Развитие интеллектуальной одарённости в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Целью работы по развитию детской одарённости в начальной школе в условиях реализации ФГОС является обеспечение возможности самореализации личности в различных видах деятельности.Начальная школа-начало всех начал,в том числе и развития детской одарённости.Одарённый ребёнок-это ребёнок,который выделяется яркими,очевидными,иногда выдающимися достижениями...Таким образом,судить об одарённости ребёнка следует не только по школьным или внешкольным делам,но и по инициированным им самим формам деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_intellektualnoy_odaryonnosti_v_nachalnoy_shkole.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Поворознюк Инна Евгеньевна 2. Дата рождения : 12.08.1968г. 3. Должность : воспитатель ГПД 4 . Образование : среднее специальное , Донецкое педагогическое училище,1987г. 5. Специальность по диплому : учитель начальних классов 6. Место работы : ГБОУ СОШ № 491 7 . Стаж работы : 35 лет 8 . С какого года работает в учебном заведении : с 2019 г . 9 . Год последней аттестации : 2020 г. 10. Год прохождения курсов повышения квалификации : 2022г. 11. Дата , формы и результаты повышения квалификации:ООО « ЦНОИ» ( Удостоверение №342416845289 от 15.06.2022г .) За время обучения : • сдала зачёты и экзамены ; 12. Дата предыдущей аттестации : 30.08.2020 г., специалист I категории
Развитие интеллектуальной одаренности в начальной школе Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением её сил в активной деятельности. В.А. Сухомлинский
Понятия “одарённость”, “одарённый ребёнок”, интеллектуальная одарённость» Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одарёнными» «одарённые дети встречаются крайне редко »
Признаки одарённости Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
вввоввврворрвроврарорррщрекешн9ешн9нш Признаки одарённости охватывают два спектра поведения одаренного ребёнка: Мотивационный (характеризует отношение ребёнка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности вввоввврворрвроврарорррщрекешн9ешн9ншд Мотивационный (характеризует отношение ребёнка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности) Инструментальный ( характеризует способы его деятельности)
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка охарактеризован склонностью “все делать по-своему” Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован повышенной любознательностью к изучаемому предмету
Задачи работы учителей с одаренными детьми: выявление одаренных детей; создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Техники работы с одарёнными детьми Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда входят занятия по решению проблем с применением таких известных техник как мозговой штурм, занятия ориентированные на использование метода проектов, осуществление исследовательской деятельности, развитие личностных характеристик, упражнения на релаксацию.
Особое значение придается корректирующим, развивающим и интегративным программам. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы, в них используются такие виды упражнений как ролевой тренинг, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на направленные на обсуждение жизненных ценностей связанные с исследованием проблемы самоактуализации.
Создание условий для развития интеллектуальных способностей младших школьников, … 1 . Дать учащимся прочные знания по предметам. 2. Развитие интеллектуальных способностей каждого ученика. 3. Воспитание трудолюбия, самостоятельности, любознательности и творческой активности. Задачи: 1. Выявить первоначальный уровень развития интеллектуальных способностей каждого учащегося. 2. Построить систему индивидуальной работы так, чтобы учение каждого ребенка происходило при максимальном напряжении его сил. Информировать родителей об успехах и проблемах их детей, привлекая родителей к совместной деятельности.
Дифференциация содержания интеллектуального развития на разных ступенях начального обучения 1 класс - совершенствование сенсорно- перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формирования предпосылок овладения учебной деятельностью. 2 класс - совершенствуется наглядно-образное мышление и закладываются основы формирования словесно-логического мышления и внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития. 3 – 4 классы - формирование словесно-логического мышления, развитие внимания, совершенствование внутреннего плана действия.
Развитие восприятия Задача учителя - научить школьников выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. Примеры заданий: задания на сравнение; задания на определение того, что не дорисовано ( стул без одной ножки, слон без одного бивня, собака без одной лапы и т.д.); игра "Подбери узор".
Формирование устойчивости внимания Задача учителя - выработать умение контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Примеры заданий: упражнения "переплетенные линии", всевозможные "корректурные пробы", т. е. вычеркивание из таблицы какого-либо одного или нескольких указанных символов.
