Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Говоруша"
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме
Программа кружка "Говоруша" по развитию речи для 1 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govorusha.docx | 32.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОУ Ветлужская школа № 1 г. Ветлуги
Рабочая программа
кружка «Говоруша»
1 класс
Учитель-логопед:
Белова Александра Евгеньевна
2015-2016 год
Пояснительная записка
Ребёнок приходит в школу, имея собственный уровень развития речи. За первый год он должен приобрести навыки чтения и письма, стать заинтересованным учеником. А если не всё хорошо? А если у ребёнка есть проблемы в речевом развитии? Дополнительный час занятий в кружке в неделю призваны помочь начинающему школьнику.
Организация занятий подчинена решению следующих задач:
- развитие речи;
- развитие мышления;
- развитие воображения;
- развитие мелкой моторики.
Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие человека. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и начальный периоды. Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения. В развитии речи М.Р.Львов выделяет три направления: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением и работа с текстом. Все эти направления представлены в системе занятий кружка.
Программы начальной школы предъявляют следующие требования к уровню развития речи:
Содержательность – соответствие темы и содержания, знание фактов, отбор главного и второстепенного в высказываниях ребёнка.
Последовательность – чёткое построение речи, обоснованность выводов, последовательный переход от одного высказывания к другому, структурированность мысли.
Точность – умение говорящего не только отобрать факты, но и выбрать точно подходящие языковые средства для их передачи. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения использовать синонимы, сравнения.
Выразительность – умение ярко, убедительно, сжато представить мысль, воздействовать на людей интонацией, построением фразы, отбором слов.
Ясность речи – это доступность её для людей, к которым она обращена. В этой области важную роль имеет произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчётливое произношение звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать. У младших школьников нередко встречаются проблемы с речью. Поэтому методика развития речи тесно связана с логопедией. Помочь ребёнку в решении таких проблем – одна из задач кружка.
Предлагаемые игры и упражнения включают в себя чистоговорки, скороговорки
для развития дикции и постановки правильного дыхания, что способствует формированию правильного способа чтения фразы в дальнейшем. Такие упражнения помогают обучающимся автоматизировать произношение некоторых звуков, способствуют развитию фонематического слуха.
Каждое занятие кружка включает ряд речевых упражнений и создание рисунка,
объединённых какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.).
Особое внимание уделяется тематической лексике при составлении рассказа-
описания, проводится словообразовательная работа.
С общей темой занятия связываются темы рифмовок для пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой мускулатуры, улучшает работу мозга.
Используемые на занятиях авторские сказки с увлекательным сюжетом
направлены на развитие правильной устной и письменной речи, логического мышления, пространственного воображения, навыков счёта и письма.
Занятия строятся на основе интеграции ряда предметов: обучения грамоте, окружающего мира, изобразительной деятельности.
Цель курса:
Развитие всех сторон речи и литературно-творческих способностей учащихся (артикуляционно-произносительная сторона, словарный запас, а также лексико-грамматический и лексико-стилистический строй).
Основные задачи курса:
- развитие артикуляторной, мелкой и общей моторики;
- формирование направленности внимания на звуковую сторону речи и её развитие, с целью предупреждения дисграфии и дислексии;
- практическое формирование навыков словообразования и словоизменения;
- восполнение пробелов в развитии лексического запаса, обогащение и уточнение словаря;
- обучение правильному грамматическому оформлению фраз, устранение аграмматизмов;
- отработка навыков построения связного высказывания;
- формирование пространственно-временных отношений;
- формирование навыков общения и овладение навыками речевого этикета, правильной дикции;
- развитие психологической базы речи.
Запланированный результат
Активная и целенаправленная работа по развитию речи учащихся, проводимая в соответствии с предлагаемым курсом
- позволит обогатить словарный запас ученика; сформирует практические навыки словообразования и словоизменения;
- научит ребёнка чувствовать тип и стиль речи, анализировать особенности текстов на доступном для него возрастном уровне;
- привьёт ему начальные навыки создания собственных высказываний в заданном стиле, раскрепостит фантазию;
- будет стимулировать желание составлять и использовать в общении такие высказывания;
- сформирует у учащихся коммуникативные умения и навыки.
