Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные журналисты"
рабочая программа (4 класс)
Мной разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юные журналисты». Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты «44 Начальная школа.ru и размещение ее на сайте школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunye_zhurnalisty.docx | 54.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 44 имени С.Ф.Бароненко»
Копейского городского округа
Принято: Совет Учреждения Председатель Васильева Е.А. протокол № ___ от «30» августа 2021 г. | Утверждаю: Директор МОУ «СОШ № 44 имени С.Ф.Бароненко» __________ С.В.Типушков приказ № 502 «31» августа 2021 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»
ВОЗРАСТ: 7 – 10 лет
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД
Составила:
Лемтюгина Е.А.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2021 – 2022 учебный год
Содержание программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………...3
1.2. Учебно-тематический план. ………………………………………………...8
1.3. Содержание программы………………………………………………....…13
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………..20
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график………………………………..…………...23
2.2 Условия реализации программы…………………………………………...23
2.3. Формы аттестации……………………………………………………….…23
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………..23
2.5. Методическое обеспечение программы…………………………………..24
Список литературы………………………………………………………………38
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные журналисты» является модифицированной, социально-гуманитарной направленности. Она направлена на практическое ознакомление обучающихся с основами журналистской деятельности и работы с публицистическим текстом, на создание условий для первичного профессионального самоопределения учащихся начальных классов в области журналистики.
Специфика журналистики, как вида деятельности, заключается в том, что она требует от участников процесса активной субъектной позиции исследователя социальной жизни. Как следствие, школьная журналистика изначально помещает обучающихся в действий, таких как самоопределение, нравственно-этическая ориентация, целеполагание, саморегуляция, смысловое чтение, рефлексия способов и условий действий, умения работать с информацией и выстраивать продуктивные коммуникативные отношения.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», приложением к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Новизна и актуальность
В современном мире важное значение приобретает умение ориентироваться в огромном потоке информации. Телевидение, радио, телефонные коммуникации, глобальные компьютерные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня, для того, чтобы быть успешным, ученик должен обладать способностью из большого количества информационных источников выбрать наиболее рациональные и достоверные, извлечь из огромного потока информации только необходимую, суметь ее проанализировать, обобщить, интерпретировать, творчески переработать, видеть открытую информацию и двусмысленность утверждений. В связи с этим требуется новый подход к формам работы с детьми. Включение в учебные предметы метатем, разработка и внедрение метакурсов в учебную программу, создание в образовательном пространстве школы метапредметных площадок – это способы организации деятельности учащихся, которые направлены на достижение этой задачи. Занятия журналистикой, являясь такой метапредметной площадкой, в полной мере отвечают вышеперечисленным требованиям.
Актуальность определяется так же еще и тем, что современный человек живет в огромном информационном пространстве, которое существует оффлайн и онлайн. Следовательно, понимание законов, по которым живёт современное информационное общество, является важным фактором социализации обучающихся, помогает школьникам более грамотно выстраивать коммуникацию и более критично относиться к информации, которую мы получаем из сети Интернет.
Педагогическая целесообразность
Программа «Юные журналисты» разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, доступна, направлена на развитие речи, коммуникативных навыков, которые необходимо оперативно применять в той или иной жизненной ситуации. Работа по программе даёт обучающимся возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.
Цель: развивать коммуникативные навыки и метапредметные умения, связанные с поиском, получением, анализом, обработкой и передачей информации, способствовать формированию деятельностной потребности в творческой и социальной активности учащихся через знакомство с особенностями конкретного вида социальной деятельности – журналистики.
Задачи:
- помочь учащимся составить представление о том, что такое журналистика как профессия, приобрести первый опыт работы с информацией на конкретных примерах из опыта школьной журналистики России, первичные навыки ориентирования в современном информационном пространстве;
- учить осмысливать происходящие события с точки зрения нравственно-этических норм, делать моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;
- учить понимать важность оценивания информации с точки зрения ее достоверности или недостоверности, учить проверять информацию на достоверность;
- способствовать формированию основ медийной грамотности, приобретению навыков выстраивания виртуальных и реальных коммуникаций;
- формировать первичные навыки работы с публицистическим текстом, навыки использования изобразительно-выразительных средств русского языка в соответствии с задачами публицистики, учить формулировать свои мысли и доносить их до аудитории;
- развивать мультимедийные компетентности, способствовать приобретению опыта работы с современными мультимедийными технологиями.
