Занятие "Песня - душа народа"
план-конспект занятия (1, 2, 3 класс)

Марина Валерьевна Бардинова
Приобщать детей к традиционному народному  творчеству;
воспитывать  художественный вкус; эстетическое чувство к родному краю;
формировать у детей положительное отношение к русской народной музыке и её исполнителям;
пробуждать желание петь и слушать русские народные песни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesnya_-_dusha_naroda.docx12.21 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие – презентация

«Песня – душа народа»

Воспитатель: Бардинова М. В.


«Песня – душа народа»

Цель: приобщать детей к традиционному народному  творчеству.

Задачи:

воспитывать  художественный вкус, эстетическое чувство к родному краю;

формировать у детей положительное отношение к русской народной музыке и её исполнителям;

пробуждать желание петь и слушать русские народные песни.

Оборудование:

а) подготовить длинную полоску бумаги 20-30 см для жеребьёвки: два участника будут тянуть её в разные стороны. У кого окажется более длинный кусок, тот и будет первым;

б) детали народного костюма (кокошники, платки, кушаки).

Подготовительная работа:  выучить слова песен для конкурса: «Валенки», «Я на гору шла», « Живёт моя отрада в высоком терему», « Ой, при лужку, при лужке».

Ход занятия.

1.Вступительное слово (Слайд 2)

Раньше песня сопровождала человека на протяжении всей жизни. Если в начале было слово, то потом была песня. Песня утешала в горестях, крепила веру в унынии, вселяла надежду. С ней творили молитву. С ней укладывали спать младенца. С песней пахали в поле и пасли стада, играли свадьбы, провожали в последний путь. Шли в бой, жизнью жертвуя за Отечество. Песня, как драгоценность, передавалась из поколения в поколение.

 Но часто ли мы сейчас слышим народную песню? Многие не знают слов, не могут повторить мелодию. А ведь великий русский композитор Михаил Иванович Глинка говорил, что «песня-это душа народа». А это значит, что, теряя песню, мы теряем душу.

  Сегодня мы попробуем восстановить утраченные связи. Мы будем петь хорошие  русские песни. И каждый сможет почувствовать сколько радости, душевной чистоты, искренности дарит народная песня.

2. Конкурс «Кто кого перепоёт»

Мы разделимся на две команды «Балалайка» и  «Гармошка» и попробуем свои силы в песенном конкурсе. (Слайд 3)

 -  Итак, в нашем конкурсе участвуют команда «Гармошка» и команда «Балалайка». Им предстоит сразиться в песенном состязании и доказать своё звание…«Птички певчие

 - Оценивать исполнение будет неподкупное и беспристрастное жюри. (представить жюри)

 - Условия конкурса таковы. Мы загадываем название песни, и одна из команд начинает  петь первый куплет и припев. Задача второй команды: подхватить песню на втором куплете, спеть припев, если он есть. Затем песню опять подхватывает первая команда, и так до конца.

 - Итак, начинает команда …(название). Внимание, первая песня. Эта песня о том, что надо следить за своей зимней обувью и вовремя её ремонтировать. (Исполняется песня «Валенки». (Слайд 4)

 - А теперь очередь команды (название). Ваша песня о том, что снижение температуры плохо сказывается на самочувствии людей и коней.

( Исполняется песня «Ой, мороз, мороз». (Слайд 5)

 -  А вам надо спеть песню о том, что по сравнению с цветами ягодного дерева любовь девичья никогда не отцветает.

(Исполняется песня «Ой, цветёт калина»). (Слайд 6)

 - Задание для команды (название). Песня о том, что, поднимаясь на вершину горы, можно и переутомиться. (песня «Я на горку шла»)

(Слайд 7)

 -  Песня для команды (название).  О том, как трудно назначить свидание девице, которая живёт на большой высоте. (Исполняется песня «Живёт моя отрада»). (Слйд 8)

 - Задание для команды (название). О том, как седлать дикого коня и упросить его везти тебя к любимой девице. (Песня «Ой, при лужку, при лужке»).  (Слайд 9)

 - Итак, в нашем конкурсе победила команда (название)

 - Мы присваиваем ей звание «Птички певчие»! (Слайд 10)

(Если явного преимущества нет, то возможен такой вариант оценки:

 - Очень трудно оценить исполнителей.

 - Обе команды хорошо пели! Так кто же победил в нашем песенном марафоне?

Все вместе: Победила песня!

3.Заключительное слово.  (Слайд 11)

Каждый день с телеэкранов на нас обрушиваются сотни песен. Реклама может сделать любую из них хитом. Но уже через несколько дней ни песню, ни исполнителя никто не вспоминают.

Как же нам самим разобраться, хороша песня или плоха, как правильно оценить исполнителя?

На этот вопрос, мне кажется, очень точно ответил великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев ещё 200 лет назад в своём рассказе «Певцы»

Случайно оказавшись в маленьком селе, писатель зашёл в кабак, где проводится соревнование певцов. Состязались двое местных жителей. Их пение оценивали случайные посетители, которые оказались в кабачке и поспорили, кто кого перепоёт.

Первый исполнитель пел весёлую плясовую песню. Он так заливался, так играл своим голосом, что у всех ноги сами просились в пляс.

Все громко хвалили его, выражали свой восторг. Но его песня никого не задела за душу, все ждали выступления второго певца, Якова.

Вот как описывает Тургенев его пение.

Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой. Когда же он открыл своё лицо- оно было бледно, как у мёртвого… Он глубоко вздохнул и запел… Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принёсся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас. За этим первым звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, но всё ещё видимо дрожащий, как струна…за вторым – третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегла», - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; в нём была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то грустная скорбь. Русская горячая душа звучала и дышала в нём и так хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль.

Когда Яков закончил петь, никто не крикнул, даже не шелохнулся; все как будто ждали, не будет ли он ещё петь; но он раскрыл глаза, вопрошающим взором обвёл всех кругом и увидал, что победа была его…

В этом отрывке, мне кажется, и заключается тот основной признак, по которому и можно оценивать и песню, и исполнителя. Истинная песня задевает душу, делает человека лучше, чище, добрее.

Но чтобы отличить хорошее от плохого, нужно иметь образец, с чем сравнивать. И вот таким образцом для вас может стать русская народная песня. А душа человека прячется в его песнях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословица- душа народа

"Пословица -душа народа" - внеклассное мероприятие для начальной школы. Мероприятие  ориентировано на проведение в школе. во неурочное и каникулярное время. В сценарии много интересных конкурсов,...

Внеклассное мероприятие. Праздник "Русская народная песня -душа народа".

Праздник "Русская народная песня -душа народа" был подготовлен и проведен с учащимися 2 класса....

Разработка урока "Русская народная песня — душа народа"

Разработка урока  по музыке  в 3 классе на тему: "Русская народная песня — душа народа"...

Классный час "Фольклор - душа народа"

Классный час "Фольклор - душа народа...

Народная песня-зеркало души народа

Народная песня-часть традиционной культуры русскогог народа...

Родной язык - душа народа

Сценарий открытия районного фестиваля  детского творчества "Тиринь келесь – раськень ойме. Родной язык – душа народа". Задача фестиваля: поддержка и развитие детск...

Методическая разработка (2-4 кл.) на тему : "Родной язык - живая душа народа"

Разработка внеклассного мероприятия к Международному дню родного языка...