Основные принципы построения курса
Подбор грамматических и лексических тем, текстов и их последовательность определяется как уровнем речевого развития учащихся и особенностями усвоения предлагаемого речевого материала, так и программой по обучению грамоте, с учётом таких важнейших принципов педагогики, как системность, комплексность, принцип развития и динамического изучения, онтогенетический принцип.
Каждое занятие и курс в целом строятся по принципу продвижения от простого к сложному.
Программа кружка позволяет реализовывать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений и развитии речи, а именно: наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный подход, деятельностный подход и др.
Способы организации обучения
Организация речевого общения и формирование коммуникативных умений путём использования или создания естественных коммуникативно-речевых ситуаций в рамках учебной, игровой, познавательной, творческой, художественной, собственно коммуникативной деятельности детей на занятии; использования коррекционно-развивающих технологий.
Основные методы обучения:
- практические;
- наглядно-демонстрационные;
- игровые;
- методы ролевого моделирования типовых ситуаций;
- словесные.
Структура курса
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого – 40 мин. Курс
рассчитан на 36 учебных часов.
Занятие кружка «Говоруша» проводится по следующей структуре:
- пальчиковая гимнастика;
- словарная работа в игровой форме;
- составление рисунка и определение его темы;
- штриховка;
- составление текста-описания по рисунку;
- подведение итога.
Типовое занятие включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этапы. Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, настроя на занятие, снятие утомления или чрезмерного возбуждения, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия. На этом этапе вырабатывается ритуал приветствия, используются различные игры на групповое сплочение, дыхательные и голосовые упражнения, элементы релаксации, кинезиологии, упражнения для улучшения мозговой деятельности, формирование хорошей дикции.
Задачей основного этапа является работа над активизацией словарного запаса, практическим усвоением той или иной грамматической категории, развитием устной связной речи. Обязательным условием является неоднократное выполнение заданий определённой лексико-грамматической направленности, имеющих разнообразное оформление. В середине основного этапа проводится динамическая пауза, содержание которой в большинстве случаев связано с темой занятия. Для динамической паузы также подбираются упражнения, направленные на коррекцию фонематических процессов, речевого дыхания и голоса, развитие двигательного праксиса, моторики пальцев рук, коррекцию зрительно-пространственных восприятия и представлений, развитие координации и ритма.
Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети во время занятия. Вырабатывается ритуал прощания. Дети также дают оценку своей деятельности, своему состоянию после занятия с помощью различных символов.
Необходимое оборудование:
Альбомы или листы для рисования, тетради в клетку, линейки-трафареты, материал для словарной работы (иллюстрации, тексты), доска, цветные мелки для учителя-логопеда, зеркала, цветные карандаши для учащихся.
В конце курса проводится диагностика, для оценки результатов о проделанной работе. И награждение ребят.
