Экологическое воспитание младших школьников в группе продленного дня
статья (3 класс)
Я выбрала это направление в своей работе потому, что тема актуальна, проблематична и требует многих усилий, чтобы получить положительный результат. В настоящее время человечество находится в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил развитие природы, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека.
Экологическая безопасность – проблема , от решения которой во многом зависит будущее . Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей науки и техники. Большое значение отводится различным социальным институтам: семье, школе, общественным организациям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
« Экологическое воспитание младших школьников в группе продленного дня»
Я выбрала это направление в своей работе потому, что тема актуальна, проблематична и требует многих усилий, чтобы получить положительный результат. В настоящее время человечество находится в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил развитие природы, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека.
Экологическая безопасность – проблема , от решения которой во многом зависит будущее. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей науки и техники. Большое значение отводится различным социальным институтам: семье, школе, общественным организациям.
Введение
В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Содержание экологического образования комплексно. Оно включает идеологические, научные, нравственно-эстетические, правовые, личностно – мировоззренческие и практические аспекты. Экологическое воспитание базируется на нескольких принципах. Это осознание единства системы “природа – общество – человек”, где человек часть природы и его развитие является фактором изменения самой природы.
Глава 1. Формы и методы экологическое воспитание в младшем школьном возрасте.
1.1. Формы экологического воспитания.
Формы экологического воспитания можно классифицировать на:
- массовые,
- групповые,
- индивидуальные.
Массовые: работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, экологические фестивали, праздники, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
Групповые: клубные, кружковые занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
Индивидуальные: деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, кормушек, скворечников, фотографирование, рисование, лепка.
Этапы процесса экологического образования можно обозначить следующими ступенями:
Первая ступень. Первая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт:
- наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя;
- первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо); обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний;
- эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках;
- ощущения потребности в знаниях экологического содержания;
- бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.;
- наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
Вторая ступень. Вторая ступень связывается со следующими приобретениями в личном опыте:
- от простого наблюдения - к наблюдению - анализу (почему хорошо и почему плохо);
- соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу;
- собственные открытия - поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды;
-бережное отношение к предметам быта по собственной воле.
участие в созидательной деятельности взрослых.
1.2. Методы экологического воспитания младших школьников.
Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.
В педагогическом процессе используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.
Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.
В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом педагога, знанием и практическим владением методами экологического воспитания. Можно выделить следующие группы методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности.
1. Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ - главный метод экологического воспитания детей.
2. Наблюдение - метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.
3. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания.
4. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности.
Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы; в практике экологического воспитания детей они используются в комплексе в рамках той или другой конкретной технологии.
Глава 2. Пути развития экологического воспитания младших школьников в группе продленного дня.
2.1 Возможности школы в формировании экологической культуры.
Большие возможности для экологического воспитания имеет наша школа. Само расположение нашей школы в районе « Кавказ» предоставляет нам большие возможности работы в экологическом направлении:
- школа – единственное место , где родителям можно прогуляться с детьми. В районе нет парка, сквера или иного места отдыха. Неудивительно , что жизнь населения микрорайона вращается вокруг нашей школы. Сюда приходят мамы с колясками, чтобы посидеть в тени деревьев, ребята, чтобы поиграть в футбол, молодежь, чтобы пообщаться.
Экологическому воспитанию уделяется большое внимание. В школе проводится неделя экологии, насыщенная различными мероприятиями на экологическую тему.
Наши ребята ежегодно высаживают деревья и кустарники на территории школы.
.В 2019 году в День здоровья каждый класс посадил « Дерево здоровья» - липы и березы.
2.2 Практические виды деятельности по экологическому воспитанию младших школьников.
Работу по воспитанию экологической культуры я провожу на уроках окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии.
Одна из крупных и длительных работ была проведена с детьми на тему
« Животные вокруг нас».
Мы провели следующую работу:
- Анкетирование
- Подкармливали, оказывали материальную помощь бездомным животным .
- Участвовали в диспуте « Мы в ответе за тех, кого приручили»
- Провели занятие в группе продленного дня “ Бездомные животные”
- Посетили центр помощи животным.
- Провели акцию "Поможем бездомным животным!!!"
- Расклеили листовки по городу "Обращение к горожанам города!!!"
