Программа ПДД начальная школа 2022-2023уч.г.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий - судьба ребенка и горе родителей.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Обучение правилам дорожного движения (далее ПДД) следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы МБОУ «СШ№5». Изучение правил осуществляется с 1 класса вне сетки часов учебного плана. В начале учебного года, а так же перед каждыми каникулами проводится необходимый в данное время года инструктаж.
Важную роль в изучении ПДД играют экскурсии. Организация их во многом зависит от хорошо продуманного плана. При планировании экскурсии надо четко определить цель, задачи, маршрут и в соответствии с этим разрабатывать план. В плане проведения экскурсии учитель должен предусмотреть: отбор и перечень объектов наблюдения, план маршрутов экскурсии и последовательность ознакомления обучающихся с объектами; распределение времени по этапам экскурсии. При этом нет надобности специально проводить экскурсию по ПДД, ведь в течение учебного времени учитель многократно водит детей в театры, кино, и т.д. – все эти походы можно использовать и для проведения целенаправленных экскурсий и тренингов по правилам дорожного движения.
Проверку знаний желательно проводить в форме соревнований по группам с использованием карточек с задачами и вопросами. При этом важно продумать использование учебно-наглядных пособий: макетов, моделей, кинофильмов.
Обучение ПДД можно включать в общий учебный процесс, т.к. в намеченную программами краеведческую тематику, особенно на уроках окружающего мира, входят и темы, связанные с движением на улицах и с изучением транспортных средств. На уроках трудового обучения и изобразительного искусства можно создавать тематические композиции, связанные с движением транспорта и людей по улицам города и т.д.
Наиболее распространенным методом ведения занятий является беседа в сочетании с практическими упражнениями с использованием схем улиц и дорог, учебного перекрестка. Во время бесед необходимо доводить до сведения учеников сводки о ДТП на улицах г. Нижневартовска, случаи нарушения ПДД учащимися школы, учить детей давать оценку таким нарушениям, но при этом беседы не должны носить характер запугивания школьников. Ребенок должен не бояться дороги и транспорта, а уметь пользоваться накапливаемым на занятиях опытом.
На занятиях обучающиеся:
- приобретают знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.);
- усваивают правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);
- учатся понимать сигналы светофоров и регулировщиков;
- усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;
- учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем (соблюдать правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);
- знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы (дороги).
Знания и навыки, полученные детьми в начальной школе, расширяются в средних и старших классах. Дается дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих обучающихся (приводятся конкретные примеры из жизни).
Для подготовки и проведения занятий учитель может привлекать сотрудников автоинспекции, водителей транспорта.
Цель программы:
- охрана жизни и здоровья детей,
- формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения,
- практическая отработка в урочной и внеурочной деятельности Правил дорожного движения.
Задачи программы:
1.Знакомство обучающихся с историей правил дорожного движения.
2.Развитие дорожной грамотности детей.
3.Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
4.Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
5.Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
Дети должны знать:
1.историю возникновения ПДД;
2.дорожные знаки;
3.сигналы светофора;
4.виды транспорта;
5.причины ДТП;
6.правила движения на велосипеде;
7.правила движения по дороге.
Дети должны уметь:
1.ориентироваться в дорожных ситуациях;
2.оценивать свое поведение на дороге;
3.объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Принципы, лежащие в основе разработки программы
- - систематическое изучение правил дорожного движения,
- - осознанность в их усвоении,
- - постоянное наращивание количества изученного материала в соответствии возрастными возможностями обучающихся.
Новизна программы
Заключается в том, что дети не только изучают правила дорожного движения. Им поручают изготовить технические и информационные материалы по ПДД, рисунки фрагментов дорог с дорожными знаками и разметкой, макеты, карточки, планшеты, составить рассказ, кроссворд. придумать и провести игру, инсценировку.
Срок реализации программы -11 лет
- Реализация программы достигается путём рациональной теоретической подготовки и закрепления знаний с помощью практических занятий, культурно-массовых мероприятий.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Организация в МБОУ «СШ№5» работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма проводится по согласованному на педсовете плану профилактических мероприятий, который включается в общешкольный план работы. При планировании мероприятий должны быть предусмотрены:
1. Отчеты на педсоветах, совещаниях при директоре, заседаниях МО о работе классных руководителей о проведениях внеклассных мероприятиях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Работа с классными руководителями по оказанию им методической помощи в проведении занятий по правилам дорожного движения, созданию методических уголков.
3. Пропаганда правил дорожного движения через стенную печать, показ видеофильмов, организация выступления работников ГИБДД, общественных инспекторов, внештатных сотрудников милиции по линии ГИБДД.
4. Во время проведения месячников «Внимание, дети!» проводить «Неделю безопасности движения».
