«Воспитание правового сознания и правовой культуры участников образовательного процесса»
учебно-методический материал
В условиях современного российского общества особую актуальность приобретает проблема воспитания гражданина правового государства – человека культуры, обладающего высоким уровнем самосознания, готового к осуществлению социально полезных действий. Однако, современная социальная действительность порождает ряд крайне сложно разрешимых противоречий .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правовое сознание и правовая культура участников образовательного процесса. | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание правового сознания и
правовой культуры участников
образовательного прцесса»
Учитель начальных классов высшей категории
– Можайская Надежда Алексеевна
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». Плутарх
Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль гражданско-правового образования граждан. Это вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений, ростом ответственности человека за свою судьбу.
В условиях современного российского общества особую актуальность приобретает проблема воспитания гражданина правового государства – человека культуры, обладающего высоким уровнем самосознания, готового к осуществлению социально полезных действий. Однако, современная социальная действительность порождает ряд крайне сложно разрешимых противоречий между:
- провозглашенными демократическими правами и свободами человека и повсеместным их нарушением на различных уровнях;
- между увеличением случаев нарушений прав человека и правовой безграмотностью населения России;
- потребностями общества в социально активных и ответственных гражданах и правовым нигилизмом многих молодых людей;
- высоким уровнем осознания и реализации собственных прав и низким уровнем сформированности гражданской позиции по выполнению обязанностей у подрастающего поколения;
- между нормативно-правовым закреплением правового просвещения в общеобразовательных учреждениях и постоянно растущим числом правонарушений в детской и подростковой среде и др. Так, В 2010 году в России несовершеннолетними совершено более 80000 преступлений, из них около 24000 – особо тяжкие. Причинами такой ситуации, естественно, являются не только несовершенства системы правового образования; здесь необходимо иметь в виду комплекс проблем: отягощенная наследственность, воспитание в семье с асоциальным образом жизни, безнадзорность детей, неполноценное выполнение родителями воспитательных функций, психолого-возрастные особенности младших школьников и младших подростков (любопытство, желание «быть как все», «не быть трусом», «стать своим»).
Подобная ситуация приводит к осознанию необходимости подготовки личности к обеспечению безопасности собственной жизнедеятельности, правовой защиты и актуализации задачи формирования ответственности человека за свои поступки и поведение, что обеспечивается путем совершенствования системы правового просвещения и воспитания детей и молодежи, начиная с первых ступеней обучения.
Основной задачей правового образования является формирование правовой культуры как совокупности правовых знаний, убеждений, установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества [2]
. Правовая культура – это знание правовых норм, развитая нравственно-правовая сфера, умение использовать нормы права в интересах граждан и своих собственных; гражданская потребность в правовом просвещении и борьбе с правонарушениями [1, с. 245]. Ядром правовой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву, правопорядку, соответствующие ему установки. Кроме того, правовая культура включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление гражданской позиции, законопослушания, уважение к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.
Таким образом, компонентами правовой культуры являются:
- систематизированные знания о праве, законодательстве РФ, существующем правопорядке, способах его охраны;
- ориентированное на социальную ценность права и правопорядка отношение граждан к закону, установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
- социально полезное поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина, готовности в различных жизненных ситуациях действовать юридически грамотно, ориентируясь на существующий закон.
Следует констатировать, что правовые взгляды выпускников школы поверхностны, недостаточно осознанны. Оказываясь в различных жизненных ситуациях, вступая во взаимоотношения с детьми и взрослыми, учащиеся нередко неверно оценивают правовые явления и факты, основываясь на неточных или ошибочных взглядах, что затрудняет разрешение спорных вопросов, порождает непонимание между людьми, приводит к накоплению опыта насильственного разрешения конфликтных ситуаций, либо к наиболее опасным формам поведения (употребление алкоголя, наркотиков, совершение преступлений), несоблюдению правил личной безопасности.
Современный ребенок постоянно находится перед проблемой выбора возможного решения ситуации, предпочтения определенного варианта поведения. Выбор социально безопасного и полезного поведения напрямую зависит от уровня правовой культуры личности.