Мы обращаемся к жителям города. Уважаемые жители города Бендеры ! Пожалуйста, не выбрасывайте своих домашних животных на улицу! Если они вам больше не нужны, отдайте их в хорошие руки! Не будьте жестоки с бездомными животными! Если можете, подкармливайте бездомных животных! А лучше, возьмите домой! Они тоже живые, как и Вы! Тоже хотят тепла и любви! Люди, пожалуйста, будьте милосердны к нашим меньшим братьям!!!Бездомных животных можно спасти!
- Участвовали на общешкольном родительском собрании.
Итогом проделанной работы было выступление на конкурсе исследовательских работ учащихся.
В экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманное дело. Среди нетрадиционных форм организации работы мне и детям очень нравятся:
- игры – путешествия.(«Путешествие с Красной книгой», «Путешествие по природным зонам», «Путешествие по родному краю», «Путешествие на родину комнатных растений», «Тайны леса»…)
- этические беседы по экологии (темы «О чём поют птицы», «Защитим природу», «На страже зелёного друга», «Мы учимся у природы»….)
- день природы . Это в первую очередь- поход в природу со взрослыми, во- вторых- трудовой десант, затем- изучение природного окружения, многообразия растений и животных, укрепления своего здоровья, конкурсы самодельных плакатов в защиту природы. Это и сбор интересных кореньев, веток, шишек, плодов для всевозможных поделок из собранного материала. Дети приучаются видеть и чувствовать красоту окружающей природы, овладевают правилами поведения в природе.
2.3. Совместная работа с родителями.
Успех работы педагога в значительной степени зависит от того, насколько ему удается добиться единства воспитательных воздействий с семьями учащихся. Связь школы с семьей очень важна. Ведь именно в семье начинается формирование личности ребенка, начало всех личностных качеств закладывается в семье, которые должны развиваться и возрастать в школе. Поэтому работа с родителями учащихся (педагогическая пропаганда, индивидуальная работа с отдельными семьями, привлечение родителей для оказания помощи классу) является необходимой составной частью учебно – воспитательного процесса школы.
Мною ведётся работа с родителями и по экологическому направлению. Ежегодно наш класс участвует в конкурсе « Лучшая клумба». Родители и дети с большим интересом и желанием разбивают клумбу на территории школы. Во время прогулок в группе продленного дня дети с удовольствием и чувством ответственности ухаживают за посаженными цветами.
Работа по изготовлению скворечников , кормушек для зимующих птиц мы проводится совместно с родителями. Организовываем торжественное изделий на деревьях во дворе школы. Сегодня на территории школы около 30 скворечников и множество кормушек, куда дети не забывают подсыпать корм во время прогулок в группе продленного дня.
Такое сотрудничество детей и взрослых дает прекрасные результаты – это прекрасная школа экологического воспитания, экологической грамотности.
Заключение
Я считаю, что моя работа по экологическому воспитанию способствует формированию:
- знаний, умений и навыков творческой деятельности ,наполненной экологическим содержанием.
- интереса к исследовательской деятельности, стремления к здоровому образу жизни.
Воспитание экологической культуры реализуется через систему внеклассных мероприятий, через внеурочную деятельность и индивидуальную работу с обучающимися. Занимаясь изучением экологических проблем, дети стали более внимательными к объектам окружающего мира, часто рассказывают о своих наблюдениях за жизнью растений, животных, любуются растениями, но не срывают их, любят делать зарисовки природных объектов, стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. Мир вокруг нас – от морей и озёр до холмов и гор, от самых глубоких корней до вершин деревьев, от крупных зверей до микроскопических организмов – объединён многочисленными связями. Некоторые из них очевидны, другие незаметны, но от этого не менее важны. Экология изучает взаимоотношения в природе во всём её разнообразии. Понимая природу, мы можем сохранить её для потомков, которые будут радоваться чистым озёрам, густым лесам, цветущим лугам – всему прекрасному разнообразию нашего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня. Тематическое планирование клубных часов "Зелёная неделя". Конспект занятия "Цветы - краса Земли"....
актуальность духовно-нравственного воспитания младших школьников в группе продленного дня
Этот материал о духовно-нравственном воспитании младших школьников в ГПД...
Доклад «Нравственное воспитание младших школьников в группе продленного дня»
Доклад" Нравственное воспитание младших школьников в группе продленного дня"...
Нравственное воспитание младших школьников в группе продленного дня.
В статье рассмотрена актуальность нравственного воспитания детей младшего школьного возраста....
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
Экологическое воспитание младших школьников в группе продленного дня
Экологическое воспитание в начальной школе. Цели, задачи, план....