Отличительные особенности
В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных журналистских навыков, но и ориентированы они, чаще всего, на обучающихся среднего звена или старших классов. Например, Т.В. Ковган «Введение в журналистику», Т.В. Ковган «Основы журналистики. Репортаж. Интервью», О.В. Чиндилова, О.М. Корчемлюк «Школа журналиста».
Данная образовательная программа предполагает включение в систему средств массовой коммуникации общества обучающихся младших классов.
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 12 человек (с учетом естественного отсева обучающихся).
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий
- продолжительность занятий – 45 минут;
- форма проведения занятий – групповая;
- начало занятий – 15 сентября текущего учебного года;
- окончание занятий – 31 мая текущего учебного года;
- режим занятий: 1 раз в неделю.
Объем программы
Время, отведенное на обучение, составляет 36 учебных часа продолжительностью 45 минут. Занятия по программе комбинированные, включающие, как теорию, так и практику.
Формы занятий
При реализации данной программы применяются разнообразные формы и методы работы:
- рассказ, беседа, лекция (словесные);
- просмотр фотографий, видеофильмов, работа со схемами (наглядные);
- практическая поисковая работа в группах, деловая игра, круглый стол, «мозговой штурм», творческая работа (практические).
Ожидаемые результаты реализации программы
Поскольку журналистика – это публичная профессия, ориентированная на взаимодействие с широкой аудиторией, то главное условие предъявления образовательного результата по программе «Юные журналисты» – это публичность.
Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты «Начальная школа 44.ru» (по мере поступления информации о событиях в школьной жизни) и размещение ее на сайте школы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Каждый обучающийся ведет портфолио, в котором фиксирует свои результаты: ведётся словарь профессиональных терминов, делаются заметки о личном участии в работе объединения, собираются творческие работы, дипломы, грамоты и фотографии.
По результатам изучения каждого раздела предусмотрена творческая работа. В качестве итоговой работы предусматривается защита коллективных или индивидуальных творческих проектов обучающихся, рассчитанная на аудиторию образовательного учреждения (учащиеся, педагоги, родители).
1.2. Учебно-тематический план
№п/п | Название разделов | Темы | Количество часов | Формы аттестации | ||
всего | в том числе | |||||
теория | практика | |||||
Профессия журналист 2ч | Профессия журналист. Сообщать новости, быть в гуще событий. | 1 | 1 | Упражнения на выявление уровня обученности | ||
Когда появилась журналистика? Что было до нее? | 1 | 1 | Упражнения на выявление уровня обученности | |||
Информируем 6ч | Делаем новости. Критерии новостной журналистики. | 1 | 0,5 | 0,5 | Деловая игра «Делаем новости» | |
С чего начать? Информационный лид. | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа «Пишем новость» | ||
Глазами очевидца. Жанр репортажа. | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа по одному из сюжетов киножурнала «Ералаш» | ||
Снимаем видеосюжет. Журналист на задании. | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая деловая игра «Снимаем видеорепортаж» | ||
Проверяем информацию. Убедитесь, что информация достоверна. | 1 | 0,5 | 0,5 | Упражнения на выявление уровня обученности | ||
«В номер!» Деловая игра. | 1 | 0,5 | 0,5 | Деловая игра | ||
Берем интервью 5ч | Блиц-опрос. Что думают люди? | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с материалами сайта ВЦИОМ и материалами школьных СМИ | |
Интервью. Выбираем собеседника, готовим вопросы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Разработка темы собственного блицопроса | ||
Проведение интервью. Деловая игра. | 1 | 1 | Деловая игра «Интервью» | |||
Обработка интервью. | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа в группах «Правила хорошего интервью» | ||
Правила хорошего интервью. Контрольное занятие. | 1 | 1 | Презентация итоговых работ по теме интервью | |||
Размышляем 7ч | Классная история. Поговорим о важном. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа с публицистическими текстами | |
Во дворе, на улице, в городе. Я сам все это видел. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа с публицистическими текстами | ||