Эффективность правового просвещения младших школьников обеспечивается выполнением следующих условий:
. Правовое обучение в начальной школе должно представлять собой первую ступень целостной, непрерывной, преемственной системы правового образования учащихся;
Интегрирующим звеном правового обучения младших школьников должен быть факультативный или элективный курс
. Содержание правового просвещения учащихся начальных классов не должно ограничиваться только обучением правам ребенка.
.
В настоящее время отсутствуют стандарты правового образования, причем, в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования в характеристике выпускника начальной школы представлены лишь некоторые его целевые и содержательные ориентиры:
- любить свой народ, свой край и свою Родину;
- уважать и принимать ценности семьи и общества;
- быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- быть доброжелательным, уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [3].
Содержание правового просвещения в начальной школе должно выстраиваться:
а) с учетом требований современного общества к личности (толерантность, уважение к людям, навыки социального взаимодействия и др.);
б) на основе анализа совокупности проблем развития и воспитания ребенка младшего школьного возраста (подверженность негативному влиянию, снижение возрастного порога совершения правонарушений, употребления психоактивных веществ (ПАВ), алкоголя, безнадзорность и беспризорность, детское насилие и агрессивность, тревожность, рост числа преступлений против детей и др.);
в) с учетом содержания деятельности по различным направлениям воспитательной работы, т.к. решение основных «задач возраста» (А.В.Мудрик) строится на основе интеграции духовно-нравственного, трудового, экологического, правового, патриотического воспитания: усвоение требований, предъявляемых к ученику школы, члену семьи, другу; правил поведения в общественных местах, в семье, школе, учреждениях культуры, на природе, в транспорте и др.; осознание прав и обязанностей, ответственности ребенка в семье и школе; выполнение правил личной, общественной и экологической безопасности; норм и правил бесконфликтного взаимодействия с детьми разных национальностей, вероисповедания. Правовое образование в начальной школе является органическим продолжением нравственного воспитания. Воспитание человечности, ответственности, способности сопоставлять свое поведение с мнением окружающих может предостеречь от совершения опасных действий, от вступления человека в конфликт с законом. Не случайно многие нравственные требования к личности являются основой юридических предписаний и охранительных правовых норм. Человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно и результативно. И здесь именно этическое образование и осуществляемое на его основе нравственное воспитание составляют фундамент для становления правовой культуры учащихся;
г) на основе культурологического, деятельностного подходов;
д) с учетом региональной специфики: национального состава региона, традиций взаимодействия представителей разных национальностей.
4. Сочетание различных форм, методов и технологий обучения и воспитания младших школьников. Применение совокупности форм и методов должно основываться на принципах:
- свободы и ответственности, равенства, партнерства, сотрудничества, охраны и защиты прав личности на полноценное воспитание, образование и развитие как основы социализации и гражданского становления, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Национальной доктрине образования в РФ;
- целостности педагогического процесса, интеграции воспитательных усилий, предполагающей осуществление правового просвещения младших школьников в единстве воспитания и обучения, взаимосвязи с внеклассной и внешкольной работой, семейным воспитанием [4];
- социального закаливания детей (М.И.Рожков и др.), предполагающем включение воспитанников в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, социального иммунитета в отношении националистических и шовинистических настроений.
Преобладание словесных методов обедняет процесс правового просвещения, приводит к отрыву теории от реальной жизнедеятельности, в связи с чем, необходимо применять формы и методы, стимулирующие социальную активность детей:
- ситуативные (рассмотрение реальных ситуаций);
- дискуссионные (обсуждение реальных проблем, обмен идеями, мнениями);
- рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий);
- игровые (моделирование реальных ситуаций «Пешеходы», «В автобусе», «На перемене»);
- общественно значимые (выполнение общественно значимых поручений, проведение экологических акций, акций милосердия, помощи различным категориям населения; развитие системы самоуправления в классном коллективе с разработкой законов детской жизни, Конституции класса);
- творческие (выставки творческих работ «Страна моей мечты», «Мы – граждане многонационального государства» и др.);
- проектные и исследовательские (конференции «Как защитить права ребенка», «Гражданин. Кто это?», «Мои права и обязанности», «Как сделать наш город красивым» и др.).
