Внеклассное мероприятие "Птицы весной"
методическая разработка (1 класс)

Мероприятие позволяет сформировать у детей стремление принимать активное участие в празднике, испытывать чувство веселья и радости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_ptitsy.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении, школа – интернат № 68

Пушкинского района Санкт – Петербурга

Внеклассное  мероприятие

«Птицы весной»

Составитель:

Дюбко Наталья Николаевна

Санкт – Петербург

2022 г.

Класс:  1

Тема : «Птицы весной»

Цель:

сформировать у детей стремление принимать активное участие в празднике, испытывать чувство веселья и радости.

Задачи:

познакомить с некоторыми представителями перелётных птиц;

раскрывать творческие способности детей;

воспитывать у детей чувство ответственности;

прививать любовь и бережное отношение к птицам.

Оборудование: 

Фотографии птиц, магнитофон, презентация, задания для конкурса.

Дети входят под звуки голосов птиц. (Звучит запись с голосами птиц)

Ход мероприятия

Воспитатель: 

С приходом весны возвращаются к нам наши друзья – перелетные птицы. Они привлекают чудесным оперением, пением, движениями, полетом, и, конечно, загадочным образом жизни.

Начиная с 1923 года школьники нашей страны ежегодно, в апреле, проводят традиционный день птиц. Сегодня мы с вами тоже отметим этот праздник, ведь

Птицы – это песнь и полет.

Птицы – это дети воздуха.

Птицы – дети радуги.

Птицы – верные наши помощники.

Птицы – это тайна и красота.

Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Рома Сорокин:

 Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей,

Другое  пчелою забралось в цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеек.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

        

Тема нашего классного часа спрятана в загадке. Отгадайте её.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?         

Угадали? Это...            (Птица).

Воспитатель:

 Какие две группы птиц вы знаете? (Перелётные и зимующие). Какое время года сейчас? А каких  птицах мы будем говорить весной? Каких перелётных птиц вы знаете?

Презентация о птицах со звуками голосов птиц.

Дети после каждого слайда выходят и рассказывают стихотворения о птицах.

1.Грач-Сеньшов Марк

Пусть проталины темнеют,
Солнца спрятались лучи,
А, вы, видели сегодня
Прилетели к нам грачи!
Удивительные птицы -
Прилетели, гнёзда вьют,
Словно шапки на деревьях,
Домики грачей растут.
Завороженно ребята
Смотрят на гостей весны,
Просыпается природа,
Переменам рады мы!

3.Жаворонок-Венедиктов

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны

5. Соловей - Сорокин

Соловья прекрасно пенье,

В этом- равных ему нет,                                

С давних пор его уменье,                                      

Поражает белый свет,  

                           

Песни звук его прекрасной

Дарит летом радость нам,                                  

Ночью звездной, в вечер ясный,                                      

И на зорьке по утрам,

Соловей коль разойдется -                                  

Не унять ничем птенца,                                            

Песня звонко его льется,                                                  

Там, где в роще деревца…

2.Журавль- Уваров

Жура-жура-Журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он пролетая:
«Лучше нет родного края!»

4. Кукушка-Маевская

Я - важная птица, хотя и мала.
На сотни вопросов ответы дала!
Спросите меня: "СКолько жить на веку?"
А я вам отвечу: "Ку-ку да ку-ку..."
Порой притаюсь я средь яркой листвы,
Да так, что меня не заметите вы.
Лесная гадалка сидит на суку,
И слышится снова: "Ку-ку да ку-ку..."

6.Ласточка –Ярмак

Ласточки вернулись 
В гнездышко под крышей. 
Солнце улыбнулось, 
Небо стало ближе. 
И кипит с рассвета 
Дружная работа: 
"Отыскать бы где-то, 
Не забыть бы что-то". 
Пух приладить к стенкам, 
Щель заделать плотно, 
Чтобы было деткам 
Мягко и удобно. 
Словно самолеты 
Ласточки мелькают 
Крыльями в полете 
Воздух рассекают. 
Жизнь проснулась с вами, 
Милые подружки. 
Как же я люблю вас, 
Птички-хлопотушки!

Пела ласточка:
- Тивит...
У меня приметный вид:
Я летаю низко -
Значит дождик близко.

