«Современные формы организации досуговой деятельности младших школьников с умственной отсталостью»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В данной статье рассматриваются проблемы организации досуговой деятельности младших школьников с нарушением интеллекта, особенности организации, формы и методы реализации досуга для детей начальной школы с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные формы организации досуговой деятельности младших школьников с умственной отсталостью»

Досуг – это специфическая форма, организация свободного времени школьника, в котором он реализует свои интересы. В наше время тема «Организация досуговой деятельности младших школьников с нарушением интеллекта» очень актуальна, потому что досуг младших школьников очень важен в школьной жизни. Для того чтобы ребёнок мог активно проводить своё свободное время с пользой для себя и окружающих.

Досуг может стать важным фактором физического и нравственного развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть, открыть в себе новые творческие способности. Изучением влияния досуговой деятельности на младших школьников с нарушением интеллекта занимались такие учёные как Исаева И.Ю. «Досуговая педагогика», З.А.Александрова «Начальное образование», С.Н. Шматов, Э.В. Соколов, Е.В. Титова и др.

Таким образом, проблема организации детского досуга является актуальной. Младшие школьники ещё не умеют оптимально использовать свободное время для своего личностного развития. Поэтому развитием досуговой деятельности для младших школьников нужно уделять большое внимание.

По словам Лебедева О.Е. мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость.

Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие.

Понятие «мероприятие» исходно состоит из двух: «мера» и «принимать». Как считает В.С.Безрукова, изначальный смысл мероприятия заключается в том, чтобы обозначить дозировку применяемых к воспитаннику мер. Впоследствии сам термин получил негативный смысловой оттенок как обозначающий формальное действие.

Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

И всё-таки, ведущей формой у младших школьников является игровая форма творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.

Разнообразие форм внеклассной воспитательной работы постоянно пополняется новыми формами, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни. Нередко основы их содержания и методики заимствуются из популярных игр телевизионных передач. («Огонек», КВН, «Круглый стол», «Аукцион», «Что? Где? Когда?» и т.п.). [13]

Рожков М.И., Байбородова Л.В. считают, что, прежде чем говорить о классификации форм воспитательной работы, необходимо определить то, что отличает одну форму от другой, то есть определить признаки формы.

Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников.

По времени проведения все формы можно разделить на:

— кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

— продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

— традиционные (регулярно повторяющиеся).

Можно различать формы по видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные.

По субъекту организации классификация форм может быть следующая:

— организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;

— деятельность организуется на основе сотрудничества;

— инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результату все формы можно разделить на следующие группы:

— результатом является информационный обмен;

— результатом является выработка общего решения (мнения);

— результатом является общественно значимый продукт. [10]

По количеству участников формы могут быть:

Аукционы

Театрализованные представления

Праздники

Фестивали

Олимпиады

И др.

Кружки

Диспуты

Круглые столы

Любительские объединения и клубы по интересам и др.

Занятия в секциях

Беседы

Занятия в кружках

Интерактивные компьютерные игры и др.

Именно внеурочная, внеклассная деятельность, которая предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, дает возможность для реализации пристрастий и особенностей ребят, развития их индивидуальности, а также общения со сверстниками, которые воспринимается детьми как нечто очень важное. В общении ребенка с друзьями получает удовлетворение такая важная потребность, как стремление к самоутверждению среди сверстников. А неудачи в общении ведут к состоянию внутреннего дискомфорта, компенсировать который не могут никакие объективно высокие показатели в других сферах деятельности.

Надо быть внимательным к личности ребенка и его интересам. Помочь ему раскрыть свою индивидуальность и таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дайте возможность ей самоутвердиться. И в ответ вы получите внимание и уважение к вам и к преподаваемому вами предмету. Не будьте равнодушны. Ведь даже своей необычной манерой одеваться и причесываться ребенок говорит нам, взрослым: «Посмотрите, я не такой, как все. Обратите на меня внимание. Поговорим, посмотрим?»

«Детство - каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота отечества» - именно это высказывание В.А. Сухомлинского составляет основу общешкольный мероприятий. [20,22]

Вечера и праздники, шоу - программы, театрализованные представления, интеллектуальные конкурсы позволят учащимся узнать, как обустроить свою жизнь, сделать ее счастливой, содержательной, насыщенной полезной информацией, радостной и для себя, и для своих друзей, близких.

Проблема организации детского досуга вызывают постоянную тревогу педагогов, волнуется и общественность, беспокоятся по этому поводу и родители. К сожалению, у очень и очень многих нынешних молодых родителей детство прошло не в столь благоприятной для воспитания среде: те каноны, что предлагались в прежние десятилетия обществу, оказались, мягко сказать, несостоятельными. Вместо естественного стремления каждого человека к непохожести, неповторимости, уникальности его личности - предлагалась стандартизация, единообразие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация досуговой деятельности младших школьников в ГПД

В материале представлена модель организации досуговой деятельности школы № 302 Фрунзенского района Санкт- Петербурга....

Формы организации исследовательской деятельности младших школьников

Формы организации исследовательской  деятельности младших школьников...

Формы организации исследовательской деятельности младших школьников

Формы организации исследовательской  деятельности младших школьников...

Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке

Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке ...

"Условия формирования учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью"

Статья: «Условия формирования учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью» К осуществлению деятельности умственно отсталых школьников побуждают мотивы, связанные ...

"Педагогические условия учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью в поликультурной среде"

Чтобы социализация детей с умственной отсталостью проходила успешно, нужно регулярно работать с ними и развивать у школьников чувство толерантности к другим людям. Все мы разные, но все мы имеем ...

Статья_Организация досуговой деятельности младших школьников в группе продленного дня

Досуг – часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности.В статье предлагаются различные формы работы, которые возможно применять в досуговой деятельности младших шко...