в турнирах и соревнованиях.

 

II. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

Личностные:  

  • Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.
  • Формировать  уважительное отношение  к иному мнению.
  • Учиться понимать свою роль, развивать  самостоятельность и ответственность.
  • Развивать навыки  сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Учиться относиться бережно к  материальным и духовным ценностям.  

Познавательные:

  • Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
  • Учиться использовать знако-символические средства представления информации.
  • Использовать различные способы поиска информации  на заданную на кружке тему.
  • Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами.
  • Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строить рассуждения, овладевать новыми понятиями.
  • Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах)
  • Учиться работать в  информационной среде  по поиску  данных изучаемого объекта. 

Коммуникативные:  

  • Активно использовать речевые средства в процессе общения   с товарищами во время занятий.
  • Учиться слушать собеседника, напарника по игре,  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.
  • Учиться договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные:

  • Овладевать  способностью принимать и сохранять  цели и задачи занятия.  
  • Находить способы решения и осуществления поставленных задач.
  • Формировать умение контролировать свои действия.
  • Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.

 

III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

 Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен начинающим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

         Содержание включает в себя следующие разделы:

  1. Шахматная доска. Шахматные фигуры. Знакомство с игровым "полем". (1 ч)
  2. Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы. (1 ч).
  3. Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре. (2 ч).
  4. Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы. (3ч). 
  5. Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов. (3 ч).
  6. Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия, типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации. (18 ч)
  7. Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии. Соревнования в группе. (6 ч).

На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ

ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 КЛАСС

 

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ,

ТЕМ

КОЛИЧЕСТВ О ЧАСОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Раздел 1. Введение (2 ч.) 

Шахматная доска.  

1  

Объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры.

Правильно расставлять фигуры перед игрой.

Знакомство и игровым "полем".

1

Раздел 2. Краткая история шахмат (1 ч.)

Краткая история шахмат.

Знакомство с шахматами, первые чемпионы.  

1 ч

Получить представление об истории  шахмат. Сравнивать, сопоставлять, анализировать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Развивать интерес  к жизни людей. 

Раздел 3. Ценность шахматных фигур (2 ч).

Шахматные фигуры.

Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре. 

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Понимать и объяснять термины: шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.  

Осваивать правила хода и взятия каждой из

фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Владеть принципами игры в дебюте. 

Раздел 4. Техника матования одинокого короля (2 ч).

Техника матования одинокого короля.

Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы. 

2 ч

Осваивать основные тактические приемы. Понимать и объяснять термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. Разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили. 

Раздел 5. Достижение мата без жертвы материала (3ч).

Достижение мата. Мат в один, два, три и более

ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов. 

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания. 

Раздел 6. Шахматная комбинация (18 ч).

Шахматные комбинации.

Разнообразие шахматной игры. Рокировка,

комбинации, ведущие к

достижению материального

перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль,

разрушение королевского прикрытия. 

18 ч

Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения. 

Раздел 7. Повторение (6 ч).

Повторение изученного в течение года.

Промежуточная аттестация. 

6 ч

Сравнивать, сопоставлять, анализировать, находить общее и различие. Обретать навыки игры.

Всего

34 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС

 

№ п/п

ДАТА

СОДЕРЖАНИЕ

КУРСА

 

 

КОЛИЧЕС

ТВО

ЧАСОВ

ЭЛЕМЕНТ СОДЕРЖАНИЯ

 

1

 03.09.

 

 

 03.09.

 

 

Шахматная доска.  

Знакомство с шахматами. Шахматная доска, ее внешний вид, количество белых и черных полей. Шахматные фигуры - основной материал игры. Их количество, функции каждой фигуры.

2

 10.09

 10.09

Знакомство с игровым

"полем".

3

17.09.

17.09.

Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы.  

1 ч

Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Сильнейшие юные шахматисты мира Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция. Запись позиций. Начальная позиция. Кодирование информации на шахматном материале. Краткая история создания шахмат. Первые чемпионы, как совершенствовалась игра с течением времени? 

4-5

24.09.