«Герой нашего времени». В поисках положительного героя. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа с публицистическими текстами | ||
Эксперимент. Проверено на себе. | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа в группах по обсуждению тем для социального или личного журналистского эксперимента | ||
Поговорим о личном. Почему это важно? | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа с публицистическими текстами | ||
Слово не воробей. Осторожно, плагиат! | 1 | 1 | Упражнения на выявление уровня обученности | |||
Круглый стол. Контрольное занятие. | 1 | 1 | Круглый стол | |||
Развлекаем, путешествуем, читаем, спорим, идем в театр 6ч | Развлекаем и развлекаемся. Юмористические рубрики в школьных СМИ. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проектирование тем и рубрик | |
Мы едем, едем, едем. Путевые заметки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа с публицистическими текстами | ||
Читать модно. Книжный блог. | 1 | 1 | Упражнения на выявление уровня обученности | |||
Культурная журналистика. Идем на выставку, в театр, в кино. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с материалами информационных сайтов и сайтов театров | ||
Хочу сказать! Спорим, доказываем. | 1 | 1 | Деловая игра «Дуэль» | |||
У читателя тоже есть свое мнение. Контрольное занятие. | 1 | 1 | Проведение опроса | |||
Фотографируем, верстаем, ведем блог, делаем лонгрид 10ч | Фотографируем. Репортажная фотография. | 1 | 0,5 | 0,5 | Упражнения на выявление уровня обученности | |
Успеть поймать кадр. Фоторепортер на задании. | 1 | 1 | Практическая работа с фотоматериалами | |||
Как делают газету. Основные элементы верстки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая исследовательская работа с образцами школьных газет | ||
Как делают газету. Основные элементы верстки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая исследовательская работа с образцами школьных газет | ||
Правила верстки. Учимся на чужих ошибках. | 1 | 0,5 | 0,5 | Упражнения на выявление уровня обученности | ||
Правила верстки. Учимся на чужих ошибках. | 1 | 1 | Игра-соревнование «Газета ошибок» | |||
Школа юного видеоблогера. Есть идея! | 1 | 1 | Конференция (выступление обучающихся) | |||
Очень длинное чтение. Делаем лонгрид. | 1 | 0,5 | 0,5 | Создание лонгрида | ||
Презентация творческих проектов. | 1 | 1 | Презентация творческих проектов | |||
Презентация творческих проектов. Итоговое занятие. | 1 | 1 | Презентация творческих проектов | |||
ИТОГО | 36 | 15 | 21 |
1.3. Содержание программы
Раздел 1. Профессия – журналист (2 ч)
Тема 1. Профессия журналист (1 ч)
Самоопределение, формулировка индивидуальных ожиданий от курса. Постановка образовательных целей и задач. Структурирование и систематизация информации, известной ранее учащимся на бытовом уровне. Понятия: прямой эфир, форум, аккредитация журналиста. Групповая работа по поиску информации в сети Интернет.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа, работа в группах, рефлексия.
Тема 2. Когда появилась журналистика? Что было до нее? (1 ч)
История появления журналистики. Пражурналистские явления. Происхождение слов «журнал» и «газета». История российской журналистики. Появление телевидения в России.
Виды деятельности. Беседа, упражнения на выявление уровня обученности, рефлексия.
Раздел 2. Информируем (6ч)
Тема 3. Делаем новости (1ч)
Какими критериями руководствуется журналист в выборе новостей. Обсуждение, формулировка критериев: оперативность, масштаб события, общественная значимость, близость аудитории, первичность и достоверность информации. Деловая игра «Делаем новости».
Виды деятельности. Беседа, деловая игра, рефлексия.
Тема 4. С чего начать? Информационный лид (1ч)
Муки первого слова: с чего начать новость? Почему начало должно быть интересным? Информационный лид. Творческая работа «Пишем новость».
Виды деятельности. Беседа, творческая работа, рефлексия.
Тема 5. Глазами очевидца. Жанр репортажа (1ч)
Особенности жанра репортажа. Эффект присутствия. Различия между жанрами репортаж и новость. Творческая работа по одному из сюжетов киножурнала «Ералаш».
Виды деятельности. Беседа с элементами исследовательской деятельности, поисковая деятельность, творческая работа в группе, рефлексия.
