Разработка урока "Русская народная песня — душа народа"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Булатова Мария Анатольевна

Разработка урока  по музыке  в 3 классе на тему: "Русская народная песня — душа народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_pesnya.doc59 КБ
Microsoft Office document icon russkaya_pesnya.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки                                              

Тема: "Русская народная песня — душа народа"

Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен.

Задачи: 

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
  • воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры родного народа;
  • воспитывать положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к родному краю, природе;
  • развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к старшим.
  • развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;
  • учить слушать музыку;
  • грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: музыкальный центр, тексты песен, иллюстрации, фортепиано, табличка с темой урока, компьютер, мульдимедийный проектор, портрет М.И. Глинки.

Ход урока:

Организационный момент.

Вход учащихся в класс под звуки  колокольного звона.

Ребята, какие звуки встретили вас в классе?

 Колокольный звон.

 Это не просто колокольный звон, это звуки русской земли. С давних пор на Руси человек рождался, жил и умирал под эти звуки. Если надвигалась беда, люди узнавали об этом по тревожному набату колокола, о праздниках возвещал благовест. Колокола -это звук  души русской.

Колокольный звон в начале урока прозвучал не случайно. Эти звуки обозначили тему нашего урока.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь? Какова тема урока?

 «Русская народная песня-душа народа». (На доске прикрепить табличку с темой урока).

 У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни.

У РУССКОГО НАРОДА КАКОЙ ЯЗЫК –

У ХАКАССКОГО –

У НЕМЕЦКОГО ---------

У КИТАЙСКОГО ------

МОЛОДЦЫ.

Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.

Народ писал не только песни, но и шутки, прибаутки, скороговорки, потешки, пестушки, поддевки, народные игры.

Наряду с народными песнями существуют народные инструменты

Давайте с вами поиграем  «Отгадай  меня»:                                                         Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)

Парой  ходим по дорожкам                                                                                     Ну конечно это…(Ложки)

Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (Треугольник)

Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)

В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
Это точно вам не «Байка»                                                                               Называют ……  (Балалайка)

Морщинистый Тит
Всю деревню веселит.                                                                                                Не поместишь на ладонь                                                          Называется……(Гармонь)

Охотников сзываю я в дорогу,
Служу оружьем грозным в прок                                                                             А зовут меня…… (Рожок)

Молодцы, а теперь посмотрим фильм с народными инструментами, которые являются неотъемлемой частью русского народного творчества в целом.

ФИЛЬМ – НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

ПЕРСОНАЖИ  народных песен  пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Живыми, реальными предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зеленая трава и символ родной природы – стройная березка. русские народные песни имеют несколько жанров:

А какие  жанры песен знаете вы, ребята:

Дети называют знакомые жанры русской народной песни:

1.Хороводные «Вечеринка»

2.Шуточные «Ай поедем жана во Китай город гулять»

3. Колыбельные «»Уж вы ночи»»

4. Свадебные «На улице дождик»

5. Лирические «Рябина».

Многие народные песни исполняются а capella (а капелла) – это прием исполнения песни без сопровождения инструмента.  Это слово для вас новое, посмотрите на доску – это наше словарное слово – а капелла Давайте запишем в наш словарь, а позже мы к нему еще вернёмся.  

Физминутка. На мотив песни «В траве сидел кузнечик» (стоя)

Вперёд четыре шага                                                                                                  Назад четыре шага                                                                                                 Ручками похлопаем                                                                                            Ножками потопаем                                                                                            Глазками помигаем                                                                                                                                                  И  вокруг попрыгаем.

Сегодня мы с вами будем разучивать  русскую народную песню «Летели две птички ». Но прежде чем начнём над ней работать – мы с вами  распоёмся:

      1. Сделаем гимнастику для артикуляционного аппарата, разогреем голосовые связки.

- улыбочка, укольчик,   машина гудит, свеча.

  1. Скороговорки проговорим для  чёткой дикции:Какие вы знаете скороговорки?                                                                                                 -  «От топота копыт пыль по полю летит»,                                                  - «У ужа – ужата, у еже – ежата»,                                                                              - «Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход»

      3. Упражнение на  динамику звука: 1.2.3.4.5.6.7.8                                                              4 раза  - ЕЕЕЕ – КРИКОМ.