Планирование
Дата | Номер занятия | Количество часов | Тема обучения грамоте | Тема занятия | Тема по развитию речи |
1 | 1 | Предметы | Кухня. Игровой материал | Лексика по теме, словообразование | |
2 | 1 | Признаки предметов | Листья. Времена года | Лексика по теме, словообразование | |
3 | 1 | Действия предметов | Камень и львёнок | Развитие мышления, устное сочинение | |
4 | 1 | Звуки гласные и согласные | Лес | Лексика и словообразование | |
5 | 1 | Буквы А и О | Цветы на клумбе | Дифференциация звуков, составление словосочетаний | |
6 | 1 | Буква Ы | Сады | Образование множественного числа | |
7 | 1 | Буква Н | Порядок | Предлог НА | |
8 | 1 | Буква С | Самолёт | Звук [с]. Лексика | |
9 | 1 | Буквы К и Т | Кактусы | Решение логической задачи, аргументация | |
10 | 1 | Буква Л | Лосята | Звук [л]. Автоматизация звука | |
11 | 1 | Буква Р | Краски. Цвета и оттенки. | Лексика по теме, словообразование | |
12 | 1 | Буква В | Виноград | Использование предлогов, лексика | |
13 | 1 | Буква П | Паук и Муха | Дифференциация звуков [п] и [п’], составление словарных цепочек | |
14 | 1 | Буква М | Транспорт | Лексика по теме, словообразование | |
15 | 1 | Буквы Б - П | Бабочка | Сочинение-описание | |
16 | 1 | Буквы З - С | Снеговик-зима | Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией | |
17 | 1 | Буквы Д - Т | Роботы | Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией | |
18 | 1 | Мягкие согласные звуки | День | Развитие мышления, устное сочинение | |
19 | 1 | Буква Щ | Щенок и щётка | Развитие мышления, устное сочинение | |
20 | 1 | Буква Ч | Черепаха | Развитие мышления, устное сочинение | |
21 | 1 | Звук ш | Шмель | Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией | |
22 | 1 | Буква Ж | Жук | Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией | |
23 | 1 | Буква Ц | Цыплёнок | Составление пересказа | |
24 | 1 | Буква Е | Ёлка | Составление пересказа | |
25 | 1 | Буква Ю | Клюква | Составление пересказа | |
26 | 1 | Буквы Ф - В | Фонтан и вода | Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией | |
27 | 1 | Буква Я | Интонация. Ягоды, весна | Развитие мышления, устное сочинение | |
28 | 1 | Дифференциация звуков ц-ч | Часы | Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией | |
29 | 1 | Дифференциация звуков с-ш | Мишки | Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией | |
30 | 1 | Составление текста из предложений | Космос, ракета | Развитие мышления, устное сочинение | |
31 | 1 | Русские народные сказки | Колобок | Составление пересказа | |
32 | 1 | Русские народные сказки | Репка | Составление пересказа | |
33 | 1 | Составление текста | Лето | Развитие мышления, устное сочинение | |
34 | 1 | Образование и употребление словосочетаний с пространственными предлогами | Луговые цветы, садовые цветы | Развитие пространственного мышления | |
35 | 1 | Понятие о пространственных предлогах | Деревья, кустарники | Развитие пространственного мышления | |
36 | 1 | Подведение итогов работы за год | Каникулы | Устное сочинение | |
Список использованной литературы
- 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт.-сост. В.Н.Иванкова. – Москва: ООО «АКВАРИУМБУК», К: «Дом печати – ВЯТКА», 2004.
- Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика. – Москва: ТЦ Сфера, 2007.
- Алябьева Е. А. Читаем детям 3-7 лет. – М.: Творческий центр Сфера, 2009.
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2007.
- Бугаева З.Н. Развитие устной речи и дикции. – Москва: БАО-ПРЕСС, 2006.
- Баскакина И. В. Лынская М. И. Логопедические игры. М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008.
- Волина В.В. Учимся играя. – Москва: Новая школа, 1994.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – Москва: ТЦ Сфера, 2006.
- Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Москва: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003.
- Козловский О.В. Диагностика интеллекта. – Москва: БАО-ПРЕСС, 2005.
- Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.
- Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.
- Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – Москва: Аквариум, 1995.
- Максимова А.А. Учим общаться детей 6-10 лет. Методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2005.
- Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Издательство «ЛИТУР», 2000.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – Москва: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002.
- Языканова Е.В. Учись учиться: развивающие занятия для младших школьников. – Москва: Чистые пруды, 2006.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – Москва: АРКТИ, 1999.
Планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Проект дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы кружка «МАГИЯ ТВОРЧЕСТВА»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Магия творчества» нацелена на развитие творческих способностей детей. Проблема развития творческих способностей с ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ РАБОТА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ РАБОТА»...
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб
Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Кружка «Занимательная математика» Направленность: Естественно-научнаяУровень: Начальное образованиеВозраст обучающихс...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка «Почитаем – поиграем»»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Почитаем – поиграем»» Направленность: социально-гумманитарнаяУровень: Начальное образованиеВозрас...