Реализации задач правового просвещения и воспитания младших школьников на факультативных занятиях будет способствовать соблюдение ряда условий:
- создание на занятиях атмосферы доброжелательности, откровенности, взаимоуважения и доверия, т.к. занятия по правовому просвещению – не обычные уроки, а откровенные беседы, касающиеся личности ребенка, его отношения к людям, отношения окружающих к нему, раскрывающие духовный мир людей;
- единство прав и обязанностей, слова и дела, т.е. включение школьников в различные виды деятельности, которые помогут на практике понять, как строить отношения в обществе, опираясь на нравственно-правовые нормы;
- учет психолого-возрастных особенностей, уровня развития младших школьников;
- опора на жизненный опыт детей, связь с реальной практикой применения получаемых знаний;
- максимальное использование игровых форм, что создает благоприятные условия для понимания и усвоения детьми правовых и нравственных норм.
5. Важнейшим направлением правового просвещения и воспитания является оказание социально-педагогической и правовой поддержки детям, направленной на преодоление и профилактику противоправного поведения и деятельности, самопознание, самоопределение и самореализацию младшего школьника в различных видах деятельности.
6. Проведение текущей и итоговой диагностики уровня правовой культуры младших школьников. Это необходимое звено педагогического процесса, дающее информацию о реализации образовательных целей, которая имеет существенное значение для дальнейшего программирования и регулирования процесса правового просвещения. Диагностическая деятельность должна быть нацелена также на изучение характера межличностных отношений в многонациональной школьной среде, выявление индивидуальных проблем ребенка и их причин; исследование стиля семейного воспитания и характера его влияния на гражданское становление личности.
Информативными методами диагностики правовой культуры младших школьников являются:
наблюдение (включенное, открытое и скрытое), беседа с учеником (собеседование, интервьюирование)
, беседа с родителями, опрос, анкетирование, изучение продуктов деятельности детей (письменных и творческих работ и др.), экспериментальные методы (создание воспитывающих ситуаций, ситуаций на моделирование поведения и др.),
социометрия, графические и рисуночные, проективные тесты, сочинения и др.
В младшем школьном возрасте материалом для диагностики может служить характер поведения ребенка в игровой и трудовой, коллективной и индивидуальной деятельности, в общении с родителями и др. Несмотря на сложность фиксации результатов исследования правовой сферы личности каждого ребенка, в начальной школе это осуществимо по причине тесного контакта и взаимодействия учителя с младшим школьником и его семьей.
7. Важнейшим условием эффективности процесса правового просвещения младших школьников является личностная и профессиональная готовность учителя начальных классов к данной работе, включающая в себя: необходимый уровень правовых знаний, личностных качеств, соответствующее нравственным нормам поведение, сформированность навыков толерантного, бесконфликтного взаимодействия с различными категориями населения (детьми, членами их семей и др.), владение методикой и технологиями правового просвещения воспитания.
Таким образом, формирование правовой культуры в младшем школьном возрасте – задача весьма актуальная и сложная. Ее решение зависит от комплекса условий, важнейшими из которых являются: грамотное выстраивание содержания правового просвещения и воспитания, применение совокупности форм, методов и приемов, стимулирующих социальную активность ребенка, готовность учителя к осуществлению правового образования.
Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:
Семья - 50%,
СМИ - 30%,
школа - 10%,
улица -10%.
Из этого можно сделать вывод, что первые жизненные уроки ребёнок получает все-таки в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно там дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.
Родители и ближайшие родственники закладывают в ребенке нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания. Чаще родители воспитывают в ребенке этические, культурные и нравственные чувства, мало уделяя внимания воспитанию патриотизма и права.
Если не вводить правовое воспитание на самых ранних стадиях школьного образования, человек станет жертвой бытового правовоспитания, основными категориями которого является народная «мудрость», передаваемая из поколения в поколение. Родители с крайне низким уровнем правосознания не могут воспитать своих детей в духе права. Даже в семье дети видят внеправовую сторону отношений.
В семье, бытовых, уличных отношениях дети видят разрешение вопросов с точки зрения силы. Как гласит японская народная мудрость – там где права сила, нет силы права.
«Родительская любовь так же естественна, как дождь, но умению быть родителями надо учиться».