Тема 6. Снимаем видеосюжет. Журналист на задании (1ч)
Особенности репортажа на телевидении. План съемки. Творческая деловая игра «Снимаем видеорепортаж».
Виды деятельности. Беседа, творческая работа в группе, рефлексия.
Тема 7. Проверяем информацию. Убедитесь, что информация достоверна (1ч)
Откуда берется недостоверная информация. Способы проверки информации на достоверность. Анализ и обсуждение конкретных примеров из опыта школьной журналистики. Формирование первичных навыков проверки информации.
Виды деятельности. Проблемная беседа, упражнения на выявление уровня обученности, рефлексия.
Тема 8. «В номер!». Деловая игра (1ч)
Графический план верстки. Макет газетных страниц. Разворот. Роль иллюстраций и заголовков на газетной странице.
Виды деятельности. Беседа, деловая игра, рефлексия.
Раздел 3. Берем интервью (5ч)
Тема 9. Блиц-опрос. Что думают люди? (1ч)
Блиц-опрос как разновидность жанра интервью. Способы оформления и подачи опроса. Видеоопрос, классический опрос, инфографика. Работа с материалами сайта ВЦИОМ и материалами школьных СМИ. Разработка темы собственного блицопроса.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа, работа в группах, рефлексия.
Тема 10. Интервью. Выбираем собеседника (1ч)
Жанр интервью. Критерии выбора собеседника для интервью. Практическая работа с материалами интервью в школьной прессе и в школьных видеосюжетах. Подготовка вопросов для интервью.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа с материалами школьных СМИ, рефлексия.
Тема 11. Проведение интервью. Деловая игра (1ч)
Деловая игра «Интервью». Анализ сделанных записей по итогам деловой игры.
Виды деятельности. Деловая игра, рефлексия.
Тема 12. Обработка интервью (1ч)
Основные правила литературной обработки интервью, подготовка интервью к печати. «Правила хорошего интервью» – творческая работа в группах.
Виды деятельности. Беседа, творческая работа, рефлексия.
Тема 13. Правила хорошего интервью. Контрольное занятие (1ч)
Презентация итоговых работ по теме интервью.
Виды деятельности. Беседа, презентация итоговых работ, рефлексия.
Раздел 4. Размышляем (7ч)
Тема 14. Классная история (1ч)
Может ли ситуация, произошедшая в школе, на уроке в классе стать темой для детской журналистской публикации. Критерии, по которым журналист определяет, подходит или не подходит история для публикации. Анализ публицистических работ школьников.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа с публицистическими текстами школьников, работа в группах, рефлексия.
Тема 15. Во дворе, на улице, в городе. Я сам все это видел (1ч)
Бытовая зарисовка. Ситуация, увиденная на улице, в общественном транспорте, в любых общественных местах как тема для размышления и для журналистского текста. Анализ публицистических работ школьников.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа с публицистическими текстами школьников, работа в группах, рефлексия.
Тема 16. «Герой нашего времени». В поисках положительного героя (1ч)
Поиск положительных героев, которые могут стать героями детских публикаций. Анализ публицистических работ школьников.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа с публицистическими текстами школьников, работа в группах, рефлексия.
Тема 17. Проверено на себе. Эксперимент (1ч)
Социальный и личный эксперимент. Просмотр и анализ видеосюжетов. Творческая работа в группах по обсуждению тем для социального или личного журналистского эксперимента.
Виды деятельности. Беседа, анализ видеосюжетов, работа в группах, рефлексия.
Тема 18. Поговорим о личном. Почему это важно? (1ч)
Личная история как тема и повод для публицистического выступления. Анализ публицистических работ школьников.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа с публицистическими текстами школьников, работа в группах, рефлексия.
Тема 19. Слово не воробей. Осторожно, плагиат! (1ч)
Что означает слово плагиат. Можно ли считать плагиатом текст, который скопирован не полностью, а частично? Является ли плагиатом текст, в котором ученик переделал некоторые предложения и заменил часть слов? Проверка текстов на плагиат. Недопустимость плагиата в авторских текстах. Работа с авторскими текстами школьников. Беседа, практическая работа с ресурсами сети Интернет.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа с ресурсами сети Интернет, рефлексия.
