Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьников через здоровый образ жизни.
методическая разработка по зож на тему
Программа
по воспитанию правовой культуры
и законопослушного поведения школьников
через здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zakonop.rebyonok.docx | 63.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №4»
г.Югорска
_________Л.В.Пронина
Приказ № 208/2 от «___»____2014г
Программа
по воспитанию правовой культуры
и законопослушного поведения школьников
через здоровый образ жизни.
на 2014-2016 гг.
Автор – составитель:
Туманова Г.А., педагог-организатор
Мельник Л.А., социальный педагог
Югорск - 2014
Содержание
Паспорт Программы……………………………………………………………..3
- Основные положения программы…………………………………………7
- Направления Программы ……………………………………………….. 14
- Содержание Программы ………………………………………………….16
Литература……………………………………………………………………….24
Приложения
Паспорт Программы
1. | Полное название программы | Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних через здоровый образ жизни. |
2. | Статус программы | Школьная программа |
3. | Дата принятия и утверждения программы | Приказ директора школы от 01.09.2014г № 208/2 «Об утверждении программы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних через здоровый образ жизни» |
4. | Заказчик Программы | Администрация школы |
5. | Автор -составитель | Педагог-организатор Туманова Г.А. Социальный педагог Мельник Л.А. |
6. | Срок реализации | 2014-2016 г. |
7. | Цель программы | Совершенствование системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на профилактику наркомании и вредных привычек, на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, преступлениям, антиобщественным действиям несовершеннолетних, Формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью. |
8. | Задачи программы | - создать условия для минимизации факторов риска детского неблагополучия и более полной реализации позитивных намерений личности растущего ребёнка через личностно – ориентированное воспитание, и комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрского сопровождения всех социальных субъектов системы профилактики; - обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; - развивать систему мер для предупреждения безнадзорности, правонарушений, преступлений; выявлять и устранять причины, способствующие этому; - создавать условия для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении; - повысить духовно-нравственный уровень учащихся; - формировать ответственное поведение, законопослушного гражданина; - выявлять и пресекать случаи вовлечения н/л в совершение преступлений и антиобщественных действий; формировать навыки здорового образа жизни и ценностное отношение к своему здоровью; |
9. | Основные направления реализации программы | 1.«Школа – правовое пространство» 2. Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики 3. «Скажи «нет»!» 4. Социально – психологическая служба 5. Духовно-нравственное направление 6. «Зона особого внимания» 7. Мониторинг и диагностика результатов 8. Индивидуально-профилактическая работа |
10. | Краткое содержание программы | Содержание Программы ориентировано на личность ребёнка, на развитие его природных задатков, на создание в школе обстановки социальной защищённости, на формирование законопослушного гражданина. Программа составлена на основе анализа наиболее эффективных форм и методов работы по профилактике правонарушений, преступлений, безнадзорности и профилактике вредных привычек. |
11. | Ожидаемые результаты | 1. Совершенствование содержания и форм духовно-нравственного воспитания учащихся. 2. Повышение уровня воспитанности учащихся. 3. Наличие форм взаимодействия с учреждениями профилактики. 4. Наличие методического сопровождения. 5. Комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрского сопровождения всех социальных субъектов системы профилактики. 6. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. 7. Наличие условий для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении. |
12. | Участники Программы | Администрация школы Социальный педагог Педагог-организатор Родители учащихся Классные руководители Учителя – предметники Учащиеся школы с 1 по 9 класс |
13. | Партнерские отношения | КДН и ПДП г.Югорска Органы социальной защиты населения Органы управления образованием Органы опеки и попечительства Органы управления здравоохранением Органы внутренних дел Органы службы занятости |
14. | Источники финансирования | Собственные вложения участников программы и возможные иные не запрещенные законодательством источники финансирования (внебюджетные средства) |
15. | Организация контроля за выполнением Программы | Реализация Программы рассчитана на 3 года. Управление Программой осуществляет заместитель директора по ВР. Контроль за реализацией Программы осуществляют заказчик Программы: Администрация школы |
16. | Адрес организации | 628264 Ханты-Мансийский автономный округ, г.Югорск, район Югорск-2, дом 39 |
17. | Телефон (директор) | 2-94-20 |
I. Основные положения Программы
1.1. Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения гимназистов – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Одним из важных средств правового воспитания является юридическая ответственность. Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка в городе, в целом по стране.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения гимназистов необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения в настоящее время в стране достаточно актуальна.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.
Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.
Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
1.2 Обоснование необходимости формирования законопослушного поведения школьников.
«У того, кто решит изучать законы не
останется времени их нарушать».
И.В.Гете
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а также в Методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:
- формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
- защита прав и интересов обучающихся;
- формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г., ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения
несовершеннолетних. Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.
В последние годы одной из главных проблем стала безнадзорность и беспризорность детей школьного возраста. Рост правонарушений и преступности в обществе, а следовательно и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении, не занимающихся воспитанием и содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования
законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.
Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.
Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод, так как гражданское общество начинается
с воспитания законопослушного гражданина.
В связи с этим, Программа представляет собой комплекс организационных, методических, обучающих и воспитательных мероприятий, признанных обеспечить решение основных задач в области правового воспитания.
Необходимость данной программы определяется законодательством:
1. Декларация прав ребёнка (принята ООН в 1959 году)
2. Всеобщая Декларация прав человека
3. Конвенция о правах ребёнка (принята ООН в 1989 году)
4. Конституция РФ
5. Гражданский кодекс РФ
6. Семейный Кодекс РФ
7. Административный Кодекс РФ
8. Уголовный Кодекс РФ
9. Закон Российской Федерации об образовании
10. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
11. О введении в действие санитарно эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
12. Федеральная президентская программа «Дети России»
14. Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»
15. Федеральный закон «Об основных гарантах прав ребенка в Российской Федерации»
16. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
17. О внесение дополнения и изменения в статью Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
18. Федеральный закон «Об ограничении курения табака»
19. Письмо МО РФ от 21.марта 2002 года №419/28-5«О мерах по выявлению и учёту детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях»
20. Письмо МО РФ от 26 января 2000 года №22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»
21. Приказ МО РФ от 5.02.2002г №330 «О профилактике злоупотребления психоактивными веществами»
22 Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г.
Нормативные документы школы
1. Устав ОУ;
2. Правила поведения обучающихся школы
3. Положение об организации обучения на дому с обучающимися, освобождёнными от посещения ОУ по состоянию здоровья
4. Положение о постановке на внутришкольный учёт обучающихся
5. Положение об организации учёта несовершеннолетних семей, находящихся в социально-опасном положении
6. Положение о Совете профилактики правонарушений
7. Положение о социально-психологической службе
8. Положение о профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся
Целью Программы является:
совершенствование системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на профилактику наркомании и вредных привычек, на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, преступлениям, антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- создать условия для минимизации факторов риска детского неблагополучия и более полной реализации позитивных намерений личности растущего ребёнка через личностно - ориентированное воспитание, и комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрского сопровождения всех социальных субъектов системы профилактики;
- обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
- развивать систему мер для предупреждения безнадзорности, правонарушений, преступлений; выявлять и устранять причины, способствующие этому;
- создавать условия для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении;
- повысить духовно-нравственный уровень учащихся;
- формировать ответственное поведение, законопослушного гражданина;
- выявлять и пресекать случаи вовлечения н/л в совершение преступлений и антиобщественных действий;
- формировать навыки здорового образа жизни и ценностное отношение к своему здоровью;
Данная Программа предусматривает реализацию следующих направлений:
1.Школа – правовое пространство»
2. Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики
3. «Скажи «нет»!»
4. Социально – психологическая служба
5. «Зона особого внимания»
6. Мониторинг и диагностика результатов
7. Индивидуально-профилактическая работа
Программа основана на принципах:
- законности и демократизма;
- гуманного обращения с несовершеннолетними;
- поддержки семьи и взаимодействия с ней;
- индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
- государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних;
- обеспечения ответственности должностных лиц за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;
- толерантности;
- системности и цикличности.
Участники Программы:
Администрация школы
Социальный педагог
Педагог-организатор
Родители учащихся
Классные руководители
Учителя – предметники
Учащиеся школы
Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на 3 года, с 2013 по 2016год.
Возможна корректировка планирования.
Организационные периоды реализации Программы:
1 этап – 2013-2014уч.г.
2 этап – 2014 – 2015 уч.г.