Существует обобщенный перечень основных ошибок в воспитательной деятельности Вас родителей:
- отсутствие у родителей (что встречается особенно часто) единых требований и четкой линии в методах воспитания;
- слепая, чрезмерная, неразумная любовь к ребенку. Буаст: «Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв»;
- неоправданная идеализация ребенка (мой самый…);
- чрезмерная строгость, грубость, авторитарность,
- физические наказания. Павел Наторн сказал: «Если вы хотите, чтобы ребенок боялся стыда и наказаний, не приучайте его к ним». При крайней необходимости наказания, нужно учитывать реакцию детей: «ремнем по попе – наказание, а рукой по лицу – оскорбление, способное вызвать лишь цепную реакцию в виде озлобления». Мудрые говорили: «Не злите ребенка: кто пожелает бить, будучи ребенком, тот захочет убить, будучи взрослым»;
- нетребовательность в отношении детей (попустительство). Ян Амос Каменский: “Кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетели”;
- перекладывание на других своих забот о воспитании ребенка (детсад, школа, полиция…);
- отсутствие такта в отношении с ребенком (не надо оттачивать свое остроумие на ребенке, порочить его в собственных глазах, а тем более – в глазах окружающих);
- неумеренное удовлетворение материальных запросов детей;
- ссоры родителей при детях (тем более скандалы и драки).
Основной целью гражданского и правового воспитания школьников является формирование правосознания и правовой культуры учащихся, воспитание младших школьников в духе гражданственности, патриотизма.
Воспитание – процесс формирования духовных, нравственных, культурных ценностей общества у человека, группы лиц.
Воспитанность – качества человека, отличающегося хорошим воспитанием, умеющего себя хорошо вести
Всегда волнует вопрос не только, кем станут учащиеся, а главное – какими они будут. Как добиться того, что каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины? Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся..
Гражданско-правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки. Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.
Гражданско-правовое нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
Становление гуманистических ценностных ориентаций должно способствовать формированию у младших школьников таких свойств личности, как:
- чувство собственного достоинства, уважение к себе;
- требовательность к себе, ответственность;
- отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
- протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь;
- жизнестойкость, уверенность в себе;
- самообладание при промахе, ошибке;
- умение не падать духом при неудачах;
- умение радоваться жизни;
- вера в добро, в справедливость.
Может возникнуть вопрос: а надо ли вообще изучать со школьниками младших классов гражданско-правовые нормы, может быть, достаточно целенаправленного нравственного воспитания? Известно, что такая точка зрения также существует, однако с ней нельзя согласиться. При всей тесной взаимосвязи нравственных и правовых предписаний правовые нормы обладают своей спецификой, а их знание и усвоение личностью оказывает на нее дополнительное воздействие.
Знакомство учащихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности. Ознакомление с системой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления учащихся о зле. Угроза наказания (непосредственного или обращенного на родителей) может стать немаловажным фактором предупреждения совершения детьми общественно опасных действий.
Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям.
Сегодня школа обязана обучать правовой культуре, как учащихся, так и родителей. Учитель должен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью с ее индивидуальностью и неприкосновенностью. Школьников надо знакомить с механизмом правового регулирования общественной и личной жизни, их правами и обязанностями, учреждениями, в которые можно обратиться в случае нарушения их законных интересов.
Систематическая работа с учащимися по приобщению их к деловому режиму повышает общественную активность, укрепляет их гражданскую позицию. Все учащиеся должны иметь общественные поручения.
Процесс взаимодействия семьи и школы я направляю на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. В своей работе использую следующие формы работы:
1.классные часы
2 экскурсии в музеи
3 часы общения
4 внеклассные мероприятия
5 конкурсы
В классе провожу мероприятия: «Корни моей семьи», «Традиции семьи», «Здоровый образ жизни» «Я маленький гражданин России» и другие.
. Организую выставки родителей и детей: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Использую наглядно- информационные формы работы: выставки детских работ по теме «Улыбка мамочки моей», «Мы с папой моим большие друзья», фотогазета «Счастливое мгновенье»
Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка.
С первого класса на уроках и мероприятиях по гражданско-правовому воспитанию даю первоначальные представления о родном городе, крае, о Родине, знакомлю с понятиями «гражданин», «государство», «законы», «права и обязанности», «государственные символы: герб, флаг, гимн».
