"Обобщение опыта работы психологических центров г. Тольятти по оказанию помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию (ТЖС)"
материал
В презентации рассказывается о мерах социально-психологической поддержки, как о ресурсе психологической устойчивости в трудной жизненной ситуации (ТЖС). Дано определение понятию "ТЖС" для ребёнка и перечислены некоторые центры г. Тольятти, оказывающие психологическую и иную помощь населению. Также затрагиваются вопросы регулирования деятельности в сфере оказания психологической помощи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение понятия «трудная жизненная ситуация» д ано в статье 3 федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения»
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.
Статья 1 ФЗ РФ от 24 июля 1998г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации»: дети , оставшиеся без попечения родителей ; дети – инвалиды ; дети , имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии ; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий ; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети , оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети , отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети , находящиеся в специальных учебно – воспитательных учреждениях ; дети , проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена.
ГКУ СО «Тольяттинский приют «Дельфин», ул.Жукова , 20: д етское отделение круглосуточного пребывания; детское отделение дневного пребывания; кризисное отделение круглосуточного пребывания для беременных женщин и женщин с детьми в ТЖС.
МБОУ ДО ГЦИР, ул . Л.Чайкиной , 87, пр-т Ленинский, 20, б-р Баумана, 3: экстренная психологическая помощь по телефону доверия, сверстниковая линия для подростков, молодёжи и родителей, т. 34-81-41
МБУ ММЦ «Шанс» : экстренная психологическая помощь по телефону доверия, т. 55-88-72
ГБУ ЦППМСП «Личность », ул. Ворошилова, 21, школа № 74 : телефон доверия; психологическое отделение ; социально-педагогическое отделение; логопедическое отделение; отд.ранней помощи.
ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального округа »: социально-психологические услуги; социально-педагогические услуги; социально-правовые услуги; срочные социальные услуги.
Психолого-педагогический центр, ул.У.Громовой , 44: о тделение ранней помощи; отдел психолого-педагогической помощи; отдел психологической коррекции дезадаптивный состояний; экспертно-диагностический отдел ПМПК.
Единый телефон доверия 8-800-2000-122 анонимность; бесплатность; д оступность.
Как регулируется деятельность в сфере оказания психологической помощи и оказания психологических услуг? Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Основу нормативной базы федерального значения в сфере оказания психологических услуг составляют законодательные акты: Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; стандарты социального обслуживания населения.
Социально-психологическая услуга - это социальная услуга, направленная на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности
Разновидности социально-психологических услуг: социально-психологическое консультирование; психологическое консультирование ; психодиагностика и обследование личности; психологическая коррекция; психотерапевтическая помощь; психопрофилактическая и психологическая работа; психологический тренинг; социально-психологический патронаж.
Основу системы правового регулирования отрасли составляют: Закон N 2300-1 ; Закон N 442- ФЗ. проект Федерального закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Правовые основы «Обобщение опыта работы психологических центров г. Тольятти по оказанию помощи лицам, попавшим в затруднительную жизненную ситуацию»
2 СЛАЙД
Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
3 СЛАЙД
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
4 СЛАЙД
В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети – инвалиды;
- дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
- дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети – жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно – воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
В соответствии с данными определениями трудную жизненную ситуацию ребенка могут подтвердить следующие документы:
1. Ходатайства, справки, заключения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подтверждающие, что жизнедеятельность ребенка объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и они не могут быть преодолены самостоятельно или с помощью семьи.
2. Справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности ребенка.
3. Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка.
4. Справка органов Федеральной миграционной службы о наличии у ребенка статуса беженца или вынужденного переселенца и/или членов его семьи.
5. Справка органов социальной защиты населения о проживании ребенка в малоимущей семье.
6. Иные документы, подтверждающие нахождение ребенка в трудной жизненной ситуации.
5 СЛАЙД
Ознакомлю вас с некоторыми центрами г.Тольятти, оказывающими психологическую и иную помощь населению
ГКУ СО «Тольяттинский приют «Дельфин», ул.Жукова, 20:
- д.отд. круглосуточного пребывания (дети 3-18 лет);
- д.отд.дневного пребывания (соц.реабилитация подростков в ТЖС);
- кризисное отделение круглосуточного пребывания для беременных женщин и женщин с детьми в ТЖС
6 СЛАЙД
МБОУ ДО ГЦИР (доп.образования, гуманитарный центр интеллектуального развития), ул. Л.Чайкиной, 87, пр-т Ленинский, 20, б-р Баумана, 3:
- экстренная психологическая помощь по телефону доверия, сверстниковая линия для подростков, молодёжи и родителей, т.34-81-41
7 СЛАЙД
МБУ ММЦ «Шанс» (многофункциональный молодёжный центр) - экстренная психологическая помощь по телефону доверия, т. 55-88-72
8 СЛАЙД
ГБУ ЦППМСП «Личность» (центр психолого-медико-социального сопровождения), ул. Ворошилова, 21, школа № 74:
- телефон доверия;
- психологическое отделение;
- социально-педагогическое отд.;
- логопедическое отд.;
- отд.ранней помощи.
В т.ч. психологическое сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся в коррекционных классах общеобразоват.школ, например, шк.№ 62.
9 СЛАЙД
ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального округа» (бывший центр «Семья»), находится в каждом р-не города, также в мкр.Ставропольский, г.о.Жигулёвск. Оказывает комплексное социальное обслуживание различных категорий населения, услуги:
- социально-психологические;
- социально-педагогические;
- социально-правовые;
- срочные социальные услуги (неотложная помощь разового характера гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию) .