3 этап – 2015-2016 уч.г.
Организационные условия реализации программы:
- информационно-методическое обеспечение программы;
- взаимодействие с учреждениями профилактики;
- своевременное выявление и пресечение случаев вовлечения н/л в совершение преступлений и антиобщественных действий;
- своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности.
Механизм реализации программы
Содержание деятельности программы строится на основе трёх модулей:
1. организационно – деятельностный модуль (организация воспитательных мероприятий);
2. информационно-обучающий (семинары, МО);
3. модуль взаимодействия (с учреждениями профилактики).
Управление реализацией программы и контроль за ходом её выполнения
Стратегическое руководство Программой осуществляет заместитель директора школы по УВР. Контроль за реализацией Программы осуществляют заказчик Программы: администрация школы, Управляющий Совет школы.
Ожидаемые результаты программы
- Совершенствование содержания и форм духовно-нравственного воспитания учащихся.
- Повышение уровня воспитанности учащихся.
- Наличие форм взаимодействия с учреждениями профилактики.
- Наличие методического сопровождения.
- Комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрского сопровождения всех социальных субъектов системы профилактики.
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Наличие условий для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении.
Новизна
1. На уровне совершенствования методов и форм воспитательного воздействия.
2. Системность в планировании и в отслеживании результатов воспитательной деятельности.
Партнёрские отношения в реализации программы
КДН и ПДН
Органы социальной защиты населения
Органы управления образованием
Г.Югорска
Органы опеки и попечительства
Органы управления здравоохранением
Органы внутренних дел
Органы службы занятости
II. Направления Программы
1.«Школа – правовое пространство». Это направление по правовой пропаганде учащихся, направлено на формирование законопослушного гражданина.
2.Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики обеспечивает осуществление системы мер, по защите и восстановлению прав в пределах своей компетенции, подготовку материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием н/л, применение мер воздействия в отношении н/л, их родителей или законных представителей, предполагает
организацию детского и подросткового досуга, занятости учащихся, состоящих на учёте, в каникулярное время (вовлечение трудных подростков в деятельность производственных и ремонтных бригад, другие виды общественно-полезной деятельности, оплата их труда;
выявление и учёт несовершеннолетних девиантного поведения;
выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении;
организацию совместной работы школы и милиции;
организацию совместной работы со всеми ведомствами, решающими проблему безнадзорности, беспризорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
3.«Скажи «нет»!» - организация воспитательных мероприятий по профилактике вредных привычек, формированию навыков здорового образа жизни, участие в городских, областных, Всероссийских акциях и конкурсах.
4.Социально – психологическая служба включает в себя оказание социально – психологической и материальной помощи семье и ребёнку;
обеспечение психолого-социальной поддержки обучающемуся;
раннюю профилактику семейного неблагополучия;
организацию льготного питания;
работу в Совете профилактики;
проведение профилактических бесед;
проведение консультаций;
участие в рейдах;
организацию тренингов, игр и других мероприятий;
проведение мониторинга, диагностики, социологического интервью;
организация встреч со специалистами;
организацию летнего отдыха детей;
работа с учащимися, систематически пропускающими занятия;
ведение документации на учащихся, состоящих на учёте, на внутришкольном контроле.
5.«Зона особого внимания» - это работа по предупреждению правонарушений.
Это:
- выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице (совершающих побеги из дома), имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;
- проведение мониторинга социальной ситуации развития ребенка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса;
- создание программы воспитания и индивидуальной поддержки и сопровождения ребенка, попавшего в зону особого внимания, с учетом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение.
6.Мониторинг и диагностика результатов. Основной целью является организация и проведение мониторинга, диагностики среди участников образовательного процесса.
7. Индивидуально-профилактическая работа проводится в отношении:
1. безнадзорных, беспризорных, занимающихся бродяжничеством;
2. оставшихся без попечения родителей;
3. употребляющих наркотические средства, алкоголь;
4. совершивших правонарушение, преступление;
5. совершивших общественно опасное деяние;
8. родителей или иных законных представителей н/л, если те не исполняют родительские обязанности по воспитанию, обучению и содержанию.
III. Содержание Программы
1. «Школа – правовое пространство».
Цель: осуществление мер по реализации планирования, направленного на правовое просвещение учащихся, на формирование законопослушного поведения.