 

01.10.

24.09.

 

01.10. 

Шахматные фигуры. Основные функциональны е особенности фигур. Их роль в игре 

2 ч

Шахматные фигуры. Изучение отдельно взятой фигуры в шахматах, запись перемещений фигур, их роль. Ценность фигур. Единица измерения ценности.  Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на  доске, защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес, Легкие и тяжелые фигуры, качество. Аналогии шахмат с экономикой 

6-7

08.10.

15.10.

08.10.

15.10. 

Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы. 

2 ч

Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур.

Безопасность короля (короткая и длинная рокировка). Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Дидактические игры. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Упражнения. Запись ходов шахматных фигур – кодирование информации. Понятие о варианте. Логическая связка «если…то». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля Атака на корол. Централизация Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонталью. Вскрытие и запирание линий.

Техника матования одинокого короля. Что такое эндшпиль, миттельшпиль. Как правильно построить игру?

8-10

22.10.

29.10.

12.11.

22.10.

29.10.

12.11.

 

Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов. 

3 ч

Понятие о шахе Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шахи. Понятие мата. Обучение алгоритму матования в 1 ход. Понятие о пате. Сходства и различия  понятий мата и пата. Выигрыш, ничья, виды  ничьей.

Мат в один, два, три и более ходов. "Детский" мат, рокировка. Какую роль играет она в игре? Задачи на постановку мата в несколько ходов. 

11-27

19.11.

26.11.

03.12.

10.12.

17.12.

24.12.

3 четв.

14.01.

21.01.

28.01.

04.02.

11.02.

18.02.

25.02.

04.03.

11.03.

18.03.

25.03.

19.11.

26.11.

03.12.

10.12.

17.12.

24.12

3 четв.

14.01.

21.01.

28.01.

04.02.

11.02.

18.02.

25.02.

04.03.

11.03.

18.03.

25.03.

Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. 

17ч

Мобилизация фигур, борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте Гамбиты, пункт f2 (f7)в дебюте Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Игровая практика. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.

Шахматные комбинации. Король против нескольких фигур, ферзь против короля, ладья и ферзь против короля, ферзь и конь против короля. Параллельный мат. Мат двумя ладьями. 

28-34

4 четв.

08.04

15.04

22.04.

29.04

06.05.

13.05.

20.05

 

Повторение изученного в течение года. Промежуточная аттестация. 

7 ч

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, Открытое нападение, связка, виды связки и защита от нее. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций. Повторение. Закрепление изученного в соревновательной практике.

Всего

34 ч

 

 

VI.  ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

  • шахматные доски с набором шахматных фигур  
  • демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
  • шахматные часы
  • шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
  • шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

  1. Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2018.-40 с.
  2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск:

Духовное возрождение, 1999.

  1. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
  2. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
  3. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
  4. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОГРАММЕ 

  

  1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М. ПОМАТУР.- 2000.
  2. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.
  3. Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.
  4. В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .
  5. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-наДону: «Феникс», 2002. - 224с.
  6. Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.
  7. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, -1960.
  8. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.
  9. Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.
  10. В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.
  11. В.Хенкин  Шахматы для начинающих. М.: «Астрель».- 2002.
  12. О.Подгаец         Прогулки         по         черным         и         белым         полям.         МП         «Каисса         плюс»

Днепропетровск. – 1996.

  1. И.А. Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. -  1995.  
  2. Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. -  1966.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 3-А класс 2021-2022уч год

Литературное чтение 3-А класс 2021-2022 уч год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Истоки» 2021-2022уч.г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  внеурочной деятельности «Истоки» 2021-2022 уч.г....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир книг" 3 класс 2021-2022уч.г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир книг" 3 класс 2021-2022уч.г....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 3 класс 2021-2022уч.г

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 3 класс 2021-2022уч.г...

План-сетка воспитательной работы 3а класс 2021-2022уч.г.

План-сетка воспитательной работы 3а класс 2021-2022уч.г....

Родительское собрание 3 класс 2021-2022уч.г.

Родительское собрание 3 класс 2021-2022уч.г....