Воспитание нравственного поведения младшего школьника в группе продленного дня
статья (1 класс) на тему

Шишковская Раиса Сергеевна

Воспитание нравственного поведения младшего школьника

в группе продленного дня

  

«Поведение - это зеркало, в котором

каждый показывает свой лик»

В.Гете

 

Организация пространства для успешного развития школьников в настоящее время является одной из задач педагога. Оказавшись в столь непредсказуемом изменчивом мире, ребенок сталкивается с массой проблем, которые он не может разрешить самостоятельно.

Воспитывающая среда, которая является важным условием успешного воспитания, представляет собой компонент воспитательной системы школы. Она состоит из внутренней среды, включающей в себя урочную и внеурочную деятельность учащихся, и внешней среды, представляющей собой пространство взаимодействия с социальными партнерами школы.

 Каждому педагогу известно, как важно воспитывать человека с ранних лет. Наклонности и качества, приобретенные человеком в детстве, по большой части, остаются в нем на всю жизнь. Душа ребенка впечатлительна, мягка, как воск. Что на ней отпечатлеешь, то и останется. Будешь учить детей добру,- из твоих детей выйдут порядочные люди; будешь учить дурному - выйдут дурные люди. Чему научишь в детстве человека, что он будет в это время видеть и слышать, то и останется с ним на всю жизнь. Всякий знает, как велика сила привычки. Важно развитие в детях добрых привычек с самых малых лет их жизни. Некоторые из родителей совершенно пренебрегают воспитанием детей в раннем их возрасте. Сделал ребенок дурное дело, неразумный родитель говорит: ничего, еще ребенок, не смыслит, вырастет, не станет этого делать; И растет этот ребенок, как дикая яблоня в лесу. Отведайте плода с этой яблони и не возрадуетесь, - так он кисел и горек. И вот, никем не останавливаемый, не наказываемый, и не вразумляемый, вырастает впоследствии этот ребенок рабом своих беспорядочных   наклонностей, ранее худое поведение переходит у него в навык и становится он негодным членам общества, горем для своих родителей, бременем и соблазном для многих. Духовная жизнь должна быть проста, чистосердечна. Большая проблема, которую все мы призваны решать - наш низкий духовный уровень.

Этика как наука о нравственной жизни человека способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующая стержень духовной культуры, понять ценностные ориентиры в мире человеческого общения, норм бытия. Этика вбирает в себя всё прогрессивное,   способствующее развитию жизни и гармонии человека с окружающим миром, содержащееся в истории этической мысли и нравственном опыте, предшествующих поколений.

Последовательное развитие этического сознания, нравственного чувства способно активизировать развитие личности, ценностно-ориентированное поведение. Если в процессе этического воспитания своевременно и грамотно помочь школьнику выстроить пути собственного нравственного развития, ободрить, поощрить, поддержать его устремления – будет достигнут нравственный результат.

Занятия этикой и этикетом в группе продленного дня играют огромную роль в становлении нравственного поведения младшего школьника. Важно на каждом занятии знакомить ребят с правилами этикета и формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни. Ребята учатся видеть свои недостатки поведения и исправлять их, а также избавляться от плохих привычек. Они учатся  относиться  к людям с заботой и вниманием. В процессе занятий воспитывается уважительное отношение к близким и окружающим  людям, бережное  отношение к культурным ценностям, к родному языку.    Воспитательный процесснеобходимопланировать и строить во взаимосвязи духовного и светского направлений. Ведущим направлением является  нравственное воспитание.

По данной темес детьми  следует проводить мероприятия: беседыпо нравственной тематике и на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, беседы по правилам дорожного движения. Актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них нравственных чувств.

Группа продленного дня предоставляет широкие возможности для развития нравственного поведения учащихся.

Для  начальной школы наиболее актуальными являются  темы:

 - «Доброта имилосердие», «Правдивый ли ты?», «Любовь к близким»,

«Законы дружбы», «Твое отношение к труду», «Культура общения»,

«Правила поведения в  общественных местах» и др.

Учитывая психологические возможности детей младшего школьного возраста, основным методом  работы по теме является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек. Для самостоятельного принятия выбора поведения большую  роль играет работа в малых группах, где каждый ребенок несет ответственность не только за свои деятельность, но и за действия членов малой группы, где проходит обсуждение и  в совместном поиске принимаются решения.

Воспитание - это опосредованный процесс создания условий для самовоспитания. В связи с этим необходимо создать условия для самовоспитания, в которых субъект осознает мотивы и цели своей деятельности. При обучении необходимо опираться на опыт ребенка.