Планирование мероприятий
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
1. | Оформление стенда «Права участников образовательного процесса» Оформление документации (папки). | сентябрь | Социальный педагог |
2. | Выставка книг «Тебе о правах» | сентябрь | библиотекарь |
3. | Изучение интересов и склонностей учащихся (охват - занятость) | сентябрь | Педагог-организатор |
4. | День юриста. Беседа «Право на жизнь, на имя, на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства» (Конституция, Конвенция ООН о правах ребёнка) | 20 сентября Октябрь | Социальный педагог |
5. | «Мы выбираем жизнь!» | Октябрь | Социальный педагог Классные руководители |
6. | Тематические классные часы по правовому просвещению | ноябрь | Классные руководители |
7. | Урок гражданина | ноябрь | Классные руководители |
Беседа «Поговорим о правах и обязанностях» | ноябрь | Социальный педагог По согласованию представители КДН | |
8. | Праздник народного единства | ноябрь | Классные руководители, учителя истории |
9. | День толерантности | ноябрь | Классные руководители |
10. | Всемирный День прав ребёнка | ноябрь | Классные руководители |
11. | Беседа «Правила школьной жизни» | декабрь | Социальный педагог |
12. | Урок права | декабрь | Классные руководители |
13. | Родительское собрание «Права и обязанности родителей» | В течение года По плану | Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
14. | Родительское собрание «Правовой статус несовершеннолетних» | В течение года По плану | Социальный педагог Заместитель директора по ВР |
15. | Обновление стенда «Права участников образовательного процесса» | В течение года По плану | Социальный педагог |
16. | Беседа «Право на жизнь, на имя, на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства» (Конституция, Конвенция ООН о правах ребёнка) | Апрель | Классные руководители 1-9 классов |
17. | Встречи с представителями милиции. Беседы на тему «Административная ответственность н/с…» | Май | Социальный педагог |
2. Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики
Цель: осуществление системы мер по защите и восстановлению прав в пределах своей компетенции, подготовку материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием н/л, применение мер воздействия в отношении н/л, их родителей или законных представителей.
Планирование мероприятий
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
2. | Организация внеурочной занятости учащихся, состоящих на учёте в ОДН (КДН )и на внутришкольном контроле | сентябрь | Классные руководители |
3. | Участие в КДН и ЗП | По необходимости | Социальный педагог, классный руководитель |
4. | Взаимодействие с органами социальной защиты для оказания материальной помощи | По необходимости | Социальный педагог, классный руководитель |
5. | Взаимодействие с Отделом молодёжи при Администрации города, с органами службы занятости. Трудоустройство в летний период | Апрель | Социальный педагог, классный руководитель |
6. | Взаимодействие с органом здравоохранения | По плану воспитательных мероприятий | Социальный педагог |
7. | Взаимодействие с органами внутренних дел (ответ на информацию, Совет профилактики, рейды и др.) | По плану | Педагог-организатор Социальный педагог |
8. | Проведение заседаний органов ОУ (совещание при директоре, совещание при завучах, малый педсовет, аппаратное совещание) | По плану | Администрация школы |
3. «Скажи «нет»!»
Цель: организация воспитательных мероприятий по профилактике вредных привычек, формированию навыков здорового образа жизни, участие в городских, областных, Всероссийских акциях и конкурсах.
Планирование мероприятий
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
1 | Составление планирования | Июнь | Педагог-организатор Социальный педагог |
2. | Контроль за реализацией плана | По плану контроля | Заместитель директора по У ВР |
3. | Осуществление взаимодействия с УДО, учреждениями культуры и спорта | По плану | Педагог-организатор |
4. | Организация общешкольных родительских собраний | По плану | Заместитель директора по УВР Педагог-организатор |
5. | Организация воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы | По плану воспитательных мероприятий | Педагог-организатор Учитель физкультуры Преподаватель-организатор ОБЖ |
4. «Зона особого внимания»
Цель: предупреждение правонарушений, преступлений, выявление и включение в зону особого внимания детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации (часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями).
