Родной язык - душа народа
материал

Кечемайкина Нина Васильевна

Сценарий открытия районного фестиваля  детского творчества "Тиринь келесь – раськень ойме. Родной язык – душа народа".

 Задача фестиваля: поддержка и развитие детского и подросткового творчества в сфере  культуры, искусства и традиций русского и эрзянского народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tirin_keles_-_rasken_oyme.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Районный фестиваль  детского творчества. 

Тиринь келесь – раськень ойме. Родной язык – душа народа.

Цели и задачи фестиваля: поддержка и развитие детского и подросткового творчества в сфере  культуры, искусства и традиций русского и эрзянского народов.

Сценарий открытия  фестиваля.

Под звуки песни Н.Кошелевой и А.Доронина «Россиясо» вся школа выходит на линейку по классам.

Гремят фанфары и на сцену выходят ведущие – учителя в русском и мордовском национальных костюмах. Звучит гимн Мордовии.

Россиянка: Здравствуйте, дорогие гости!

Мордовочка:Шумбрачи, вечкевикс оят!

Течи минек школасо Покш чи. Тесэ ютавтови Игнадбуень «Тиринь келесь – раськень ойме» фестивалесь.

Россиянка: Мы рады приветствовать всех участников и зрителей фенстиваля «Родной язык – душа народа».

Мордовочка: Примадо весе седейшкавань поздоровт те покштояк Покш чинть марто. Минь, Андрейвелень школань тонавтыцятне ды тонавтницятне, велень эрицятне, седейшкава арсетяно весеменень кеме шумбрачи, кеняркст ды уцяска келень содамонь ды тонавтнемень тевсэнк. Ламо вийть, валдо превть ды цидярдома фестивалень конкурска ютамсто.

Россиянка: Надеемся, что эта встреча подарит вам много счастливых и радостных минут.

Мордовочка: Сюкпря тенк, вечкевикс ялгат! Весенень арсетяно седейшкава оймсема. Мельспаросо каванятанк эйсэнк эрзянь ды рузонь паникудонь ярсамопельтнесэ Андрейвелень инжень вечкиця моданть лангсо.

Россиянка: Слово для приветствия и представления почетных гостей фестиваля предоставляется директору школы Моисеевой Л.Н.

Представление гостей праздника, выступление почётных гостей с приветственными словами в адрес фестиваля.

Мордовочка: Кастан эйкакшт кортазь эрзянь кельсэ,

Рузонь келесь панжи тень од кить.

Кавто кельсэ моран паро мельсэ,

Сынь монь эйсэ кавто седей вийть.  Ч.Журавлёв

Снова звучат фанфары. На сцену выходят ведущие – ученики и читают стихотворение  «ДВА ЯЗЫКА» Т. ЗУМАКУЛОВОЙ

В.1: Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала “мама”,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.

В.2: Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.

В.1: Я поняла на русском слово “счастье”,
Большое счастье жить в большой стране.
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне…

Под звуки мелодии к песне «Земля в иллюминаторе» на сцене идет построение школьного детского хора.

Вместе: Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.

После завершения построения хора, под  звуки проигрыша к песне «Крыша дома твоего» звучат слова из стихотворения Г. Тукай. "Родной язык"  (перевод Р. Бухараева.)

В.2: О язык родной, певучий, о родительская речь!
Что еще на свете знал я? что сумел я уберечь?

В.1: Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать. 
Сказки бабушки я начал подрастая, понимать.

В.2: О язык мой, ты - опора в испытаньях бытия,
С детства близкий и понятный, радость и печаль моя.

Детский хор исполняет песню «Мои родные языки» на мелодию песни «Крыша дома твоего»

1.Мы все живём с тобой в России,

Она наш общий милый дом.

Язык России -  славный русский,

Он с детства нам всем так знаком./2 р.

2.Он с давних пор нам как родимый,

Не иностранный, не чужой!

И так красив, певуч, велик он –

Наш государственный язык./2 р.

Во время проигрыша звучат слова А.Н.Толстого

В.1: Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего…

3. А келесь – минек эрзянь келесь!

Морак морот ды сёрмадт стихть.

Сон ней гайги масторонть келес,

Эйсэнек пек васов вети./2 р.

 Во время проигрыша звучат стихи Т.Мокшановой

В.2: Эрзянь эйкакш корты тиринь кельсэ,

Прок нармунне тунда сон моры.

Баягинекс гайги вайгелезэ,

Теке горниповне чольдерди.

В.1: Сонзэ авазо тетянзо марто эрзят,

Эрзякс чачомс сонензэ мерсь Паз,

Эрзянь масторонь азор сон - эрзя.

Весе смустесь те валсонть ёвтазь.

4. И чтоб могли мы все общаться

И на русском, и на родном,

В мир языка волшебный ясный

Сегодня всех мы вас зовём./2 р.

Во время проигрыша звучат стихи Е.Пятаева.

С чем сравню тебя, мордовский,

Мой родной язык певучий?!

Может с юною берёзкой

Или с яблоней цветущей?

Схож ты с соловьиной трелью,

С песней жаворонка в поле,

Пахнешь ты землёй апреля,

Льёшься речкой в водополье.

На наречии эрзянском

Прочитал впервые в жизни

Я слова с сердечной лаской:

«Мать. Отец. Моя Отчизна».

Россиянка: Право открыть двери в удивительный «мир родного языка» предоставляется Победителям районной и республиканской олимпиад по русскому и эрзянскому языкам…

Называются фамилии победителей. Им вручаются макеты ключей. Они имитируют открытие символических замков на воротах, открывающих вход  в «мир русского и эрзянского языков».

Мордовочка: Айдо ялгат, паро ялгат, пурнавттано вейс!

Мирём моро моратано верьга вайгельсэ.

Каятозо минек морось верьга лаймева,

Лайменть боксо касы, касы мазый умарь сад. (слова из песни)

Все участники фестиваля берутся за руки и образуют большой хоровод. В это время ведущие читают стихотворение А.Норкина  " В России, средь березовых просторов "

В России, средь березовых просторов

Полянка есть - Мордовия моя !

Она, как песня матери, с которой

За горы уходил и за моря…

Волну к волне соединяют реки:

И вот уже журчит одна струя.

Мордовия! Любимая навеки!

Моя полянка - сторона моя!

- Благодатный мордовский край. Это наша малая родина. И не важно, как мы её называем: - Шачема крайнязе! – Тиринь ёнксонок! – Родная земля! На всех языках это звучит одинаково нежно.

- Фестивалесь панжозь. Ушодсынек конкурска пелькстамотнень.

После церемонии открытия начинается конкурсная работа по следующим номинациям:

1. Поэзия

2. Драматургия

3. Песенное творчество

4. Фольклор.

5. Прикладное искусство

6. Национальная кухня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)...

Методическая разработка (2-4 кл.) на тему : "Родной язык - живая душа народа"

Разработка внеклассного мероприятия к Международному дню родного языка...

сценарий конкурса "Родной язык- душа народа"

Пырӻы табызы.Балахчина сарнапча. «Тигір чолы»Сарын соонда, фанфара истелче, ведущайлар сыхча.1.Ведущий:   Изеннер аарлыӻ алҷылар, іҷе-пабалар, туӻан-чаӻыннар, ӱгренҷілер паза ӱгр...

Классный час "Русский язык- душа народа"

Материал в рамках популяризации русского языка...

Классный час "Русский язык- душа народа"

Материал в рамках популяризации русского языка...