Тема 20. Круглый стол. Контрольное занятие (1ч)
Круглый стол. Проблемное обсуждение итоговых работ, выполненных по итогам прохождения тем раздела.
Виды деятельности. Круглый стол.
Раздел 5. Развлекаем, путешествуем, читаем, спорим, идем в театр (6ч)
Тема 21. Развлекаем и развлекаемся. Юмористические рубрики в школьных СМИ (1ч)
Развлекательные темы и рубрики в школьной газете. Анализ материалов школьных изданий. Работа в группах, проектирование тем и рубрик.
Виды деятельности. Беседа, проектная работа в группах, рефлексия.
Тема 22. Мы едем, едем, едем. Путевые заметки (1ч)
Особенности жанра путевых заметок. Анализ публицистических работ школьников, написанных в жанре путевых заметок.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа с публицистическими текстами школьников, работа в группах, рефлексия.
Тема 23. Читать модно. Книжный блог (1ч)
Что такое книжный блог, о чем пишут книжные блогеры. Просмотр и анализ видеосюжета книжного блога на YouTube.
Виды деятельности. Беседа, просмотр видеосюжета, упражнения на выявление уровня обученности, рефлексия.
Тема 24. Культурная журналистика (1ч)
Журналисты и блогеры о театре, кино и других культурных событиях. Знакомство с ресурсом Яндекс.Дзен. Работа с материалами информационных сайтов и сайтов театров.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа с текстами в сети Интернет, рефлексия.
Тема 25. Хочу сказать! Спорим, доказываем (1ч)
Учимся спорить на предложенные темы и доказывать свою точку зрения. Работа с материалами школьных СМИ. Деловая игра «Дуэль».
Виды деятельности. Беседа, практическая работа с публицистическими текстами школьников, работа в группах, деловая игра, рефлексия.
Тема 26. У читателя тоже есть свое мнение (1ч)
Разработка опросников, которые помогут установить обратную связь с читателями. Проведение опроса.
Виды деятельности. Практическая работа, в том числе с использованием ресурсов социальных сетей.
Раздел 6. Фотографируем, верстаем, ведем блог, делаем лонгрид (10ч)
Тема 27. Фотографируем. Репортажная фотография (1ч)
Особенности репортажной фотографии. Трудности и сложности репортажной фотосъемки.
Виды деятельности. Беседа, работа в группах, рефлексия.
Тема 28. Успеть поймать кадр. Фоторепортер на задании (1ч)
Удачный кадр. Работа с материалами школьной прессы. Практическая работа с фотоматериалами. Особенности репортажной фотосъемки. Подготовка фотоколлажа. Творческий практикум.
Виды деятельности. Беседа, работа в группах, творческий практикум, рефлексия.
Тема 29-30. Как делают газету. Основные элементы верстки (2ч)
Основные визуальные элементы газетной верстки. Словарик верстальщика. Практическая исследовательская работа в группах с образцами школьных газет.
Виды деятельности. Беседа, работа в группах, рефлексия.
Тема 31-32. Правила верстки. Учимся на чужих ошибках (2ч)
Основные ошибки, которые допускают школьные издатели в верстке печатных изданий. «Газета ошибок». Практическая работа в группах – игра-соревнование.
Виды деятельности. Беседа, работа в группах, рефлексия.
Тема 33. Школа юного видеоблогера (1ч)
Общее знакомство с видеоконтентом блогов, которые ведут российские школьники. Генерация идей для школьного видеоблога.
Виды деятельности. Конференция (выступление учащихся), «мозговой штурм», беседа, рефлексия.
Тема 34. Очень длинное чтение. Делаем лонгрид (1ч)
Общее знакомство с тем, что из себя представляет современный мультимедийный лонгрид. Знакомство с лонгридом издательского дома «Коммерсантъ» «День, когда началась война». Анализ лонгрида, выполненного школьниками.
Виды деятельности. Работа в группах, беседа, рефлексия.
Тема 35-36. Презентация творческих проектов (2 ч)
Открытая презентация на широкую аудиторию выполненных в рамках программы итоговых проектов, коллективных и индивидуальных.
Виды деятельности. Презентация творческих проектов.