       4. Распевка для плавного голосоведения - возьмём русскую народную песню «Во поле берёза стояла» и споём «а капелльно».   Вернёмся к нашему словарю – что означает это слово – пение без сопровождения инструмента.

       5. Упражнение на дыхание: «У Eгорки дом на горке»

Текст песни: «Летели две птички» - жанр песни – хороводная.

  1. Летели две птички,                                                                                         Ростом невелички.

Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща.                                                                                                             Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща                      

  1. Как они вставали                                                                                  Крыльями махали

Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща.                                                                                                                                      Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща.

  1.  Как они летели,                                                                                                 Все люди глядели.

Ой, сад-виноград ,                                                                                                  Зелёная роща.                                                                                                          Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща.

Летели две птички,                                                                                             Ростом невелички.

А теперь встанем в хоровод и  закрепим нашу песню.

Спасибо!   Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали? (Что есть народные  песни, что они  разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми, хороводными, детскими песнями; познакомились с русскими народными инструментами.)узнали новое словарное  слово – а капелла.

Заключительное слово учителя.

Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.

Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярче и крепче пород.
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.

Оценивание учащихся.

  Этап рефлексии. 

Ребята, на ваших столах лежат ноты двух цветов, если  после урока музыки ваше настроение улучшилось, то прикрепите её к весёлой мордашке, а если же настроение оставляет желать лучшего, то прикрепите её к  грустной мордашке!

Работа с классом.  Выделить лишнее слово из перечисленных.

        Сарафан, лапти, платок, кроссовки, рубаха.

        Ложки, гармошка, магнитофон, бубен, дудочка.

  Выход из класса под музыку.

Самоанализ урока.

 Тема урока «Тема: "Русская народная песня — душа народа" У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Тема урока очень важна с точки зрения обогащения представлений детей о богатстве и разнообразии русских народных песен, об их значении в жизни народа, в музыкальной культуре, в их собственной жизни.

 Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен.

Задачи: 

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
  • воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры родного народа;
  • воспитывать положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к родному краю, природе;
  • развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к старшим.
  • развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;
  • учить слушать музыку;
  • грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.
  •  а также задачи развития творческих способностей в процессе певческой и танцевальной импровизации.

 Цели и задачи, поставленные на уроке, были достигнуты. Учащиеся расширили свои знания о русской народной песне, познакомились с традициями исполнения некоторых жанров народных песен, познакомились с русскими народными инструментами и  народным творчеством в целом.  Этот опыт пригодится учащимся на последующих уроках,  когда будет вестись разговор о фольклоре, об истоках русского классического романса, а также об обработках народных песен. На этом уроке был заложен фундамент для понимания этого материала.

 Урок был выстроен с учётом уровня подготовки и развития учащихся. Некоторые трудности возникали у мальчиков в процессе исполнения песен.

 На уроке были использованы общедидактические методы: словесный (беседа, декламация), наглядно-слуховой (слушание вокальных и инструментальных произведений); наглядно-зрительный видео с исполнением народных песен; практический (исполнение песен, , участие в исполнении хороводной  песни «Летели две птички», «Ко поле берёза стояла»,  танцевальная импровизация и др.); метод сравнения (сравнении двух  разножанровых произведений); была использована методика Емельянова «Постановка голоса», где применялись  скороговорки, фонопедические упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения для правильного дыхания, и т.д., метод эмоциональной драматургии (в уроке была эмоциональная и смысловая кульминация); метод музыкального обобщения; метод размышления о музыке, проведена словарная работа. Урок был эмоционально насыщенным, дети были активны, эмоционально отзывчивы, мотивация к деятельности сохранялась на всём протяжении урока.

Поставленные цели были выполнены.

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Урок музыки                                              

Тема: "Русская народная песня — душа народа"

Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен.

Задачи: 

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
  • воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры родного народа;
  • воспитывать положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к родному краю, природе;
  • развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к старшим.
  • развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;
  • учить слушать музыку;
  • грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: музыкальный центр, тексты песен, иллюстрации, фортепиано, табличка с темой урока, компьютер, мульдимедийный проектор, портрет М.И. Глинки.

Ход урока:

Организационный момент.