Планирование мероприятий
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
1. | Создание программы воспитания и индивидуальной поддержки и сопровождения ребенка, попавшего в зону особого внимания | В течение года | Социальный педагог, классный руководитель |
3. | Индивидуальные консультации для родителей | По запросу родителей | Социальный - педагог |
4. | Беседы по правовому воспитанию | По плану | Социальный - педагог |
5. | Организация встреч со специалистами | По плану | Социальный педагог Педагог-организатор |
6. | Организация летней занятости и отдыха | Апрель-июнь | Социальный педагог |
5. Социально – психологическая служба
Цель: оказание социально-психологической помощи.
Планирование мероприятий
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
1 | Проведение курса занятий «По формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних» в группах 1-4 класс, 5-7 классы, 8-9 классы | В течение года | Педагог-организатор социальный педагог классные руководители |
6. Мониторинг и диагностика результатов
Цель: организация и проведение мониторинга, диагностики среди участников образовательного процесса.
Планирование мероприятий
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
1. | Мониторинг уровня воспитанности 4, 9, 11 классов (приложение 1) В течение года Педагог-психолог, социальный педагог | март | Педагог-организатор Классные руководители |
2. | Диагностика уровня Сентябрь-октябрь Педагог-психолог тревожности (приложение 2)
| декабрь | Педагог-организатор Классные руководители |
4. | Методика диагностики коммуникативной установки (приложение 3) | октябрь | Социальный педагог Педагог-организатор |
7. Индивидуально-профилактическая работа
Цель: выявление и устранение причин, способствующих правонарушению и преступлению.
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
1. | Составление индивидуальных программ воспитания | сентябрь январь | классным руководителем |
2. | Организация внеурочной занятости учащихся, состоящих на учёте в ОДН и на внутришкольном контроле | Ежегодно, сентябрь | Классный руководитель Социальный педагог |
3. | Составление индивидуальной работы с социально опасной, неблагополучной семьёй | По мере необходимости | Социальный педагог совместно с классным руководителем |
Список литературы
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1995.
2. Здоровье и адаптация /под ред. Э.М. Казина. - Кемерово, 2004.
3. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса [Текст]: Методическое пособие. Часть 1/под научной редакцией Э.М. Казина, Н.А. Заруба; ред. коллегия: О.А. Никифорова, А.И. Федоров, Т.А. Фральцова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. - 147с.
4. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях (медико-педагогические и психолого-педагогические основы мониторинга) [Текст]: научно-методическое пособие./Под научной ред. Э.М. Казина. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2004. - 169с.
5. Методы наркопрофилактической работы: теория и практика /Под.ред. Е.В. Белоноговой. - Кемерово, 2005.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 272с.
7. Образование и здоровье. Проблемы, региональный опыт, перспективы [Текст]: коллективная монография /Авт.-сост.: И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова, Э. М. Казин; под научн. ред. Э. М. Казина. - Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2005. - 185с.
8. Педагогический мониторинг в образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие/Т. А. Фральцова, Г. А. Вертохвостова. - Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2003. - 94с.
9. Касаткина Н.Э. Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения: учебно-методическое пособие, часть 1/ Н.Э. Касаткина – Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. – 152 с.
10. Хвалевко Н.Г. Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения: учебно-методическое пособие, часть 2 / Н.Г. Хвалевко. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. – 136 с.
11. Маньшина Н.А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребёнка: учебное пособие / Н.А. Маньшина. – Волгоград: Учитель, 2007.- 205 с.
12. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Союз», 2002.
13. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. - М.: АПК и ПРО, 2003.
14. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
15. Лебедев О.Е, Золотухина В.И., Кошкина И.С., Вершловский С.Г., Бакушина А.Н., Конасова Н.Ю., Неупокоева Н.И. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования. Доклад. - М.: Интеллект-центр, 2003.
16. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М.: Генезис, 1997.
17. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - М.: АПН РСФСР, 1950. Т. 4. С. 341.
18. На ринге с трудным детством. - М.: Изд-во ООО «Красико-Принт», 2002.
19. Подмазин С.И., Сибиль Е.И. Как помочь подростку с «трудным» характером. - Киев: НПЦ «Перспектива», 1996.
20. Подросток вышел на улицу... / Сост. А.Ф. Быкодорова, Н.Ф. Шинкаренко, Н.Н. Кубликов, Н.Г. Шинкаренко. - Ставрополь: СКИПКРО, 2002.
