Формы организации исследовательской деятельности младших школьников
материал на тему

Агафонова Галина Николаевна

Формы организации исследовательской  деятельности младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy.docx13.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формы организации исследовательской  деятельности младших школьников

Коллективное занятие «Жилой дом»

   Эта игра учит не только умениям работать вместе с другими, но и активизирует внимание детей к проблемам современного жилища, заставляет исследовать эту проблему, пробуждает интерес к выработке собственных идей в этой области.

   Каждый ребёнок получает картонную заготовку, напоминающую железобетонную панель строящегося многоэтажного дома. В ней вырезано большое окно. Поверх панели нарисован балкон. Можно дать каждому по две- три панели.

   Надо объяснить детям, что к вырезам, обозначающим окна, мы потом приклеим листочки, на которых ими будут нарисованы интерьеры квартир. Затем соединим панели скотчем и получим многоквартирный жилой дом, выполненный целым классом.

   Работу лучше начать с экскурсии и наблюдений за тем, как строятся и функционируют жилые многоэтажные дома.

   Затем каждый ребёнок рисует «собственную квартиру», тщательно прорабатывая её интерьер. Лучше нарисовать несуществующую, идеальную квартиру. Далее надо провести сборку жилого дома.

   Завершает работу коллективное обсуждение выполненной работы. Каждый может рассказать об особенностях свой квартиры, «пригласив» других детей в гости. В ходе выполнения работы активизируется внимание детей к современной архитектуре жилых зданий.

Коллективная игра «Как работает завод»

   Игра направлена на исследование детьми принципа конвейерного производства. Можно смоделировать игру в конвейер. В ходе собственной экспериментальной деятельности дети увидят, как он функционирует.

   Например, мы организуем в первом классе новогодний конвейер по производству игрушек  для елки. Заранее заготовим стандартные детали для каждого участника, усадим детей за несколько столов, изображающие конвейерные линии, и запустить наше производство. Предметная деятельность в этом  случае лишена элементов творчества. Но сама игра в конвейер будет восприниматься детьми как новый интересный опыт, требующий творческого осмысления и первичного понимания сути производственных и социальных взаимодействий людей.

Методика «Продолжи исследование»

   Можно выписать из научно- популярных журналов и газет отрывки статей и предложить детям продолжить работу в направлении, указанном в отрывке. Этот отрывок выступает как площадка для старта детских исследований. (см приложение 11)

   Требуется собрать материал по этой теме, где это только возможно: в энциклопедиях, словарях, научно- популярных книгах; сделать наблюдения, провести эксперименты. Затем надо всё обобщить, обдумать, дать определения основным понятиям, высказать суждения, сделать необходимые умозаключения. Каждый ребёнок выбирает себе отрывок и начинает работу.

Коллекционирование как исследовательская практика ребёнка

   Коллекционированием обычно увлекаются одарённые дети. Это занятие служит индикатором уровня развития интеллекта ребёнка.

   Коллекционирование активизирует интеллект и креативность, заставляет постоянно искать, думать, классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания. Оно с полным правом может быть отнесено к вариантам учебно-исследовательской деятельности ребенка.

   Каждому первокласснику можно дать задание на летние каникулы подготовить собственную коллекцию. Осенью ему нужно будет сделать по ней доклад, причем не в своём классе, а старшим ребятам из 3 или 4 класса. Ребенок, собирая коллекцию, расширяет свой кругозор, осваивает навыки исследовательского поиска.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные формы организации труда младших школьников с применением технологий РКМ.

Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение верного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах....

Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников

В статье раскрываются преимущества групповой формы работы, принципы формирования групп, численный состав группы, организация групповой работы, поведение учителя во время групповой работы. Описывается ...

«Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников»

«Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников»До того как ребенок приходит в школу, ведущей деятельностью является игровая деятельность. Дошкольники практически всегда имеют ...

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА.

«ПРОЕКТ» - ЭФФЕКТИВНЕЙШИЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ....

Групповая форма организации сотрудничества младших школьников

Работа представлена в виде презентации и знакомит с основными формами групповой работы на уроке. Рассматриваваются способы формирования групп, плюсы и минусы групповой работы, "нужно" и &quo...

Организации инновационных форм работы с младшими школьниками на уроках русского языка

Статья на тему: "Организации инновационных форм работы с младшими школьниками на уроках русского языка"...

Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников

В статье раскрывается актуальность групповой работы младших школьников, определяются принципы формирования групп, описывается технология организации групповой работы....