7. Скворец-Петроченков

Рано утром на заре,
Только встав с постели,
Трель услышал на дворе -
Птицы прилетели.
Вот и кончилась зима,
Встрепенулись ели,
Тает снег, шумит вода...
И скворцы запел

8.Дрозд-Шалаев

Видишь, смотрят из гнезда
Два молоденьких дрозда.
Клюв покажет первый дрозд,
А второй покажет нос.

………..Вы слыхали, как поют дрозды?
Нет, не те дрозды, не полевые,
А дрозды-волшебники. Дрозды -
Певчие избранники России.
Вот они расселились по лесам.
Зазвучали до самозабвенья.
Я их узнаю по голосам,
Звонких повелителей мгновенья.
Звуки вырастают, как цветы.
Грустные. Веселые. Любые.
То горячие до красноты.
То холодновато-голубые.
Достают до утренней звезды.
Радугами падают на травы.
Шапки прочь! В лесу поют дрозды.
Для души поют. А не для славы

9.Аист –Бобраков

Аист – огромная птица:
Крыльев гигантский размах.
Аист на башнях гнездится
И на высоких домах,
Селится к людям поближе,
Как воробей и щегол…
Он на природу обижен –
Голоса нет у него!
Просто не развиты связки,
Что отвечают за крик…
Клювом трещать без опаски
Аист с рожденья привык!
Любит – не фрукты, не сласти –
Ящериц, жаб и мышей…
Людям приносит он счастье.
И – иногда – малышей!..

11. Стриж-Ганиев

Быстро, быстро,
быстрее мысли – 
звонкие, чистые 
чёрные искры!
Неуловимые виражи!
Стригут облака 
и луга стрижи

10. Лебедь – Алферонок

Есть птица красивая очень на свете,
Название — лебедь имеет она,
Не встретить прекрасней её на планете,
Она из чудесного будто бы сна,
И вид лебедей – как отрада для глаз,
Когда по воде они ровно плывут,
Спокойный, приятный их снежный окрас
Собой украшают и реку, и пруд.
Степенные, яркие ,нежные птицы,
в почёте огромном они у людей,
Едва только лебедь на воду садится,
Все взгляд на него переводят скорей

12.Утка- Вершинина

Вдоль реки гуляла утка,
Здесь раздолье для желудка:
Есть ракушки, рыбки, тина.
Надоест держаться чинно,
Утка в воду залезает
И такое вытворяет:
Бульк – под воду с головой,
Только хвостик над волной
Плещется, как белый стяг.
Мы смотрели в новостях
И ни разу не случилось,
Чтобы утка утопилась.

13.Цапля – Хаджиева

Цапля клювом, как пинцетом,
Ловит корм зимой и летом..
а потом, наевшись. спит -
На одной ноге стоит.
Цапля с юга прилетает,
Когда снег совсем растает.
А листва как облетит,
Снова к югу улетит.

14. Чайка –Екимова

Чайка - белый пароход -
На волнах качается:
То за рыбкою нырнёт,
То в воде купается.
Рыбка вырвалась - скандал,
Крик стоит отчаянный.
Над рекою шум и гвалт -
Резкий голос чаечный.

15.Горихвостка-Пригода

Хвостик рыженький – тут - там, 
Часто кланяется нам… 
Приседает, вертится, 
Если люди встретятся. 
Съест вредителей садов 
И споет про пауков 
По такому случаю 
Песенку скрипучую

16. Малиновка

Когда туман ушёл. И солнце засияло.
Я слышал песню птицы. Чуть слышно та звучала.
Зимы холодной гостья - малиновка то пела.
Там, на земле промёрзшей, нахохлившись, сидела.
Пушистый красный шарик трепещущего звука.
Лилась, звучала песня. Прочь уходила скука.

17.Зяблик 
Лишь утро в саду настаёт,
Ещё не проснувшись, я слышу:
Hа ветке, то громче, то тише,
Без удержу зяблик поёт.
Kупается в алом рассвете,
Прищёлкивает язычком,
Kак будто бы лучшим на свете
Позавтракал он
Червячком!

18.Серая мухоловка
Как ртуть подвижна мухоловка, 
Съедает насекомых ловко: 
Летит стрелою, взгляд остер – 
Поберегись, мушиный хор!