Психологически просвященный  преподаватель ГПД выстраивает  процесс воспитания и свое общение с учениками, и взаимодействие между ними с учетом их  психологически особенностей, обеспечивая каждому   из них самостоятельный выбор способов погружения  в изучаемый материал.

В процессе  деятельности необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Для анализа и обсуждения следует использовать конкретные факты и события из повседневной жизни, примеры из художественной литературы, кинофильмов. Следует обратить внимание, что деятельность воспитателя группы продленного дня по данному направлению должна проводиться систематически, только в этом случае будет достигнут желаемый результат.

.Важно воспитать в ребенке уважение, искренность, доверие, доброту, творчество, заботу и любовь. Задача воспитателя группы продленного дня  организовать деятельность, способствующую развитию гармоничной личности, любящей свою Родину, бережно относящуюся к традициям своего  народа, осознающую приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья каждого гражданина.

Список литературы:

1.Величко О. Ю. Методы и формы стимулирования нравственных проявлений младших школьников в процессе этического воспитания // Этическое воспитание. – 2007. - N 3.

2.Голошумова Г. С. Программа курса "Основы духовности и нравственности" для младших школьников // Школьные технологии. – 2003. - N 2.

3.Дьячкова М. А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников // Вестник развития науки и образования. - 2007.

4.Этическая грамматика в начальных классах. В 2-х ч. — М., 1998. Этические диалоги с учениками 5—6 классов. В 2-х кн. — М., 1998.

5..Лопатина А., Скребцова М. Искусство видеть мир: Кн. для занятий по духов, воспит. Кн. 4. — М., 1997.

6.Лещенко Н. В. Особенности нравственного развития младших школьников // Интеграция образования. - 2007.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gpd.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание нравственного поведения младшего школьника

в группе продленного дня

  

«Поведение - это зеркало, в котором

каждый показывает свой лик»

В.Гете

 

Организация пространства для успешного развития школьников в настоящее время является одной из задач педагога. Оказавшись в столь непредсказуемом изменчивом мире, ребенок сталкивается с массой проблем, которые он не может разрешить самостоятельно.

Воспитывающая среда, которая является важным условием успешного воспитания, представляет собой компонент воспитательной системы школы. Она состоит из внутренней среды, включающей в себя урочную и внеурочную деятельность учащихся, и внешней среды, представляющей собой пространство взаимодействия с социальными партнерами школы.

 Каждому педагогу известно, как важно воспитывать человека с ранних лет. Наклонности и качества, приобретенные человеком в детстве, по большой части, остаются в нем на всю жизнь. Душа ребенка впечатлительна, мягка, как воск. Что на ней отпечатлеешь, то и останется. Будешь учить детей добру,- из твоих детей выйдут порядочные люди; будешь учить дурному - выйдут дурные люди. Чему научишь в детстве человека, что он будет в это время видеть и слышать, то и останется с ним на всю жизнь. Всякий знает, как велика сила привычки. Важно развитие в детях добрых привычек с самых малых лет их жизни. Некоторые из родителей совершенно пренебрегают воспитанием детей в раннем их возрасте. Сделал ребенок дурное дело, неразумный родитель говорит: ничего, еще ребенок, не смыслит, вырастет, не станет этого делать; И растет этот ребенок, как дикая яблоня в лесу. Отведайте плода с этой яблони и не возрадуетесь, - так он кисел и горек. И вот, никем не останавливаемый, не наказываемый, и не вразумляемый, вырастает впоследствии этот ребенок рабом своих беспорядочных   наклонностей, ранее худое поведение переходит у него в навык и становится он негодным членам общества, горем для своих родителей, бременем и соблазном для многих. Духовная жизнь должна быть проста, чистосердечна. Большая проблема, которую все мы призваны решать - наш низкий духовный уровень.

Этика как наука о нравственной жизни человека способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующая стержень духовной культуры, понять ценностные ориентиры в мире человеческого общения, норм бытия. Этика вбирает в себя всё прогрессивное,   способствующее развитию жизни и гармонии человека с окружающим миром, содержащееся в истории этической мысли и нравственном опыте, предшествующих поколений.

Последовательное развитие этического сознания, нравственного чувства способно активизировать развитие личности, ценностно-ориентированное поведение. Если в процессе этического воспитания своевременно и грамотно помочь школьнику выстроить пути собственного нравственного развития, ободрить, поощрить, поддержать его устремления – будет достигнут нравственный результат.