Например, в отделе на ул. Жукова, 30 есть группа психологической помощи «Точка опоры» для родителей детей с ОВЗ и родителей в ТЖС; оказывают помощь педагог-психолог Клишина Лариса Ивановна и социальный педагог Ануфриева Валентина Александровна. Соц.педагог кружок папье-маше и кукольный театр для детей с ОВЗ И ТСЖ; психолог группу для детей с ОВЗ и ТСЖ.
10 СЛАЙД
Психолого-педагогический центр, ул.У.Громова, 44:
- отд.ранней помощи;
- отдел психолого-педагогической помощи;
- отдел психологической коррекции дезадаптивный состояний;
- экспертно-диагностический отдел ПМПК.
Оказывают помощь педагоги-психологи, юрист, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, врач-невролог и врач-психиатр.
11 СЛАЙД
Принципы оказания экстренной психологической помощи по единому телефону доверия 8-800-2000-122:
- принцип анонимности (№ не определяется, разговор не записывается);
- бесплатность (бесплатно с любого телефона);
- доступность (единый по всей России).
12 СЛАЙД
Обобщая работу психологических центров необходимо разобраться, чем и как регулируется деятельность в сфере оказания психологической помощи и оказания психологических услуг?
В настоящее время в России на федеральном уровне не создано специальной нормативной базы регулирования оказания психологической помощи населению. Психологическая помощь рассматривается действующими законами как частный случай оказания социальных услуг.
По общему правилу оказание психологической помощи подпадает под действие широкого спектра законодательных актов, включая Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ и Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1). Кроме того, если оказание психологической помощи оформлено документально, на возникающие отношения может распространяться действие актов профессиональных сообществ, принятых ими в порядке саморегулирования, в тех случаях, когда в тексте документа это условие прямо оговорено [25]. Примером такого акта может служить Этический кодекс психолога [31], принятый съездом Российского общества психологов в 2012 году.
13 СЛАЙД
Основу нормативной базы федерального значения в сфере оказания психологических услуг составляют законодательные акты, регламентирующие вопросы социального обслуживания населения. Важнейшими из них являются Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и ряд национальных стандартов социального обслуживания населения.
В настоящее время на общенациональном уровне законодательство не дает определения психологической помощи. В то же время национальный стандарт, регулирующий порядок оказания основных видов социальных услуг, содержит упоминание психологической помощи в числе социально-психологических услуг, направленных на обеспечение социальной безопасности
Согласно стандартам, социальное обслуживание (адаптация, реабилитация, социальные услуги) представляет собой систему "мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.
14 СЛАЙД
Так, социально-психологическая услуга рассматривается как «социальная услуга, направленная на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности».
15 СЛАЙД
В рамках данной категории законодательством определены восемь разновидностей социально-психологических услуг:
- социально-психологическое консультирование (его цель - раскрытие и мобилизация клиентом собственных внутренних ресурсов и последующее решение социально-психологических проблем),
- психологическое консультирование (направлено на "налаживание межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для клиента людьми") [4, 2.2.4.2];
- психодиагностика и обследование личности (состоит в "выявлении и анализе психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений") [4, 2.2.4.3];
- психологическая коррекция (заключается в "активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента") [4, 2.2.4.4];
- психотерапевтическая помощь (направлена "на решение проблем клиента, которые лежат в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов") [4, 2.2.4.5];
- психопрофилактическая и психологическая работа (содействие "в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента") [4, 2.2.4.6];
- психологический тренинг (заключается в "активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым условиям") [4, 2.2.4.7];
- социально-психологический патронаж (заключается в "систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-психологической помощи") [4, 2.2.4.8].
16 СЛАЙД
Анализ нормативной базы профессиональной деятельности психологов в России показывает, что законодатель относит эту деятельность к сфере услуг. Основу системы правового регулирования отрасли составляют Закон N 2300-1 и Закон N 442-ФЗ, соответствующие национальные стандарты и нормативные документы ряда ведомств, по линии которых населению оказывается значительная часть психологических услуг. Нормативная база стандартов благодаря длительной истории своего развития глубоко и полно проработана, составляющие ее нормы и правила внутренне согласованы.
Довольно много внимания законодатель уделил вопросам оценки качества оказания психологической помощи. Особые стандарты качества социальных услуг разработаны для отдельных категорий граждан: детей, женщин, граждан пожилого возраста, инвалидов и лиц без определенного места жительства.
В то же время работа над созданием системы регулирования допуска к профессии, контроля качества услуг, а также разрешения возникающих при этом споров пока далека от завершения. Актуальность создания соответствующей законодательной базы представляется очевидной, подтверждением чему служит ведущееся уже не первый год активное обсуждение проекта Федерального закона "О психологической помощи населению в Российской Федерации".
17 СЛАЙД
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети на школьном старте. Из опыта работы психологической службы лицея 8 г. Перми.
В статье представлен опыт работы психологической службы по подготовке детей 6-7-летнего возраста к школьному обучению...
Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"
Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...
Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "
Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)
Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Обобщение опыта работы по теме «Использование проблемных ситуаций на уроках математики как средство формирования ключевых компетенций»
Обобщение опыта работы по теме «Использование проблемных ситуаций на уроках математики как средство формирования ключевых компетенций»...
Обобщение педагогического опыта. Выступление на педсовете.Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».
В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс....