Разработка урока "Русская народная песня — душа народа"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему
Разработка урока по музыке в 3 классе на тему: "Русская народная песня — душа народа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_pesnya.doc | 59 КБ |
russkaya_pesnya.doc | 59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки
Тема: "Русская народная песня — душа народа"
Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен.
Задачи:
- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
- воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры родного народа;
- воспитывать положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к родному краю, природе;
- развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к старшим.
- развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;
- учить слушать музыку;
- грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: музыкальный центр, тексты песен, иллюстрации, фортепиано, табличка с темой урока, компьютер, мульдимедийный проектор, портрет М.И. Глинки.
Ход урока:
Организационный момент.
Вход учащихся в класс под звуки колокольного звона.
Ребята, какие звуки встретили вас в классе?
Колокольный звон.
Это не просто колокольный звон, это звуки русской земли. С давних пор на Руси человек рождался, жил и умирал под эти звуки. Если надвигалась беда, люди узнавали об этом по тревожному набату колокола, о праздниках возвещал благовест. Колокола -это звук души русской.
Колокольный звон в начале урока прозвучал не случайно. Эти звуки обозначили тему нашего урока.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь? Какова тема урока?
«Русская народная песня-душа народа». (На доске прикрепить табличку с темой урока).
У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни.
У РУССКОГО НАРОДА КАКОЙ ЯЗЫК –
У ХАКАССКОГО –
У НЕМЕЦКОГО ---------
У КИТАЙСКОГО ------
МОЛОДЦЫ.
Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.
Народ писал не только песни, но и шутки, прибаутки, скороговорки, потешки, пестушки, поддевки, народные игры.
Наряду с народными песнями существуют народные инструменты
Давайте с вами поиграем «Отгадай меня»: Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)
Парой ходим по дорожкам Ну конечно это…(Ложки)
Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (Треугольник)
Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)
В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
Это точно вам не «Байка» Называют …… (Балалайка)
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит. Не поместишь на ладонь Называется……(Гармонь)
Охотников сзываю я в дорогу,
Служу оружьем грозным в прок А зовут меня…… (Рожок)
Молодцы, а теперь посмотрим фильм с народными инструментами, которые являются неотъемлемой частью русского народного творчества в целом.
ФИЛЬМ – НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
ПЕРСОНАЖИ народных песен пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Живыми, реальными предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зеленая трава и символ родной природы – стройная березка. русские народные песни имеют несколько жанров:
А какие жанры песен знаете вы, ребята:
Дети называют знакомые жанры русской народной песни:
1.Хороводные «Вечеринка»
2.Шуточные «Ай поедем жана во Китай город гулять»
3. Колыбельные «»Уж вы ночи»»
4. Свадебные «На улице дождик»
5. Лирические «Рябина».
Многие народные песни исполняются а capella (а капелла) – это прием исполнения песни без сопровождения инструмента. Это слово для вас новое, посмотрите на доску – это наше словарное слово – а капелла Давайте запишем в наш словарь, а позже мы к нему еще вернёмся.
Физминутка. На мотив песни «В траве сидел кузнечик» (стоя)
Вперёд четыре шага Назад четыре шага Ручками похлопаем Ножками потопаем Глазками помигаем И вокруг попрыгаем.
Сегодня мы с вами будем разучивать русскую народную песню «Летели две птички ». Но прежде чем начнём над ней работать – мы с вами распоёмся:
1. Сделаем гимнастику для артикуляционного аппарата, разогреем голосовые связки.
- улыбочка, укольчик, машина гудит, свеча.
- Скороговорки проговорим для чёткой дикции:Какие вы знаете скороговорки? - «От топота копыт пыль по полю летит», - «У ужа – ужата, у еже – ежата», - «Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход»
3. Упражнение на динамику звука: 1.2.3.4.5.6.7.8 4 раза - ЕЕЕЕ – КРИКОМ.
4. Распевка для плавного голосоведения - возьмём русскую народную песню «Во поле берёза стояла» и споём «а капелльно». Вернёмся к нашему словарю – что означает это слово – пение без сопровождения инструмента.
5. Упражнение на дыхание: «У Eгорки дом на горке»
Текст песни: «Летели две птички» - жанр песни – хороводная.
- Летели две птички, Ростом невелички.
Ой, сад-виноград, Зелёная роща. Ой, сад-виноград, Зелёная роща
- Как они вставали Крыльями махали
Ой, сад-виноград, Зелёная роща. Ой, сад-виноград, Зелёная роща.
- Как они летели, Все люди глядели.
Ой, сад-виноград , Зелёная роща. Ой, сад-виноград, Зелёная роща.
Летели две птички, Ростом невелички.
А теперь встанем в хоровод и закрепим нашу песню.
Спасибо! Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали? (Что есть народные песни, что они разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми, хороводными, детскими песнями; познакомились с русскими народными инструментами.)узнали новое словарное слово – а капелла.
Заключительное слово учителя.
Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.
Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярче и крепче пород.
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.
Оценивание учащихся.
Этап рефлексии.
Ребята, на ваших столах лежат ноты двух цветов, если после урока музыки ваше настроение улучшилось, то прикрепите её к весёлой мордашке, а если же настроение оставляет желать лучшего, то прикрепите её к грустной мордашке!
Работа с классом. Выделить лишнее слово из перечисленных.
Сарафан, лапти, платок, кроссовки, рубаха.
Ложки, гармошка, магнитофон, бубен, дудочка.
Выход из класса под музыку.
Самоанализ урока.
Тема урока «Тема: "Русская народная песня — душа народа" У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Тема урока очень важна с точки зрения обогащения представлений детей о богатстве и разнообразии русских народных песен, об их значении в жизни народа, в музыкальной культуре, в их собственной жизни.
Тип урока: комбинированный.
Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен.
Задачи:
- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
- воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры родного народа;
- воспитывать положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к родному краю, природе;
- развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к старшим.
- развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;
- учить слушать музыку;
- грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.
- а также задачи развития творческих способностей в процессе певческой и танцевальной импровизации.
Цели и задачи, поставленные на уроке, были достигнуты. Учащиеся расширили свои знания о русской народной песне, познакомились с традициями исполнения некоторых жанров народных песен, познакомились с русскими народными инструментами и народным творчеством в целом. Этот опыт пригодится учащимся на последующих уроках, когда будет вестись разговор о фольклоре, об истоках русского классического романса, а также об обработках народных песен. На этом уроке был заложен фундамент для понимания этого материала.
Урок был выстроен с учётом уровня подготовки и развития учащихся. Некоторые трудности возникали у мальчиков в процессе исполнения песен.
На уроке были использованы общедидактические методы: словесный (беседа, декламация), наглядно-слуховой (слушание вокальных и инструментальных произведений); наглядно-зрительный видео с исполнением народных песен; практический (исполнение песен, , участие в исполнении хороводной песни «Летели две птички», «Ко поле берёза стояла», танцевальная импровизация и др.); метод сравнения (сравнении двух разножанровых произведений); была использована методика Емельянова «Постановка голоса», где применялись скороговорки, фонопедические упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения для правильного дыхания, и т.д., метод эмоциональной драматургии (в уроке была эмоциональная и смысловая кульминация); метод музыкального обобщения; метод размышления о музыке, проведена словарная работа. Урок был эмоционально насыщенным, дети были активны, эмоционально отзывчивы, мотивация к деятельности сохранялась на всём протяжении урока.
Поставленные цели были выполнены.
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Урок музыки
Тема: "Русская народная песня — душа народа"
Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен.
Задачи:
- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
- воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры родного народа;
- воспитывать положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к родному краю, природе;
- развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к старшим.
- развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;
- учить слушать музыку;
- грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: музыкальный центр, тексты песен, иллюстрации, фортепиано, табличка с темой урока, компьютер, мульдимедийный проектор, портрет М.И. Глинки.
Ход урока:
Организационный момент.
Вход учащихся в класс под звуки колокольного звона.
Ребята, какие звуки встретили вас в классе?
Колокольный звон.
Это не просто колокольный звон, это звуки русской земли. С давних пор на Руси человек рождался, жил и умирал под эти звуки. Если надвигалась беда, люди узнавали об этом по тревожному набату колокола, о праздниках возвещал благовест. Колокола -это звук души русской.
Колокольный звон в начале урока прозвучал не случайно. Эти звуки обозначили тему нашего урока.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь? Какова тема урока?
«Русская народная песня-душа народа». (На доске прикрепить табличку с темой урока).
У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни.
У РУССКОГО НАРОДА КАКОЙ ЯЗЫК –
У ХАКАССКОГО –
У НЕМЕЦКОГО ---------
У КИТАЙСКОГО ------
МОЛОДЦЫ.
Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.
Народ писал не только песни, но и шутки, прибаутки, скороговорки, потешки, пестушки, поддевки, народные игры.
Наряду с народными песнями существуют народные инструменты
Давайте с вами поиграем «Отгадай меня»: Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)
Парой ходим по дорожкам Ну конечно это…(Ложки)
Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (Треугольник)
Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)
В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
Это точно вам не «Байка» Называют …… (Балалайка)
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит. Не поместишь на ладонь Называется……(Гармонь)
Охотников сзываю я в дорогу,
Служу оружьем грозным в прок А зовут меня…… (Рожок)
Молодцы, а теперь посмотрим фильм с народными инструментами, которые являются неотъемлемой частью русского народного творчества в целом.
ФИЛЬМ – НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
ПЕРСОНАЖИ народных песен пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Живыми, реальными предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зеленая трава и символ родной природы – стройная березка. русские народные песни имеют несколько жанров:
А какие жанры песен знаете вы, ребята:
Дети называют знакомые жанры русской народной песни:
1.Хороводные «Вечеринка»
2.Шуточные «Ай поедем жана во Китай город гулять»
3. Колыбельные «»Уж вы ночи»»
4. Свадебные «На улице дождик»
5. Лирические «Рябина».
Многие народные песни исполняются а capella (а капелла) – это прием исполнения песни без сопровождения инструмента. Это слово для вас новое, посмотрите на доску – это наше словарное слово – а капелла Давайте запишем в наш словарь, а позже мы к нему еще вернёмся.
Физминутка. На мотив песни «В траве сидел кузнечик» (стоя)
Вперёд четыре шага Назад четыре шага Ручками похлопаем Ножками потопаем Глазками помигаем И вокруг попрыгаем.
Сегодня мы с вами будем разучивать русскую народную песню «Летели две птички ». Но прежде чем начнём над ней работать – мы с вами распоёмся:
1. Сделаем гимнастику для артикуляционного аппарата, разогреем голосовые связки.
- улыбочка, укольчик, машина гудит, свеча.
- Скороговорки проговорим для чёткой дикции:Какие вы знаете скороговорки? - «От топота копыт пыль по полю летит», - «У ужа – ужата, у еже – ежата», - «Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход»
3. Упражнение на динамику звука: 1.2.3.4.5.6.7.8 4 раза - ЕЕЕЕ – КРИКОМ.
4. Распевка для плавного голосоведения - возьмём русскую народную песню «Во поле берёза стояла» и споём «а капелльно». Вернёмся к нашему словарю – что означает это слово – пение без сопровождения инструмента.
5. Упражнение на дыхание: «У Eгорки дом на горке»
Текст песни: «Летели две птички» - жанр песни – хороводная.
- Летели две птички, Ростом невелички.
Ой, сад-виноград, Зелёная роща. Ой, сад-виноград, Зелёная роща
- Как они вставали Крыльями махали
Ой, сад-виноград, Зелёная роща. Ой, сад-виноград, Зелёная роща.
- Как они летели, Все люди глядели.
Ой, сад-виноград , Зелёная роща. Ой, сад-виноград, Зелёная роща.
Летели две птички, Ростом невелички.
А теперь встанем в хоровод и закрепим нашу песню.
Спасибо! Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали? (Что есть народные песни, что они разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми, хороводными, детскими песнями; познакомились с русскими народными инструментами.)узнали новое словарное слово – а капелла.
Заключительное слово учителя.
Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.
Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярче и крепче пород.
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.
Оценивание учащихся.
Этап рефлексии.
Ребята, на ваших столах лежат ноты двух цветов, если после урока музыки ваше настроение улучшилось, то прикрепите её к весёлой мордашке, а если же настроение оставляет желать лучшего, то прикрепите её к грустной мордашке!
Работа с классом. Выделить лишнее слово из перечисленных.
Сарафан, лапти, платок, кроссовки, рубаха.
Ложки, гармошка, магнитофон, бубен, дудочка.
Выход из класса под музыку.
Самоанализ урока.
Тема урока «Тема: "Русская народная песня — душа народа" У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Тема урока очень важна с точки зрения обогащения представлений детей о богатстве и разнообразии русских народных песен, об их значении в жизни народа, в музыкальной культуре, в их собственной жизни.
Тип урока: комбинированный.
Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен.
Задачи:
- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
- воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры родного народа;
- воспитывать положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к родному краю, природе;
- развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к старшим.
- развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;
- учить слушать музыку;
- грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.
- а также задачи развития творческих способностей в процессе певческой и танцевальной импровизации.
Цели и задачи, поставленные на уроке, были достигнуты. Учащиеся расширили свои знания о русской народной песне, познакомились с традициями исполнения некоторых жанров народных песен, познакомились с русскими народными инструментами и народным творчеством в целом. Этот опыт пригодится учащимся на последующих уроках, когда будет вестись разговор о фольклоре, об истоках русского классического романса, а также об обработках народных песен. На этом уроке был заложен фундамент для понимания этого материала.
Урок был выстроен с учётом уровня подготовки и развития учащихся. Некоторые трудности возникали у мальчиков в процессе исполнения песен.
На уроке были использованы общедидактические методы: словесный (беседа, декламация), наглядно-слуховой (слушание вокальных и инструментальных произведений); наглядно-зрительный видео с исполнением народных песен; практический (исполнение песен, , участие в исполнении хороводной песни «Летели две птички», «Ко поле берёза стояла», танцевальная импровизация и др.); метод сравнения (сравнении двух разножанровых произведений); была использована методика Емельянова «Постановка голоса», где применялись скороговорки, фонопедические упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения для правильного дыхания, и т.д., метод эмоциональной драматургии (в уроке была эмоциональная и смысловая кульминация); метод музыкального обобщения; метод размышления о музыке, проведена словарная работа. Урок был эмоционально насыщенным, дети были активны, эмоционально отзывчивы, мотивация к деятельности сохранялась на всём протяжении урока.
Поставленные цели были выполнены.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Праздник "Русская народная песня -душа народа".
Праздник "Русская народная песня -душа народа" был подготовлен и проведен с учащимися 2 класса....
Русская народная песня - душа русского народа
На протяжении многих веков народы мира творили свои песни, творили как дивную летопись своей жизни, оставляя в ней след всего, чем жили....
Фольклор – народная мудрость. Песни русского народа
Презентация к уроку музыки "Фольклор", 2 класс, по программе Критскойтест по теме "Фольклор", слова песни "Старый клен" (сноска на яндекс-диске)https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk%3A%2F%2F%...
Народная песня-зеркало души народа
Народная песня-часть традиционной культуры русскогог народа...
Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс
Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс...
Занятие "Песня - душа народа"
Приобщать детей к традиционному народному творчеству;воспитывать художественный вкус; эстетическое чувство к родному краю;формировать у детей положительное отношение к русской народной муз...
Технологическая карта урока литературного чтения «Фольклор народов зарубежных стран. Американская и английская народные песни» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: формирование знаний об устном народном творчестве, народных песенках зарубежных писателей для детей.Задачи урока Дидактические:1.Познакомить с английскими и американской народной...