Занятия этикой и этикетом в группе продленного дня играют огромную роль в становлении нравственного поведения младшего школьника. Важно на каждом занятии знакомить ребят с правилами этикета и формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни. Ребята учатся видеть свои недостатки поведения и исправлять их, а также избавляться от плохих привычек. Они учатся  относиться  к людям с заботой и вниманием. В процессе занятий воспитывается уважительное отношение к близким и окружающим  людям, бережное  отношение к культурным ценностям, к родному языку.    Воспитательный процесснеобходимопланировать и строить во взаимосвязи духовного и светского направлений. Ведущим направлением является  нравственное воспитание.

По данной темес детьми  следует проводить мероприятия: беседыпо нравственной тематике и на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, беседы по правилам дорожного движения. Актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них нравственных чувств.

Группа продленного дня предоставляет широкие возможности для развития нравственного поведения учащихся.

Для  начальной школы наиболее актуальными являются  темы:

 - «Доброта имилосердие», «Правдивый ли ты?», «Любовь к близким»,

«Законы дружбы», «Твое отношение к труду», «Культура общения»,

«Правила поведения в  общественных местах» и др.

Учитывая психологические возможности детей младшего школьного возраста, основным методом  работы по теме является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек. Для самостоятельного принятия выбора поведения большую  роль играет работа в малых группах, где каждый ребенок несет ответственность не только за свои деятельность, но и за действия членов малой группы, где проходит обсуждение и  в совместном поиске принимаются решения.

Воспитание - это опосредованный процесс создания условий для самовоспитания. В связи с этим необходимо создать условия для самовоспитания, в которых субъект осознает мотивы и цели своей деятельности. При обучении необходимо опираться на опыт ребенка.

Психологически просвященный  преподаватель ГПД выстраивает  процесс воспитания и свое общение с учениками, и взаимодействие между ними с учетом их  психологически особенностей, обеспечивая каждому   из них самостоятельный выбор способов погружения  в изучаемый материал.

В процессе  деятельности необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Для анализа и обсуждения следует использовать конкретные факты и события из повседневной жизни, примеры из художественной литературы, кинофильмов. Следует обратить внимание, что деятельность воспитателя группы продленного дня по данному направлению должна проводиться систематически, только в этом случае будет достигнут желаемый результат.

.Важно воспитать в ребенке уважение, искренность, доверие, доброту, творчество, заботу и любовь. Задача воспитателя группы продленного дня  организовать деятельность, способствующую развитию гармоничной личности, любящей свою Родину, бережно относящуюся к традициям своего  народа, осознающую приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья каждого гражданина.

Список литературы:

1.Величко О. Ю. Методы и формы стимулирования нравственных проявлений младших школьников в процессе этического воспитания // Этическое воспитание. – 2007. - N 3.

2.Голошумова Г. С. Программа курса "Основы духовности и нравственности" для младших школьников // Школьные технологии. – 2003. - N 2.

3.Дьячкова М. А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников // Вестник развития науки и образования. - 2007.

4.Этическая грамматика в начальных классах. В 2-х ч. — М., 1998. Этические диалоги с учениками 5—6 классов. В 2-х кн. — М., 1998.

5..Лопатина А., Скребцова М. Искусство видеть мир: Кн. для занятий по духов, воспит. Кн. 4. — М., 1997.

6.Лещенко Н. В. Особенности нравственного развития младших школьников // Интеграция образования. - 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

актуальность духовно-нравственного воспитания младших школьников в группе продленного дня

Этот материал о духовно-нравственном воспитании младших школьников в ГПД...

Программа «Воспитание нравственного поведения младших школьников в обществе»

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства,...

Программа «Воспитание нравственного поведения младших школьников в обществе»

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, -значит,  вырастить угрозу для общества.Теодор Рузвельт Воспитание является одной из важнейших составляющих образователь...

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Данная презентация раскрывает секреты моего педагогического опыта в вопросах воспитания у детей уважения к себе, сверстникам и старшим, приобщение к особенностям мировых культур....

Доклад «Нравственное воспитание младших школьников в группе продленного дня»

Доклад" Нравственное воспитание младших школьников в группе продленного дня"...

Подвижные игры как средство воспитания и развития младших школьников в группе продленного дня.

Статья о значении подвижных игр для развития учащихся в группе продленного дня....

Нравственное воспитание младших школьников в группе продленного дня.

В статье рассмотрена актуальность  нравственного воспитания детей младшего школьного возраста....