5. Создание волонтерского движения обучающихся по пропаганде ПДД:
- проведение разъяснительной работы среди школьников;
- проведение игр, конкурсов, соревнований по ПДД в школе.
6. Оборудование уголков по безопасности движения, изготовление стендов и других наглядных пособий для занятий с детьми.
7. Проведение открытых уроков по обучению детей ПДД.
8. Каждый случай нарушения детьми ПДД обсуждать на классных часах.
9. Проведение занятий с детьми медицинским персоналом по оказанию первой доврачебной помощи.
10. Работа среди родителей по разъяснению ПДД. На родительских собраниях рассматривать вопросы о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма, ответственности участников движения за нарушение ПДД и роли семьи в воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
11. В период подготовки к летнему отдыху, оздоровлению и занятости обучающихся провести с учителями инструктивные совещания по вопросам предупреждения дорожно-транспортных происшествий с детьми, правилам организованной перевозки обучающихся. При проведении инструктажа всех ознакомить под подпись с «Памяткой-инструкцией» и сделать запись в журнале.
Формы проведения мероприятий:
- тематические занятия
- игровые уроки
- практические занятия в «городах безопасности»
- конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД
- настольные, дидактические и подвижные игры
- Оформление маршрутных листов «Школа – дом»;
- Конкурсы рисунков и стенгазет
- Игра «Безопасное колесо»;
- Посвящение первоклассников в пешеходы
- Проведение уроков по ПДД
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Учебные занятия проводятся один раз в месяц. Программа рассчитана на 9 часов в каждом классе. В планирование не включены экскурсии и инструктажи, которые педагог планирует самостоятельно в зависимости от индивидуальных особенностей своего класса.
Даны рекомендации для проведения экскурсий по улицам района города.
Тематическое планирование для 1 класса.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Город в котором мы живем. | 1 |
2 | Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром? Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт? | 1 |
3 | Какие опасности возникают на улицах и дорогах. | 1 |
4 | Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор. | 1 |
5 | Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. | 1 |
6 | Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения? | 1 |
7 | Пешеходный переход. Что такое перекресток? | 1 |
8 | Что означают дорожные знаки. | 1 |
9 | Встреча с инспектором ГИБДД | 1 |
10 | Заключительное занятие по пройденному материалу. | 1 |
Тематическое планирование для 2 класса.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Детский дорожно-транспортный травматизм. | 1 |
2 | История появления автомобиля и правил дорожного движения. | 1 |
3 | Что мешает вовремя увидеть опасность на улицах. Что такое Госавтоинспекция? | 1 |
4 | Сигналы для регулирования движения. | 1 |
5 | Правила безопасного перехода улиц и дорог. Что нам помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах. | 1 |
6 | Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. Наиболее безопасный маршрут из школы домой и из дома в школу. | 1 |
7 | Правила перехода перекрестка. | 1 |
8 | Мы – пассажиры. | 1 |
9 | Я пешеход и пассажир. | 1 |
10 | Встреча с инспектором ГИБДД | 1 |
Тематическое планирование для 3 класса.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. | 1 |
2 | Новое о светофоре. Информационно-указательные знаки. | 1 |
3 | Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах? транспорта. | 1 |
4 | Световые сигналы на пешеходных переходах. Правила перехода улиц и дорог. | 1 |
5 | Что помогает соблюдать безопасность на улицах города и дорогах. | 1 |
6 | Правила безопасного перехода железнодорожного переезда. | 1 |
7 | Правила езды на велосипеде. | 1 |
8 | Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте. Безопасность пассажиров. | 1 |
9 | Велородео. На площадке по правилам движения на велосипедах. | 1 |
Тематическое планирование для 4 класса.
№ занятия | Тема | Количество часов |
1 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | 1 |
2 | Дорожная разметка. | 1 |
3 | Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств. | 1 |
4 | Что надо знать о перекрестках? | 1 |
5 | Когда ты становишься водителем. | 1 |
6 | Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам. | 1 |
7 | Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) | 1 |
8 | Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах. | 1 |
9 | Итоговое занятие по разделу. | 1 |
10 | Резервное время | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 192 с. – (Мастерская учителя).
1. Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1-4 кл., М.: Просвещение,2008.
2.Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей:5-9 кл., М.: Просвещение,2008.
3.Шаховец В.В. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях, М.,2006
4.Правила дорожного движения в Российской Федерации (последняя редакция)
5. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"
Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
План работы районной ТГ учителей начальных классов, работающих по программам «Перспективная начальная школа» и «Планета Знаний» на 2013 – 2014 учебный год
Тема: Реализация системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе.Цель работы ТГ: реализация ФГОС второго поколения.Задачи:повышение качества обучения в свете новых ФГОС начального образ...
Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...
Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.
В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...
Профориентационная программа для начальной школы. (Начальная школа 21 века)
Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет. В младшем школьном возрасте в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о м...