Нравственное воспитание младших школьников в группе продленного дня.
статья
В статье рассмотрена актуальность нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstven._vospit.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание младших школьников в группе продленного дня.
Проблема нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Работа по этому направлению должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.
Цель нравственного воспитания – воспитание гуманной личности, формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений. Учить творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца.
Воспитывающая среда, которая является важным условием успешного воспитания, представляет собой компонент воспитательной системы школы. Она состоит из внутренней среды, включающей в себя урочную и внеурочную деятельность учащихся, и внешней среды, представляющей собой пространство взаимодействия с социальными партнерами школы
Особое место в нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком.
Задачи нравственного воспитания в группе продленного дня:
- создать благоприятную атмосферу, способствующую успешной жизнедеятельности ребенка, благоприятно содействовавшей его развитию;
- соблюдать необходимые меры по сохранению и укреплению здоровья детей;
- способствовать формированию у ребенка ценностных основ нравственности;
- обеспечить своевременное и всестороннее развитие ребенка через различные виды деятельности;
- приобщить ребенка к национальной и мировой культуре.
Личные задачи педагога:
- создать грамотные отношения «педагог – ребенок», соблюдая принцип целесообразности предъявляемых требований к ребенку,
- обеспечивать систематический контроль, строя отношения на доверии и доброжелательности;
- стремиться к личному и профессиональному росту;
- развивать позитивное отношение к себе, детям, родителям, коллективу и окружающему миру.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
Знания школьников о нравственных нормах, полученных на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому, требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Разработан план работы по формированию нравственных качеств личности младшего школьника, объединяющий в себе учебную деятельность и внеурочную, т.к. являюсь учителем и воспитателем ГПД.
Формы работы:
- тематические нравственные классные часы;
- этические беседы;
- дискуссии по нравственной тематике;
- организация цикла нравственных бесед;
- праздничные поздравления одноклассникам, педагогам;
- посещение театров, музеев, выставок и др.
- участие в общешкольных праздниках.
Учитывая психологические возможности детей младшего школьного возраста, основным методом работы по теме является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек. Для самостоятельного принятия выбора поведения большую роль играет работа в малых группах, где каждый ребенок несет ответственность не только за свои деятельность, но и за действия членов малой группы, где проходит обсуждение и в совместном поиске принимаются решения.
Воспитание - это опосредованный процесс создания условий для самовоспитания. В связи с этим необходимо создать условия для самовоспитания, в которых субъект осознает мотивы и цели своей деятельности. При обучении необходимо опираться на опыт ребенка.
Психологически просвященный преподаватель ГПД выстраивает процесс воспитания и свое общение с учениками, и взаимодействие между ними с учетом их психологически особенностей, обеспечивая каждому из них самостоятельный выбор способов погружения в изучаемый материал.
В процессе деятельности необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Для анализа и обсуждения следует использовать конкретные факты и события из повседневной жизни, примеры из художественной литературы, кинофильмов. Следует обратить внимание, что деятельность воспитателя группы продленного дня по данному направлению должна проводиться систематически, только в этом случае будет достигнут желаемый результат.
Задача воспитателя группы продленного дня организовать деятельность, способствующую развитию гармоничной личности, любящей свою Родину, бережно относящуюся к традициям своего народа, осознающую приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья каждого гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
актуальность духовно-нравственного воспитания младших школьников в группе продленного дня
Этот материал о духовно-нравственном воспитании младших школьников в ГПД...
Воспитание нравственного поведения младшего школьника в группе продленного дня
Воспитание нравственного поведения младшего школьникав группе продленного дня «Поведение - это зеркало, в которомкаждый показывает свой лик»В.Гете Организация пространства ...
Доклад «Нравственное воспитание младших школьников в группе продленного дня»
Доклад" Нравственное воспитание младших школьников в группе продленного дня"...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продленного дня
Я выбрала это направление в своей работе потому, что тема актуальна, проблематична и требует многих усилий, чтобы получить положительный результат. В настоящее время человечество находится в условиях ...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продленного дня
Экологическое воспитание в начальной школе. Цели, задачи, план....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
В наше время материальные ценности стоят выше духовных. Сейчас в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в ш...