Вход учащихся в класс под звуки  колокольного звона.

Ребята, какие звуки встретили вас в классе?

 Колокольный звон.

 Это не просто колокольный звон, это звуки русской земли. С давних пор на Руси человек рождался, жил и умирал под эти звуки. Если надвигалась беда, люди узнавали об этом по тревожному набату колокола, о праздниках возвещал благовест. Колокола -это звук  души русской.

Колокольный звон в начале урока прозвучал не случайно. Эти звуки обозначили тему нашего урока.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь? Какова тема урока?

 «Русская народная песня-душа народа». (На доске прикрепить табличку с темой урока).

 У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни.

У РУССКОГО НАРОДА КАКОЙ ЯЗЫК –

У ХАКАССКОГО –

У НЕМЕЦКОГО ---------

У КИТАЙСКОГО ------

МОЛОДЦЫ.

Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.

Народ писал не только песни, но и шутки, прибаутки, скороговорки, потешки, пестушки, поддевки, народные игры.

Наряду с народными песнями существуют народные инструменты

Давайте с вами поиграем  «Отгадай  меня»:                                                         Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)

Парой  ходим по дорожкам                                                                                     Ну конечно это…(Ложки)

Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (Треугольник)

Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)

В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
Это точно вам не «Байка»                                                                               Называют ……  (Балалайка)

Морщинистый Тит
Всю деревню веселит.                                                                                                Не поместишь на ладонь                                                          Называется……(Гармонь)

Охотников сзываю я в дорогу,
Служу оружьем грозным в прок                                                                             А зовут меня…… (Рожок)

Молодцы, а теперь посмотрим фильм с народными инструментами, которые являются неотъемлемой частью русского народного творчества в целом.

ФИЛЬМ – НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

ПЕРСОНАЖИ  народных песен  пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Живыми, реальными предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зеленая трава и символ родной природы – стройная березка. русские народные песни имеют несколько жанров:

А какие  жанры песен знаете вы, ребята:

Дети называют знакомые жанры русской народной песни:

1.Хороводные «Вечеринка»

2.Шуточные «Ай поедем жана во Китай город гулять»

3. Колыбельные «»Уж вы ночи»»

4. Свадебные «На улице дождик»

5. Лирические «Рябина».

Многие народные песни исполняются а capella (а капелла) – это прием исполнения песни без сопровождения инструмента.  Это слово для вас новое, посмотрите на доску – это наше словарное слово – а капелла Давайте запишем в наш словарь, а позже мы к нему еще вернёмся.  

Физминутка. На мотив песни «В траве сидел кузнечик» (стоя)

Вперёд четыре шага                                                                                                  Назад четыре шага                                                                                                 Ручками похлопаем                                                                                            Ножками потопаем                                                                                            Глазками помигаем                                                                                                                                                  И  вокруг попрыгаем.

Сегодня мы с вами будем разучивать  русскую народную песню «Летели две птички ». Но прежде чем начнём над ней работать – мы с вами  распоёмся:

      1. Сделаем гимнастику для артикуляционного аппарата, разогреем голосовые связки.

- улыбочка, укольчик,   машина гудит, свеча.

  1. Скороговорки проговорим для  чёткой дикции:Какие вы знаете скороговорки?                                                                                                 -  «От топота копыт пыль по полю летит»,                                                  - «У ужа – ужата, у еже – ежата»,                                                                              - «Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход»

      3. Упражнение на  динамику звука: 1.2.3.4.5.6.7.8                                                              4 раза  - ЕЕЕЕ – КРИКОМ.

       4. Распевка для плавного голосоведения - возьмём русскую народную песню «Во поле берёза стояла» и споём «а капелльно».   Вернёмся к нашему словарю – что означает это слово – пение без сопровождения инструмента.

       5. Упражнение на дыхание: «У Eгорки дом на горке»

Текст песни: «Летели две птички» - жанр песни – хороводная.

  1. Летели две птички,                                                                                         Ростом невелички.

Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща.                                                                                                             Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща                      

  1. Как они вставали                                                                                  Крыльями махали

Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща.                                                                                                                                      Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща.

  1.  Как они летели,                                                                                                 Все люди глядели.