21. Родительский всеобуч. Чтобы подросток не вырос подранком. - Новосибирск: Изд-во «Эфлакс», 2003.
Справка
Об информированности учащихся по вопросам толерантного поведения по итогам реализации программы по формированию законопослушного и толерантного поведения подростков на территории
Свердловского района г. Перми
В 2010 году была разработана и апробирована социально-психологическая программа по формированию законопослушного и толерантного поведения подростков на территории Свердловского района г. Перми. В апреле 2011 года (через год после реализации программы) проведена оценка результатов тренинга по информированности учащихся по вопросам законопослушного и толерантного поведения.
Для апробации программы в 2010 году были сформированы контрольные группы подростков: 28 учащихся 6 «А» класса МОУ «СОШ № 60», 28 учащихся 7 «б» класса МОУ «СОШ № 42» Свердловского района г. Перми. В обследовании в 2011 году приняли участие те же респонденты: 27 учеников 7 «а» класса МОУ «СОШ» № 60», 25 учеников 8 «б» класса МОУ «СОШ № 42». Для диагностики уровня толерантности подростков использовалась методика диагностики коммуникативных установок В. В. Бойко. Сравним результаты:
Шкала опросника | 2010 год Входная диагностика (% детей) | 2010 год Итоговая диагностика (% детей) | 2011 год (% детей) |
1. Неприятие и непонимание индивидуальности другого человека | 50% | 25% | 30% |
2. Сохраняют категоричность или консерватизм в оценках других людей | 80% | 50% | 55% |
3. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнера | 75% | 50% | 45% |
4 Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности | 50% | 15% | 20% |
5.Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людям | 90% | 60% | 60% |
6. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других | 80% | 45% | 50% |
Таким образом, результаты диагностики в 2011 году по сравнению с результатами итоговой диагностики 2010 года практически не отличаются. Это свидетельствует о своевременности, актуальности и качестве проведения программы; по некоторым показателям незначительно увеличился процент детей (в основном на 5%), демонстрирующих интолерантное поведение, что можно объяснить объективными причинами: особенностями возрастного развития подростков, отсроченностью проведения диагностики (навык утрачивается), в целом, неразвитостью толерантности в обществе.
75% учащихся осознают потребность в необходимости толерантного отношения к себе и другим людям, стараются проявлять терпимость к чужому мнению и поведению, понимают и отслеживают свое состояние и состояние другого человека.
В процессе проведения диагностики, используя метод включенного наблюдения за подростками, были установлены следующие факты:
- снизился уровень агрессивности (дети менее категоричны, резки в своих высказываниях, стараются не применять физическое воздействие в спорных моментах),
- остается значимой зависимость подростков от мнения окружающих, что характерно для подросткового возраста.
Между учащимися возникший эффект сплочения сохранился, в поведении проявляются терпимость к недостаткам сверстников, внимательность к окружающим.
Анализируя полученные результаты можно сделать выводы о том, что предложенная социально-психологическая программа по формированию законопослушного и толерантного поведения подростков актуальна, результативна и может быть рекомендована для работы с подростками.
Руководитель проекта по разработке
и апробации программы Т. В.Азанова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни
Проектно- исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни Обучению грамоте, языку и математике в учебном п...
Оценка уровня представлений родителей младших школьников о здоровом образе жизни
Считаю необходимым пропаганду здорового образа жизни не только среди детей, но и среди взрослых. Зачастую понятия «здоровье» и ЗОЖ подменяют друг друга. Пытаюсь разобраться в этом сама и поделиться с ...
Статья "Формирование и воспитание у учащихся младшего школьного возраста основ здорового образа жизни"
Статья о формировании и воспитании у учащихся младшего школьного возраста основ здорового образа жизни....
Статья "Формирование и воспитание у учащихся младшего школьного возраста основ здорового образа жизни"
Статья о формировании и воспитании у учащихся основ здорового образа жизни....
Статья "Формирование и воспитание у учащихся младшего школьного возраста основ здорового образа жизни"
Статья о формировании и воспитании у учащихся младшего школьного возраста основ ЗОЖ...
Мастер - класс для педагогов по теме: «Приобщение школьников к здоровому образу жизни через игры народов Севера»
Цель мастер-класса: достижение всестороннего развития учащихся, освоение культурного наследия северных народов....