На таких мероприятиях дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне. Начинаю знакомство детей с малой Родины – города, где они живут, и постепенно подвожу к пониманию того, что город часть большой страны, а дети – жители России, граждане страны, у которого есть права и обязанности. Что нас объединяет и делает гражданами одной страны? Это общая территория, единый язык, законы.
На классом часе «Права и обязанности маленького гражданина» через различные виды работ детям были разъяснены понятия «права», «обязанности». Ученики, как граждане России имеют право на образование. Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны. Главная задача школьников – старательно учиться. Решая проблемные ситуации, школьники уяснили, что кроме прав у них есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми. Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своём рабочем месте и соблюдать правила поведения в школе.
Гражданско-правовое нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
Приоритетное место отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.
Может возникнуть вопрос: а надо ли вообще изучать со школьниками младших классов гражданско-правовые нормы, может быть, достаточно целенаправленного нравственного воспитания? Известно, что такая точка зрения также существует, однако с ней нельзя согласиться. При всей тесной взаимосвязи нравственных и правовых предписаний правовые нормы обладают своей спецификой, а их знание и усвоение личностью оказывает на нее дополнительное воздействие
С первого класса на уроках и мероприятиях по гражданско-правовому воспитанию даю первоначальные представления о родном городе, крае, о Родине, знакомлю с понятиями «гражданин», «государство», «законы», «права и обязанности», «декларация прав ребенка», «государственные символы: герб, флаг, гимн».
На таких мероприятиях дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне. Начинаю знакомство детей с малой Родины – города, где они живут, и постепенно подвожу к пониманию того, что город часть большой страны, а дети – жители России, граждане страны, у которого есть права и обязанности. Что нас объединяет и делает гражданами одной страны? Это общая территория, единый язык, законы.
На классом часе «Права и обязанности маленького гражданина» через различные виды работ детям были разъяснены понятия «права», «обязанности». Ученики, как граждане России имеют право на образование. Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны. Главная задача школьников – старательно учиться. Решая проблемные ситуации, школьники уяснили, что кроме прав у них есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми. Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своём рабочем месте и соблюдать правила поведения в школе.
Отличительной чертой системы работы является её гуманистическая направленность. Она позитивно влияет на работу учащихся, на их поведение, стиль общения со сверстниками и взрослыми, на знания и общий кругозор.
Результат своей работы вижу в активном участии детей в школьных, районных, краевых, Всероссийских конкурсах направленных на гражданско-правовое и патриотическое воспитание.
Литература:
- Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т.Лихачев. – М.: Прометей, 2000. – 528 с.
2 .Элиасберг, Н.И. Содержание правового образования в средней школе / Н.И.Элиасберг // Преподавание истории в школе. – 1996.- №4.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Электронный ресурс. - [Режим доступа] //http://schoolguide.ru/files/Prikaz_N373.rtf
- Земляченко, Л.В. Гражданско-правовое воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона / Л.В.Земляченко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. - №2. – С.85-94.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мероприятия по воспитанию правовой культуры обучающихся «Права ребенка»
Цель: создание условий для формирования правовой культуры обучащихсяЗадачи:познакомить учащихся с правами детей (Конвенция о правах ребенка);формировать у учащихся понимание универсальности, все...
программа воспитания правовой культуры младших школьников
программа разработа для младших школьнтков, обучающихся в заведениях интернатного типа. В разработке представлены разные формы работы по воспитанию правовой культуры младших школьников. В приложении п...
Программа по этико-правовому воспитанию "Правовой эрудит"
Программа направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойным гражданином своего государства, осознанию своих прав и прав других людей....
Средства традиционной культуры в процессе нравственно-патриотического воспитания
Средства традиционной культуры в процессе нравственно-патриотического воспитания...
Проблемы воспитания правовой культуры у детей на разных возрастных этапах
Описаны нравственные ценности и проблемы связанные с ними, на различных возрастных этапах: дошкольников, школьников (младшее звено, среднее звено), подростков....
Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьников через здоровый образ жизни.
Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьниковчерез здоровый образ жизни....
Понятие, сущность, содержание процесса формирования правового сознания воспитанников интернатных учреждений.
Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социально-демографическая группа несовершеннолетних, отличаютс...