1.4. Планируемые результаты
В результате освоения программы обучающийся научится:
в области предметных результатов:
- создавать тексты и видеосюжеты публицистической направленности, ориентированные на читателя и зрителя, и анализировать необходимую информацию в соответствии с задачами текста;
- выстраивать диалог в рамках делового общения, проводить опросы и интервью;
- оценивать каждую конкретную ситуацию, сложившуюся в практике работы школьного журналиста, с точки зрения нравственности тех или иных поступков;
- использовать ресурсы публицистического стиля речи в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- выявлять в публицистических текстах школьников тему и проблему и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
- проводить смысловой анализ текста на основе понимания принципиальных отличий публицистического текста от литературно-художественного, научного и т. п.
в области метапредметных результатов:
- понимать важность оценивания информации с точки зрения ее достоверности или недостоверности, проверять информацию на достоверность;
- выстраивать продуктивные коммуникативные отношения с окружающими людьми в ситуациях делового и неформального межличностного общения;
- использовать коммуникативные возможности языка, грамотно формулировать вопросы с целью получения наиболее полного ответа (соответствующего поставленным задачам коммуникации);
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, принимать ответственность за сказанное и написанное, понимать влияние, которое публичная информация оказывает на человека;
- создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении, сознательно планировать свою учебную деятельность;
- аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях как читатель/зритель со сформированными морально-нравственными ценностями;
- владеть компетентностями в области использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий, культурой активного пользования образовательными и творческими ресурсами сети Интернет.
в области личностных результатов:
- работать над расширением и систематизацией знаний о современном мире;
- понимать значимость образования и самообразования как средств своего дальнейшего развития и продуктивного осмысленного существования в современном мире;
- сознательно планировать свою деятельность, используя навыки целеполагания, самоанализа и самооценки;
- самостоятельно вырабатывать нравственные критерии выбора в конкретных жизненных ситуациях, понимать происходящие в обществе процессы и оценивать их с точки зрения этих критериев;
- проявлять творческую и социальную активность.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Срок реализации программы | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 15.09.2021г | 31.05.2021 | 36 | 36 | 1 раз в неделю |
2.2 Условия реализации программы
Помещение. Занятия по программе «Юный журналист» проводятся в классных кабинетах.
Оборудование. Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; блокноты, бумага разных видов и формата; клей, файлы, папки и т.д.
Информационные ресурсы. Имеются печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы.
2.3. Формы аттестации
Подведение итогов реализации программы проводится в виде итоговой презентации творческих проектов, представления портфолио обучающихся, издания школьной газеты.
2.4. Оценочные материалы
Практические работы, рекомендованные программой Т.В. Ковган «Журналистика для школьников».
2.5. Методическое обеспечение программы
Названия разделов и тем | Форма занятия | Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) | Дидактические материалы | Техническое оснащение | Формы подведения итогов | |
Раздел 1. Профессия журналист | ||||||
Профессия журналист. Сообщать новости, быть в гуще событий | Беседа, работа в группах | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска | Упражнения на выявление уровня обученности | |
Когда появилась журналистика? Что было до нее? | Беседа, игра | Словесные, наглядные, практические, игровые | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности | |
Раздел 2. Информируем | ||||||
Делаем новости. Критерии новостной журналистики | Беседа, деловая игра | Словесные, наглядные, практические, игровые | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности, деловая игра | |
С чего начать? Информационный лид | Беседа, творческая работа | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности. Творческая работа «Пишем новость» | |
Глазами очевидца. Жанр репортажа | Беседа с элементами исследовательской деятельности, творческая работа | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Творческая работа по одному из сюжетов киножурнала «Ералаш» | |
Снимаем видеосюжет. Журналист на задании | Беседа, игра | Словесные, наглядные, практические, игровые | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Творческая деловая игра «Снимаем видеорепортаж» | |
Проверяем информацию. Убедитесь, что информация достоверна | Беседа | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности | |
«В номер!» Деловая игра | Беседа, игра | Словесные, наглядные, практические, игровые | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности, деловая игра | |
Раздел 3. Берем интервью | ||||||
Блиц-опрос. Что думают люди? | Беседа, работа в группах | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности | |
Интервью. Выбираем собеседника | Беседа, практическая работа | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности | |
Проведение интервью. Деловая игра | Беседа, игра | Словесные, наглядные, практические, игровые | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности, деловая игра «Интервью» | |
Обработка интервью | Беседа, творческая работа | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности, творческая работа «Правила хорошего интервью» | |
Правила хорошего интервью. Контрольное занятие | Беседа, презентация | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Презентация итоговых работ | |
Раздел 4. Размышляем | ||||||
Классная история. Поговорим о важном. | Беседа, практическая работа | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности | |
Во дворе, на улице, в городе. Я сам все это видел | Беседа, практическая работа, работа в группах | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности | |
«Герой нашего времени». В поисках положительного героя | Беседа, практическая работа, работа в группах | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности | |
Эксперимент. Проверено на себе | Беседа, работа в группах | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности, анализ видеосюжетов | |
Поговорим о личном. Почему это важно? | Беседа, практическая работа, работа в группах | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности | |
Слово не воробей. Осторожно, плагиат! | Беседа, практическая работа | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности | |
Круглый стол. Контрольное занятие. | Круглый стол | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Круглый стол | |
Раздел 5. Развлекаем, путешествуем, читаем, спорим, идем в театр | ||||||
Развлекаем и развлекаемся. Юмористические рубрики в школьных СМИ | Беседа, работа в группах | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности | |
Мы едем, едем, едем. Путевые заметки | Беседа, практическая работа, работа в группах | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности | |
Читать модно. Книжный блог | Беседа, игра | Словесные, наглядные, практические, игровые | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности | |
Культурная журналистика | Беседа, практическая работа | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности | |
Хочу сказать! Спорим, доказываем. | Беседа, практическая работа, игра | Словесные, наглядные, практические, игровые | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности, деловая игра «Дуэль» | |
У читателя тоже есть свое мнение | Беседа, практическая работа | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности, проведение опроса | |
Раздел 6. Фотографируем, верстаем, ведем блог, делаем лонгрид | ||||||
Фотографируем. Репортажная фотография | Беседа, работа в группах | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности | |
Успеть поймать кадр. Фоторепортер на задании | Беседа, работа в группах, | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности, творческий практикум | |
29. | Как делают газету. Основные элементы верстки | Беседа, работа в группах | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности |
30. | Как делают газету. Основные элементы верстки | Беседа, работа в группах | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности |
31. | Правила верстки. Учимся на чужих ошибках | Беседа, работа в группах | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности |
32. | Правила верстки. Учимся на чужих ошибках | Беседа, работа в группах, игра | Словесные, наглядные, практические, игровые | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности, игра-соревнование «Газета ошибок» |
33. | Школа юного видеоблогера | Беседа, конференция | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Конференция (выступление обучающихся) |
34. | Очень длинное чтение. Делаем лонгрид | Беседа, работа в группах | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Упражнения на выявление уровня обученности |
35. | Презентация творческих проектов | Презентация | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Защита проектов |
36. | Презентация творческих проектов. Итоговое занятие | Презентация | Словесные, наглядные, практические | Мультимедийные материалы, Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019. | Компьютер, проектор, акустическая система (колонки), доска. | Защита проектов |
Список литературы
- Васильева Л. А. Делаем новости!: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003. URL: http://evartist.narod.ru/text5/23.htm
- Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: Аспект Пресс, 2001. URL: http://evartist.narod.ru/text6/39.htm
- Лозовский Б. Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – СПб., 2000. – URL: http://evartist.narod.ru/text5/62.htm
- Ковган, Т.В. Журналистика для начинающих: Учебное пособие.// – М.: Просвещение, 2019.
- Ковган, Т.В. и др. Сборник рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и среднего общего образования: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"
Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Говоруша"
Программа кружка "Говоруша" по развитию речи для 1 классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки".
Программа кружка "Умелые руки" создана на основе программы "Кружки начального технического моделирования" А.П.Журавлевой, М.: Просвещение, 1988 г....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист»
Кружок "Юный журналист"Журналистская деятельность имеет большой образовательный потенциал, даёт возможность ребёнку вырабатывать и свободно выражать собственное мнение. Такой род деятельност...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб
Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...