Особенности обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
статья
В статье рассматриваются вопросы обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях школы. Выделяются особенности данной категории детей. Раскрываются цель, задачи и специальные условия обучения детей с ТМНР. Предлагаются методические рекомендации для педагогов по обучению детей с ТМНР в условиях школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obucheniya_detey_s_tmnr.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом наблюдается устойчивая тенденция увеличения численности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Как правило, это учащиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными или локальными нарушениями. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Тяжелые множественные нарушения развития представляют собой не просто сумму двух и более нарушений развития, а качественно новую структуру дефекта, отличающуюся от структуры каждого нарушения входящего в комплекс ТМНР.
Особенности детей с ТМНР:
- у обучающихся отсутствует речь или она невнятна;
- движения рук ограничены, не держат карандаш;
- с большим трудом могут указать, выбрать тот или иной предмет из-за ограничения умственных и физических возможностей;
- практически отсутствует обратная связь от ученика к учителю;
- узкие представления об окружающем мире, их сенсорный опыт беден и не сформирован.
Из-за имеющихся интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети не могут спонтанно по подражанию овладевать различными предметно-практическими действиями.
Цель и задачи обучения детей с ТМНР:
- Целью образовательной деятельности является переход от достигнутого ребенком уровня к тому, что еще предстоит освоить.
- Обучение детей с ТМНР связано с социально-бытовой адаптацией и носит в строго практическую направленность
- Первоочередной задачей обучения ребенка с ТМНР является развитие максимальной самостоятельности и независимости от окружающих взрослых, а также включение ребенка в социальную жизнь
Специальные условия обучения ребенка с ТМНР:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- учебные пособия и дидактические материалы;
- специальные технические средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг тьютора и ассистента;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, как в урочное, так и внеурочное время.
Методические рекомендации для педагогов:
1. Необходимо как можно раньше предоставить таким детям получение специальной помощи средствами образования.
2. Обязательно нужно учитывать потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребёнку со стороны всех окружающих его людей; потребность в совместной работе специалистов.
3. На каждом этапе обучения обязательно наличие подготовительных этапов, в течение которых у детей корригируют недостатки прошлого опыта, готовят учащихся к усвоению следующих разделов программы.
4. Обязательна непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы.
5. При планировании и организации коррекционной работы исходить из возможностей ребёнка и уровня его развития: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, а в дальнейшем – усложняться.
6. Обучение должно реализовывать замедленный темп и частую повторяемость учебного материала. Поэтому, по сравнению с массовой школой, в программе школы для детей с ОВЗ предусмотрено увеличение количества уроков по каждой теме.
7. Рекомендуется давать учебный материал малыми порциями, максимально развернутым и расчлененным.
8. При подготовке и проведении занятий необходимо использовать различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задачи.
9. Необходимо систематически актуализировать сформированные у обучающихся знания и умения; специально обучать их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций.
10. Использовать преимущественно позитивные средства стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним.
11. Стимулировать познавательную активность, формировать позитивное отношение к окружающему миру.
12. Чаще использовать и создавать ситуации для естественной речевой среды, спонтанных речевых высказываний, дополнительной стимуляции:
• переспрашивать, просить повторить слово;
• выражать одобрение и стимулировать дальнейшие действия (словами «хорошо», «а дальше»);
• задавать вопросы о том, почему ребёнок выполнил то или иное действие;
• задавать наводящие вопросы или высказывать критические выражения;
• подсказывать, давать совет действовать тем или иным способом;
• демонстрировать действия и просить повторить их самостоятельно;
• обучать тому, как надо выполнять задания.
11. Излагать материал доступно, связывая его с жизнью и опираясь на жизненный опыт ребёнка.
12. Предъявлять учебный материал с обязательной опорой на зрительные образы (иллюстрации, модели, схемы).
13. Учитывать индивидуальный темп работы каждого ребёнка.
14. На уроках математики учитывать, что осуществляя предметно-практические действия, объединяя группы предметов, отделяя их часть, дети осознают характер изменений и могут оформить их арифметическими действиями.
15. Развивать трудовые навыки детей.
16. Предоставлять ребёнку время для обдумывания вопроса.
17. Переключать внимание ребёнка специальными приёмами: тактильными, наглядными, слуховыми, двигательными, игровыми.
18. Организовать деятельность на чередовании методов (наглядном, слуховом) и частой смене видов деятельности (по учебнику, с наглядным материалом, с раздаточным материалом, использование реальных действий с предметами и т.д.).
19. Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную память и/или показ действий.
20. Развивать гигиенические, социально-бытовые и трудовые навыки.
21. Объяснять смысл новых слов и выражений, опираясь на наглядность.
22. Развивать произвольное внимание через упражнения.
23. Перед началом работы проговаривать алгоритм действий.
24. Формировать толерантное отношение к ребёнку со стороны окружающих (оказать помощь в адаптации ребёнка в коллективе, не акцентировать внимание на особенностях ребёнка в негативной форме и т.д.).
25. Формировать навыки социального поведения через вовлечение ребёнка в мероприятия.
26. Формировать навык безопасного поведения (в учреждениях, на улице, дома) через проигрывание ситуаций.
27. Социализировать ребёнка через посещение социально значимых мест (походы, экскурсии в больницу, магазин, библиотеку, почту и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях полифункциональной интерактивной среды
Проблема определения путей, методов и средств оказания комплексной психолого- педагогической помощи детям с выраженной умственной отсталостью является чрезвычайно актуальной задачей....
Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (слепые и слабовидящие обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР))
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. У слепого или слабовидящего ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не достат...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР) И РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР) И РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)...
Самообразование Тема: Использование дистанционных образовательных технологий в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития предмету «Окружающий социальный мир»
Повышение профессионального мастерства на основе освоения и внедрения инноваций и использования дистанционных образовательных технологий...
Особенности работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Дети занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития...
Особенности логопедической работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Статья опубликована учителем -логопедом ГБОУ средняя школа 322...
Презентация «Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»
laquo;Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»...