Ой, сад-виноград ,                                                                                                  Зелёная роща.                                                                                                          Ой, сад-виноград,                                                                                                   Зелёная роща.

Летели две птички,                                                                                             Ростом невелички.

А теперь встанем в хоровод и  закрепим нашу песню.

Спасибо!   Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали? (Что есть народные  песни, что они  разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми, хороводными, детскими песнями; познакомились с русскими народными инструментами.)узнали новое словарное  слово – а капелла.

Заключительное слово учителя.

Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.

Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярче и крепче пород.
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.

Оценивание учащихся.

  Этап рефлексии. 

Ребята, на ваших столах лежат ноты двух цветов, если  после урока музыки ваше настроение улучшилось, то прикрепите её к весёлой мордашке, а если же настроение оставляет желать лучшего, то прикрепите её к  грустной мордашке!

Работа с классом.  Выделить лишнее слово из перечисленных.

        Сарафан, лапти, платок, кроссовки, рубаха.

        Ложки, гармошка, магнитофон, бубен, дудочка.

  Выход из класса под музыку.

Самоанализ урока.

 Тема урока «Тема: "Русская народная песня — душа народа" У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Тема урока очень важна с точки зрения обогащения представлений детей о богатстве и разнообразии русских народных песен, об их значении в жизни народа, в музыкальной культуре, в их собственной жизни.

 Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен.

Задачи: 

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
  • воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры родного народа;
  • воспитывать положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к родному краю, природе;
  • развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к старшим.
  • развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;
  • учить слушать музыку;
  • грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.
  •  а также задачи развития творческих способностей в процессе певческой и танцевальной импровизации.

 Цели и задачи, поставленные на уроке, были достигнуты. Учащиеся расширили свои знания о русской народной песне, познакомились с традициями исполнения некоторых жанров народных песен, познакомились с русскими народными инструментами и  народным творчеством в целом.  Этот опыт пригодится учащимся на последующих уроках,  когда будет вестись разговор о фольклоре, об истоках русского классического романса, а также об обработках народных песен. На этом уроке был заложен фундамент для понимания этого материала.

 Урок был выстроен с учётом уровня подготовки и развития учащихся. Некоторые трудности возникали у мальчиков в процессе исполнения песен.

 На уроке были использованы общедидактические методы: словесный (беседа, декламация), наглядно-слуховой (слушание вокальных и инструментальных произведений); наглядно-зрительный видео с исполнением народных песен; практический (исполнение песен, , участие в исполнении хороводной  песни «Летели две птички», «Ко поле берёза стояла»,  танцевальная импровизация и др.); метод сравнения (сравнении двух  разножанровых произведений); была использована методика Емельянова «Постановка голоса», где применялись  скороговорки, фонопедические упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения для правильного дыхания, и т.д., метод эмоциональной драматургии (в уроке была эмоциональная и смысловая кульминация); метод музыкального обобщения; метод размышления о музыке, проведена словарная работа. Урок был эмоционально насыщенным, дети были активны, эмоционально отзывчивы, мотивация к деятельности сохранялась на всём протяжении урока.

Поставленные цели были выполнены.

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Праздник "Русская народная песня -душа народа".

Праздник "Русская народная песня -душа народа" был подготовлен и проведен с учащимися 2 класса....

Русская народная песня - душа русского народа

На протяжении многих веков народы мира творили свои песни, творили как дивную летопись своей жизни, оставляя в ней след всего, чем жили....

Фольклор – народная мудрость. Песни русского народа

Презентация к уроку музыки "Фольклор", 2 класс, по программе Критскойтест по теме "Фольклор",  слова песни "Старый клен" (сноска на яндекс-диске)https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk%3A%2F%2F%...

Народная песня-зеркало души народа

Народная песня-часть традиционной культуры русскогог народа...

Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс

Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс...

Занятие "Песня - душа народа"

Приобщать детей к традиционному народному  творчеству;воспитывать  художественный вкус; эстетическое чувство к родному краю;формировать у детей положительное отношение к русской народной муз...

Технологическая карта урока литературного чтения «Фольклор народов зарубежных стран. Американская и английская народные песни» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование знаний об устном народном творчестве, народных песенках зарубежных писателей для детей.Задачи урока Дидактические:1.Познакомить с английскими и американской народной...