19.Пеночка                                                                Средь листвы
В местечке затаённом, 
На ветвях высокого ствола, 
Под прохладным пологом зелёным
Пеночка гнездо себе свила. 
Рассыпают радостные трели
Звонкие пернатые певцы, 
А в гнезде, как будто в колыбели, 
Дремлют желторотые птенцы. 
Пеночка глядит на них

С надеждой: 
Скоро оперятся
Малыши, 
И однажды ласково
И нежно

Запоют в предутренней тиши
День стоит задумчивый и светлый

Ветерки летят со всех концов
И слегка покачивают ветви, 
Бережно баюкая птенцов.

Дятел

Тук-тук, тук-тук, тук-тук-тук,
Это что ещё за звук?
Кто стучит так по сосне?
Очень интересно мне
Посмотрел на верх и вдруг
Понял, что это за звук.
Дятел там сидит в листве,
Ищет червячков в коре.
Чтоб деревья не болели,
Чтоб листочки зеленели,
Он как доктор Айболит,
К ним на помощь прилетит
.

Физкультминутка

Птички

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

Вот вы познакомились с видами птиц, а теперь попробуйте отгадать, что это за птица.

Призентация: ЗАГАДКИ  “ЛЕТЯТ  ПЕРЕЛЕТНЫЕ  ПТИЦЫ”

Загадки

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица... (Грач).

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения!

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок.)

Прилетел к нам наконец  

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет, поет, поет. (Соловей.)

В камышах она живет,

Дом у ней среди болот,

Там, где водятся лягушки.

Цап! - и нет одной квакушки. (Цапля.)

Мы построили вдвоем

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец,,

Прилетай скорей,… (Скворец)  

 

Черно-рыжая манишка,

Подвижной с рыжинкой хвост...

На селе любой парнишка

Сразу скажет: «Горихвост». (Сойка.)

Щиплет за пятки-

Беги без оглядки.(Гусь)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Не за морем птица эта-

Возле нас с тобой живет.

Дом потише выбирает

И гнездо на крыше вьет. (Аист)

Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда,
Сядет где-то на суку

И  кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (кукушка)

А сейчас игра на смекалку.

                                                 Игра «Птицы».

Я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появилось что-то другое, дайте мне знать: вы можете и хлопать, и топать. Итак, слушайте внимательно!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны. (Дети топают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи... (Дети топают).

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки... (Дети топают).

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки –

И спасибо шутке!

Конкурс команд «Узнай птиц по изображению»

А теперь проверим: сможете ли вы узнать птиц по их изображениям?

Сейчас каждая команда получает лист с номерами изображённых птиц.

Названия птиц вы запишите на листочках

(Учитель показывает рисунки птиц (утка, скворец , ласточка, , журавль, грач, лебедь, зяблик, пеночка, сойка, малиновка)  

Рассказ учителя  о значении птиц

Огромное значение имеют птицы в сельском хозяйстве. Вычислили, что за  одно лето 3 тысячи грачей истребили 24,5 миллиона проволочных червей-личинок одного из самых губительных вредителей наших полей.

О мухоловке известно, что она уничтожает за два месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи - наши злейшие враги, которые переносят возбудителей дизентерии, брюшного тифа. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, А кукушка за лето поедает до 270000 крупных гусениц и майских жуков.

Конкурс команд «Птичьи разговоры»

Разгадайте птичьи разговоры. Каждая команда получает листок с заданием, где соединяют линией с их «разговором»

гуси

крякают

соловьи

гогочут

журавли

свистят

утки

курлычут

ласточки

щебечут


(Ответ: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли курлычут, утки крякают/ ласточки щебечут)

Конкурс команд «Дополни загадку, отгадай её»

ЗАГАДКИ

Без рук, без топоренка

 построена избенка.                         (Гнездо.)

Спереди шильце, сзади рыльце,

на груди белое    полотенце.                         (Ласточка.)

На шесте - дворец,

 во дворце - певец.                 (Скворец.)

Летом за пахарем ходит, а под зиму                       

С криком уходит.                 (Грач.)

В воде купался -                                                

сухим остался.                 (Гусь.)

Он серенький на вид, но

 пеньем знаменит.                 (Соловей.)

Конкурс капитанов.