Развитие памяти младших школьников Задача учителя формирование опосредованного запоминания , т. е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Примеры заданий: запоминание слов с помощью картинок; запоминание слов путем составления рассказа
Формирование воображения Примеры заданий: задания на развитие вербальной фантазии: а) сочинение сказок, историй; б) представь, что будет, если...; задания на формирование невербальной фантазии (создание нового объекта: животного, механизма и т. п.); задания на пантомимическую фантазию (изобразить чайник, машину, поезд и пр.); задания на развитие зрительного воображения: а) задания на завершение незаконченного рисунка; б) нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры.
Полноценное умственное развитие младших школьников предполагает использование всех трех видов мышления . Для развития наглядно-действенного мышления мы широко используем: - традиционные виды деятельности детей: рисование, лепку, конструирование; - упражнения «переставь карточку», разработанные А.З. Заком ; - игры Б.Н. Никитина: "сложи узор", "собери квадрат", "уникум", "точечки", "кирпичики"; - дидактические игры: конструктор, сборные игрушки, мозаика, лото, домино и др.
Для развития наглядно-образного мышления используем такие упражнения: - "лишний предмет", - "раздели на группы" - "нелепицы" и др. Основу этих упражнений составляют картинки, рассматривая которые ребенок должен выполнить предлагаемое задание.
Одним из существенных признаков словесно-логического мышления является оперирование понятиями. - "найди лишнее слово"; - назвать слова, относящиеся к какому-либо родовому понятию (деревья, спорт, звери, транспорт и т.п.); - дать определение понятию (велосипед, кнопка, гвоздь, самолет и т.п.); - подбери синонимы (антонимы) и др. - «Составь загадку», - «Составь рассказ».
Концептуальные принципы развития интеллектуальной одарённости: а) создание ситуации успеха; б) раскрепощенность в творчестве; в) усложнение предлагаемых заданий; г) учет индивидуальных возможностей каждого ребенка; д ) чередование заданий различной направленности; е) комплексный характер занятий.
Для поддержания и гармонизации процесса развития интеллектуальных способностей во время занятий мы стараемся выполнять следующее: 1.Поощрять самостоятельные мысли и действия ребёнка. 2. Не мешать желанию ребёнка сделать что-то по своему. 3. Уважать точку зрения воспитанника. 4. Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятия. 5. Безоценочно относиться к детскому творчеству.
6. Творить и играть иногда с детьми вместе – в качестве рядового участника процесса. 7. Больше внимания уделять организации процесса интеллектуального и творческого напряжения, а не результатам. 8. Использовать «творческие» методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами и др. 9. Поддерживать на занятиях положительный эмоциональный фон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности каждого ребёнка.
Классные часы насыщены играми, развивающими эрудицию, расширяющими кругозор. Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Умники и умницы», «КВН», «Звездный час».
Целью таких игр является обобщение приобретенных знаний и умений. Рубрика «Хочу все знать!». «Почему в Африке нет зимы», «Что такое космос», «Почему лампочка горит». Затем эти вопросы служат темами будущих бесед, дискуссий, ребята сами стараются отыскать ответы на эти вопросы. Соревнуются: кто быстрее и точнее. Таким образом, престиж знаний значительно повышается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детской одарённости в начальной школе
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остает...
статья "Развитие одарённости в начальной школе"
В статье описывается система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...
Развитие интеллектуальной одарённости обучающихся 1 класса через проектно-исследовательскую деятельность во внеурочное время
Проектная деятельность – это выполнение какой-либо творческой работы совместно либо индивидуально. В процессе выполнения проектно-исследовательских работ у детей формируется позитивная самооценк...
Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС"
В докладе даётся определение, что такое одарённость, кого принято считать одарённым. Определены цели и задачи при работе с одарёнными детьми. Дана классификация типов одарённости учащихся...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Внеклассная работа - организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умения и навыков, развития самостоятельности, индивид...
Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС
Обеспечение возможности самореализации личности в различных видах деятельности....
Развитие интеллектуальных способностей в начальной школе
Опыт работы по развитию интеллектуальных способностей младших школьников. Формирование прочных знаний по предметам, вовлечение в активную познавательную деятельность....