Приёмы формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения
статья
Формирование и развитие функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Читать и не понимать – тоже, что совсем не читать».
Ян Коменский
Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения
Функциональная грамотность - это базовое образование личности. Ребёнку важно обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремления к дальнейшему образованию.
С1.09.2022г в школах вступил в силу обновлённый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В соответствии с приказом номер№ 286 от 31 мая 2021 года Министерство просвещения РФ в образовательных организациях для учеников образовательных отношений должны быть созданы условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающейся- способностью решать учебные задачи и жизненные проблемной ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше и больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Основным направлением функциональной грамотности является читательская грамотность.
Чтение играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Оно направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Именно чтение является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Рассмотрим приемы на формирование читательской грамотности на предмете «Литературное чтение».
Приёмы формирования читательской грамотности.
я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом :
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
1Приём «Ассоциации». Даёт возможность определить тему урока, развивать воображение, интуицию.
Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает.
Например:
– Почему именно так называется произведение?
– Что может произойти в рассказе с таким названием?
Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
2 «Глоссарий»
- Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
- Закончив чтения текста, дети возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия), смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.
3«Рассечение вопроса»
Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте
4.Приём «Короткие и длинные вопросы»
Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (короткие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (длинные) вопросы.
Примеры ключевых слов вопросов
1) Длинные вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете (думаете) …?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
2) Короткие вопросы
Кто…? Что…?
Когда…? Может…?
Будет…? Мог ли …?
Верно ли …? Было ли …?
Как звали …?
Согласны ли Вы…?
5.Приём «Знаю, хочу узнать, узнал».
Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что хотели бы узнать и что узнали. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
6.Приём работы с пословицами.
Развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью.
Задание: все пословицы разделены на части. Учащимся необходимо их собрать и объяснить смысл наиболее понравившихся
7.Приём «Чтение с остановками».
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
8.Приём «Синквейн».
В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
Правила написания синквейна
первая строка - существительное, отражающее тему синквейна;
вторая строка - прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвёртая строка - слово-вывод, связанное с первым, отражающее сущность темы.
Составление «синквейна». Например Тема «Заяцы» автор Л Толстой
Заяц
2. 2 имени прилагательных (лесной, полевой)
3. 3 слова-действия (кормиться, прокладывает (по снегу след), метается)
4. Предложение
(Заяц кормится корой деревьев, по снегу видный след, а днём начинает со страху метаться из стороны в сторону.)
5. Слово-смысл темы.
Зайцы
9 «Верите ли вы, что…»
Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
2. Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?
10 «Чтение про себя с вопросами»
Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.( работа в паре)
3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
11. «Чтение с остановками»
Цели - управление процессом осмысления текста во время его чтения.
Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
12. «Чтение про себя с пометками»
Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.
Данную стратегию чаще всего использую для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
13. «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы.
Например, детям предлагается написать подобную сказку или рассказ.
Например на уроках литературного чтения задания написать свою докучную сказку.
Таким образом, развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.
Группа умений | 1 класс | 2 класс | 3 класс |
Речевая и читательская деятельность | 21,2% | 43,5% | 64% |
Творческая деятельность | 56% | 61% | 71,2% |
Литературоведческая пропедевтика | 61% | 64% | 73% |
Методические и информационные ресурсы
1.Формирование читательской грамотности младших школьников. -Учебно-методическое пособие (В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова).Красноярск, 2012.
2.Бахарева С.Э. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: издательство НИПКиПРО, 2003.
3.Функциональная грамотность. 2 класс Программа внеурочной деятельности М.В Бурак, С.А Шейкина.-М: Планета,2023. Серия «Учение с увлечением»
4. Функциональная грамотность. 2 класс Тренажёр для школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством применения проектных технологий
В презентации отображены этапы работы над проектами на уроках литературного чтения , начиная с минипроектов и заканчивая проектами, охватывающими как урок , так и внеурочную деятельность....
Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Задача современной школы - формирование разносторонней развитой личности, развитие индивидуальных способностей ребенка. Без приоритета школьного развития абсолютно невозможен процесс в сфере образован...
Развитие самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Статья обобщает опыт по развитию самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения, знакомит с использованием различных форм и приемов работы....
Использование технологии развития критического мышления школьников на уроке литературного чтения.
Использование технологии развития критического мышления школьников на уроке литературного чтения....
Педагогический опыт по теме "Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка"
Представление педагогического опыта на конкурсе "Учитель года"...
Развитие памяти младшего школьника на уроках литературного чтения.
1. Разграничение важной и ненужной информации, поступающей из окружающего мира;2. Сложность запоминания информации у младшего школьника на очередной стадии развития памяти;3. Трудности при работе с те...
Научная статья "Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения".
Научная статья "Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения"....