Ответьте на вопросы:

Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)

Какая птица быстрее всех летает? (стриж)

Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)

Конкурс для жюри:

Какая птица рождается на свет сразу со специальностью (секретарь);

Птица, живущая на Южном полюсе (пингвин);

Задние конечности уток превращены в (ласты);

Птица-санитар;

Птица, не имеющая голоса (аист);

Эту птицу называют пернатой кошкой (сова);

Самая маленькая птица (калибри);

Страна – зимний рай для птиц (Египет);

У какой птицы больше всего перьев (лебедь 25 тыс.);

Почему у журавля всегда рождается лишь один птенец (из 2-х птенцов сильный убивает слабого);

Ученик: Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном

Только здесь леса шумят

Птиц скликая перелетных.

Береги свою планету

Ведь другой такой на свете нету.

Завершается праздник песней «Скворцы прилетели»

Анализ внеклассного мероприятия – праздника «Птицы весной», проведённого в рамках рождественских чтений на методической неделе.

Праздник  «Птицы весной» проведён в рамках рождественских чтений, во 2 – А,  во 2 – Б классах.

Это мероприятие включено в план воспитательной работы школы во время проведения методической недели. Материал был подобран в соответствии с возрастными особенностями учащихся 2 классов.

Цель: сформировать у детей стремление принимать активное участие в празднике, испытывать чувство веселья и радости.

Задачи:

познакомить с некоторыми представителями перелётных птиц;

раскрывать творческие способности детей;

воспитывать у детей чувство ответственности;

прививать любовь и бережное отношение к птицам;

развивать интерес к природе.

Использование технологий: ученики 2 А, 2 Б обучаются по программе «Школа 2100», элементы игровой технологии, ИКТ – презентация по теме, личностно – ориентированная технология, дифференцированная технология.

Работа по подготовке к празднику заняла 2 недели, были привлечены все ученики классов. Использовались технические средства обучения: магнитофон - со звуками птичьих голосов, песен о птицах. Наглядное оформление – фотографии птиц. При проведение праздника ученики делились на команды, состоящие из учеников двух классов, что повлияло на сплочение учащихся 2 А и 2 Б классов.

Материал праздника был подобран в соответствии с поставленной целью. Дети познакомились с разнообразием перелётных птиц, их видами, голосами, значением. В ходе праздника учителя воспитывали любовь и бережное отношение к птицам в природе. Мероприятие было ярким, эмоциональным, запоминающимся. Активность учащихся была высокая, это говорит об интересе учащихся к данной теме. На занятии использовались словесные, наглядные, практические методы. По дидактическим целям: рассказ, чтение наизусть. Средства: чучела. Актуальность проведения праздника возникла в связи с исчезновением большинства птиц из – за плохой экологической обстановки в окружающей среде и бездушного, жестокого отношения к птицам.

Учителя обладают такими особенностями: убеждённостью, эмоциональностью, контактом с учащимися, знанием моральных качеств. Регулируют поступки своих учеников, отношения между учащимися.

Педагогическая ценность мероприятия:  воспитание дружбы в коллективе  и между классами, ответственного отношения к подготовке и проведению внеклассного мероприятия; раскрытие творческих способностей учащихся, развитие познавательной активности детей; развитие чувства прекрасного. Поделиться педагогическим мастерством с коллегами в рамках методической недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Мисс Весна"

В данной разработке описан сценарий для проведения конкурса между 4 классами, посвящённого празднику 8 марта. Кроме заданий для самих конкурсанток содержится материал для проведения игр со зрителями, ...

Внеклассное мероприятие "Птицы весной"

Мероприятие приурочено к Дню птиц, материал сопровождается презентацией...

Внеклассное мероприятие "Здравствуй, весна!"

В настоящее время, когда заботливого отношения всех людей  требует природа, - важнейшим направлением нравственного воспитания является экологическое воспитани...

Внеклассное мероприятие "Мисс Весна-2013"

Представлена разработка внеклассного мероприятия к международному женскому дню 8 Марта...

Открытое внеклассное мероприятие: «Праздник весны. Первоцветы»

Этот классный час поможет ученикам узнать о первоцветах и зародить в них бережное отношение к природе....

Внеклассное мероприятие Тема: «Весна! Весна! И все ей рады! Цели: закрепить знания о весне

Внеклассное мероприятие Тема: «Весна! Весна!  И все ей рады!Цели: закрепить знания о весне...