Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
статья

Сергунина Снежана Витальевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergunina_s._v._statya.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

С. В. Сергунина

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»

г.о. Саранск

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Функциональная грамотность все больше и больше входит в нашу жизнь. Я думаю, что на сегодняшний день функциональная грамотность трактуется гораздо шире. Дети должны получить не только знания и умения, но также научиться строить отношения и ценности.

Основные аспекты функциональной грамотности приходятся на начальную школу. Именно в это время формируются различные виды деятельности. Например, чтение и письмо, говорение и слушание.

Основным навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Формирование грамотного письма – одна из сложнейших задач. А ведь именно это называют важнейшим компонентом формирования функциональной личности.

Как все учащиеся в классе могут заниматься значимой, продуктивной и мотивированной деятельностью? Как сформировать «функционально образованную личность»? В «взращивании» функциональной личности главную роль играют не технические результаты, а личностные и метапредметные результаты, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе и профессионального развития.

Для того, чтобы у обучающихся на уроках русского языка развивалась функциональная грамотность, необходимо, чтобы у него был, прежде всего, интерес к данному предмету.

Необходимо развивать интерес обучающихся к изучению русского языка посредством самого языка, а именно: показать обучающимся богатство и систематичность языка, тщательно отбирать материал для занятий и ответственно подходить к построению каждого урока.

Русский язык в школе естественно необходимый предмет в школе. На нем дети учатся правильно мыслить, развивать воображение и интеллект, грамотно писать и читать.

Основным этапом становится формирование грамотного письма. Это не только важный этап, но и сложная задача. Но именно она является основной в развитии функциональной грамотности школьника.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Формированию грамотности способствуют несколько факторов.

Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

В начальной школе основной линией развития является умение грамматически и эффективно пользоваться русским языком в устной и письменной речи. Наличие функциональной грамотности по русскому языку предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности (чтения, письма, говорения, слушания).

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены учащимися при условиях, если:

- обучение носит деятельностный характер;

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;

- используются продуктивные формы групповой работы.

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, и в зависимости от каждодневной работы учителя, образовательные технологии, которые он выбирает, формируется функциональная грамотность младших школьников, соответствующая их возрастной ступени.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.

Литература

1. Гречишкина, О. И. Задания по функциональной грамотности / О. И. Гречишкина. – Москва : Академия, 2015. – 534 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

Статья "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"

Фомирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения...

Отчет по самообразованию на тему "Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка литературного чтения"

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...